Средства формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках географии
статья по географии

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sredstva_formirovaniya_uud.docx34.25 КБ

Предварительный просмотр:

Средства формирования универсальных учебных действий

 учащихся  на уроках географии

Поликарпова Я.Е. учитель географии

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

Универсальные учебные действия в широком смысле – умение учиться, т.е. способность к саморазвитию, самосовершенствованию, путем активного присвоения нового социального опыта.

Универсальные учебные действия учащихся сгруппированы в четыре основных блока:

 1. личностные - позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями;

 2. регулятивные - обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения;

 3. познавательные - включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания;

 4. коммуникативные - обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

 

На уроках географии развитие УУД возможно через систему заданий:

Личностные действия формируются при выполнении заданий, в которых ученик должен отразить личное видение проблемы или раскрыть своё отношение к изучаемому материалу. Для организации деятельности учащихся на уроке использую глаголы-действия: составьте, постройте, придумайте, пересмотрите, формулируйте, сделайте, спланируйте. Что делают ученики: обобщают, формулируют, планируют.

Так, например, 6 класс, тема: Земля и Вселенная. Задание: составьте прогноз развития жизни на земле в случае отсутствия солнечного света ( солнечного тепла).

         При этом учащимся можно предложить попросить совета родителей. Это не только покажет прочность географических знаний родителей и сыграет на упрочнение их авторитета для ученика, но и раскроет важность этих знаний в быту, в будущей жизни. У ученика формируется понимание необходимости прочных знаний по географии.

Познавательные действия формируются в практических заданиях, включающих действия исследования, поиска, отбора информации. Для организации деятельности использую на уроках глаголы - действия: назовите, опишите, определите, расскажите, перечислите. Что делают ученики: впитывают, запоминают, узнают.

 Например, 5 класс:

  • Подготовьте сообщение на тему Есть ли жизнь на других планетах Солнечной системы (форзац учебника) по плану:

        Для формирования коммуникативных действий я часто предлагаю ученикам задания, выполнение которых должно обеспечить возможность сотрудничества учеников. Использую глаголы-действия: расскажите своими словами, подчеркните, объясните, обсудите, сравните.

Например,  проверка усвоения терминов (ключевых слов) по изучаемой теме; Упражнение 1. «Интеллектуальный штурм»

Упражнение применяется в начале урока. Учитель называет ключевое слово темы. Учащиеся бегло называют по одному слову из изученного по теме. Например, тема «География – наука о Земле».

Учитель: Вспоминаем изученный материал. Назовите понятия темы, связанные со словом география…

Дети: наука.землеописание геоморфология демография и т.д.…

Эффект от выполнения упражнения:

1) концентрация внимания детей на работу;

2) закрепление знаний;

3) формирование умение слушать;

4) установление причинно-следственных знаний;

5) развитие речи. 

Упражнение 2. «Диалог»

Проверка домашнего задания в парах. На вопрос учителя сначала отвечает один ученик, затем сосед по парте. Работа длится 4-5 минут. Дети оценивают ответы друг друга. Учитель выборочно вновь задает те же вопросы и если оценка совпадает, то ставится обоим учащимся.

Например

- что такое Солнечная система?

- какие космические тела входят в состав Солнечной системы?

- сколько всего планет в Солнечной системе?

- какая планета ближе всех расположена к Солнцу?

Эффективность от проведения упражнения:

1. Умение слушать и слышать.        

2. Отслеживание и анализ знаний по теме, рефлексия.

3. Развитие речи, взаимопроверка.  

С целью формирования регулятивного действия - действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки теста. Глаголы – действия используемые на уроке: оцените, сравните, что самое хорошее, кто прав, почему это самое важное. Что делают ученики: обсуждают, оценивают, выбирают.

 Например, небольшой тест, проверку которого ученики проводят самостоятельно или в парах, обмениваясь листочками с ответами. Критерии правильного ответа – шаблон проговаривается вслух всем классом, или заранее записывается на доске.

