Формирование универсальных учебных действий на уроках химии через решение задач с медицинским содержанием
методическая разработка по химии (10 класс) по теме

Иващенко Людмила Николаевна

Задачи по химии с медицинским содержанием

Скачать:


Предварительный просмотр:

Иващенко Людмила Николаевна

Учитель химии и биологии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 муниципального образования Староминский район  Краснодарского края

Формирование универсальных учебных действий на уроках химии через решение задач с медицинским содержанием

«К детям надо относиться бережно, и больше всего следить за методикой своей работы. Следует искать лучших способов, возбуждать внимание в детях и поддерживать их любознательность, пытливость ума, дерзание творчества».

                                                                                           (К. Э. Циолковский)

В современных условиях приоритетным направлением образования становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаѐт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.

Обучающиеся должны самостоятельно научиться ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт в реальной жизни, за рамками учебного процесса. Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и развитие обучающихся, поэтому одна из  важнейших задач учителя химии  – развитие у учащихся глубокого интереса к теоретическим и практическим знаниям по предмету, овладеть которыми, несомненно, должен каждый человек. В связи с этим,  важное значение приобретает проблема активизации познавательной  деятельности учащихся.

Активная познавательная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности – это не только решение вопроса о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от этого зависит, станут ли в дальнейшем накопленные знания «мертвым грузом» или же будут  активно использоваться  школьниками. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что «учение, все взятое принуждением и силой воли», едва ли будет способствовать созданию развитых умов. Развивающим и воспитывающим современное обучение может быть только при максимальной активизации познавательной деятельности учащихся.

Одним из способов, стимулирующих активность учеников,  является решение задач, условие которых связано с повседневной жизнью, решение которых может пригодиться на практике, в быту. На своих уроках я составляю и использую задачи с медицинским содержанием, данные задачи помогают формировать универсальные учебные действия. При этом результатом формирования УУД являются умения:

  • произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
  •  использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
  •  ориентироваться в  разнообразии способов решения задач.

