Технология развития критического мышления на уроках географии как средство формирования универсальных учебных действий в 5-7 классах
статья по географии (5, 6, 7 класс) на тему

Коробова Анастасия Алексеевна

Цель данной работы - представить эффективность практики применения технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроке географии в формирование УУД у учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8

с углубленным изучением отдельных предметов»

(МАОУ «Средняя школа №8»)

Технология развития критического мышления на уроках географии как средство формирования универсальных учебных действий в 5-7 классах

http://www.tutor4life.com/wp-content/uploads/2014/09/bigstock-child-Head-Children-Learn-to-t-25539401-Converted.png

Коробова Анастасия Алексеевна,

учитель географии 1категории

ХМАО – Югра

Г.Когалым

2016

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………………….3стр.
  2. Современные авторы о вопросах использования ТРКМ…………………………4стр.
  3. Практика использования технологии развития критического мышления на уроках географии……………………………………………………………………………5стр.
  4. Результативность опыта…………………………………………………………...10стр.
  5. Заключение…………………………………………………………………………13стр.
  6. Библиография………………………………………………………………………14стр.
  7. Приложения………………………………………………………………………...15стр.


Введение

Современное общество предъявляет новые требования к целям образования и путям их реализации. Образовательный процесс в настоящее время рассматривается как процесс подготовки обучающихся к реальной жизни, в которой они должны уметь решать реальные жизненные задачи, сотрудничать и работать в группе, так же должны быть готовы к быстрому переучиванию в ответ на запрос рынка труда. На данном этапе развития образования для того, чтобы учащиеся могли успешно социализироваться в быстро изменяющемся обществе, недостаточно обладать только лишь предметными знаниями. Нужны метапредметные знания и умения. Необходимо формировать у школьников универсальные учебные действия.

Эффективной педагогической технологией, которая помогает в развитии универсальных учебных действий у учащихся, является технология развития критического мышления.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на уже имеющийся личный опыт.

Технология критического мышления основана на творческом сотрудничестве обучающегося и учителя, на развитии у обучающихся аналитического подхода к любому материалу. Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск её решения.

Использование технологии развития критического мышления позволяет формировать:

  • коммуникативные способности учащихся,
  • умения самостоятельно работать и принимать ответственные решения,
  • формировать навыки критического мышления,
  • конструктивно подходить к решению задач и умения привлекать необходимую информацию для достижения поставленных целей, что

Цель данной работы - представить эффективность практики применения технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроке географии в формирование УУД у учащихся.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Представить позиции современных авторов в научно педагогической литературе по вопросу использования технологии РКМ;
  2.  Представить практику применения технологии развития критического мышления на уроке географии.
  3.  Проанализировать результаты эффективности использования технологии развития критического мышления на уроках географии в 5 -7 классах как средство формирования УУД.

Практическая значимость работы заключается в разработке конкретных методических материалов по использованию технологии РКМ на уроках географии в 5 -7 классах.


Современные авторы о вопросах использования ТРКМ

Под универсальными учебными действиями понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.[1]

Формирование и развитие метапредметных умений и навыков, универсальных учебных действий в образовательном процессе происходит при использовании образовательных технологий. Одной из таких технологий является технология развития критического мышления.

Термин «критическое мышление» известен из работ таких известных психологов, как Ж.Пиаже, Дж.Брунер, Л.С.Выготский. Определение понятия «критическое мышление» сформулировать достаточно сложно. Причиной этого является разнообразие мнений и оценок по этому поводу. С одной стороны, критическое мышление предполагает спор, дискуссию и поэтому оценивается многими как негативное, подвергающее всё и вся сомнению и приводящее к конфликту. По мнению другой стороны, позицию которой я разделяю в полной мере, у этого понятия много общего с такими понятиями, как «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление»[2].

