«Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках английского языка»
статья по английскому языку

Неклюдова Елена Владимировна

В данном статье говорится о том, как происходит формирование и развитие универсальных учебных действий на моих уроках, и с какими трудностями педагог сталкиватся в ходе работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках английского языка».

Обязательным требованием Федерального государственного образовательного  стандарта второго поколения является формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Они являются приоритетной целью и в обучении английскому языку.

Доказано, что эффективность любой человеческой деятельности зависит не только от способностей, но и от рациональных способов её выполнения. Учебная деятельность – не исключение. Говоря о ней, Сухомлинский писал, что в подавляющем большинстве случаев овладение знаниями непосильно для ученика потому, что он не умеет учиться.

Учить учиться нужно на всех школьных предметах, но развитие учебных умений на уроках английского языка особенно важно, что объясняется спецификой нашего предмета.

Овладение английским языком происходит вне языковой среды при ограниченном количестве часов, когда на одного ученика приходится в среднем 2-3 минуты говорения за весь урок. Рассчитывать на успех в таких условиях можно только в случае, если учащийся будет обучен продуктивной работе на протяжении всего урока в школе и рациональной организации работы над языком дома, то есть мы говорим об уровне сформированности универсальных учебных действий. 

В данном выступлении хотелось бы остановиться на том, как происходит формирование и развитие универсальных учебных действий на моих уроках, и с какими трудностями я сталкиваюсь в ходе работы.

 В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами в программе формирования универсальных учебных действий представлено 4 вида этих действий:  личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Использование разнообразных современных технологий и методов позволяет мне развивать данные универсальные учебные действия. В своей работе я использую такие технологии как: развитие критического мышления через чтение и письмо, проектную деятельность, ИКТ-технологию,  технологию модульного обучения.

 Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Вопросы, упражнения и ситуации для парной и групповой работы типа: «Тебе нравится?», «Я предлагаю своему другу», «Я спрашиваю своих друзей», оценка того, что ученик слышит, читает на уроке, что говорит и пишет сам позволяют ребёнку вырабатывать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей.

Вопросы в условиях ситуаций, приближенных к естественной деятельности человека, ответы на них, обмен мнениями, выражение своей точки зрения на событие или предмет, задания, готовящие к участию в обсуждении или дискуссии, которые проходят в классе во время контроля выполнения домашнего задания, например: «Я готовлюсь взять интервью у своих товарищей», направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках.

А проведение физкультминуток на уроках английского языка даёт учащимся установку на здоровый образ жизни.

      Формируя регулятивные действия - действия контроля, использую приёмы самопроверки и взаимопроверки заданий. В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.

В современном образовании многие учебно-методические комплексы по английскому языку имеют уже готовые тексты работ для самопроверки, что позволяет самостоятельно каждому ребенку определить свои плюсы и минусы по пройденному материалу.

Задания и упражнения  типа:

  1. «напиши письмо (открытку) своему другу (подруге) и отредактируй его (её)»; 2) написание сочинения  и корректировка его; 3)выполнение заданий по алгоритму (например, по распределению предложений по 3 колонкам в зависимости от времени употребленного в них глагола); 4) действия по предложенному плану (правилу); 5) контрольные задания, в том числе тестового характера дают возможность сформировать у учащихся целевые установки учебной деятельности и контрольно-оценочную деятельность.

          Следующая группа - познавательные универсальные учебные действия.

Для их формирования и развития я использую:

1) задания на информационный поиск. Для этого ученики могут:

  • найти изображения в справочнике, словаре;
  • найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
  • подобрать к описаниям картинки;
  • найти отрывок текста, который изучается на уроке, в художественном произведении;
  • поискать ответ вместе со взрослыми в Интернете.

Подобные задания позволяют ребенку выделить учебную цель, определить действия, оценить их эффективность и результативность;

2) также я использую организацию проектной деятельности учащихся, связанную с освоением языка и поиском  информации посредством  Интернет-ресурсов;

3) преобразование модели утвердительного  предложения в вопросительные предложения различных типов;

4) составление таблиц, схем-моделей;

5) замещение буквы звуком;

6) выделение гласных и согласных букв/звуков в словах.

7) самостоятельное достраивание выражения /предложения/диалога/

текста с восполнением недостающих компонентов (слов, словосочетаний, предложений).

8) классификацию слов по частям речи/правилам чтения/общности тематики и т.д.

9) самостоятельное выведение правил (грамматические явления, словообразование).

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции является одной из самых важных целей обучения английскому языку.

