Выступление на семинаре «Применение технологий личностно-ориентированного обучения на уроках технологии в условиях перехода на ФГОС ОО»
материал по технологии на тему

Баширова Ольга Владимировна

Выступление на семинаре «Модернизация содержания и технологий обучения предметной области «Технология» на базе ПМЦПКиППРО ИпиО КФУ.  Тема выступления:«Применение технологий личностно-ориентированного обучения науроках технологии в условиях перехода на ФГОС ОО».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_seminare_rip_bashirova_o.v._23.11.2016.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар
«Модернизация содержания и технологий обучения предметной области «Технология» на базе ПМЦПКиППРО ИпиО КФУ

Тема выступления:
«Применение технологий личностно-ориентированного обучения на
уроках технологии в условиях перехода на ФГОС ОО»

Башировой Ольги Владимировны, 
учителя высшей кв. категории МБОУ «Лицей №110»

Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.

При реализации такого подхода  отношения «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора.

  1. Основные идеи Личностно-ориентированного обучения:
    -  
    В центре учебного процесса находится ученик.
    -  Ответственность за успех учебной деятельности берут на себя ученики.
    -  Главная цель обучения – развитие интеллектуальных и творческих способностей ученика.

Большой вклад в разработку теоретических и методических основ этого подхода внесли такие ученые, как Бондаревская Е.В., Газман О.С., Гусинский Э.Н., Сериков В.В., Турчанинова Ю.И., Якиманская И.С. Опираясь на идеи  и научные труды отечественных и зарубежных ученых они предприняли усилия для становления в России в середине 90-х годов ХХ века теории и практики личностно-ориентированной педагогической деятельности.

Сегодня я хочу поделиться своим опытом создания личностно-ориентированного обучения на уроках технологии в условиях перехода на ФГОС ОО.

В своей практике я использую приемы и методы работы, позволяющие создавать лично ориентированную среду на уроках технологии.
Вот некоторые из них:

  1. Обучение в сотрудничестве (совместная работа в сотрудничестве со сверстниками и учителем при решении разнообразных проблем)
  2. Метод проектов
  3. Разноуровневое обучение (предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня)
  4. Индивидуальный и дифференцированный подход к обучению (для хорошо успевающих учеников, нужно давать дополнительные задания, иногда, может быть, и сверх программных требований, чтобы поддерживать у них и развивать интерес к учению, в то же время постепенно поднимать базовый уровень для всех остальных учеников).
  5. «Портфолио ученика» («накопительная папка» ученика: успеваемость ученика, творческая деятельность).

1. Обучение в сотрудничестве

Сотрудничество - это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Работая в коллективе, человек вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом с ним. Следовательно, обучение в сотрудничестве создает условия для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели: каждый понимает, что он может добиться успеха (т.е. овладеть определенными знаниями) только при условии, что и остальные члены группы достигнут своих целей).

Главная идея обучения в сотрудничестве может быть сформулирована так:

учиться вместе, а не просто выполнять вместе.

Основные принципы обучения в сотрудничестве:

1) Взаимозависимость членов группы, которую можно создать на основе:

  • единой цели, которую можно достичь только сообща;
  • распределенных внутригрупповых ролей, функций;
  • единого учебного материала;
  • общих ресурсов;
  • одного поощрения на всех.

2) Личная ответственность каждого. Каждый участник группы отвечает за собственные успехи и успехи товарищей.

3) Равная доля участия каждого члена группы. Совместная учебно-познавательная, творческая и другая деятельность учащихся в группе на основе взаимной помощи и поддержки достигается, как правило, либо выделением внутригрупповых ролей, либо делением общего задания на фрагменты.

4) Рефлексия - обсуждение группой качества работы и эффективности сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования.

Пример:

  • Практическая работа по кулинарии проводится по бригадам. Работая в группе, каждая девочка поочередно выполняет обязанности бригадира; рационально организует работу всей бригады, следит за выполнением правил техники безопасности, улаживает возникающие конфликты, отвечает за соблюдением технологии выполняемых работ, организует уборку рабочего места. У кого-то это получается хуже, у кого-то лучше. Бригадная форма работы позволяет развить у учащихся такие качества, как ответственность, коммуникабельность. Способность принять чужую точку зрения или отстоять свою.

