Формирование универсальных учебных действий на уроках химии
статья по химии (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Формирование универсальных учебных действий на уроках химии  

Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.

УУД в образовательном процессе школы выступают в качестве личностных и метапредметных результатов освоения учениками основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования (начального, основного, среднего (полного)). УУД были определены ФГОС второго поколения и вошли в учебную деятельность школы с 2009 года. В содержательный раздел основной образовательной программы каждой ступени общего образования в школе должна быть включена программа развития универсальных учебных действий.

Одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Ведущую роль в формировании УУД также играет подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных, ярких и интересных ученикам учебных заданий.

Формирование УУД средствами учебного предмета «Химия»

 

УУД

Средства формирования УУД

Типы заданий

Личностные

Использование в курсе специальных обучающих программ, имеющих дидактическую нагрузку, связанную с материалом учебника

Система заданий, иллюстрирующих место химии как науки в современном обществе

Задания, позволяющие: 

-воспитать чувства патриотизма,  гордости за свою Родину, за российскую науку

 -обратиться к истории науки

-воспитать целеустремленность, трудолюбие, самостоятельность в приобретении новых знаний и умений, формировании навыков самоконтроля и самооценки

- уметь управлятьсвоей познавательной деятельностью

-развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, связь химии с литературой и искусством

-воспитать уважение к достижениям химии (значимость и практическое применение химических знаний и достижений химической науки в быту, технике, медицине)

-формировать основы экологической культуры, ценности здорового и безопасного образа жизни, осознание необходимости грамотного обращения с веществами в повседневной жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях 

-осознавать необходимость грамотного обращения с веществами в повседневной жизни, правильного поведения в экстремальных ситуациях 

Регулятивные

Лабораторные работы

Экспериментальные задачи

Практические работы

Расчетные  задачи

Задания, позволяющие: 

-формировать умения  планирования своей деятельности

-находить алгоритм решения, выдвигать гипотезы

 -оформлять, проверять и оценивать конечный результат, корректировать

- самостоятельно работать с информацией для выполнения конкретного задания 

Познавательные

Система заданий, для выполнения которых необходимо найти и отобрать нужную информацию из различных источников;

система заданий на составление знаково-символических моделей, структурно-опорных схем

Задания, позволяющие:

-проводить поиск и выделение необходимой информации для объяснения явлений

- производить выбор наиболее эффективных способов решения задач 

-осуществлять структурирование знаний

Залогом успешного результативного образования является навык смыслового чтения.

Задания, формирующие навык смыслового чтения через:

-прием составления сводной таблицы

-прием озаглавливания текста

прием составления граф-схем

-  интерпретацию информации

Коммуникативные

Комплекс практических работ Проекты

Уроки- конференции

Дидактические игры

Система заданий на развитие устной научной речи

Система заданий на развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие

Задания, выполняемые группами учащихся, рабочими парами, и позволяющие:

-составить рассказ 

- дать обоснованный аргументированный ответ, в том числе в письменной форме  

 

Как формировать УУД  в рамках конкретной предметной дисциплины? Данной проблеме посвящена моя работа. В условиях работы в общеобразовательной школе ведущими педагогическими идеями моего опыта  стали: идея развивающего обучения, идея практико-ориентированного подхода, идея использования новых информационных технологий. Формирование УУД на уроках химии продемонстрирую при  использование ИКТ, при  проектно- исследовательской деятельности обучающихся,  при  использовании нестандартных уроков и заданий, при организации  самостоятельной работы учащихся, при   работе с текстом и др.)

В качестве примера представлю конспект одного из моих уроков химии:

Тема: Реакции ионного обмена. Ионные уравнения.

Планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижений.

Виды планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов

ПРЕДМЕТНЫЕ

Формулируют и воспроизводят понятия «Электролиты - неэлектролиты»  «Электролитическая диссоциация», «Ионные реакции», «Условия необратимости реакций»

Проводят опыты, наблюдают, описывают наблюдения

Усвоение понятий 

освоение алгоритма написания реакций ионного обмена  

действия по образцу

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные УУД

Преобразуют практическую задачу в познавательную

Планируют собственную деятельность

Осуществляют контроль и оценку своих действий

Познавательные УУД

Проводят наблюдение, анализ, выдвигают предположения (моделируют процессы) и осуществляют их экспериментальную проверку

Коммуникативные УУД

Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных решений

ЛИЧНОСТНЫЕ

Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы

Мотивация на решение проблемы

устойчивый познавательный интерес

Базовыми образовательными технологиями при обучении химии являются:

- технология проблемно-диалогического обучения

- ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

- Обучение на основе «учебных ситуаций»

- Проектная и исследовательская деятельность

- Информационные и коммуникативные технологии

- Разрешение коллизии

Так, технология  проблемно-диалогического обучения отвечает всем требованиям стандарта второго поколения. С помощью проблемного диалога формируются весь комплекс УУД:

- регулятивные – умение решать проблемы;

- коммуникативные – вести диалог;

- познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы

- личностные – нравственная оценки ситуации, проблема выбора

Исследовательская деятельность обучающихся также играет большую роль в формировании УУД:

В регулятивных – умение ставить цель, определять задачу; соотносить поставленную цель и условия её достижения; планировать действия в соответствии с собственными возможностями;

В познавательных - умение использовать предметные знания для реализации цели; добывать, перерабатывать и представлять информацию; оформлять результаты исследования и представлять его;

В коммуникативных - планировать учебное сотрудничество и согласовывать свои действия с партнёрами; строить речевые высказывания и ставить вопросы;

В личностных - различать виды ответственности внутри своей и коллективной работы.

Основным методом мониторинга УУД учителя является системное наблюдение и фиксация результатов.

Заключение

К сожалению, в настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, т.е. не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД,  но ясно одно – формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован традиционно. Просто лекциями и пересказыванием учебника не обойтись.

Следовательно, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать возможности современного образовательного пространства для развития личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Учебный предмет не самоцель, а средство развития личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии и химии".

Об обеспечении развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования...

Формирование универсальных учебных действий на уроках химии

В статье рассмотрены виды универсальных учебных действий, элементы средового подхода в формулировании целей и задач урока....

Презентация "Формирование универсальных учебных действий на уроках химии"

Презентация "Формирование универсальных учебных действий на уроках химии"...

Формирование универсальных учебных действий на уроках химии в рамках требований ФГОС

Работа даёт понимание о современных вопросах педагогики, которые стоят перед школой и в том числе перед учителем химии. Описывает те универсальные учебные действия которые можно развивать на уроках хи...