Формирование универсальных учебных действий на уроках химии в рамках требований ФГОС
методическая разработка по химии

Работа даёт понимание о современных вопросах педагогики, которые стоят перед школой и в том числе перед учителем химии. Описывает те универсальные учебные действия которые можно развивать на уроках химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_rabota_belenkoy_t.v.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОБУ «Сясьстройская средняя общеобразовательная школа №1»

Волховского района

«Формирование универсальных учебных действий на уроках химии в рамках требований ФГОС»

  1. ВВЕДЕНИЕ

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. Поэтому основная  задача школы заключается в интеграции, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться (учить СЕБЯ).

В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы.

Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

В блок личностных УУД входят:

- жизненное, личностное, профессиональное самоопределение;

- действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

 

В блок регулятивных действий входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности:

– целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

– планирование – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

– составление плана и последовательности действий;

– прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

– контроль в форме сличения способа действия и его эталона;

– коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом;

– оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

– элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

В блоке познавательных универсальных действий выделяют общеучебные действия, включая знаково-символические; логические и действия постановки и решения проблем.

В число общеучебных действий входят:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- знаково-символические действия, включая моделирование; умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

- определение основной и второстепенной  информации;

- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.)

Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

-  подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Соответственно в состав коммуникативных действий входя:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

 – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов;

 – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнёра – контроль коррекция, оценка действий партнёра;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и развитие обучающихся; она призвана вооружить школьников основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний, а также способствовать развитию безопасного поведения в окружающей среде и бережного к ней отношения.

Цели химического образования в основной школе:

• формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

• формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;

• приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

В качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты, изучаемые в курсе химии, к которым у обучающихся формируется ценностное отношение, при этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения химии, проявляются в признании:

• ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

• ценности химических методов исследования живой и неживой природы.

Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса химии позволяет сформировать:

• уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;

• понимание необходимости здорового образа жизни;

• потребность в безусловном выполнении правил безопасного спользования веществ в повседневной жизни;

• сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

Курс обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

• правильному использованию химической терминологии и символики;

• развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

• развитию умения открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Изучение химии в основной школе дает возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:

1) формирование чувства гордости за российскую химическую науку;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учѐтом устойчивых познавательных интересов;

4) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

5) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

6) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

7) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

8) развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п.).

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств достижения этих целей, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

3) понимание проблемы, умение ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;

4) формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;

5) умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

6) умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

7) умение организовать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;

8) умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

9) формирование умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определенной сложности;

10) умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, компонента общей культуры и практической деятельности человека, в условиях возрастающей «химизации» многих сфер жизни современного общества; осознание химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;

2) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;

З) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии на уровне, доступном подросткам;

4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире атомов и молекул, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также обусловленность применения веществ особенностями их свойств;

5) приобретение опыта при  применения химических методов изучения веществ и их превращений: наблюдение за свойствами веществ, условиями протекания химических реакций; проведение опытов и несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

б) умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;

7) овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.);

8) создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

  1. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КОНСПЕКТ  УРОКА

«ЭЛЕМЕНТЫ 3 –ГО ПЕРИОДА ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ»

Ход урока

1.Организационный момент. Проверка домашнего задания.

Провожу экспресс-опрос класса:

- Назовете что такое период.

Ответ учащихся: - Последовательность химических элементов, построенных по возрастанию их порядкового номера, начинающихся щелочными металлами и заканчивающиеся инертными газами.

На экране появляется периодическая таблица. После ответа учеников остаётся только третий период.

- Назовите химические элементы 3-го периода.

Ответ учащихся: - Натрий, магний, алюминий, кремний, фосфор, сера, хлор и аргон.

- Назовите самый сильный металл и самый сильный неметалл этого периода.

Ответ учащихся: - Натрий и хлор.

2.Электронное строение и свойства атомов элементов 3-го периода (новый материал).

Объявляю название темы урока.

Учащиеся в тетрадях записывают ряд химических элементов 3-го периода.

- Каков физический смысл порядкового номера элемента?

 Ответ учащихся: - Порядковый номер элемента в таблице показывает заряд ядра и равное ему число электронов.

Отмечая заряды ядер элементов, учащиеся убеждаются, что в периоде слева на право, заряды ядер атомов элементов увеличиваются на единицу при переходе от элемента к элементу.

- Как изменяется количество электронов на последнем, валентном энергетическом уровне?