2. Метод проектов:  Важную роль в создании личностно ориентированной образовательной среды играет метод проектов.

При организации деятельности учащихся по методу проектов я использую индивидуальную, групповую и коллективную работу.

3. Разноуровневое обучение

В ходе выполнения практической работы перед учениками встает возможность выбора изделия по степени сложности его выполнения. Некоторые учащиеся необъективно оценивают свои силы и выбирают сложные в изготовлении варианты изделий. Тактично убеждаю учениц выбрать менее сложное, с технологической точки зрения изделие. Все этапы выполнения изделия остаются прежними, но на отдельных этапах технология обработки деталей упрощается.

Например: накладной карман для фартука можно выполнить с прямыми углами или закругленными. Технология обработки прямого кармана значительно проще, чем закругленного. В качестве усложняющего элемента в том же кармане можно использовать отделку. Учащиеся, более уверенно работающие на швейной машине, хорошо владеющие приемами ручных работ, могут выбрать более сложный вариант обработки кармана – то, который у менее успешных учениц вызовет затруднение в работе, займет большое количество учебного времени на обработку.

4. Индивидуальный и дифференцированный подход к обучению

Учитель должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться результата в учебной деятельности, а для этого нужно создавать ситуации успеха.

Поэтому передо мной встала задача, как организовать учебный процесс, чтобы разные по уровню усвоения учебного материала, темпераменту, физическому здоровью дети овладели едиными стандартами образования и при этом сохранили физическое и психическое здоровье. Ни один ребенок не приходит в школу неудачником. Он приходит в школу преисполненный желания учиться. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям.

Поэтому необходимо создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, стимулирующий познание.

Одним из возможных способов формирования ситуации успеха в учебной деятельности школьника является такая организация работы учителя, в которой учитываются индивидуальные особенности учеников. Наиболее оптимальный результат в данной ситуации даст технология дифференцированного обучения. Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования.

Цель дифференцированного обучения – обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, удовлетворения его познавательных потребностей. Обучение каждого ребенка должно происходить на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе.

Возможно использование разных методов освоения нового материала на уроках:

1) Использование на уроках элементов дискуссии. По ходу объяснения нового материала ставлю перед классом вопрос и даю возможность ответить на него всем желающим. При этом учащиеся не только слушают варианты ответов, предложенные одноклассниками, но и сравнивают свой вариант с другими. Важно, что высказываются все желающие, независимо от их успеваемости в учебе, так как жизненный опыт имеется у многих. Моя задача как учителя – скорректировать в нужном направлении отношение ребенка к социально важным вопросам.

2) Использование  проблемных ситуаций:

На многих уроках, чтобы больше заинтересовать девочек, я использую проблемные ситуации, ввожу элементы занимательности: решение технологических кроссвордов, задач на конструкторско-технологическую смекалку. Поскольку на изучение теоретического материала отводится мало времени, часть его мои ученики осваивают самостоятельно, используя для этого тематические стенды.

Готовясь к урокам, планирую не только свои действия, но и содержание работы учениц, стараюсь предусмотреть возможные трудности и пути их преодоления, а также учитываю индивидуальные особенности девочек. Ценным подспорьем при этом является моя методическая копилка, собранная за все годы работы в школе: поурочные комплексные планы и разработки по всем темам учебной программы и для всех классов, технологическая документация, дидактический материал. Стараюсь обучать девочек различным видам ручного труда. Тем более, что на этой основе они в дальнейшем значительно легче и успешнее овладевают механизированными инструментами.

Например, при выполнении раскроя изделия девочкам постоянно приходится решать проблему экономного раскладывания деталей выкройки на ткани с учетом направления ворса, рисунка, дефектов ткацкого производства. Часто случается, что принесенного на урок материала не хватает для раскроя выбранной модели. По ходу урока учащимся необходимо достаточно быстро ориентироваться и изменять фасон своего изделия с учетом имеющегося в наличии материала.