         Поэтому большое внимание я  уделяю коммуникативным универсальным учебным действиям. Для их формирования я использую:

1) проектную деятельность, в том числе презентации на заданную тему урока;

2) инсценировку ситуаций приближенных к реальным, например: «В аэропорту», «В гостинице»,  «В магазине»,  «На улице». Подобные задания очень нравятся детям.

Формируемые на уроках универсальные учебные действия закрепляются учеником во внеучебной и внешкольной деятельности (например: участие в олимпиадах, конференциях, постановке сказок), и становятся личным достижением, используемым в повседневной жизни, индивидуальной творческой деятельности.

В своей практике я столкнулась с тем, что при формировании универсальных учебных действий и развитии различных навыков, большинство учащихся прекрасно могут читать, переводить тексты, писать, но только не говорить, общаться на должном для данного этапа обучения уровне. Это происходит потому, что на уроках как иностранного, так и родного языка все устные высказывания учащихся представляют речь лишь по форме, а по сути, речью не являются. При проверке сформированности диалогических навыков, это бросается в глаза ещё резче. Задав вопрос и не получив ответа (или получив не тот ответ), человек теряется, не знает что делать дальше, иногда пытается подсказать (навязать) собеседнику реплики на родном или иностранном языке.

Одним из решений этих трудностей является развитие навыков говорения посредством использования таких универсальных учебных действий как личностные и коммуникативные, включающие в себя коллективные формы работы (парные и групповые), ролевые игры, дискуссии, проектную деятельность, инсценировку различных ситуаций, поскольку эти методы предполагают обучение общению через общение.

Групповая форма организации учебного труда на уроке английского языка позволяет развивать способность к общению; обеспечивает лучшие условия для развития умения говорить и обмен знаниями между учащимися; способствует росту мотивации к учению, укрепляет межличностные отношения. Групповая форма организации учебного труда делает более плодотворной роль учителя - вместо принуждения к учению - главной задачей учителя становится оказание содействия.

В своей работе я часто использую дискуссию как практическое занятие. В ходе дискуссии ученики говорят подавляющую часть времени. Я стараюсь лишь направлять  и моделировать  формы речевого взаимодействия.

Вместе с тем, при организации дискуссии я столкнулась с рядом трудностей. Ученики стесняются говорить на английском языке, имея слабые навыки разговорной речи, недостаточный словарный запас. Иногда учащимся нечего сказать по обсуждаемой проблеме, у них нет достаточной информации по данному вопросу и на родном языке.

Для того чтобы избежать подобных проблем, я тщательно готовлю ход дискуссии, а именно, предварительно  подбираю тексты для чтения, которые восполнят пробелы информационного плана и обеспечат набор языковых и речевых средств по обсуждаемой  теме. В своей практике, я активно внедряю написание учащимися отзывов о прочитанной книге с последующим её обсуждением «за круглым столом».

Не менее эффективным методом - является ролевая игра.

Учебный характер игры ими часто не осознаётся. С позиции учителя, ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению. Чтобы роль могла стать средством обучения, она должна отвечать целому ряду требований, учитывающих как учебные задачи, так и индивидуальные особенности, потребности учащихся.

На своих уроках я часто использую игру «Восстановление рассказа». Целью данной игры  является формирование связного монологического текста и активизация соответствующих навыков    и    умений.

Есть еще один тип упражнений, который я использую в своей учебной деятельности – это «кукольный театр», где каждый учащийся может проявить себя.

Из всего выше сказанного следует, что формирование и развитие системы универсальных учебных действий является  тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение английским языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя, М.: Просвещение, 2011.
  2. Белякова А.Г., Фролова М.Е. Использование технологии проблемного обучеиня на уроках английского языка.

  1. Пассов Е.И. Концепция  коммуникативного иноязычного образования. М.: Просвещение, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках биологии.

Презентация о формировании универсальных учебных действий учащихся на уроках биологии....

Формирование личностных универсальных учебных действий кадет на уроках английского языка

В методической разработке представлен опыт практической деятельности педагога по использованию современных образовательных технологий при формировании личностных УУД....

Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках английского языка

УУД - («умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта)....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА. Статья в монографии "АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ"

Внедрение в учебный процесс учебных ИР будет способствовать развитию коммуникативных умений учашихся. Сложность материала и его объем варьируются и должны соответствовать уровню развития школьников на...

Доклад "Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках развития речи"

Развитие связной речи обучающихся – это раздел школьного курса, интерес к которому у специалистов не иссякает, а, напротив, только возрастает, что объясняется наличием ряда проблем у поколения ...

Использование метода проектов для формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках английского языка

Методический семинарИспользование метода проектов для формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках английского языка...