5 класс, тема: «Хождение за три моря». Для решения проблемного вопроса: «Афанасий Никитин – первый ученый-географ Руси или предприимчивый купец?» возникло две версии. С помощью регулятивных действий - отбирается учащимися информация, которая обеспечивает доказательность правоты учащегося.

Решение практических заданий обучающимися на уроках является важным шагом к успешному усвоению общего курса географии.

Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста.

Приемы работы с текстом:

  • Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?».
  • Прием составления схемы. Схема – это способ моделирования логической структуры текста.
  • Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию.
  • Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.
  • Прием логического запоминания учебной информации включает следующие компоненты: самопроверка по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся; пересказ в парах с опорой на ключевые слова.
  • Преобразование художественного текста в графический вид. Например, путешествие А. Никитина представить  на контурной карте, рисунке или написать эссе.

Рабочая тетрадь - яркий пример формирования регулятивных действий: постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы ученика дома и в классе, это своего рода организатор самостоятельной деятельности ученика, которая дает возможность самопроверки и самостоятельного выбора.

Учебный атлас позволяет ученикам составить достаточно полное представление об изучаемой территории; применить разнообразные методы и приемы организации учебной деятельности, обеспечивающие личностную ориентированность обучения. При работе с атласом и настенной картой учащиеся следуют географическому правилу: что называешь – показывай; что показываешь – называй.

В контурной карте задания выстраиваются по принципу «от простого к сложному», поэтому требуют последовательного их выполнения. При этом выполнение всех заданий не является обязательным, что позволяет каждому ученику достичь результата, соответствующего его возможностям.

Интеграция выше названных средств  позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и в конечном счете   повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной  социализации личности.

Приемы формирования УУД на уроках географии

Виды действий

Содержание и приемы формирования

Работа с текстом учебника

-найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке …;

-уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение «редактор»);

- поставь вопросы к  данному абзацу;

- составь суждение по тексту параграфа…;

- выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе; -расскажи по опорным словам (разверни информацию);

- заполни «слепой текст» терминами из изучаемой темы

 - создай таблицу (сверни информацию) по…;

-составь план изучения темы…(алгоритмируя его в зависимости от того, что мы изучаем);

- составь набор понятий темы…;

-составь предложения по теме…,используя слова «так, как», «потому что»,следовательно», «если, то»;

-зашифруй понятия темы…в символы, систему или последовательность символов;

- составь разные предложения с одним и тем же понятием ….

Анализ учебного текста

1.Прочитайте текст параграфа.

2.Ответьте на два основных вопроса:

  - О чем говорится в тексте?

- Что говорится в тексте об этом?

3.Выделите основные мысли текста.

4.Выделите предложения, подтверждающие  основные  мысли.

5.Сформулируйте вопросы к тексту по схеме:

-1уровень –знание фактов, терминов (кто, что, когда и т.д.);

-2уровень-знание и понимание причин, механизмов (зачем, почему, каким образом и т.д.);

-3уровень        - умение соотносить, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, объяснять, комментировать (какова связь между…, что доказывает, каков механизм, с чем можно сравнить и т.д.).

               Работа с диаграммами

  1. Читаем название диаграммы. Выясняем, что отображено на диаграмме.
  2. Знакомимся с условными обозначениями.
  3. Выполняем различные задания. Это могут ответы на вопросы учителя, задания на постановку вопросов, задания на сравнения различных составляющих диаграммы, объяснение причин различий.

Работа с  графиками.

Порядок работы.

  1. Прочитать название графика. Определить какая зависимость отражена, в каких единицах.
  2. Определить цифровые показатели графических изображений путем  их сопоставления по годам, отраслям, видам продукции. Сопоставление цифр завершается выводом о направлении развития явления
  3. Объяснить причины изменения процесса.

