Статья "Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС ООО"
статья по музыке

В статье с презентацией рассказывается о формах и методах формирования УУД на уроках музыки. Из опыта работы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Анциферова Татьяна Валерьевна,

учитель музыки

МБОУ «Средняя общеобразовательная

 школа № 8 имени К.К. Рокоссовского»

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС ООО

Содержание учебного курса предмета «Музыка» в рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения для общеобразовательной школы основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, личности творческой, способной генерировать идеи, воплощая их в жизнь.

В основной школе происходит становление и развитие системы ценностных ориентаций и мотиваций личности, поэтому содержание предмета «Музыка» становится особенно актуальным, и представляет собой неотъемлемое звено в системе общего образования. Особенности содержания курса «Музыка» обусловлены спецификой музыкального искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания.

При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем. Развитие вышеперечисленных способностей необходимо в любой созидательной сфере человеческой деятельности, делает жизнь человека одухотворенной, яркой, интересной, разумной (Слайд 1)

Сформированные навыки активного диалога с музыкальным искусством становятся основой процесса обобщения и переосмысления накопленного эстетического опыта.

Изучение предмета «Музыка» направлено на достижение следующих целей: (Слайд 2)

  • формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;
  • развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;
  • развитие творческих способностей  в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.)

Личностное, коммуникативное, социальное развитие учащихся определяется стратегией организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться (Слайд 3).

Критериями дифференциации видов универсальных действий являются: функции, (Слайд 4) структура и форма, особенности возникновения, в том числе условия организации учебной деятельности. К основным видам универсальных учебных действий относятся: (Слайд 5)

-личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-эстетического оценивания),

-регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование),

-познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические),

-коммуникативные.

Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения содержания  курса обучения и тесно связаны с достижением метапредметных результатов, т.е. таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень актуально в наше время, потому что в современном мире требуются такие качества человека как мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

Личностные учебные действия (Слайд 6) по предмету «Музыка» выражаются в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; в формировании ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Регулятивные (Слайд 7) действия в изучении предмета «Музыка». Учащимся важно ясно представлять цель предмета, а именно, что музыкальное произведение, представляющее настоящее искусство, – это мысль, выраженная в виде звуков, которая провозглашает духовно-нравственные ценности человечества.

Познавательные универсальные действия (Слайд 8) на уроках музыки. Приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному, профессиональному музыкальному творчеству – способствует формированию целостной художественной картины мира, воспитанию патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе, развитию творческого, символического, логического мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социальное развитие учащегося.

Коммуникативные учебные действия (Слайд 9) по предмету «Музыка»  формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

С точки зрения предмета «Музыка» самым близким является понятие моделирование, как универсальное учебное действие.

Мелодия – это мысль, выраженная в знаково-символическом виде, т.е. с помощью звуков. Именно, в интонационном зерне  кроется основная идея всего музыкального произведения. Соответственно, слушая музыкальное произведение на уроке, необходимо, прежде всего, обращать внимание на его интонационный анализ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС ООО Анциферова Татьяна Валерьевна, учитель музыки, первая категория Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8 имени К.К. Рокоссовского» г. Курск

Слайд 2

Цель массового музыкального воспитания формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира; развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти, ассоциативного мышления, фантазии и воображения; развитие творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально- пластическое движение, импровизация и др.)

Слайд 3

Универсальные учебные действия в широком смысле «умение учиться», т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения социального опыта в узком (психологическом) смысле совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Слайд 4

Функции универсальных учебных действий: Обеспечение возможности учащегося самостоятельно осуществлять деятельность, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности. Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков формирования картины мира и компетентности в любой предметной области познания.

Слайд 5

Виды универсальных учебных действий Личностные действия Познавательные действия Регулятивные действия Коммуникативные действия Знаково-символические действия

Слайд 6

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащегося знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения

Слайд 7

обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий. Регулятивные действия

Слайд 8

ПОВЕРЬ СЕБЯ Ответы на тестовые задания 1. б) скрипка г) балалайка 2. б) импрессионизм 3. б) М.Мусоргский 4. К.Дебюсси, М.Равель 5. К.Моне, Э.Дега, О.Ренуар, К.Писсаро. 6. в) лютня 7. а)Караваджо 8. в)Репин Оценка задания : 5 (отлично) – всё выполнено правильно. 4 (хорошо) – 1-2 ошибки (неправильно названы два фрагмента из произведения); 3 (удовлетворительно) – более 3 ошибок (неправильно названы фрагменты из произведения);

