ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС
статья на тему

Привалова Маргарита Алексеевна

ФОРМИРОВАНИЕ  УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx37.85 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ  УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС

Идеальная дидактика-это ее отсутствие.

Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не

может ему помешать. Пусть гаснет свет - он

будет читать при свечах

Анатолий  Гин

На сегодняшний день в системе школьного образования все больше внимание уделяется тому, как учащиеся могут самостоятельно извлекать необходимую информацию, осмысливая и перерабатывая  ее. На мой взгляд, история является одной из интереснейших наук, которую на уроке нужно преподнести так, чтобы заинтересовать, увлечь ученика.

Одним из ключевых понятий Федерального государственного стандарта образования (ФГОС)  является формирование универсальных учебных действий. Овладение данными действиями позволяет учащимся самостоятельно усваивать новые знания, умения, и анализировать их. Универсальные учебные действия дают возможность учащимся  совершенно самостоятельно проявлять свои способности  на уроке, т.е.  ставить учебную задачу, искать и использовать необходимые  средства,  и  условия их достижения.

Таким образом, можно отметить, что универсальные учебные действия - это способность  ученика к самосовершенствованию, саморазвитию, путем рационального и креативного получения нового социального опыта.

Универсальные учебные действия – это совокупность действий учащихся с их навыками учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Всесторонний  характер учебных действий проявляется в метапредметности и надпредметности. К этому можно добавить, что  в рамках метапредмета  «задачи»  у учащихся формируются способности  понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов  решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели, которые позволяют сформировать  целостность    общекультурного, личностного и познавательного саморазвития.

Выделяется несколько типов  универсальных учебных действий:

личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Личностные  действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют ориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира (подготовка сообщений, выступлений об исторических деятелях; подбор материала к семинарским занятиям;  дискуссии и диспуты).

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. 

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания: применение ИКТ; ролевые игры; исследовательская деятельность; самостоятельная постановка цели и проблемы урока; составление таблиц, схем, тезисных, и развернутых планов, и опорных конспектов; рефлексия учебной темы.

Коммуникативные действия обеспечивают возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и  работать в группах. 

Для формирования  универсальных учебных действий, мной используются следующие виды деятельности:

  • составление рассказа на основе информации учебника, отрывка из летописей, литературного источника, карты и схемы; 
  •  извлечение информации из источника; 
  • описание объекта по схеме; 
  • составление характеристики исторического деятеля; 
  • работа с картой («чтение карты»), схемой; 
  • анализ исторического источника; 
  •  чтение и обобщение фактов из литературного источника; 
  •  составление вопросов к тексту, ответы на них; 
  • комментированное чтение текста; 
  • составление простого и сложного плана; 
  • составление сравнительных, хронологических таблиц; 
  • составление кластера; 
  • подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу; 
  • составление логической схемы, цепочки; и другие. 

 Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка,  и  тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.

К. Д. Ушинский писал: «Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая, это заранее; на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг». Поэтому основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие – чему учить?  зачем   учить? как учить?

Учебная деятельность – самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он  изменяется и эти изменения понимает. 

Учебная задача (чему? зачем?) – цель, которую перед собой ставит ученик. 

Учебное действие (как?) – система существенных признаков понятия или алгоритм. 

Самоконтроль (правильно?) – определение правильности выполненного действия. 

Самооценка (хорошо? можно лучше?) - определение степени соответствия.

Применение указанных методик в преподавании истории и обществознания помогают сформировать  навыки  критического мышления, анализа и  синтеза, умения оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук, умение обобщать, анализировать и оценивать информацию (теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нем, с целью проверки  гипотез и интерпретации данных различных источников).

Формирование  универсальных учебных действий  во многом зависит не только от учебно-методического комплекта, но и от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности их коммуникативной деятельности.

Литература

  1. Студеникин, М. Т. Методика преподавания истории в школе / М. Т. Студеникин. -  М., Владос, 2004.
  2. Гин, А. А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителей./ А. А.  Гин. — Луганск: Учебная книга, 2003.
  3. Рабочие программы История 10-11 классы / М.: Дрофа, 2013.
  4. Справочник учителя истории и обществознания /  Волгоград, 2013.
  5. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко. -  М.,2006.
  6. Лукъянова, М. И. Современный урок и требования ФГОС // Народное образование / М.И. Лукъянова. - 2012. №8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование урока истории в условиях перехода на ФГОС с применением технологической карты.

Проектирование урока истории в условиях перехода на ФГОС с применением технологической карты...

доклад на РМО Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения детей на уроках географии в условиях перехода на ФГОС

Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения детей на уроках географии в условиях перехода на ФГОС...

Конструирование урока истории в условиях перехода к ФГОС

Методическая статья "Конструирование урока истории в условиях перехода к ФГОС"...

Домашнее задание, его роль в формировании учебных компетенций на уроках технологии в условиях перехода на новый ФГОС

Домашнее задание, его роль в формированииучебных компетенций на уроках технологиив условиях перехода на новый ФГОС...