Формирование универсальных учебных действий на уроке физике по теме "Действие жидкости на погруженное в нее тело"
методическая разработка по физике (5 класс) по теме

Татьяна Каргина
Урок разработан в рамках городского семинара в 2015 года по теме: «Личностно-смысловое включение учащихся в учебную деятельность на уроках естественно – математического цикла»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_fgos.docx496.72 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ)  СПЕЦИАЛИСТОВ

ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА»

ИТОГОВАЯ РАБОТА

по программе курсов повышения квалификации

«Государственный образовательный стандарт основного общего образования: содержания и механизмы реализации»

«Формирование универсальных учебных действий

на уроке физики по теме «Действие жидкости на погруженное в нее тело»

                Слушатель курсов

 Каргина Т.А.,

учитель МБОУ СОШ №63

 

_________________________________________

(подпись, дата)

Самара 2015 г

Содержание.

Введение     .................................................................................................. 3стр

Разработка урока ………………………………………………………….4стр.

Заключение ………………………………………………………….…..14 стр.

Литература ………………………………………………………………15 стр.

Введение.

     Одно из основных положений Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - формирование универсальных учебных действий учащихся.

     Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.

     Группой сотрудников Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования с опорой на научную школу культурно-исторической психологии  Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Мудрик, П. Я. Гальперина и Д. Э. Эльконина      была создана Программа развития универсальных учебных действий. В Программе развития УУД    выделены основные виды универсальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические) и коммуникативные.

     Коренные изменения в учебной деятельности    ученика требуют и коренных изменений в деятельности учителя. Учитель должен быть не просто носителем информации, но и мастером, создающим любом ученику условия для саморазвития и самосовершенствования посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта, умения учиться и развиваться.

Цель : проектирование урока с учетом формирования УУД

Задачи:  1.Изучить литературу по   теме формирования УУД  в образовании

               2. Спроектировать урок с учетом формирования УУД

    3.Оценить преимущества новых направлений деятельности учителя и учащихся на уроке.

Гипотеза: проведение уроков направленных на формирование УУД позволит повысить образовательный и воспитательный потенциал и обеспечит формирование  важнейшей компетенции личности - умение учиться, создаст благоприятные условия для дальнейшего личностного и познавательного развития учащихся.

   

       Урок разработан в рамках городского семинара в 2015 года  по теме: «Личностно-смысловое включение учащихся в учебную деятельность на уроках естественно – математического цикла»

Тема: «Действие жидкости на прогруженное в нее тело»

Цель урока: Развитие УУД учащихся личностно-смыслового учения в учебной деятельности.

Задачи урока:

образовательные

  • Уметь различать силу тяжести и выталкивающую силу, уметь указывать их направление.
  • 2)уметь подтверждать опытным путем зависимость выталкивающей силы от различных факторов.

развивающие:

  • способствовать развитию навыков коммуникативного УУД принятия и координации решений при совместной работе в группе (в границах умения пользоваться «Моделью совместной работы в группе»);
  • способствовать развитию навыков дедуктивного умозаключения (на основе приёмов выведения следствия из факта, обобщения и подведения выявленного факта );
  • способствовать развитию у учащихся навыков публичного представления учебного продукта (коммуникативные УУД);

воспитательные:

  • способствовать развитию у учащихся УУД нравственно-этического оценивания ситуаций межличностного взаимодействия с учителем и при работе в малых группах (личностные, коммуникативные УУД);

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: урок-исследование

 Используемое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, динамометры, наборы оборудования для групп, карточки с заданиями, компьютерная презентация Power Point, таблица плотностей у каждого на парте, рабочие листы.

 

Ход урока

этап урока

деятельность учителя

деятельность ученика

УУД (с указанием вида: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные

Организационный момент      

 (0,5 мин)

Приветствие учителя

- Здравствуйте, ребята. Прежде  чем  мы  приступим  к  уроку,  я  хотела  бы,  чтобы  каждый  из  вас  настроился  на  рабочий  лад.  Настроились?  Прекрасно! А  теперь  давайте  приступим  к  работе.

Приветствуют учителя, садятся. Настраиваются на урок.

Коммуникативные УД:     УУД оценивания ситуации взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики.

 

Мотивационный этап    

   (5 мин)

Эпиграфом к уроку послужат слова римского философа Сенеки:

«Свои способности человек

может узнать только

попытавшись применить их на деле»

И сегодня на уроке вы попытаетесь поработать над некоторыми своими качествами.

На прошлом занятии в качестве домашнего задания мы с вами решили, что дома каждый из вас решит над развитием  какого личностного качества он сегодня будет работать. (Приложение№3) Для этого у вас была карта самооценки с различными выборами и виды работ сегодняшнего урока.

Чтобы вы могли опираться на мою помощь, предлагаю каждому отметить свою личную задачу  в карте. (Запись данных в свою карту и опрос детей).

- Кто еще выбрал для сегодняшней работы это качество?

- Поднимите руки, кто тоже будет работать над своей неуверенностью?

- У кого еще групповая работа вызывает затруднения?

Итак, начало положено. Мне уже интересно. Теперь будем учиться использовать для развития этих личностных качеств ситуации урока.

Выбирают пункты над которыми они будут работать:

- Я не умею делать выводы, хочу научиться этому.

-Я редко поднимаю руку на уроке (боюсь ошибиться) – постараюсь быть смелее.

- Мне не нравиться работать в группе, люблю все делать сам, чтобы никто не указывал мне, как нужно. (Сегодня должна быть групповая работа – буду стараться работать вместе с партером)

Личностные УД:

Анализ своих личных качеств

Познавательные УД: Поиск и выделение необходимой информации на основе действий наблюдения, обсуждения и оценки выявленных закономерностей.

  Регулятивные УД: Умение оценивать правильность выполнения действий 

Коммуникативные УД: умение формулировать  собственное мнение и позицию;

Изучение нового материала

10 мин.

Вы знаете, что для того, чтобы развивать свои личностные качества, не важно, как звучит тема урока. Сегодня мы познакомимся с очень  интересным явлением «Действием жидкости на погруженное в нее тело».

   Сейчас я продемонстрирую вам опыт, а вы попробуйте определить, как действует жидкость на погруженное в нее тело.

Ученики подписывают свой рабочий лист,  и записывают тему.

Постановка проблемы. Демонстрационный опыт 1. Учитель погружает легкий мячик в воду, налитую в сосуд с прозрачными стенками, и отпускает. Мячик всплывает.

Вопрос к классу. Почему мячик всплывает?       

Демонстрационный опыт 2.  Учитель опускает  в воду тяжелый мяч. Он тонет.

Вопрос к классу. Почему результат опыта другой?

Давайте дадим возможность высказаться ребятам, которые работают сегодня над своей неуверенностью. .. Молодец, ты сделала усилие, подняла руку. Ты была уверенна в правоте своего ответа?

Всегда ли жидкость действует на погруженное в нее тело с выталкивающей силой?

Отвечают, рассуждают, обобщают сказанное.

 Ожидаемый ответ. Наверное, вода выталкивает мячик

Ожидаемые ответы. А) Вода не выталкивает мяч. Б) Вода пытается вытолкнуть мяч, но не может, так ее сила недостаточна: она меньше силы тяжести, действующей на мячик.  

Ожидаемые ответы. А) всегда. Б) не всегда

Познавательные УД: Поиск и выделение необходимой информации на основе действий наблюдения, обсуждения и оценки выявленных закономерностей.

 Личностные УД:

Осознание учащимися своих  знаний.

 Регулятивные УД: Умение оценивать правильность выполнения действий 

 Коммуникативные УД: умение формулировать  собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия, строить монологические высказывания

Проверим это опытным путем. Помните про мою помощь.

Задание для фронтального эксперимента. Ребята, у вас на партах находятся динамометр, мензурка с водой и небольшие тела с привязанной к ним нитью. Подумайте, как с помощью приборов, которые находятся у вас на столах, проверить, действует ли выталкивающая сила на тело.

Хорошо. Все результаты мы будем заносить в таблицу.

Сделайте вывод: на все ли тела, погруженные в жидкость, действует выталкивающая сила?

Как она направлена?

Рассуждают, выдвигают идеи, обобщают и делают вывод о том как нужно определять выталкивающую силу.

Работа в парах. Данные вносятся в бланк.

Делается коллективный вывод. По рядам. «На тела, погруженные в жидкость действует выталкивающая сила, направленная вертикально вверх».

Личностные УД:

Осознание опыта работы в группе, как ценности.

Коммуникативные УД: умение формулировать  собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия, строить монологические высказывания

Познавательные УД: Поиск и выделение необходимой информации на основе действий наблюдения, обсуждения и оценки выявленных закономерностей.

 Регулятивные УД: Умение оценивать правильность выполнения действий 

Постановка учебных задач урока

- Олег, ты планировал сегодня работать над умением строить выводы. Что у тебя получилось? Каким опорным пунктом карты ты смог воспользоваться? что тебе в этом помогло?

- Конечно, за один урок трудно достичь такой сложной цели, как ты себе поставил. Но начало положено и, я думаю, со временем, ты сможешь это сделать сам.

Этим выводом мы подтвердили, что кроме силы тяжести в воде на тело действует и выталкивающая сила. Это позволит нам сформулировать учебные задачи нашего урока:

1)Уметь различать силу тяжести и выталкивающую силу, уметь указывать их направление.

2)уметь подтверждать опытным путем зависимость выталкивающей силы от различных факторов.

 В конце урока мы к ним вернемся.

- Я измерил силу тяжести у 2 предметов в воздухе, потом в воде. Все результаты записал в таблицу.  И увидел, что сила тяжести в воде меньше, чем в воздухе. А сам вывод мне помогли сделать ребята.

Рассуждают, выдвигают идеи, обобщают.

Личностные УД:

Осознание учащимися своих  знаний  и незнаний;

Познавательные

(логические )  УД

Умение устанавливать причинно-следственные связи

РегулятивныеУД

Целеполагание.; Обобщение и систематизация.

Коммуникативные УД: умение строить понятные для партнеров высказывания, умение использовать речь для регуляции своего действия, умение слушать других

Работа в группах

(эксперимент)

10 мин.

Пояснение. Эта сила впервые была измерена древнегреческим ученым Архимедом из города Сиракузы. Поэтому она носит название «Архимедова сила». Жил он примерно за 250 лет до нашей эры и вот какая легенда существует об идее великого открытия:

Я попросила некоторых ребят подготовить сценку об этой легенде.

СЦЕНКА (1часть) (Приложение №1)

И так, вы сделали предположение о том, что на любые тела, находящиеся в жидкости действует  некоторая сила. Сегодня мы с вами познакомимся с этой для вас новой силой, узнаем её характеристики, и от чего она зависит. А так же узнаем продолжение истории с короной царя Гиерона.

   Слушают  и выступают

Личностные УД:

Развитие познавательных интересов и учебных мотивов

Познавательные

Смысловое чтение; извлечение необходимой информации из прослушанного текста; Свободная ориентация и воспроизведение художественного текста.

Коммуникативные УД: , умение использовать речь для регуляции своего действия, умение слушать других

РАБОТА В ГРУППАХ (вспомнить правила работы в группе)

Ребята, как вы думаете эта форма работы кому поможет решить его личностную задачу урока?

Верно, каждый из вас сейчас должен поработать не только над выполнением учебной задачи, но и над личностным качеством. Вперед!

Практическая работа.

Работа в группах  (класс разделен на 3 группы)

1.        Каждая группа получает инструкцию по выполнению практической работы.

2.        Инструктаж учителя о порядке  выполнения экспериментального задания.

Группа 1

Определение архимедовой силы, действующей на тела разной массы, но одинакового объема.

Оборудование:

мензурка с водой, динамометр, два тела разной массы, но одинакового объема.

Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от массы тела.

Группа 2

Определение архимедовой силы, действующей на тела разного объема.

Оборудование:

мензурка с водой, динамометр, два тела разного  объема, но одинаковой массы.

Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от объема тела.

Группа 3

Определение архимедовой силы, действующей на тело в воде и растворе соли.

Оборудование:

две мензурки,  одна мензурка с водой, другая с  насыщенным раствором соли, динамометр, одно тело.

Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от плотности жидкости.

   Слушают задание для фронтального эксперимента.  Выполняют эксперимент.

- кто учится строить выводы, работать в команде и преодолевать неуверенность.

                                     

Проделывают опыт, вносят результаты в таблицу, делают выводы.