Слайд 9

ПРОВЕРЬ СЕБЯ Карточка-тест 1.Соедините стрелочкой название фрагмента, тембр и фамилия исполнителя: Вторая песня Баяна бас В.Фирсова Ария Руслана тенор И. Петров Каватина Людмилы баритон С.Лемешев Рондо Фарлафа сопрано Ф.Шаляпин

Слайд 10

Проверь себя Средства выразительности К. Глюк «Мелодия К. Глюк Хор Фурий Мелодия плавная отрывистая Темп медленный быстрый Динамика очень тихая очень громкая Характер певучий, лирический резкий, злой Музыкальные инструменты флейта хор и оркестр Образ добро зло Прием развития контраст контраст

Слайд 11

Таблица Заполните таблицу, впишите фамилия композиторов, названия и жанр произведений, с которыми мы познакомились на уроках : № Композитор Название фрагмента Произведение Жанр 1 2 3 4 5 6

Слайд 12

Проверь себя Впишите в таблицу произведения, с которыми мы познакомились на уроках:

Слайд 13

ПОВЕРЬ СЕБЯ Музыкальная викторина № Композитор Сказочный герой 1 М.Мусоргский БАБА ЯГА 2 С.Прокофьев ЗОЛУШКА 3 Н.Римский-Корсаков ШМЕЛЬ 4 Н.Римский-Корсаков СНЕГУРОЧКА 5 М.Мусоргский ГНОМ Оценка задания : 5 (отлично) – всё выполнено правильно. 4 (хорошо) – 1-2 ошибки (неправильно названы сказочный герой или композитор); 3 (удовлетворительно) – более 3 ошибок (неправильно названы композиторы)

Слайд 14

Познавательные действия общеучебные универсальные действия (выделение и формулирование познавательной цели, поиск информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса, постановка проблемы, моделирование). логические универсальные действия (анализ объектов выделения признаков, синтез, классификация объектов, установление причинно-следственных связей, логическая цепь рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование). постановка и решение проблемы (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.).

Слайд 15

ВОПРОСЫ: Какие черты характера богатырей передает музыка симфонии? Как звучит основная тема? Каков характер второй темы? Задание Музыкальные эмоции Сурово Певуче Мужественно Величаво Решительно Светло Настойчиво

Слайд 16

Мелодия Жанр Ритм Темп Динамика Лад Средства музыкальной выразительности

Слайд 17

ПИСЬМЕННАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА Анализ музыкального произведения: ________________________________________________________________ Инструкция: дайте письменный анализ прослушанной пьесы на основе следующих параметров: Характер мелодии __________________________________________________________ Лад________________________________________________________________________ Темп_______________________________________________________________________ Фактура____________________________________________________________________ Метроритм_________________________________________________________________ Регистровые и динамические особенности________________________________________________________________ Жанр______________________________________________________________________ Форма_____________________________________________________________________ Образное содержание _______________________________________________________ _______________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________

Слайд 18

Назовите художника и композитора, что их объединяет?

Слайд 19

Назовите название и авторов картин? Какое отношение они имеют к творчеству композитора?

Слайд 20

Что объединяет поэта и композитора?

Слайд 21

Карта самооценки вокально-хоровой работы обучающегося ______ класса ______________________ № п / п Критерии оценки Очень хорошо Хорошо Плохо 1 Знаю текст песни 2 Правильно исполняю мелодию 3 Умею петь в ансамбле 4 Могу исполнить песню самостоятельно 5 Исполняю песню выразительно Поставьте знак «+» в нужной колонке

Слайд 22

Карта самооценки «Для меня сегодняшний урок…» Урок Я на уроке Итог интересно работал понял материал скучно отдыхал узнал больше, чем знал безразлично помогал другим не понял материал

Слайд 23

«Синквейн» 1 строка – тема или предмет (одно существительное): ___________________ 2 строка – описание предмета (два прилагательных): _____________________ 3 строка – описание действия (три глагола): __________________________________________________________________ 4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету: ___________________ ______________________ ____________________________________________ 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово) _______________________________________________ Образ – загадочный, фантастический – рассказывает, изображает, привлекает – добро побеждает зло – волшебство. 2 группа «Музыковеды». Образ – добрый, волшебный – завораживает, радует, учит – сказка ложь, да в ней намек – сказка. 1 группа «Эрудиты».

Слайд 24

Задания группам: Составить синквейн к слову ИСКУССТВО Группа №1 Искусство (литература) Группа №2 Искусство (живопись) Группа №3 Искусство (музыка).

