ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА. Статья в монографии "АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ"
статья по немецкому языку по теме

Удалкова Татьяна Ивановна

Внедрение в учебный процесс учебных ИР будет способствовать развитию коммуникативных умений учашихся. Сложность материала и его объем варьируются и должны соответствовать уровню развития школьников на каждом этапе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_monografii.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ

 И ПРИКЛАДНЫХ НАУК

НА РУБЕЖЕ ХХI ВЕКА

Москва 2013

МЕЖОТРАСЛЕВОЙ НАУНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР

  ФГУ ВПО «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ

 ЗАОЧНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ

 И ПРИКЛАДНЫХ НАУК

НА РУБЕЖЕ ХХI ВЕКА

Монография

Москва 2013

УДК 574 (06)

ББК 20.1.я73

Рецензенты:

Д.б.н., профессор, зав.кафедрой экологии Трифонова Т.А.

(ГОУ ВПО Владимирский государственный университет имени А.Г и Н.Г.Столетовых)

Д.б.н., зам.декана факультета почвоведения Гончаров В.М.

(МГУ имени М.В.Ломоносова)

Монография подготовлена коллективом участников конференции: Актуальные тенденции развития фундаментальных и прикладных наук

на рубеже ХХI век (19-21 сентября 2013г.)

Издание осуществляется с авторских оригиналов

Актуальные тенденции развития фундаментальных и прикладных наук на рубеже ХХI века: монография / Рос. гос. аграр. заоч. ун-т. М., 2013.  136 с.

 Под ред. В.А.Дубовика, Е.В.Надежкиной, Т.И. Хуснетдиновой.

ISBN 978-5-901240-65-6

Монография посвящена исследованию теоретических основ и практических проблем развития фундаментальных и прикладных наук на современном этапе. В работе рассматриваются методологические аспекты экологии, экологические проблемы городов, экологическое состояние окружающей среды, антропогенное вмешательство в ход естественных почвообразовательных процессов и деградации почв, актуальные проблемы природопользования и сохранения природного богатства России, экономические проблемы современности. Особое внимание уделено развитию техники и технологии в ракетно-космической и авиационной отраслях. Проведен анализ разработок кафедры «Ракетные двигатели» Московского авиационного института. В монографии анализируются проблемы сельскохозяйственного производства в РФ, методы воспроизводства и сохранения почвенного плодородия. В ней изложены методики преподавания иностранных языков, т.к. в современном глобализирующимся мире изучение иностранных языков является несущей необходимостью.

УДК 574 (06)

ББК 20.1.я73

ISBN 978-5-901240-65-6

Издание осуществляется с авторских оригиналов

©Коллектив авторов, 2013 г.

ГЛАВА 6. ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

6.1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Н.П. Голышкина, Т.И. Удалкова

 Информация всегда играла важную роль в жизни человека. С течением времени ее роль становилась все существеннее. Перемены, совершаемые в области создания, трансляции и потребления информации, развитие виртуальных отношений и постоянная модификация информационной среды, в целом, естественным образом влияют и видоизменяют сферу образования. Сейчас, в первой половине 21-ого века, информатизация является одним из основных факторов, заставляющим образование совершенствоваться. Современная система образования, все входящие в нее учебные направления, так или иначе, нацелены на формирование у школьников умений работать с информацией, так как учеба в школе – это получение знаний, т. е. информации. Мир вступает в новую эру – информационную, в век электронной экономической деятельности, сетевых сообществ и организаций без границ. 

Трудно себе представить жизнь современного подростка без Интернета, который прочно вошел в нашу жизнь. Неслучайно корректное, своевременное и уместное использование всеми специалистами, работающими в системе образования, информационных ресурсов, является залогом эффективности подготовки школьников. В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования, формирование универсальных учебных действий наиболее естественно и эффективно проводить с использованием цифровых инструментов, в современной цифровой коммуникационной среде (в том числе, используя возможности информационной среды школы, социальные сервисы).

Универсальные учебные действия (УУД) — умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта [1]. Каждый ребенок должен научиться получать, перерабатывать, оценивать и использовать в своей деятельности огромный объем информации. Для этой цели в последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Сегодня информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) переходят из разряда инновационных средств обучения в традиционные. Их использование в образовательном процессе позволяет удовлетворить потребность современных школьников, которые выросли на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, в темпераментной визуальной информации. Благодаря наглядности, интерактивности, автоматизации рутинной работы, учащиеся быстрее вовлекаются в активную творческую деятельность, приучаются работать в команде, критически мыслить. ИКТ способствуют повышению мотивации к учебной деятельности и помогают лучше понимать и запоминать материал.