Ответ учащихся: - Количество электронов на последнем валентном уровне в периоде возрастает на единицу, как и заряд ядер атомов, от 1 до 8.

Далее предлагаю учащимся рассмотреть свойства каждого элемента и его основных соединений для каждого элемента отдельно на слайдах презентации.

Первым рассматривается натрий. На слайде постепенно появляются различные сведения о натрии. Учащиеся записывают количество валентных электронов, электротрицательность, формула высшего оксида, растворимость высшего оксида в воде, формула высшего гидроксида образовавшегося при растворении в воде, действие растворов гидроксидов на индикатор – лакмус.  На этом материал по натрию завершается, и учитель переходит к следующему элементу.

При этом демонстрируются сами оксиды элементов 3-го периода (натрия, магния, алюминия, кремния, фосфора), а также демонстрируются  растворение некоторых оксидов в воде и действие индикаторов (лакмуса) на растворы гидроксидов.

 

При рассмотрении слайдов кремния и алюминия отмечаю, что отсутствие изменения окраски индикатора в случае нерастворимых гидроксидов не означает, отсутствие кислотно-основных свойств.

Гидроксиды алюминия и кремния являются очень слабыми электролитами, но тем немение обладают определёнными кислотно-основными свойствами: гидроксид алюминия – амфотерный гидроксид, растворяется и в кислотах и в щелочах, образуя 2 ряда солей. Кремниевая кислота – растворяется в сильных щелочах и образует соли, называемые силикатами.

Делаем вывод: - Индикаторы действуют только, на растворимые гидроксиды.

Далее возвращаемся к  слайду ряду элементов 3-го периода, и на слайде показываю направление изменения свойств элементов в периоде (число электронов на валентном слое, электроотрицательность, характер оксидов и гидроксидов).

3.Закрепление полученных знаний.

Последний этап урока заключается в написании небольшого теста(5 вопросов) по пройденной теме с последующей взаимопроверкой.

Домашнее задание записывается на доске сразу после объявления темы урока.

  1. АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФГОС

        Данный урок составлен на основе информационных технологий с использования мультимедийной систем, это первый урок в 9-том классе изучения частной химии, химии элементов.

Если проанализировать этот урок сточки зрения требований Федеральных стандартов то мы увидим, что на этом уроке формируются следующие универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные и коммуникативные.

Про анализируем каждый вид УУД данного урока в отдельности.

Данный урок может развивать следующие регулятивные универсальные учебные действия:

- оценивание – осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

        Основные УУД на данном уроке познавательны: и общеучебные, и логические. К общеучебным УУД относятся:

- структурирование знания – осознанное в данном случае построение речевого высказывания в устной форме;

- рефлексия – на данном уроке это оценка результатов деятельности.

        К логическим УУД можно отнести:

- установление причинно-следственных связей;

- сравнение объектов по выделенным признакам.

        К коммуникативными  УУД на данном уроке относятся:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владение монологической речью.

        Но надо отметить, что на данном уроке фактически полностью отсутствуют личностные УУД, другие универсальные учебные действия развиваются на этом уроке ограниченно, что не совсем соответствует требования ФГОС. В связи с этими требованиями я считаю необходимо пересмотреть методику подачи нового материала, более активно привлекать к обсуждению вопросов учащихся, создать ситуацию, в которой они сами бы пришли к тем выводам, которыми завершается урок. Последние слайды по новой теме урока возможно следует показать уже после обсуждения.

Используемая литература

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Г.К Селевко Энциклопедия образовательных технологий. – М., 2006.

Т.Н. Беркалиев Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. – Спб,  2007..

Демидова М. Естественно-научный цикл: вырабатываем общеучебные умения  // Народное образование. – 2005. –  №9. – с.115-126.

Шалашова М.М. К методике оценивания химических компетенций // Химия в школе. – 2010. –  № 8. – с.11-15.

 Универсальные учебные действия   gcro.ru›index.php/fgosmetm/fgosuchnach/1312-Поделиться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории в рамках реализации ФГОС

Доклад о формировании УУД на уроках истории в рамках реализации  Федеральных Государственных образовательных стандартов.Дается токование, объяснение, что такое УУД, их функций  и формировани...

Формирование универсальных учебных действий на уроках химии

В статье рассмотрены виды универсальных учебных действий, элементы средового подхода в формулировании целей и задач урока....

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в рамках ФГОС

Для успешного обучения у школьников должны быть сформированы четыре вида УУД: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные....

Методическая разработка по теме: "Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках физики в рамках реализации ФГОС"

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствован...