Тема : "Формирование универсальных учебных действий на уроках физики,как условие развития познавательной самостоятельности"
учебно-методический материал по физике (7 класс) по теме

Герасимова Елена Суликовна

Итоговая работа "Формирование универсальных учебных действий на уроках физики,как условие развития познавательной самостоятельности" по программе "Исследовательски ориентированная деятельность - условие профессионального развития педагога".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема итоговой работы : «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики, как условие развития познавательной самостоятельности»

Герасимова Елена Суликовна,   учитель ГБОУ СОШ с. Падовка ,

    м. р. Пестравский,   Самарской области.

Познавательный интерес         … Самостоятельность        …. Общеучебные умения и навыки          …Универсальные учебные действия          ???????

Кажется, несколько десятилетий подряд  школа занимается одним и тем же .

     На самом деле , происходит движение по спирали :  с каждым   нововведением  уровень подготовки учащихся поднимается  на один виток выше. Мы  уходим  от чисто знаниевой формы обучения ,и поворачиваемся  к личному развитию ребенка. Не просто научить решать задачи по физике, а показать действие основных физических законов и самое главное, убедить , что эти знания  ЕМУ  нужны. Только когда ученик  поймет, что ЭТО  пригодиться для  дальнейшего  непростого существования в   обществе, тогда, и только тогда ,ОН скажет : «НАДО!» и будет самостоятельно познавать знания.

  Проблема: Недостаточный уровень сформированности познавательной самостоятельности учащихся при изучении физики.

   Актуальность: На нынешний день только 4-5 % учащихся 7-9 классов и

9-10 % старшеклассников   обладают достаточным уровнем познавательной самостоятельности при изучении предмета физика.

 В этой связи  возникают вопросы :  какими умениями, навыками, действиями должен овладеть учащийся, чтобы решать в определенных жизненных ситуациях любые типы задач? Как педагогу сформировать  у  ученика необходимые универсальные учебные действия, чтобы он  УМЕЛ И ХОТЕЛ учиться?

    Тема: Формирование универсальных учебных действий на уроках физики, как условие развития познавательной самостоятельности.

Объект: Преподавание физики в современной школе.

Предмет: Способы формирования универсальных учебных действий(УУД).

Цель: Разработать программу деятельности  по формированию  УУД при изучении физики.

Гипотеза: Если я педагогически грамотно  и  по- человечески правильно сумею   научить учащегося УЧИТЬСЯ САМОМУ, то  он знания, полученные на уроках физики, будет применять не как знания отдельного школьного предмета, а как единую систему образования, что  поможет ему реализовать себя в жизни  более успешно, стать более уверенным, самостоятельным .

Задачи:

  1. Изучить на основе литературы сущность понятии «познавательная самостоятельность», «универсальные учебные действия», «виды УУД», «способы формирования УУД».
  2. Разработать программу деятельности по формированию УУД и апробировать её.
  3. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Психолого – педагогические основы сформированности

познавательной самостоятельности учащихся.

«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту,

вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия,

чтобы искорки  их мыслей образовывали царство мысли,

дай им возможность почувствовать себя в нем властелинами»- пишет    

Ш.А. Амонашвили  в книге «Как живете, дети?»

И я с этими словами полностью согласна: сколько бы мы не меняли  методику преподавания предмета , только тогда можно развить познавательный интерес к разделу  физики , когда ученик почувствует себя «властелином»   в этой области.

Пробуждение познавательного интереса – это всего лишь начальная стадия большой работы по воспитанию глубокого устойчивого интереса к знаниям и потребности к самообразованию. Интерес в широком смысле слова – это направленность личности на изучение всего нового, овладение умениями, приобретение различных навыков. Интерес к знаниям или познавательный интерес – это направленность личности ребенка на овладение знаний в той или иной предметной области. Педагог воспитывает интерес к своему предмету.

     «От любопытства к заинтересованности, от заинтересованности к стойкой познавательной  активности, от них к пробуждению научной любознательности  и все более устойчивой направленности личности на изучение предмета – таков путь зарождения и развития интереса к знаниям, связанным с мобилизацией воли, энергии, трудолюбия.»- как точно и верно, подметила в своей статье «Познавательный интерес как фактор развития активности и самостоятельности обучения школьников на уроках физики» учитель физики и информатики Самсонова Н.Ю.

      Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребёнка – вот та задача,  которую школа сегодня должна  решить ! Приоритетной целью школьного образования становится развитие у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться.
Достижение данной цели становится возможным благодаря овладению учащимися системы универсальных учебных действий.
   
На уроках физики и в повседневной жизни учащиеся встречаются со многими явлениями, но обычно не задумываются над их объяснением – настолько они привычны. Курс физики должен быть построен на использовании разнообразных методик обучения, направленных на способ восхождения от абстрактного к конкретному. Согласно этому- цели изучения курса физики – выработка УУД

     Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
    Обучение физике начинается в период, когда ребёнок переживает  один из самых сложных периодов своей жизни - подростковый возраст. Этот особый статус возраста связан с изменением социальной ситуации развития подростков, в их стремлении приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира.

     Главная задача педагогов - это усиление мотивации обучения, расширение познавательной самостоятельности обучающихся , вовлечение их в работу над учебными проектами, формирование у них способностей самостоятельно усваивать новые знания, развивать их умения и компетентности.
     
Формирование универсальных учебных действий на уроках физики.
Овладение обучающимися воспитанниками универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
    Функции универсальных учебных действий включают:
-  обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
     Процесс освоения обучающимися универсальных учебных действий происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации обучающихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности. Таким образом,  достижение “умения учиться” предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
    Рассмотрим
виды универсальных учебных действий (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) .

Личностные универсальные учебные действия.
Личностными результатами обучения физике являются:
1) сформированность познавательной самостоятельности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
2) убежденность в возможности познания природы в необходимости различного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
3) готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
4) мотивация образовательной деятельности обучающихся  на основе личностно-ориентированного подхода;
5) формирование ценностных отношений друг к другу, к учению, к результатам обучения.
    На определенной стадии понимания ученик начинает рассматривать причины  физического открытия, происхождение изучаемого явления, постигая законы, лежащие в основе этого явления, предвидит различные следствия, вытекающие из этих законов. При этом он видит закономерность изучаемого явления, целостную картину окружающего мира.

Регулятивные универсальные учебные действия.

     Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей деятельности. К ним относятся:

1. Целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того,что известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

 2.Планирование- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

 3.Прогнозирование- предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик;

4. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным  эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

 5. Коррекция- внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона.

 6.Оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

 7 .Волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии;  способность к волевому усилию, преодоление препятствия.

Регулятивные универсальные учебные действия можно формировать при выполнении лабораторных работ, при решении экспериментальных задач, при решении качественных и количественных задач.

     При обучении физики, деятельность связанная с проведением физического эксперимента, оказывается комплексной, включающей в себя планирование, моделирование, выдвижение гипотез, наблюдение, подбор приборов и построение установок, измерение, представление обобщение результатов. В конечном итоге, говоря об усвоении экспериментального метода познания физических явлений, разумеется, помним, что формирование перечисленных учебных действий и их диагностика должна быть постоянно в поле зрения учителя.

     Познавательные универсальные учебные действия

Познавательные действия включают общеучебные и логические универсальные учебные действия.

Общеучебные УУД включают:

 - самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- применения методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

-  структурирование знаний;

 - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от  конкретных условий;

 - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и  результатов деятельности;

 - смысловое чтение как осмысление цели чтения и вывод вида чтения в зависимости от цели;

-  умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи;

 - действие со знаково- символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

     Логические УУД включают:

В рамках школьного обучения под логическим мышлением понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д).

- сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств), различия, определения общих признаков и составление классификации.

-  анализ- выделение элементов, расчленение целого на части;

- синтез- составление целого из частей;

- сериация- упорядочение объектов по выделенному основанию;

- классификация- отношение предмета к группе на основе заданного признака;

- обобщение- генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

-  доказательство- установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений;

-  установление аналогий.

     В качестве сложного составного логического действия можно рассматривать решение задач по физике повышенной сложности. При решении задач ученик применяет теоретические знания, прежде всего он должен владеть физическими знаниями: понятиями, определениями терминов, знать единицы измерения физических величин, законы, при каких условиях протекают физические явления, процессы, применять формулы, обладать логическим приемами и операциями.

     Коммуникативные универсальные действия

     Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

     Видами коммуникативных действий являются:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели;

-постановка вопросов- принципиальное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- управление поведением партнера- контроль, коррекция, оценки действий партнера;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи.

     В коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения, поведения.

     Элементы формирования коммуникативной УУД можно рассмотреть на  уроке- конференции - особая форма учебного занятия, сочетающая индивидуальную работу каждого ученика (подготовка аргументов, сообщений , тезисов, выступление с ними) с активной работой всего класса (конспектирование выступлений, обсуждение докладов, защита теории, оценивание выступлений).

