Доклад по теме: «Формирование универсальных учебных действий на уроках химии»
материал по химии по теме

Владимирова  Жанна Васильевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_formirovanie_uud_na_urokah_himii_avtosohranennyy.docx36.49 КБ

Предварительный просмотр:

Владимирова Ж.В.учитель химии

МОУ «Разуменская СОШ №3 Белгородского района Белгородской области»

Доклад на РМО по теме:                                                                                                                «Формирование универсальных учебных действий на уроках химии»

       Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и   техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом  преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на  протяжении всей жизни человеку приходится неоднократно переучиваться,  овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится  реальностью и необходимостью. В современных условиях приоритетным   направлением образования становится обеспечение развивающего потенциала   новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования  обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных   действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного  процесса.

        Одной из важнейших задач основного общего образования является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны самостоятельно научиться ставить  цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опы   в реальной жизни, за рамками учебного процесса. Перемены, происходящие в  современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного   пространства, определения целей образования, учитывающих государственные,  социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным    направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых  образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе   федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения,   позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать    навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны   овладеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий строится по  формуле: от действия к мысли.

       Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е.умения учиться.

       Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и развитие обучающихся; она призвана вооружить школьников основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний, а также способствовать развитию безопасного поведения в окружающей среде и бережного к ней  отношения.

        Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться.

       Универсальные учебные действия - это навыки, которые должны закладываться (после введения ФГОС НОО во всех школах России) уже в начальной школе, на всех её уроках.

 Универсальные учебные действия предлагается сгруппировать в четыре основных блока:

  1. личностные - позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями;
  2. регулятивные - обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения;
  3. познавательные - включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания;
  4. коммуникативные - обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

        Учитель в процессе планирования уроков должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности УУД со следующими показателями:

  1. состояние здоровья детей;
  2. успеваемость по основным предметам;
  3. уровень развития речи;
  4. степень владения русским языком;
  5. умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;
  6. стремление принимать и решать учебную задачу;
  7. навыки общения со сверстниками;
  8. умение контролировать свои действия на уроке.

       Представить сегодня, что первоклассники смогут овладеть всеми УУД в полной мере, и в средней школе учителям уже не надо будет продолжать формирование УУД, не получается. А значит, уже сейчас всем учителям надо быть готовым планировать свои уроки так, чтобы универсальные учебные действия формировались (или развивались, если удастся их сформировать, учитывая возрастные и психологические особенности учеников начальной школы) при решении задач, работе с текстом, чтении стихотворения и т.д.

      Пресловутые ЗУН (знания, умения, навыки) отличаются от УУД (универсальные учебные действия) не сильно, с точки зрения того жизненного багажа, который получает каждый ученик, обучаясь в школе. Принципиальное различие, как я понимаю, заключается в функции учителя на уроке. Раньше мы учили, передавая знания и свой опыт по его формированию ученикам (поэтому мы были УЧИТЕЛЕМ), а теперь мы должны помочь ученику самому добывать знания, консультировать ученика и корректировать процесс самообучения и самосовершенствования. Мы становимся ТЬЮТЕРАМИ.

 На уроках химии развитие УУД возможно через систему заданий, например:

  1. личностные действия формируются при выполнении заданий, в которых ученик должен отразить личное видение проблемы или раскрыть своё отношение к изучаемому материалу. Так, например, в 8 классе изучение химии можно начать с домашнего задания составить 5 предложений, раскрывающих применение химических знаний в работе мамы (папы), применение химии на кухне, в ванной, во время ремонта. При этом предложить попросить совета родителей. Это не только покажет прочность химических знаний родителей и сыграет на упрочнение их авторитета для ученика, но и раскроет важность этих знаний в быту, в будущей жизни. У ученика формируется понимание необходимости прочных знаний по химии. В последующем предлагаются задания на подготовку сообщений на темы «Роль растворов в медицине», «Химия в моей будущей профессии», «Йод и его роль для моего здоровья», «Добыча нефти в нашем крае и проблемы экологии»;
  2. познавательные действия формируются в задании, в котором к известной левой части уравнения ученикам предлагается составить правильно продукты реакции и уравнять, т.е. дописать правую часть уравнения. При выполнении данного задания ученики для нахождения продуктов должны:
  1. определить класс веществ левой части - реагентов по их химическому составу, т.е. установить логическую взаимосвязь состав – классификация веществ;
  2. определить тип предполагаемой реакции , мысленно воспроизвести схему взаимосвязи количества и качества реагентов и типа реакции;
  3. определить количество и состав продуктов, учитывая заряды ионов, входящих в состав исходных веществ;
  4. уравнять коэффициентами левую и правую часть уравнения, т.е. соотнести количество атомов каждого элемента с учётом наличия скобок и индексов в формулах веществ.