В современном обществе возрастает роль иностранных языков. Знание иностранного языка дает возможность приобщиться к мировой культуре, использовать в своей деятельности потенциал обширных ресурсов сети Интернет, а также работать с информационными и коммуникационными технологиями, и мультимедийными средствами обучения. В связи с этим возникает необходимость развития методик использования компьютерных информационных технологий в обучении иностранному языку. Цель обучения иностранному языку - это коммуникативная деятельность учащихся, то есть практическое владение иностранным языком.  Одними из основных задач учителя являются активизация деятельности каждого ученика в процессе обучения, создание ситуаций для их творческой активности, воспитание личности, желающей и способной к общению и самообразованию. Внедрение Интернет-технологий в процесс обучения иностранному языку дает возможность учителю организовать урок таким образом, чтобы дети активно, с интересом работали, видели результаты своего труда, оценивали и анализировали их. Использование учебных Интернет-ресурсов в сочетании с традиционными методами обучения позволяет сделать процесс обучения индивидуальным, интерактивным, интересным и интенсивным.  Основные преимущества современных информационных технологий (наглядность, возможность использования комбинированных форм представления информации – данные, стереозвучание, графическое изображение, анимация, обработка и хранение больших объемов информации, доступ к мировым информационным ресурсам) становятся основой поддержки процесса образования и помогают учителю эффективно формировать у учащихся различные аспекты коммуникативной компетенции (языковой, грамматический, социокультурный, компенсаторный, учебно-познавательный компоненты), дают возможность осуществлять поиск, отбор, обобщение, классификацию, анализ и синтез полученной информации, знакомят с культурно-историческим наследием различных народов и стран, дают возможность выступать в качестве представителя своей страны.

На уроках английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи; пополнять словарный запас; повышать мотивацию к изучению иностранного языка. Обучающиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д.

Одна из актуальных проблем современной методики обучения иностранным языкам - ориентация всего учебного процесса на активную самостоятельную работу обучающихся, создание условий для их самовыражения и саморазвития. Компьютер не определяет содержание обучения - он является лишь эффективным средством обучения иностранному языку, поэтому разработка методических основ обучения иностранным языкам с помощью компьютера должна базироваться на глубоком анализе дидактических и методических возможностей, способствующих реализации основной цели в преподавании иностранных языков - формированию умений и навыков коммуникативной компетенции. Важной особенностью компьютера в учебно-воспитательном процессе по иностранному языку является то, что он может быть “собеседником” обучаемого, т. е. работать в коммуникативно-направленном диалоговом режиме и определенным образом, например, с графических средств, анализатора и синтезатора речи восполнять отсутствие естественного коммуниканта, моделируя и имитируя его неречевое и речевое поведение.

Иностранный язык - это учебный предмет, который в силу своей специфичности (создание для обучающихся искусственной языковой среды из-за отсутствия естественной) предполагает наиболее гибкое и широкое использование различных технических средств обучения. Поэтому в преподавании данного предмета мультимедийные средства нашли самое разнообразное применение. Их легко может сделать сам преподаватель в программах Microsoft Word, Power Point и др.  На уроках ИЯ применяются следующие цифровые образовательные ресурсы [4]: презентации в Power Point (РР), текстовые редакторы, электронные таблицы, тесты, обучающие программы на CD-ROM, электронные учебники, учебные Интернет ресурсы [2].  

 Достоинством документов Word является их относительно небольшая ёмкость и простота создания. Преподаватель может разрабатывать их для конкретных ситуации, темы и группы, бесконечно разнообразя варианты. При этом такие документы не теряют достоинств мультимедиа: они ярки, красочны, позволяют учащимся работать в индивидуальном режиме, расширяют возможности работы.

        Преимущества ММП заключаются в следующем [3]: 

  • сочетание текстовой аудио- и видеонаглядности;
  • возможность использовать для презентации интерактивную доску, которая позволяет семантизировать лексический, грамматический, фонетический материал, предоставляет опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности;
  • активизация внимания всего класса;
  • обеспечение эффективности восприятия и запоминания нового материала;
  • осуществление контроля за усвоением новых знаний и систематизация изученного материала;
  • сочетание классной и внеклассной самостоятельной работы учащихся;
  • экономия рабочего времени
  • формирование компьютерной мультимедийной компетентности как учителя, так и учащихся, развитие креативных способностей в организации учебной работы

Презентации широко применяются почти всеми учителями. Они удобны и для учителя, и для учеников. Обладая элементарной компьютерной грамотностью, можно создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают учащихся на успешные результаты. Образовательный потенциал ММП может эффективно использоваться на уроках иностранного языка для осуществления наглядной поддержки обучения речи. Ценность созданных учителем презентаций состоит в том, что материал в них даётся учащимся компактно, в нужной последовательности; в нём нет ничего лишнего, всё “работает” на достижение целей и задач конкретного урока, в отличие от готовых фильмов и слайдов. На уроке английского языка в основном применяются обучающие презентации. Они различаются по видам речевой деятельности (при обучении чтению, письму, говорению или аудированиию); по аспектам речи (при обучении лексике, грамматике или фонетике); по видам опор (содержательная, смысловая, вербальная, иллюстративная).