ЧАСТЬ 2

Личностные универсальные учебные действия , такие как : убежденность в возможности познания природы в необходимости различного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры  можно сформировать , изучая физику в 11 классе: она   делится на 5 крупных  разделов.

1. История развития электродинамики (с начала 19 в до начала 20 в) рассматривается развитие научно-технического прогресса через работы следующих ученых: Эрстед, М. Фарадей, Д. К. Максвелл, Генрих Герц, А.С. Попов и т.д.);

2. История развития теории о природе света (с середины 17 в до середины 20 в) И.Ньютон, Гюйгенс, Ф. Юнг, Макс Планк, Альберт Эйнштейн и т.д.)

3. Сто (специальная теория относительности)  возникла  в начале 20 в, противоречила законам  классической механики и законам электродинамики,  теории ядерной физики;

4. История развитии теории о строении атома (с конца 19 в до середины 20 в);

5. История развитии ядерной физики ( с 1919 г до наших дней).

Великий итальянский физик Г. Галилей- основоположник научного метода в исследовании явлений природы, выделил 4 этапа в его развертывании:

-  Приобретение чувственного опыта при изучении группы явлении;

- Выдвижение гипотезы, позволившей объединить наблюдения и факты и связать их в некую модель;

-  Математическое развитие гипотезы или нахождение логических следствий;

- Опытная проверка гипотезы (совершается открытие новых физ. законов и явлений).

      Следует сказать, что изучение всех этих 5 разделов проходит в тесной связи друг с другом. Эрстед открыл существование магнитного поля вокруг электрического тока, М. Фарадей поставил вопрос  о существовании магнитного поля вокруг электрического, обобщение работ Эрстеда и Фарадея сделал Максвелл теоретически. Эксперимент поставил Герц ,а  применил А.С. Попов, создав радиоприемник.

     Поэтому при изучении блока СТО я ставлю перед учениками вопрос: Почему возникла эта теория в начале 20 века? После обсуждения ,подводим итог: потому что возникло противоречие между законами классической механики и законами электродинамики Максвелла. Помог выйти из этого тупика А. Эйнштейн  и его  теория относительности.

     Из вышесказанного следует, что весь курс физики в 11 классе рассматривается в виде цепочки метода научного познания. Такое изучение учебного материала не только обеспечивает цикличность обучения в рамках одного учебного года (что способствует формированию прочности знаний), но и позволяет учащимся осмыслить полученные раннее знания на новом уровне.

     Решение экспериментальных задач(формирование регулятивных УУД), формирует умение проводить наблюдения и описывать их. Задавать вопросы и находить ответы на них опытным путем, т.е. планировать проведение простейших опытов, проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, представлять результаты измерений в виде таблиц, делать выводы на основе наблюдений, находить простейшие закономерности в протеканий явлений и осознаний использовать их в повседневной жизни, соблюдая разумные правила техники безопасности и приблизительно прогнозируя последствия неправильных действий.

     При изучении темы «Давление» в 7 классе я даю экспериментальное

задание : высчитать давление своего собственного  тела на пол при ходьбе в спортивном зале (кроссовки) , при беге на лыжах(лыжи) и при танце на дискотеке(босоножки, туфли). Сравнить, сделать вывод, ответить на вопрос: «От каких величин зависит давление в этих 3-х случаях?»

     С целью реализации познавательных УУД используются мною структурно- логических схем. Повторение всего курса физики в ходе подготовки учащихся к ЕГЭ- трудоемкий процесс. Надо видеть все явления и процессы в взаимосвязи друг с другом, уметь базировать основными понятиями и формулами, устанавливать между ними связь и выстраивать логические цепочки. Структурно-логические схемы позволяют систематизировать знания, выделять основное.

        Логические схемы- таблицы (ЛСТ) с помощью них можно рассматривать несколько тем или разделов в целом при изучении колебательных , механических и электромагнитных систем. Делаем выводы, что все   величины, характеризующие свободные колебания, описываются по закону синуса и косинуса; выражаются уравнением гармонических колебаний х(t)=Хо cosωt; υ(t)=x'(t)= Хо ω sinωt, где Хо ω= υмах.

υ(t)= υмах sinωt; q(t)=qо cosωt; i(t)=q'(t)= qо ω sinωt, где qо ω=Iмах ;

i(t)= Iмах sinωt; U(t)=Uмах cosωt.

