Домашнее задание, его роль в формировании учебных компетенций на уроках технологии в условиях перехода на новый ФГОС
учебно-методический материал

Калашников Андрей Константинович

Домашнее задание, его роль в формировании

учебных компетенций на уроках технологии

в условиях перехода на новый ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnee_zadanie_word.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Любимовская средняя общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области

Выступление на тему:

«Домашнее задание, его роль в формировании

учебных компетенций на уроках технологии

в условиях перехода на новый ФГОС»

                                                                                                    Подготовил:

                                                                                        учитель технологии

                                                                                          Калашников А.К.

                                                            2019

На современном этапе реформирования образования одна из главных задач - создание необходимых условий для полноценного развития и самореализации каждого гражданина России. Это возможно осуществить, раскрыв новые педагогические технологии, которые бы предусматривали особенности психического развития подрастающей личности с учетом ее индивидуальных особенностей.

Поэтому залогом эффективности учебной деятельности и процесса учения школьников на уроках технологи является результативность познавательной деятельности, от которой зависит целеустремленность умственной активности, развитие интеллектуальной рефлексии и врожденных задатков учащихся.

Домашняя учебная работа учащихся на уроках технологи является весьма важной составной частью процесса обучения и выступает одной из существенных форм его организации. Оназаключается в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков.

Домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи учителя. Формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности – одна из ведущих функций домашней работы.

Необходимость домашнего задания по предмету «Технология» должна определяться учителем исходя из потребностей образовательного процесса и желания обучающихся. На настоящий момент в нормативных документах отсутствует требование обязательного выполнения домашней работы по предмету «Технология», как и отсутствует запрет домашних заданий. Могут быть рекомендованы следующие варианты домашних заданий: найти информацию по теме «…», подготовить выступление по теме «…», повторить ПТБ, составить кроссворд, подготовить вопросы к викторине и т.д. В основном это задания информационного и творческого характера. Каждое домашнее задание должно сопровождаться объяснением учителя, его рекомендациями. Не рекомендуется в качестве домашнего задания предлагать выполнение технологических операций, требующих станков, специального оборудования, опасных инструментов.

Домашняя учебная работа учащихся — составная часть учебно-воспитательного процесса в школе.

Как следует из этого определения, домашняя работа по овладению изучаемым материалом характеризуется двумя основными признаками - наличием учебного задания, даваемого учителем, и самостоятельной работой учащихся по его выполнению. Выполнение домашнего задания должно быть успешным, а для этого ученику нужно быть внимательным, наблюдательным, уметь запоминать, выполнять мыслительные операции, ценить и распределять время, фиксировать прочитанное, увиденное, прослушанное. Также успешность в значительной степени зависит от умения учителя организовать выполнение домашних работ, то есть подготовка, а именно: учитель формирует навыки самостоятельной работы, разъясняет содержание и методику выполнения задач. Крайне важно приучить школьников выполнять домашние задания самостоятельно, но если ученику трудно сделать это самому, то старшие могут помочь только наводящими вопросами, напоминанием о подобной ситуации в предыдущих задачах.

По своим целям домашняя работа, которую я даю своим ученикам, -очень разнообразная. Я стараюсь не перегружать учащихся домашними заданиями, потому что тогда ученик вынужден будет выполнять их формально. Есть и другие причины, негативно влияющие на выполнение домашних заданий: невнимательность учащихся на уроке, неумение самостоятельно работать, нечеткое разъяснения учителем материала и инструкций. Важно, чтобы домашние задания имели творческий характер, вызывали у учеников познавательные интересы, желание учиться, были связаны с жизнью, на что я и стараюсь обратить особое внимание.

Важную роль в формировании самостоятельности школьников на уроках технологи играет характер домашней работы.

Домашнее задание должно быть направленным на развитие мышления учащихся, формирование новых умений и навыков при его обработке. Главный принцип, которого должен придерживаться учитель, когда комментирует домашнее задание, какими бы ни были его содержание и сложность, - это ориентирование ученика на успех при его выполнении, перспектива получить знания даже методом исправления собственных ошибок.

Эффективность домашнего задания зависит в большой степени от методов его проверки. Сейчас можно найти много примеров относительно стандартных и необычных приемов и методов проверки домашнего задания, которыми делятся учителя-практики, но вывод можно сделать один – домашнее задание надо проверять систематически и тщательно, если ставится цель относительно его эффективного использования в процессе обучения. Приемы должны быть простыми, разнообразными и известными ученикам, то есть ученик должен знать каким образом на следующем уроке будет проверено домашнее задание, которое он выполнит. Грамотно составленное домашнее задание на уроках технологи активизирует мыслительную деятельность школьников, воспитывает их самостоятельность, работоспособность, добросовестность и ответственность.

Задачами домашней работы на уроках технологи является также развитие творческих способностей детей, выявление их индивидуальных склонностей, формирование и активизация познавательного интереса к учебному предмету. В связи с этим домашняя учебная работа является важной и неотъемлемой частью всего учебного процесса.

Исследовательская домашняя работа предполагает составление презентаций («Роботы в современном мире», «Производство стали и чугуна»),  выполнение проектов по теме («Народные промыслы родного края», «Интарсия - деревянная мозаика»). Данный вид работ выполняют не все школьники, а только по желанию. Мои обучающиеся практически все откликаются на выполнение таких домашних заданий, и результат их деятельности заслуживает высокой оценки.

Домашнюю работу, которую я даю на уроках технологии, можно разделить на несколько видов: индивидуальная (сообщение по образцу, подборка материала, доклады, составление плана, задание для всего класса, задание для соседа по парте), групповая (выпуск газет, совместное изучение тем, создание кроссвордов, подготовка сообщений), творческая (создай, раскрась, дорисуй, допиши, придумай, расшифруй, создай ключ, зашифруй, исследуй)

Инновационные виды домашних заданий: домашние контрольные работы,
составление сборников, составление и разработка тестов, выступление ученика
в роли учителя.

Домашнее задание в современной школе - реальная потребность времени, необходимо всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности.
Ученик – это не сосуд, который надозаполнить знаниями, а факел,который нужно зажечь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема проекта: «Роль школьного музея в воспитании гражданственности и патриотизма в условиях перехода на новый ФГОС»

«Роль школьного музея в воспитании гражданственности и патриотизма  в условиях перехода на новый ФГОС»...

презентация "Проектирование учебно-методического сопровождения курса биология - химия в профильных группах в условиях перехода на новый ФГОС"

презентация к обобщению опыта по теме "Проектирование учебно-методического сопровождения курса биология - химия в профильных группах в условиях перехода на новый ФГОС "...

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС

ФОРМИРОВАНИЕ  УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС...

Выступление на семинаре «Применение технологий личностно-ориентированного обучения на уроках технологии в условиях перехода на ФГОС ОО»

Выступление на семинаре «Модернизация содержания и технологий обучения предметной области «Технология» на базе ПМЦПКиППРО ИпиО КФУ.  Тема выступления:«Применение технологий личностно-ориентирован...

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Технология АМО – средство повышения мотивации школьников к обучению в условиях перехода на новые ФГОС

Активные методы обучения –методы, стимулирующие познавательнуюдеятельность обучающихся.Технология АМО –  это системаметодов, обеспечивающих активность иразнообразие мыслительной ипрак...