С.И. Заир-Бек и И.В. Муштавинская в своей работе «Развитие критического мышления на уроке» приводят мнение Дж. Барелла, который считает, что критически мыслящие люди решают проблемы, сотрудничая с другими людьми. Они способны проявлять настойчивость в решении проблем; контролируют себя, свою импульсивность; открыты для других идей; слушают собеседника; терпимы к неопределённости; умеют рассматривать проблемы с разных точек зрения; строят прогнозы, обосновывают их и ставят перед собой обдуманные цели; применяют свои навыки и знания в различных ситуациях; любознательны; активно воспринимают информацию[3].

Целью технологии развития критического мышления является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. В современном быстро изменяющемся мире, учащиеся должны уметь просеивать информацию и сами принимать решения о том, что является важным, а что нет, критически и продуктивно оценивать поток информации, который обрушивается на них со всех сторон[4]. Это умение является одним из метапредметных умений. Качества, необходимые для развития критического мышления, необходимы любому выпускнику школы для его успешной социализации в современном обществе.

Структура технологии развития критического мышления разработана американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом и Ч. Темплом. Урок состоит из трёх стадий: вызова, осмысления содержания и рефлексии[5]. Каждая стадия имеет своё содержание и отличается особенностями деятельности педагога и учащегося.

Обучение на уроке должно быть активным и интерактивным. Условие для этого должен создавать учитель, используя в своей работе различные методические приемы, которые способствуют свободному развитию личности учащихся и их активной работе по приобретению знаний с опорой на их опыт. Технология развития критического мышления предлагает широкий набор методических приёмов, которые способствуют развитию качеств критически мыслящего человека.

Практика использования технологии развития критического мышления на уроках географии в 5-7 классах.

Современная география, быстроразвивающаяся наука. Учебный материал, изучаемый в школе, постоянно обновляется. Технология критического мышления эффективна в реализации стандартов нового поколения, которые предполагают научить ребенка учиться самому, добывать знания и применять их в будущей жизни. 

Изучив и проанализировав опыт работы разных педагогов, я пришла к выводу, что данная технология применима к любому типу уроков в рамках реализации ФГОС, таким как:

  • уроки «открытия» нового знания;
  • уроки рефлексии;
  • уроки общеметодологической направленности;
  • уроки развивающего контроля.

Для развития критического мышления на своих уроках я использую различные стратегии и приемы, реализующие ТРКМ:

  • синквейн,
  • прием «ассоциация»,
  • кластер,
  • «тонкие и толстые вопросы»,
  • составление шпаргалок,
  • опорный конспект,
  • прием «Знаю, Хочу узнать, Узнал»,
  • прием «Фишбоун»,
  • мозговой штурм,
  • прогнозирование и другие.

Применение данных стратегий и приемов является эффективным при их систематическом использовании.

На уроках с использованием технологии РКМ большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся, чаще всего использую работу в группах, иногда в парах или индивидуальную. Процесс обучения основан на диалоге, в центре которого поисковая деятельность учащихся под руководством учителя. Считаю необходимым учитывать возрастные и психологические особенности учеников, работоспособность, интересы, особенно во время групповой работы.

Примеры использования приемов ТРКМ на различных этапах уроков

Технология PKM надпредметная, применима к любым программам и предметам, в том числе и к географии. Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

Первая стадия урока - «вызов».

Задача фазы вызова - мотивация, актуализация знаний, выявление места и причин затруднений, построение проекта выхода из затруднения. Все это является активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы. На данном этапе урока мной используются следующие приемы: «Удивительные факты», «Собери пазл», «Знаете ли вы что…». Приведу несколько примеров.


Урок по теме «Внутренние воды Австралии» (7 класс). Прием «Удивительные факты».

В начале урока детям зачитывается из стихотворения Галины Усовой «Австралия - страна наоборот», в котором представлена парадоксальная информация об Австралийском континенте.

Австралия — страна наоборот,

Она располагается под нами.

Там, очевидно, ходят вверх ногами.

Там наизнанку вывернутый год.