Я  показала межпредметную связь математики и физики. Учащиеся 11 класса из курса алгебры знают уравнение гармонических колебаний, первую производную, вторую производную. Учитель физики в разделе «Механика» применяет это так : х'(t)=υ(t); υ'(t)=а(t); а(t)= х''(t)

     Между вращательным и колебательным движениями существует тесная связь. Если рассмотреть движение точки по окружности, то проекция радиуса на ось х будет изменяться по формуле x=Хо cosωt.

Х=Хо sinα; ; α=ωt

Х=Хо sin ωt; х- смещение шарика от положения равновесия; (проекция радиуса на ось х)

х'(t)= Хоcosωt; х'(t)=υ; υ(t)= υоcosωt; где υо= Хоω; υ'(t)= Хоω²; а= Хоω²;

х(t)= Хоcos(ωt+φо); - это уравнение гармонического колебания т.к.

cos(x)= sin(х+π/2).

     На основании этих формул учащиеся без затруднений рассматривают процессы, происходящие в колебательном контуре, где создаются электромагнитные колебания.

На одном чертеже строят графики U(t), i(t), q(t), предварительно зная уравнение зависимости этих величин.(Элективный курс «Подготовка по физике к ЕГЭ»)

     Таким образом, при составлении таких таблиц универсальные учебные действия  учащихся направлены на анализ и управление познавательной деятельностью. В данном случае овладение УУД ведет к формированию способности самостоятельно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться.

    При  формировании логических УУД  выполняем задания типа В и  С из вариантов  ЕГЭ. Они  требуют от ученика высокой степени понимания физических процессов. Эти задания проверяют умение использовать законы и теории физики в измененной или новой ситуации. Выполнение таких заданий требует применения знаний из разных разделов курса физики т.е высокого уровня подготовки выпускников.

     Например, задача: В вакууме находятся два покрытых кальцием электрода, к которым подключен конденсатор емкостью С =8000пФ. При длительном освещении катода светом с частотой √= 10  в 15 степени Гц фототок, возникший вначале, прекращается. Работа выхода электронов из кальция А= 4,42 * 10  в «минус» 19 степени Дж. Какой заряд q при этом оказывается на обкладках конденсатора?

     Из условия задачи видно, что ученик должен знать физические термины «электроемкость», «фототок», «обкладки конденсатора», «работа выхода» , «красная граница», «вакуум», «электрод»; знать формулы уравнения Эйнштейна для фотоэффекта, выражение для запирающего напряжения ,  формулу разности потенциалов на обкладках конденсатора; математически грамотно связать все формулы для нахождения искомой физической величины.

     Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

     При изучении в 10 классе темы «Теория близкодействия и действия на расстоянии» провожу урок - конференцию. Этот материал интересный и несложный, может быть изучен самостоятельно учащимися. Тема, выходит далеко за пределы учебника физики и для  раскрытия требует поиска разных материалов в Интернете. Учащиеся хорошо представляют материал по каждой теории, готовят аргументы в защиту своей теории и антиаргументы теории противника. Заранее зная справедливость теории близкодействия, оппоненты находят такие доводы в защиту своей «неверной» теории, что ставишь под сомнение   верность первой.

     На уроке-конференции ученики с одной стороны являются выступающими, с другой стороны оценивают труд своих товарищей, задают вопросы, проводят самооценку своей работы.

План урока-конференции:

Цели: Образовательная: Обеспечить усвоение учащимися знаний о теориях  близкодействия и действия на расстоянии;

Развивающая: развитие информационно- коммуникативных способностей, совершенствование умений самообразования, развитие умение использовать ИКТ в учебном процессе для поиска информации и представление ее в заданной форме ( работа в программах  Word, Power Point)

Воспитательные: формирование  познавательной  самостоятельности учащихся, воспитание эстетических чувств в процессе  дискуссии и подачи материала.

Задачи урока:

- развивать  коммуникабельность, коммуникативность, толерантность при   ведении спора;

- сделать учащихся активными участниками занятия;

-  вовлечь как можно больше ребят в самостоятельную, активную, познавательную и творческую деятельность.

Подготовка конференции. За 1 неделю до конференции учащиеся выбирают, какую теорию они будут защищать. Готовят аргументы и антиаргументы , группируются, выбирают лидера.

Результаты конференции. В конференции принимают  участие   все обучающиеся 10 класса. Возрос интерес к предмету, мотивация и познавательная  самостоятельность учащихся. Использование ИКТ позволяет удачно реализовать личностно-ориентированный подход в преподавании через самостоятельный выбор каждым учащимся темы  дискуссии, источника информации, содержания работы, темпа ее выполнения.