3) Игровые формы:

Это уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки – викторины. На этих уроках устанавливается более тесный контакт с одноклассниками, эти уроки помогают лучше узнать друг друга, развивается коммуникабельность. В каждом таком уроке есть «изюминка». Я стараюсь заинтересовать детей, увлечь за собой, заставить удивляться, искать ответы, размышлять. На уроках я поощряю любую полезную инициативу, подбадриваю, стараюсь поддержать сомневающихся. Подобные уроки дают прекрасные результаты.

В своей работе использую дидактические игры, которые способствуют активизации мыслительной деятельности.

Например: Даже при выполнении заданий по инструкционно-технологическим картам или образцам я не ограничиваю девочек жесткими рамками: «Делай так и не иначе!». Я предлагаю попробовать найти другой способ выполнения поставленной задачи, заставляю задуматься. И если кому-то из девочек это удается, я обязательно поощряю, даже если предложенный ее способ более трудоемкий. Я считаю, что похвала стимулирует творческое саморазвитие.

4) Использование здоровьесберегающих технологий: 

Я убедилась, что необходимо использовать здоровьесберегающие технологии в учебном процессе. Опытным путем подобрала комплекс упражнений для снятия утомления у учащихся, гимнастики глаз, коррекции осанки. На уроке этому отводится 1-3 минуты. В результате у девочек повышается работоспособность. Уроки технологии играют особую роль в профилактике здоровья девочек. Само их содержание, когда большая часть времени отводится практической работе, способствует снятию напряжения, предотвращает стрессы. Но вместе с тем, если не соблюдаются требования школьной гигиены, здоровью детей может быть нанесен вред.

5. Портфолио ученика

Портфолио» является достаточно важным проектом в школе, ведь во время его разработки ребенок осмысливает свои первые достижения, осознает свои возможности и формирует собственное отношение к получившимся результатам.

Портфолио школьника – это первый шаг на этапе формирования собственного Я ребенка: анализ побед, разочарований, открытий, переживаний. Это своеобразная «копилка» достижений в разных родах деятельности, возможность повторно пережить положительные эмоции.

Работа с «Портфолио» способствует решению следующих задач:

  1. Своевременно отмечать успехи ученика
  2. Прослеживать индивидуальный рост успешности ученика в учёбе
  3. Поддерживать и стимулировать учебную мотивацию
  4. Формировать самооценку учащихся  в процессе учебной деятельности

Учить ребёнка добиваться решения поставленных учебных задач

Среди особенностей портфолио школьников можно выделить: портфолио как способ накопления, фиксирования и оценки личных достижений ребенка в определенном временном промежутке; портфолио как дополнение к традиционным способам контроля знаний и умений; портфолио как способ учета результатов, полученных ребятами в разных сферах – социальной, учебной, творческой, коммуникативной.

Применение портфолио позволяет учителю создать для каждого ученика индивидуальную ситуацию «переживания успеха». Введение портфолио позволяет учителю с самого начала поступления ребенка в учебное заведение собирать и систематизировать информацию о школьнике, фиксировать уникальные особенности ребенка.

Оценка знаний и умений: 

Многолетний опыт работы убедил меня в огромном влиянии педагогической оценки на личность школьника в целом. Это и мера поощрения за проявленное усердие, и мера наказания за небрежность, неумение и нежелание правильно организовать свой труд, за нарушение требований техники безопасности. Оценка знаний и умений – не самоцель. Это вспомогательный процесс, который помогает успешному течению всей учебно-воспитательной работы.

В своей практике я применяю три вида контроля.

Во-первых, контроль учителя. По форме он бывает фронтальным (выполнение расчётов, чертежей, ручных и машинных работ); групповым (например, при составлении бригадой рекламы ткани или изделия); индивидуальным (текущий опрос, устный или письменный опрос по карточкам, решение кроссвордов, головоломок на учебные темы).

Во-вторых, взаимоконтроль учащихся, который целесообразен при проведении практических занятий, итоговых уроков.

Наконец, самоконтроль (самооценка) учащихся. Оценить – значит сравнить. Сравнить можно с предыдущим уровнем знаний или действий ученицы – личностный способ оценивания. С уровнем знаний или действий в аналогичной ситуации других учениц – сопоставительный способ оценивания. С определёнными установленными нормами или образцами – нормативный способ оценивания. Я использую личностный способ в сочетании с нормативным.