Там расцветают в октябре сады,

Там в январе, а не в июле лето.

Там протекают реки без воды,

Они в пустыне пропадают где-то.

B результате прочтения данного отрывка происходит актуализации знаний об материке Австралия. Учащимся задается ряд вопросов:

  1. Как характеризует географическое положение Австралии данный отрывок стихотворения?
  2. Возможно, ли что бы в октябре расцветали сады?
  3. Могут ли быть реки без воды?

Форма организации работы – фронтальная беседа.

Урок по теме «Путешествие по материкам» (5 класс). Прием «Собери пазл».

Каждой группе учащихся предлагается собрать пазл, на котором изображен контур одного из материков (у каждой группы свой материк). Данный прием позволит учащимся лучше запомнить очертания материков, что пригодится в дальнейшем при выполнении заданий в контурных картах. После того как учащиеся выполнят задания, они должны назвать, что изображено на картинке. Ученикам предлагается совершить путешествие по материкам. В ходе фронтальной беседы совместно с учителем определяется цель урока: «Изучить особенности природы материков» и задачи урока.

Во время путешествия:

  1. Побываем на разных материках;
  2. Узнаем, какой материк «Самый, самый…»;
  3. Научимся работать с картой;
  4. Научимся работать в группах.

Урок по теме «English-speaking countries» (7 класс). Прием «Знаете ли вы что…».

Урок по теме: «Англо - говорящие страны» в курсе 7 класса – это урок развивающего контроля проходит с использованием английского языка. Прием «Знаете ли вы что» позволяет настроить ученика на работу, заинтересовать изучаемой темой. Данный прием предполагает использование необычной, увлекательной информации, связанной с темой урока.

Знаете ли вы что: «Королева Великобритании является главой пятнадцати независимых государств и главой Содружества. Английский язык самый распространенный язык в мире. Он является официальным более чем в тридцати странах мира». В ходе беседы учащимся задается ряд вопросов:

  1. Какие страны входят в состав Содружества?
  2. Почему именно эти страны вошли в состав Содружества?
  3. Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Вторая стадия урока - «осмысление».

Это содержательная стадия, в ходе которой происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная на осмысление полученной информации.

На данном этапе урока наиболее эффективной считаю групповую форму работы. Для того что бы работа в группе была успешной учащиеся должны знать правила работы в группе.

  1. Умей слушать и слышать других.
  2. Помни правило поднятой руки.
  3. Говори тихо и спокойно.
  4. Будь активным.
  5. В случае, когда проблему решить не удаётся, обратись к учителю.

Ученики так же получают четкую инструкцию по распределению обязанностей в группе. В Приложении №1 представлены инструкции для следующих уроков «Внутренние воды Австралии» (7 класс), «Путешествие по материкам» (5 класс)

На стадии осмысленияможно воспользоваться следующим приемами: «Фишбоун», опорный конспект, интерактивная игра – путешествие.

Урок по теме «Внутренние воды Австралии» (7 класс). Прием «Фишбоун».

«Фишбоун» в переводе означает «рыбий скелет». В «голове» этого скелета обозначена проблема: «Почему на самом маленьком материке, окруженном со всех сторон водой очень мало внутренних вод?». На самом скелете обозначены типы внутренних вод, на верхних «косточках» отмечаются причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних «косточек» располагаются нижние, на которых отмечаются факты, примеры, подтверждающие наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть и факты. Хвост скелета – это вывод, сформулированный в результате анализа полученных данных: «Количество внутренних вод на материке Австралия зависит от особенностей рельефа и климата». Каждая группа получает индивидуальные задания, которые представлены в Приложение №2.C:\Users\www\Desktop\урок для атестации\фото\IMG_1489.JPGC:\Users\www\Desktop\урок для атестации\фото\IMG_1594.JPG

Урок по теме «Путешествие по материкам» (5 класс). Прием «Опорный конспект».