На этом уроке- конференции мы  формируем коммуникативные универсальные учебные действия: участие в дискуссии, умение кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу, Интернет-ресурсы и другие источники информации, умение планировать сотрудничество со сверстниками , умение выражать мысль, аргументировать.

Заключение

Говоря о формировании у обучающихся универсальных учебных действий, мы говорим об умениях и навыках обучающихся, которые позволят им самостоятельно усваивать новые знания, а также навыков самоорганизации своей деятельности по их поиску. Уровень самостоятельности обучающихся зависит от степени сформированности  универсальных учебных действий. А степень участия в самостоятельной деятельности обучающихся  и руководство остаётся за учителем.
   
Таким образом, основная цель, которая стоит передо мной, как учителя - научить детей самостоятельно добывать знания.
Задачи, которые я должна решить:
-  создание условий, пробуждающих познавательную самостоятельность  обучающихся;
-  переконструирование прежних знаний обучающихся, проблематизация учебного материала (другими словами, при деятельностном обучении происходит расширение и углубление знаний при помощи ранее усвоенного и нового применения прежних знаний в условиях проблемной ситуации);
-  направление учебного материала не только на поиск знаний в «чистом виде», но и на овладение способами познавательной деятельности, значимыми за пределами конкретного содержания;
-  обеспечение эмоциональной поддержки, которая необходима, чтобы взяться за рисковое дело, т.е. высказывать свои мысли о чем-то неизвестном, эта задача выполняется за счет организации групповой работы.
   
Задачи для обучающихся воспитанников:
1. Образовательная:
-  изучение понятий и свойств физических величин, явлений, законов;
-  изучение практической направленности полученных знаний;
- формирование умений в их применении в исследовательской работе;
-  формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности.
2. Развивающая:
-  способствовать развитию умения анализировать, выдвигать гипотезы, предположения, строить прогнозы, наблюдать и экспериментировать;
-  способствовать развитию логического мышления;
- развивать умение выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности.
3. Воспитательная:
-  способствовать формированию научного мировоззрения;
- способствовать воспитанию ответственного отношения к труду, культуры мышления и речи;
- пробуждать познавательный интерес к предмету и окружающим явлениям;
-  развивать способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе;
- формировать умению критически, но объективно оценивать предметы, явления, поступки и действия (свои и чужие).

 Я  использую, и буду использовать в дальнейшей работе методы мотивации и стимулирования обучающихся (создание проблемной ситуации, проблемное изложение, частично-поисковая деятельность, групповая исследовательская деятельность, создание ситуации успеха, выполнение творческого задания, создание ситуации взаимопомощи); методы контроля (фронтальный опрос, физические диктанты, написание ОК и их восстановление по памяти).

Хочется завершить  изложение своих  мыслей словами  Ш.А. Амонашвили:

«Учитель, воспитывай в своих учениках умение сомневаться, ибо сомнение, рожденное в сотрудничестве со знаниями, открывает для мысли люк в мир познания, рождает уверенность и личностную самостоятельность».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Литературно- исследовательская работа, выполненная на тему «Соблюдение правил дорожного движения» вызвала большой интерес. Была проведена огромная работа по сбору материала, анкетированию, опросу и написанию статей , оформление  газеты . Эту работу ученики представили на окружном конкурсе школьных газет «Улица, транспорт и мы» в 2012 -2013 уч.г. и получили 2 место среди школ Юго-Западного округа.(Газета №24 февраль 2012 год     http://edu.of.ru/padovka/)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие учебно - познавательной компетенции ( самостоятельности ) учащихся средней школы через формирование универсальных учебных действий на уроках физики и во внеурочной деятельности

Создание условий (системы работы и методической копилки ) для развития самостоятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности через формирование УУД, ( включающей в себя систему у...

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС

ФОРМИРОВАНИЕ  УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС...

Формирование универсальных учебных действий на уроке физике по теме "Действие жидкости на погруженное в нее тело"

Урок разработан в рамках городского семинара в 2015 года по теме: «Личностно-смысловое включение учащихся в учебную деятельность на уроках естественно – математического цикла» ...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в условиях ФГОС

наработка опыта работы на тему формирование универсальных  учебных действий на уроках математики в условиях ФГОС...

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии в условиях внедрения ФГОС

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного процесса. Овладение учениками универс...

Статья по теме "Формирование универсальных учебных действий на уроках географии средствами технологии развития критического мышления "

Цель данной работы: описать приемы технологии развития критического мышления как средство формирования универсальных учебных действий на уроках.Объект исследования: процесс формирования универсальных ...