НЕ ЗАВИСИТ

ЗАВИСИТ

ЗАВИСИТ

Личностные УД:

Развитие познавательных интересов и учебных мотивов

Осознание учащимися своих  знаний  и незнаний; Осознание опыта работы в группе, как ценности.

Познавательные УД

Умение устанавливать причинно-следственные связи, осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебного задания; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

РегулятивныеУД

Обобщение и систематизация.

Коммуникативные УД: умение строить понятные для партнеров высказывания, умение использовать речь для регуляции своего действия, умение слушать других

2. После совместного обсуждения  представитель от каждой группы   делает  вывод о результатах практической  работы.

3. Составляется схема (учащиеся в тетрадях):  «Отчего зависит и не зависит Архимедова сила?» (слайд)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СЦЕНКИ. А сейчас мы узнаем чем же закончилась легенда об Архимеде.

- Вот какое применение выталкивающей силе нашел Архимед.

- Ребята, а вы в жизни сталкивались ли с силой Архимеда?

- А посмотрите на эту картину. Кто знает, как она называется? Кто ее нарисовал? Как вы думаете, есть ли связь между темой нашего урока и сюжетом этой картины?

Рассказывают свои результаты эксперимента, делают вывод зависит или не зависит. Обобщают  работу всего класса  и делают общий вывод от чего зависит сила Архимеда.

Анализируют свои знания и и приводят примеры из жизни.

  - В воде можно держать человека на руках и это совсем не сложно.

-В Солилецке есть соленое озеро, где нельзя утонуть.

- В воде тела легче и бурлакам помогает ташить баржу сила Архимеда.                                                                                           

Личностные УД:

Развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Формирование границ собственных знаний и незнаний

Коммуникативные УД: умение формулировать  собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия, строить монологические высказывания

Познавательные УД: умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков ;умение осуществлять сравнение; умение устанавливать причинно-следственные связи;

Регулятивные УД: учитывание правила планирования и контроля способа решения; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки

УУД).

Закрепление

(5 мин)

Первичная проверка знаний учащихся.

  1. На какой из опущенных в воду стальных шаров действует наибольшая архимедова  сила?

  1. Одинакового объема тела (стеклянное и стальное) опущены в воду. Одинаковые ли архимедовы силы действуют на них?

  1. Подвешенные к коромыслу весов одинаковые шары погрузили в жидкость сначала так, как показано на рисунке  а, а затем так, как показано на рисунке б. В каком случае равновесие весов нарушится? Почему?

Читают, рассуждают . анализируют.

Отвечают.

Личностные УД:

Формирование границ собственных знаний и незнаний

Познавательные УД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебного задания; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

 Коммуникативные УД: умение формулировать  собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия, строить монологические высказывания

Регулятивные УД: учитывание правила планирования и контроля способа решения; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки

Подведение итогов. Домашнее задание

(1мин)

Подведем итоги урока. Ребята, какие учебные задачи мы ставили в начале урока?

- Чем отличается сила тяжести от силы Архимеда?

От чего зависит Архимедова сила?

Запишите д/з в дневник.

  1. Найти материал по теме «Архимедова сила в природе». Выбрать по 1 примеру. Оформить работу в форме коллажа, газеты, викторины. Можно объединиться в группы до 3 человек.
  2. Определить, над развитием какого качества вы будете работать на следующем уроке. В помощь вам остаются карты самооценки, где добавлен еще один критерий для выбора и вы получили памятку с видами работ на будущем уроке.

Анализируют, обобщают, отвечают,

1)Умение различать силу тяжести и выталкивающую силу, уметь указывать их направление.

2)уметь подтверждать опытным путем зависимость выталкивающей силы от различных факторов.

Придумать, наитии информацию, оформить.

Личностные УД:

Формирование границ собственных знаний и незнаний; развитие адекватной позитивной самооценки; Познавательные УД: структурирование знаний; РегулятивныеУД:

внесение необходимых коррективов на основе самооценки и учета характера сделанных ошибок

Коммуникативные УД: умение формулировать  собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия, умение слушать  и слышать друг друга

Приложение № 1.

Ведущий. Жил в Сиракузах мудрец Архимед,

был другом царя Гиерона.