Опорный конспект направлен на осмысление и осознание прочитанного текста. Умение конспектировать, выделять самое главное в тексте с помощью различных знаков символов, так же помогает формировать критическое мышление у учащихся. Результат конспектирования – запись, позволяющая ученику немедленно или через некоторый срок с нужной полнотой восстановить полученную информацию. На уроке по теме «Путешествие по материкам» учащиеся делятся на группы по количеству материков, получают листы – задания, с кратким описанием особенностей континента. Приложение №3. После прочтения, которого группе предлагается составить опорный конспект с использованием различных символов. Главный принцип такого конспекта – это «Mini-Max» (минимум текста – максимум информации) В Приложение №4 представлены фотографии опорных конспектов учащихся по другим материкам.C:\Users\207\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20161107_102828.jpg

Урок по теме «English-speaking countries»(7 класс). Прием «Интерактивная

игра – путешествие».

Данный прием в обучении географии решает множество задач одновременно:

  • развивает познавательный интерес к предмету;
  • способствуют становлению творческой личности ученика;
  • формируют умение выделять проблемы и принимать решения;
  • стимулируют к поиску решений, формированию собственных позиций.

В процессе таких игр - путешествий срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Ведь чтобы победить в игре, надо много вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. В интерактивной игре – путешествие все вопросы поделены по категориям и уровням сложности, каждая команда сама выбирает категорию и уровень сложности вопроса. В Приложении №5 представлены скриншоты интерактивной презентации. Интегрированное занятие (география + английский язык) позволяет учащимся в игровой форме закрепить как географические знания, так и знания английского языка об англо - говорящих странах на разных материках, развивать умения учащихся участвовать в беседе, используя межпредметные связи.

Tретья стадия урока - «рефлексия»

Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. На заключительной фазе урока информация анализируется, интерпретируется и творчески перерабатывается. Учащиеся составляют синквейны, шпаргалки, выделяют самое-самое, пишут мини- сочинения.

Урок по теме «Внутренние воды Австралии» (7 класс). Прием «Шпаргалка».

На данном этапе учащиеся учатся составлять шпаргалку, «сжимать» полученную информацию, переводить текст в иную знаковую систему (таблицу, схему и т.д.). Для этого они могут воспользоваться заполненным скелетом «рыбы». Для того что бы учащиеся максимально справились с поставленной задачей им предлагаются критерии оценивания шпаргалки.

Критерии составления и оценивания шпаргалки. C:\Users\www\Desktop\урок для атестации\фото\IMG_1595.JPG

Время работы над составлением шпаргалки 3 - 4 минуты

  • Краткость
  • Наглядность (схема, рисунок, опорные слова, таблица, условные знаки)
  • Точность

Время представления шпаргалки 2-3 минуты.

Класс голосованием выбирает лучшую шпаргалку по критериям представленным ранее. Такой прием направлен на формирование умений работы в группах, умения создавать схемы, модели. В Приложении №6 представлены фотографии процесса работы учащихся над созданием шпаргалки.

Урок по теме «Путешествие по материкам» (5 класс). Прием «Самый, самый…».

Прием «Самый, самый…» позволяет учащимся закрепить полученные знания в ходе урока. Использование этого приема предполагает взаимопроверку выполнения задания. Взаимопроверка направлена на формирование умений работать в парах, проверяющий ученик не просто отмечает неправильные ответы, но и объясняет, почему допущена ошибка.

Ученикам предлагается закончить предложения, а затем проверить и оценить работы друг друга.

Урок по теме «English-speaking countries»(7 класс). Прием «Знаю, Хочу узнать, Узнал».

Прием «Знаю, Хочу узнать, Узнал» является одним из самых универсальных, его можно использовать, как и в начале урока для активации познавательной деятельности, так и в конце урока на этапе рефлексии. Учащимся предлагается заполнить таблицу.