Условия задач

  1. Ацетилсалици́ловая кислота́ — лекарственное средство, оказывающее анальгезирующее (обезболивающее), жаропонижающее, противовоспалительное и антиагрегантное действие. Механизм действия и профиль безопасности ацетилсалициловой кислоты хорошо изучены, её эффективность клинически апробирована, в связи, с чем данный препарат входит в список важнейших лекарственных средств  Всемирной организации здравоохранения, а также в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств Российской Федерации. Ацетилсалициловая кислота также широко известна под торговой маркой «Аспирин», запатентованной фирмой «Байер» [1]. Установите молекулярную формулу аспирина, если известно, что массовые доли углерода, водорода и кислорода в нем равны соответственно 60,00; 4,44 и 35,56%.  (Ответ: С9Н8О4)
  2. Зелёнка (бриллиа́нтовый зелёный) (тетраэтил-4,4-диаминотрифенилметана оксалат) — синтетический анилиновый краситель. Антисептическое средство; применяют в виде водных или спиртовых растворов для смазывания кожи при её заболеваниях и повреждениях. В качестве лекарственного средства используется 1 % или 2 % спиртовой раствор оксалата на 57 % этаноле, реже — изопропаноле и в виде водного раствора, от 0,1 % до 2 %,  [1]. Сколько молекул красителя бриллиантового зеленого С27Н36N2SO4 содержится в 1мл его 2%-го водного раствора? Плотность раствора примите равной плотности воды. (Ответ: 2,486×1019)
  3. При рентгеноскопическом исследовании организма человека применяют, так называемые, рентгеноконтрастные вещества. Так, перед просвечиванием желудка пациенту дают выпить суспензию труднорастворимого сульфата бария, не пропускающего рентгеновское излучение. Какие массы оксида бария и раствора 30% серной кислоты потребуются для получения 100 г сульфата бария? (Ответ: 65.67г, 140г)
  4. В состав шипучих таблеток UPSARIN UPSA входит ацетилсалициловая кислота, лимонная кислота безводная, натрия карбонат безводный, натрия гидрокарбонат, натрия цитрат безводный, аспартам, повидон, кросповидон, ароматизатор апельсиновый натуральный [2]. В холодной воде эти таблетки растворяются медленно с  выделение пузырьков газа, а в горячей наблюдается бурное «вскипание». Напишите не менее двух уравнений реакций, происходящих при растворении UPSARIN UPSA в воде.
  5. Первый кровезаменитель, который использовали хирурги еще в 1960-х гг., был 0,85%-й водный раствор хлорида натрия. Вычислите количество вещества хлорида натрия, необходимое для получения 500 г раствора, массовая доля соли в котором 0,85 %. (Ответ: 0,073моль)
  6. В качестве обезбаливающего средства используют анестезин. Анестезин («Бензокаин») — лекарственное средство, местный анестетик, белый кристаллический порошок без запаха, слабогорького вкуса,  вызывает на языке чувство онемения [1]. Составьте структурную и молекулярную формулы препарата, зная, что это 4-аминобензойной кислоты этиловый эфир. (Ответ: С9Н11NO2)
  7. Основное действующее вещество активированного угля – уголь растительного или животного происхождения, подвергнутый специальной обработке. Выпускается в форме таблеток по 0,25 и 0,5 г. Адсорбирующее средство. Уменьшает всасывание из ЖКТ токсических веществ, солей тяжелых металлов, лекарственных веществ, газов, способствуя их выведению из организма. Назначается при отравлениях для приема внутрь,  из расчета  0,05 г/кг  массы тела 3 раза в сутки [3]. Рассчитайте количество таблеток по 0,25г, которое необходимо назначить человеку массой 45кг. (Ответ: 9)
  8. Нитроглицерин (тринитрат глицерина) – взрывчатое вещество, им пропитывают древесную муку и опилки, получая динамит. Динамит изобрел шведский инженер-химик А. Нобель, который завещал часть своего состояния на выплату нобелевских премий. В малых дозах нитроглицерин расширяет сосуды сердца, поэтому 1%-ный спиртовой раствор его применяют в медицине. Вычислите, массовые доли элементов в составе нитроглицерина. (Ответ: С-15,9; О-63,4; N-18.5;  H-2.2%)
  9. В организме человека соляная кислота вырабатывается клетками слизистой оболочки желудка. Она содержится в желудочном соке и способствует перевариванию пищи, убивает болезнетворные бактерии. При пониженной кислотности желудочного сока больным назначают разбавленную соляную кислоту для приема внутрь в виде 3%-ного раствора. В аптеке её готовят из 37% соляной кислоты (ρ=1,19г/мл). Определите объем разбавленной кислоты, которую можно получить из 50мл 37% соляной кислоты (ρ=1,0132г/мл [4]). (Ответ: 724мл)
  10. Масса щитовидной железы взрослого человека колеблется в диапазоне 25–40 г. Для синтеза гормонов щитовидной железы необходим йод. Он входит в состав трийодтиронина, его обозначают, как Т3 (содержит 3 молекулы йода) и тироксина – Т4 (в его структуре 4 молекулы йода) [5]. Массовая доля йода в щитовидной железе 0,12%. Вычислите массу йода, который содержится в щитовидной железе массой 40г. (Ответ: 0,048г)

Источники информации:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki
  2. https://health.mail.ru/drug/upsarin_upsa/
  3. http://medlib.net/aktivirovannyj-ugol.html#title5
  4. http://www.novedu.ru/sprav/pl-hcl.htm
  5. http://proshhitovidku.ru/diagnostika/norma-shhitovidnoj-zhelezy


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках химии

В статье рассмотрены виды универсальных учебных действий, элементы средового подхода в формулировании целей и задач урока....

Формирование универсальных учебных действий на уроках химии

Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта...

Презентация "Формирование универсальных учебных действий на уроках химии"

Презентация "Формирование универсальных учебных действий на уроках химии"...

Формирование универсальных учебных действий на уроках химии в рамках требований ФГОС

Работа даёт понимание о современных вопросах педагогики, которые стоят перед школой и в том числе перед учителем химии. Описывает те универсальные учебные действия которые можно развивать на уроках хи...

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории через использование разноуровневых заданий. Рецензия на разработку

         Разноуровневое обучение определяет критерии оценки деятельности обучающегося учитывая его усилия по овладению учебным материалом и творческому его применению...