Какой для царя самый важный предмет?

Вы все догадались - корона!

Захотелось Гиерону сделать новую корону.

 Золота отмерил строго.

Взял не мало и не много

 -сколько нужно, в самый раз.

Ювелиру дал заказ.

Через месяц Гиерону ювелир принёс корону.

Взял корону Гиерон, оглядел со всех сторон.

Чистым золотом сверкает...

Но ведь всякое бывает…

Не желал терпеть урон Гиерон.

И позвал он Архимеда...

Началась у них беседа.

Гиерон. Вот корона, Архимед.

Золотая или нет?

Архимед. Чистым золотом сверкает.

Гиерон. Но, ты же знаешь, всё бывает!

И добавить серебро можно к золоту хитро.

А того и хуже - медь, если совесть не иметь...

Честно ль сделана работа?

Золото? Иль позолота?

 Нужно точно всё определить,

но корону - не царапать, не пилить!

В е д у щ и и. И задумался учёный:

«Что известно? Вес короны.

Ну а как найти объём?»

Думал ночью, думал днём.

И однажды, в ванне моясь,

Погрузил себя по пояс: на пол вылилась вода... Догадался он тогда, как найти объём короны!

И помчался к Гиерону -  

Не обут и не одет

Знаменитый Архимед.

Во дворец примчался он:

Архимед. -Я придумал, Гиерон!

Эврика! Раскрыл секрет!

Гиерон. Ты оденься, Архимед!

Вот сандалии, хитон... А расскажешь всё потом!

Архимед. Пусть весы сюда несут

И с водой большой сосуд...

Всё доставить Гиерону!..

(Слуги всё приносят.}

На весы кладём корону

А теперь такой же ровно ищем слиток золотой... {Находят кусок золота,  по весу равный короне).

Г и е р о н . Всё понятно!

Архимед. Ты постой! Мы теперь корону нашу опускаем в эту чашу.

Гиерон! Смотри сюда! В чаше поднялась вода! Ставлю чёрточку по краю.

Гиерон. А корона?

А р х и м е д . Вынимаю... В воду золото опустим.

Гиерон. В воду золото? Допустим...

Архимед. Поднялась опять вода.

 Метку ставлю я...

Гиерон . Куда?

Архимед.

Ну конечно же, по краю.

Г и е р о н . Ничего не понима

Лишь две чёрточки я вижу:

это — выше, эта — ниже.

Но какой же вывод главный Архимед.

Равный вес. Объём - не равный!

Понимаешь, Гиерон, я сейчас открыл закон!

Тот закон совсем простой: тело вытеснит...

Гиерон . Постой!

Говоришь, объём не равный

Мастер мой мошенник?!

Явный?!

За фальшивую корону

он ответит по закону!

Ведущий.

Архимед открыл закон!

Он не только для корон.

Приложение 2

Опыт можно сделать с рычагом или весами равновесие нарушается, значит ЗАВИСИТ, не нарушается значит НЕ ЗАВИСИТ.

               D:\7751670.png

Приложение 3.

D:\курсы педаг и педагог\курсы 120 часов2015год\IMG.jpg

Заключение.

     В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. В более узком значении этот термин определяется как совокупность способов действия учащегося обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.  Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Литература:

1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010

2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад.образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. —М., 2008.

3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. — М., 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках физики.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование  универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитате...

Формирование универсальных учебных действий на уроках физики в основной школе

Методические особенности формирование универсальных учебных действий на уроках физики в основной школе...

Тема : "Формирование универсальных учебных действий на уроках физики,как условие развития познавательной самостоятельности"

Итоговая работа "Формирование универсальных учебных действий на уроках физики,как условие развития познавательной самостоятельности" по программе "Исследовательски ориентированная деятельность - услов...

Доклад «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики в основной школе»

Доклад «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики в основной школе» ...

Развитие учебно - познавательной компетенции ( самостоятельности ) учащихся средней школы через формирование универсальных учебных действий на уроках физики и во внеурочной деятельности

Создание условий (системы работы и методической копилки ) для развития самостоятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности через формирование УУД, ( включающей в себя систему у...

Формирование универсальных учебных действий на уроках физики

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”.Процесс освоения учениками универсальных учебных действий происходит ...