Знаю

Узнал

Хочу узнать

Этот прием графической организации материала поможет расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их. Он развивает мыслительные способности учащихся, выработка ими собственной позиции по изучаемой теме. Дети с помощью этой таблицы собирают воедино имеющиеся у них знания по данной теме.


Результативность опыта

Использование в системе на протяжении 3-х лет ТРКМ позволяет сделать следующий вывод: применение данной технологии позволяет повысить качество обученности обучающихся, пробудить интерес учащихся к процессу обучения, обеспечить речевое развитие, формировать умение систематизировать изучаемый материал, устанавливать причинно – следственные связи.

Развитие критического мышления у учащихся можно отследить по следующим показателям:

  • рефлексивность (суммирование и систематизация новой информации);
  • прагматичность (умение применять полученные знания на практике);
  • гибкость (готовность воспринимать идеи других, анализировать положительные и отрицательные стороны в выступлениях других);
  • готовность исправлять свои ошибки;
  • готовность к планированию.

Уровень сформированности указанных выше показателей можно отследить по следующим параметрам:

  • Успеваемость и качество знаний учащихся по географии;
  • Результаты метапредметной контрольной работы, проведенной в пятых классах в начале и в конце учебного года;
  • Результаты участия во Всероссийской олимпиаде школьников по географии;
  • Результаты участия и степень вовлеченности учащихся во внеклассную деятельность по предмету.

Одним из основных показателей эффективности работы учителя является успеваемость и качество по предмету. Анализ учебной педагогической деятельности за последние три года показал высокий уровень обученности учащихся при положительной динамике качества. При 100% общей успеваемости средний показатель качества знаний учащихся составляет 84,5%.

Учебный год

Успеваемость

Качество

2013-2014

100%

81%

2014-2015

100%

84%

2015-2016

100%

88,5%

Итого

100%

84,5%

Высокий уровень качественной успеваемости подтверждается результатами промежуточной аттестации средний качественный показатель в 2014-2016гг. составил 78,7% при 100% успеваемости, что говорит о высоком уровне усвоения знаний по предмету. Анализ качественной успеваемости показывает положительную динамику усвоения знаний по предмету.

Еще одним индикатором эффективности применения в обучении ТРКМ являются метапредметные контрольные работы, проведенные в начале и в конце 2015-2016 учебного года. Результаты выполнения входной диагностической работы показали, что, в целом, работа выполнена на оптимальном уровне (общая успеваемость – 87,8%), качество выполнения - на среднем уровне (48,7%).

Результаты выполнения входной диагностической работы

Сформированность УУД

Процент качества достижения метапредметных результатов в 5 классах составляет 54% и является невысоким. Возможные причины невысокого процента качества достижения метапредметных результатов:

1) большой объем предложенного комплексного задания;

2) сложная структура текста к комплексному заданию;

3) психологические особенности учащихся (медлительность чтения, билингвизм, неосознанное чтение);

4) трудности адаптационного периода при переходе в 5 класс.

Процент качества достижения метапредметных результатов

Результаты выполнения итоговой диагностической работы

Результаты итоговой диагностической работы показали позитивную динамику сформированности метапредметных умений. Процент выполнения работы в целом составил 80%.

Сформированность УУД

При выполнении итоговой диагностической работы 82% учащихся показали высокий уровень сформированности метапредметных умений, 14% учащихся средний уровень и 4% низкий уровень.

Результаты итоговой диагностической работы показали высокий уровень сформированности метапредметных умений у учащихся 5 классов. В сравнении с входной диагностической работой наблюдается положительная динамика сформированности метапредметных умений (54%).

Сформированность метапредметных умений

Результаты участия во Всероссийской олимпиаде школьников по географии (школьный этап)

Название мероприятия

2013-2014г.

2014-2015г.

2015-2016г

Школьный этап ВОШ

4победителя

6 призеров

6победителей

8 призеров

5 победителей

15 призеров

Итого

10 призеров и победителей

14 призеров и победителей

20 призеров и победителей

Положительная динамика результативности участия моих учеников во Всероссийской олимпиаде школьников на школьном этапе так же является доказательством эффективности используемой технологии в процессе обучения.