          Учащимся приходится одновременно выполнять логические построения, осуществлять взаимосвязи графических (символьных) единиц и текстовой структуры, связывать понятия атом, индекс, формула и числовые величины. Решение подобных заданий учащимися на уроках является важным шагом к успешному усвоению общего способа решения уравнений.

       Для формирования коммуникативных действий (раньше - умение работать в парах (группах)) я часто предлагаю ученикам задания, выполнение которых должно обеспечить возможность сотрудничества учеников. Например, сдача минизачёта, проверка усвоения терминов по изучаемой теме, проверка знания латинских названий элементов и т.д. В этом случае, ученики, сидящие за одной партой, отвечают на вопросы друг друга, комментируют и оценивают ответы, ставят друг другу отметки, оспаривают, при необходимости, отметку партнёра. Подобные задания развивают: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

          С целью формирования регулятивного действия - действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки теста. Например, небольшой тест графический или буквенный, проверку которого ученики проводят самостоятельно или в парах, обмениваясь листочками с ответами. Критерии правильного ответа – шаблон проговаривается вслух всем классом, или заранее записывается на отвороте доски. Ещё один возможный приём для проверки теста - это если во время работы с тестом пара учащихся выполняет тест на отворотах доски и после завершения, вместе со всеми их работа проверяется, обсуждается, исправляется и сразу вырабатывается система оценивания, по этому образцу происходит проверка и работы в парах.

       Практика работы в школе показала, что дети  не умеют сравнивать, анализировать, выделять главное, для них главным методом оперирования идеями является синтез. Для формирования совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться» необходимо развивать логическое и рациональное мышление и учиться работать в коллективе. Для этого я использую методы мотивации и стимулирования обучающихся воспитанников (создание проблемной ситуации, проблемное изложение, частично-поисковая деятельность, групповая исследовательская деятельность, создание ситуации успеха, выполнение творческого задания, создание ситуации взаимопомощи); методы контроля (фронтальный опрос, химические  диктанты, написание ОК и их восстановление по памяти).

       Формы организации работы на уроках: индивидуальная и групповая. В группу входят обучающиеся с разным уровнем развития, но эти уровни не отличаются более чем на один уровень. При этом ученики с более высоким уровнем мотивируются за счет персонализации, а с более низким уровнем – за счет достижения успеха через самореализацию.

       Уроки химии: Какими им быть сегодня? Структура современных уроков стала иной: более разнообразной. Разнообразие уроков повышает интерес обучающихся воспитанников к ним. Уроки строятся на деятельностной основе, где обучающиеся воспитанники сами «добывают» и систематизируют знания. Такие уроки ориентированы в разной мере и на усвоение знаний, и на развитие личности воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии и химии".

Об обеспечении развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования...

Доклад по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в 5-х классах»

Сегодня в образовании одним из самых обсуждаемых вопросов является вопрос о реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов. Согласно целям Федерального государственного образо...

Формирование универсальных учебных действий на уроках химии

В статье рассмотрены виды универсальных учебных действий, элементы средового подхода в формулировании целей и задач урока....

Доклад на тему: «Формирование универсальных учебных действий предметной области ОБЖ»

Начиная с начальной школы на уроках ОБЖ детей учат правилам поведения дома, где множество опасностей: газ, электричество, нагревательные приборы, обилие стекла, шкафы, бытовая химия, сильнодействующие...