Слайд 25

«Рефлексивная мишень»

Слайд 26

ГОРКА Перед вами карточка с изображением горы. Если вы считаете, что хорошо усвоили на уроке, разобрались в изученной теме, то нарисуйте себя на вершине горы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже, а слева или справа решите сами.

Слайд 28

«Чемодан, мясорубка, корзина» Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке. Корзина – всё выброшу.

Слайд 29

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество.

Слайд 30

Симфония – (гр. - созвучие) объемное, масштабное музыкальное произведение для симфонического оркестра Симфония № 2 «Богатырская» Задание: I группа: определить характер музыки II группа: определить музыкальные инструменты, которые использовал композитор для создания произведения III группа : словесно «нарисовать» ту картину, которую представили себе, слушая данное произведение

Слайд 31

Назовите авторов и название произведений. Определите жанр. 1 группа. П.Чайковский Марш из балета «Щелкунчик». Жанры – марш, балет. 2 группа. Ж.Бизе Марш тореадора из оперы «Кармен». Жанры – марш, опера. Сравнительный анализ произведений. -Определите характер музыкального произведения? 1 группа. П.Чайковский Марш - шутливо-юмористический. 2 группа. Ж.Бизе Марш тореадора - серьёзный, воинственный, мужественный. -Определите ваши ассоциации, полученные при слушании музыки? 1 группа. П.Чайковский Марш - праздник. 2 группа. Ж.Бизе Марш тореадора – воин.

Слайд 32

Задание группе № 1. Все времена года отражены в искусстве. В живописи природа играет красками, цветами, бликами. Назовите художников, изображавших природу на своих полотнах, составьте художественный ряд Задание группе №2. Человеческая душа несет в себе глубокое поэтическое видение природы. Назовите поэтов и писателей, посвятивших этой теме свои произведения, составьте литературный ряд. Задание группе №3. Тема природы издавна привлекала композиторов. Природа дарила музыке звуки, тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы Назовите композиторов, отразивших в своих произведениях тему природы, составьте музыкальный ряд.

Слайд 33

Музыковеды Литераторы Художники Какие композиторы обращались к сказочным сюжетам? Сюжеты каких сказок легли в основу музыкальных произведений? В каких музыкальных жанрах композитор изобразил сказку? Чем отличается сюжет «Сказки о царе Салтане и о сыне его Гвидоне» А.С. Пушкина от либретто одноимённой оперы Н.А.Римского – Корсакого; Как характер героев сказочных героев отразился в музыке. Изобразите героев «Сказки о царе Салтане и о сыне его Гвидоне»; Сравните свой образ Царевны – лебеди с образом Врубеля.

Слайд 34

1 группа «Эрудиты». 1.Слушая музыку и анализируя средства выразительности, определите, в какое насекомое превратился князь Гвидон? Аргументируйте свой ответ. 2.Заполнение карты анализ произведения. - Дайте название фрагменту? 2 группа «Музыковеды». 1.Дорисуйте рисунок, вклейте в него нужное насекомое. (На рисунке следующее изображение – берег, море; насекомые – шмель, муха, комар). 2.Мимикой и жестами изобразите это насекомое.

Слайд 35

1 группа «Всезнайки». 1.Слушая музыку и анализируя средства выразительности, определите какое, из трех чудес, увидели гости? (Это чудо – белка, так как музыка была веселой, легкой, танцевальной, мелодия – отрывистой, темп – средний, громкость – не очень громкая, в оркестре звучала песня «Во саду ли в огороде…», а её в сказке исполняла белка) 2 группа «Грамотеи». 1 . Соберите пазлы и определите картину, на которой изображено это чудо.(Пазлов три варианта) 2. Мимикой и жестами изобразите это чудо.

Слайд 37

Литература http://standart.edu.ru/ http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/ http://festival.1september.ru/articles/519655/ http://ru.wikipedia.org/wiki/ Примерные программы основного общего образования. Искусство (Стандарты второго поколения).- М .: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории в рамках реализации ФГОС

Доклад о формировании УУД на уроках истории в рамках реализации  Федеральных Государственных образовательных стандартов.Дается токование, объяснение, что такое УУД, их функций  и формировани...

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС

ФОРМИРОВАНИЕ  УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС...

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии в условиях внедрения ФГОС

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного процесса. Овладение учениками универс...

Методическая разработка по теме: "Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках физики в рамках реализации ФГОС"

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствован...

Статья по теме: " Методы формирования учебных действий на уроках математики в условиях реализации ФГОС "

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной  активности учащихся, побуждают их к старательному учению....