Результаты участия и степень вовлеченности учащихся во внеклассную деятельность по предмету.

Метапредметные результаты можно измерить степенью вовлеченности учащихся во внеурочную деятельность по предмету. Мои учащиеся достигли высоких результатов во внеурочной деятельности, принимая участие в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях, экологических акциях, межпредметных проектах. За период с 2013-2016гг. подготовила более 100 участников конкурсных мероприятий различного уровня:

  • на всероссийском уровне – 64 участника из них 43 победителя и призера;
  • на региональном уровне – 4 участников из них 2 победителя;
  • на муниципальном уровне – 51 участник, 29 победителей и призеров, а так же 20 человек участники акции «Экологический десант», которая проводилась совместно с работниками предприятия «ТПП Когалымнефтегаз»;
  • на школьном уровне – 40 участников межпредметного проекта «Энергетика России» из них 4 победителя.

Подробные данные о результативности участия учащихся в различных конкурсах представлены в Приложении №7.

Заключение

Технология РКМ предлагает для выбора огромное количество приемов, стратегий и методов обучения. Наличие разнообразных и универсальных методов даёт возможность делать уроки нестандартными, непохожими друг на друга. Мой опыт работы может использоваться в каждой школе, в каждом коллективе, любым учителем в процессе преподавания практически всех предметов: географии, истории, физики, русского языка, литературы и предметов в начальной школе. Технология развития критического мышления доступна по форме и средствам воплощения. Опыт, представленный в работе, востребован в профессиональной среде. Результаты моей педагогической деятельности были представлены:

  • на заседание городского педагогического сообщества учителей общественных дисциплин. Выступление по теме: «Использование приема «Фишбоун» на уроках географии»;
  •  на школьной методической неделе. Выступление по теме: «Из опыта работы по составлению технологической карты урока «открытия нового знания» с применением технологии развития критического мышления».

Провела пять открытых уроков для коллег с использованием различных приемов технологии развития критического мышления.

Изучив позиции современных авторов в научно педагогической литературе по вопросу использования технологии РКМ, представив практику применения технологии уроках географии и проанализировав результаты эффективности ее использования, я выделила ряд преимуществ технологии развития критического мышления.

Положительные стороны применения ТРКМ на уроках.

  1. Работа в группе увеличивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас;
  2. Совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
  3. Есть возможность повторения, усвоения материала;
  4. Вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
  5. Дети становятся более восприимчивы к опыту других детей, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
  6. Развивает активное слушание.

Условия эффективности применения ТРКМ заключаются в том, что учитель должен помнить следующие правила:

  • Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными.
  • Не забывайте о том, что учитель не передает знания, а создает условия для их развития.
  • Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой.
  • Выслушивайте всех, нельзя говорить «достаточно».
  • Не отвечайте за учеников, даже если «поджимает» время.
  • На каждом уроке организуйте проблему и поиск путей решения.
  • Больше всего дети утомляются в бездействии.

Навыки критического мышления нужны, чтобы обеспечить понимание между людьми, принимать различные взгляды на мир, способствовать самореализации личности учащихся.


Библиография

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли/ Под ред. А.Г.Асмолова - М. - 2008.
  2. Горбатова О.Н. География. 6 – 11 классы: технология решения творческих задач. – Волгоград: Учитель, 2010. – 165 с.
  3. Дронов В.П. Размышления о стратегических задачах школьной географии // География и экология в школе XXI века. – 2005. - № 6. – С.31 – 34.
  4. Дзятковская Е.Н. Здоровьесберегающая работа в образовании - М., 2007.
  5. Дзятковская Е.Н. Экологическое развивающее образование. Учебное пособие для постдипломного образования и самообразования педагогов. – М: Центр “Образование и экология”, 2010. – 140 с. (Стандарты общего образования второго поколения).
  6. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004. – 175 с.: ил.
  7. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. — 35 с. — (Стандарты второго поколения).
  8. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Критическое мышление и новые виды грамотности. Сборник. Составитель О.Варшавер – М.: ЦГЛ, 2005. – С. 5- 13.