Наиболее распространенные формы телекоммуникации (т.е. коммуникации посредством Интернет-технологий) - электронная почта, чат, форум, ICQ, видео, веб-конференции и др. Первоначально они были созданы для реального общения между людьми, находящимися на расстоянии друг от друга, а сейчас они используются в учебных целях в обучении иностранному языку. Информационные ресурсы сети Интернет содержат текстовый, аудио - и визуальный материал по различной тематике на разных языках. Учебные Интернет-ресурсы (ИР) создаются исключительно для учебных целей. Веб-ресурсы могут использоваться на уроках и в самостоятельной работе дома, можно применять готовые учебные ресурсы по изучаемым темам или создавать их самим.

В англоязычной литературе выделяются пять видов учебных Интернет-ресурсов [4]:

Hotlist – список сайтов с текстовыми материалами по изучаемой теме (ключевое слово вводится в поисковую систему)

Multimedia Scrapbook – коллекция мультимедийных ресурсов (помимо текстов есть фотографии, аудиофайлы, видеоклипы, графическая информация, анимационные виртуальные туры)

Treasure Hunt – кроме ссылок на сайты по изучаемой теме содержит вопросы по содержанию каждого сайта, с помощью которых учитель направляет поисково-познавательную деятельность учащихся

Subject Sampler – следующая ступень сложности, содержит все ссылки на текстовые и мультимедийные материалы сети. Вопросы направлены уже не на фактическое изучение материала, а на обсуждение дискуссионных тем, выразить и аргументировать свое мнение

Webquest – самый сложный тип учебных Интернет-ресурсов. Это сценарий организации проектной деятельности учащихся по любой теме, включает в себя все компоненты четырех материалов и предполагает проведение проекта с участием всех учащихся. В процессе обсуждения все учащиеся узнают друг от друга все аспекты обсуждаемой проблемы.

Каждый из пяти видов учебных Интернет-ресурсов вытекает из предшествующего, постепенно усложняясь и тем самым позволяя решать более сложные учебные задачи. Первые два направлены на поиск, отбор и классификацию информации. Остальные содержат элементы проблемного обучения и направлены на активизацию поисково-познавательной деятельности учащихся. Можно использовать уже готовые учебные ИР, можно создавать их самим. Большой банк англоязычных учебных ИР находится в сети на сайте www.kn.att.com [5].

Внедрение в учебный процесс учебных ИР будет способствовать развитию коммуникативных умений учащихся. Сложность материала и его объем варьируются и должны соответствовать уровню развития школьников на каждом этапе обучения.

Иностранный язык прочно вошел в нашу жизнь, демонстрируя свою привлекательность и большие потенциальные возможности для развития личности обучающихся. Но для того, чтобы сформировать стойкую положительную мотивацию обучающихся в отношении иностранного языка, чтобы добиться наиболее оптимального усвоения его базового уровня в школе необходимо находить самые доступные, перспективные и интересные для обучающихся методы, и приемы обучения, которые позволили бы каждому проявить свою активность, творчество, повысить планку личной самооценки. Поэтому использование ИКТ в обучении иностранному языку в средней школе, позволит осуществить деятельностный подход в обучении и успешно формировать коммуникативную и информационную компетенции учащихся.

Список литературы:

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.  и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
  2. Муковникова Е. В. Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка // Английский язык, Изд. дом “Первое сентября”. 2008, №4, с.4–7.
  3. Беляева Л. А., Иванова Н. В. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2008, №4, с.36–40
  4. http://festival.1september.ru/articles/624489/
  5. Ермаков Д. Информатизация образования и информационная компетентность учащихся//Народное образование - 2009. - №4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка по теме "Наречие"

Упражнения для выявления уровня знаний учащихся по теме "Наречие"....

Формирование личностных универсальных учебных действий кадет на уроках английского языка

В методической разработке представлен опыт практической деятельности педагога по использованию современных образовательных технологий при формировании личностных УУД....

Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках английского языка

УУД - («умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта)....

Доклад "Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках развития речи"

Развитие связной речи обучающихся – это раздел школьного курса, интерес к которому у специалистов не иссякает, а, напротив, только возрастает, что объясняется наличием ряда проблем у поколения ...

«Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках английского языка»

В данном статье говорится о том, как происходит формирование и развитие универсальных учебных действий на моих уроках, и с какими трудностями педагог сталкиватся в ходе работы....

Использование метода проектов для формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках английского языка

Методический семинарИспользование метода проектов для формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках английского языка...