Например: Я стараюсь избегать случайных оценок. Не «ловить» учеников на незнании, а выяснить его причины, войти в положение детей, считаться с их домашними обстоятельствами, настроением. Стараюсь не ставить оценок под горячую руку, чтобы позже не пожалеть об этом. Не спешу ставить двойку, плохая оценка – это крайняя мера. Своим ученикам объясняю, что оценки имеют различный вес, значимость. Текущие, которые они получают на каждом занятии, показывают степень усвоения небольшой части материала. Другое дело, итоговые оценки, выставляемые за знание изученной темы, выполнения изделия в целом. При выставлении годовых оценок, в первую очередь, ориентируюсь на итоговые.

Наряду с оценкой, выставляемой в журнал, для моих учениц не менее важна и оценка, выраженная в словесной форме. И чем младше девочки, тем они отзывчивее на неё. Выраженная в эмоциональной форме, она затрагивает чувства ребёнка. Окрыляет, заставляет поверить в свои силы.

Составляя для учениц инструкционно-технологическую карту, последним ставлю самоконтроль. Поначалу девочки не обращают внимания на этот пункт. Выполнив какую-либо операцию, спешат спросить: правильно ли? Я не тороплюсь с ответом, предлагаю им самим провести контроль, сверив свою работу с инструкционно-технологической картой. Когда девочки научатся находить свои ошибки, они смогут выставлять оценки друг другу и себе (взаимооценка и самооценка) с последующим моим контролем.

Ещё раз повторю: обоснованность каждой оценки стараюсь аргументировать. Ученик имеет право на собственное мнение. С ним можно согласиться или нет, но выслушать нужно непременно. Самооценка формирует у девочек критическое отношение к результатам своего труда, даёт представление об уровне его возможностей.

Выводы:

И напоследок я хотела бы отметить, что уважительное отношение к ребенку как к личности должно закладываться с детства. Отношение учителя должно не принижать его в глазах сверстников, других учителей, а, наоборот, передавать уважительное отношение к нему как к равноправному члену общества. Именно поэтому на своих уроках технологии я стараюсь обращаться к ученикам по имени, подчеркнуто уважительно, независимо от их социального статуса в классном коллективе.

Работая над темой «Применение технологий личностно-ориентированного обучения на уроках технологии в условиях перехода на ФГОС ОО». я пришла к выводу, что технология личностно ориентированного обучения

- во-первых, радикально меняет взгляд на уже известные технологии,

- во-вторых, актуализирует технологии -  обучения без насилия, технологии диалогового и рефлексивного обучения.

Работая индивидуально, я смогу помочь учащимся в их развитии. Личностно ориентированное обучение позволит усовершенствовать знания, умения, навыки каждого ученика, уменьшит. отставание, углубить и расширить знания учащихся исходя из их интересов и индивидуальных особенностей.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе – Ростов н / Д: Феникс, 2006.-332 с.
  2. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 2006. 107 с.
  3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика1999. 192 с.
  4. Жук. Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки// Директор школы. № 2. 2006. – с. 53-57.
  5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. № 6. 2002.
  6. Кураченко З.В. Личностно-ориентированный подход в системе обучения математике // Начальная школа. № 4. 2004. – с. 60-64.
  7. Колеченко. А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2002. -368 с.
  8. Лежнева Н.В. Урок в личностно- ориентированном обучении // Завуч начальной школы. № 1. 2002. – с. 14-18.
  9. Лукъянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока // Завуч. № 2. 2006. – с. 5-21.
  10. Разина Н.А. Технологические характеристики личностно-ориентированного урока // Завуч. № 3. 2004. – 125-127.
  11. Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 144 с.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии как элементы обучения на уроках географии в условиях реализации программы ФГОС

Современный урок географии – это форма технологической организации учебной деятельностиТехнология (в переводе с греческого языка techne – искусство, мастерство)Поэтому каждый урок должен быть построен...

Программа самообразования по теме «Применение инновационных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС».

Тема самообразования «Применение инновационных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС».  Цель самообразования: обеспечить не...

методическая разработка«Современные образовательные технологии как элементы обучения на уроках географии в условиях реализации программы ФГОС»

Эпиграфом к своей работе я взяла слова английского поэта Ричарда ОлдингтонаНичему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки.  Современный ...