Таким образом, учащихся надо научить следующим умениям чтения графиков и диаграмм: считывать цифровые показатели (т.е.видеть за ними соответствующие конкретные величины), сопоставлять их, завершая сопоставление выводом, и затем объяснять эти выводы, связывая их с определенными причинами и закономерностями.

Работа с понятиями.

   Работа с понятийным аппаратом, кроме внимательного прочтения текста способствует развитию памяти, абстрактного мышления.

       Алгоритм работы с понятиями:

- Назвать понятие, дать его определение.

- Вычленить ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода.

- Привести примеры для конкретизации понятий, найти область его применения.

- Связать понятие с другими, касающимися данного предмета.

- Составить небольшой рассказ, употребляя данное понятие.

- Определить термин своими словами.

- Назвать иной смысл понятия в какой-то другой области знаний.

Сравнение

Умение сравнивать – это умение        устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия  (противопоставлять).

Формирование навыка сравнивать объекты начинается с объяснения, что такое  сравнение и как его выполнить.

Как сравнивать объекты?

Сравнить–это значит сопоставить в равных условиях, найти сходства и различия.

Для этого необходимо

1.Определитьобъекты  сравнения.

  2.Выделить  признаки, по которым они будут  сравниваться.

3.Найти общие черты.

4.Найти черты отличия.

5.Объяснить причины  того и  другого и сделать выводы.

В любом сравнении заложены элементы анализа, т.е. отдельных частей и нахождения взаимосвязей. Сравнение можно проводить, опираясь на текст учебника, знания фактического материала, используя рисунки и схемы, таблицы и графики, географические карты, выполняя практические работы и оформлять его результаты в виде  таблиц и  схем.

Например:

  1. Сравните  географию  железнодорожного  и  автомобильного транспорта России.
  2. Сравните роль речного транспорта в Европейской и азиатской части страны.

Установление причинно-следственных связей

Установление причинно-следственных связей – это способность определять  взаимосвязь  явлений, в возникновении и развитии которых одно служит  причиной, а другое  следствием.

Как установить причинно-следственные связи?

1.Выясни главную причину явления.

2.Укажи  следствие,  вытекающее  из причины.

3.Проанализируй  причину и  следствие  в отдельности.

4.Построй  гипотезу взаимосвязи  причины и  следствия и  докажи  ее.

Например:

  1. Почему в северных и северо-восточных районах страны очень низка густота транспортной сети?
  2. Почему в азиатской части страны велика роль речного транспорта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение ИКТ на уроках географии как средство формирования универсальных учебных действий

Методическая разработка по применению ИКТ на уроках географии...

Педагогический проект "Деятельностный подход, как средство формирования универсальных учебных действий при изучении географии".

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения определяет как стратегически важную задачу  образования овладение универсальными учебными действиями: предметными, метапредме...

Технология развития критического мышления на уроках географии как средство формирования универсальных учебных действий в 5-7 классах

Цель данной работы - представить эффективность практики применения технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроке географии в формирование УУД у учащихся....

МОДУЛЬНЫЙ УРОК – КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.

Каждый учитель задумывался над тем как сделать так чтобы его урок, был уроком  «которого ждут». Конечно, невозможно однозначно сказать, как это сделать. Каждый из нас ищет свои пути р...

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках географии как средство формирования универсальных учебных действии.

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках географии как средство формирования универсальных учебных действии....

«Формирование универсальных учебных действий по географии средствами открытых образовательных модульных мультимедиа систем – ОМС»

Сегодняшнему выпускнику важно не столько сформировать предметные результаты, сколько развить универсальные учебные действия и личностные результаты.  Именно с этой целью я активно использую в сво...

Учебно-методическое пособие "Учебный проект как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся"

В методическом пособии представлен опыт учителя физики высшей категории МАОУ лицея № 11 им. В.В. Рассохина города Армавира Мкртычян Елены Георгиевны по формированию универсальных учебных действий в хо...