Список приложений

  1. Приложение №1. Инструкции к урокам по темам «Путешествие по материкам» (5класс), «Внутренние воды Австралии» (7класс)
  2. Приложение №2. Задания к уроку по теме: «Внутренние воды Австралии» (7класс)
  3. Приложение №3. Задания к уроку по теме: «Путешествие по материкам» (5класс)
  4. Приложение №4. Фотографии опорных конспектов учащихся к уроку по теме: «Путешествие по материкам» (5класс)
  5. Приложение №5. Скриншоты интерактивной презентации к уроку по теме «English-speaking countries»(7класс)
  6. Приложение №6. Фотографии работы над составлением шпаргалок учащимися к уроку по теме: «Внутренние воды Австралии» (7класс)
  7. Приложение №7. Сводная таблица результативности участия учащихся во внеурочной деятельности

Приложение №1.

Инструкция к уроку по теме «Путешествие по материкам» (5 класс)

Группа 1.

Время работы 10 мин. Время представления – 3 мин.

Список группы: (вписать Ф.И.)

  1. Капитан организует работу группы, он же представляет работу группы._________________________________________________________________
  2. Редактор анализирует текст. ______________________________________________
  3. Картограф находит и наносит на карту географические объекты.________________________________________________________________
  4. Художник оформляет ответ _______________________________________________

Задание….

Ответ представьте в виде опорного конспекта. Ваш ответ должен быть ярким, понятным, запоминающимся. Он должен содержать максимум информации при минимуме текста.

Инструкция к уроку по теме «Внутренние воды Австралии» (7 класс)

Лист 1. Группа «….».

Время работы 10 мин. Время представления – 3 мин.

Список группы: (вписать Ф.И.)

1.Анализирует текст _______________________

2.Анализирует карту_______________________  

3.Заполняет схему в задании________________

4.Оформляет ответ на доске_________________

5.Озвучивает ответ у доски__________________

Задание:  …

Ответ представьте в виде краткой схемы.


Приложение №2. Задания к уроку по теме: «Внутренние воды Австралии» (7 класс)

ЛИСТ 1.

Группа «Болота »

Задание: На основе анализа физической и климатической карты Австралии выясните, могут ли образоваться болота на материке. Какие факторы необходимы для образования болот.

Ответ представьте в виде таблицы.

Лист 1.

Группа «Ледники».

Задание: Используя предложенный текст и карты атласа, ответьте на следующие вопросы. В центре самого жаркого материка на планете на вершине потухшего вулкана Килиманджаро находится ледник. Возможно ли образование ледников на территории Австралии. Назовите условия образования ледника. Вам предлагается несколько цифр, которые помогут вам ответить на данный вопрос. Назовите условия образования ледника.

2020 м.,  t +240С,  t+60C,1000м.

Ответ представьте в виде краткой схемы.

Лист 1.

Группа «Реки».

Задание: Речная сеть развита слабо, 60% площади Австралии не имеет стока в океан. Ни на каком другом материке нет такой относительно большой площади внутреннего стока. Почему многие реки на карте обозначены пунктиром? Как называются такие реки. Используя материалы учебника и карты атласа ответьте на следующие вопросы.

1.К бассейнам каких океанов относятся реки Австралии?

2.Что влияет на направление и характер течения рек?

3.Что влияние на режим рек?

4.Какое питание характерно для рек Австралии?

Ответ представьте в виде краткой таблицы.

Лист 1.

Группа «Озера»

Задание: Используя материалы учебника, и карты атласа и дополнительный материал заполните таблицу.

Большинство озер Австралии, как и реки, питаются дождевыми водами.Они не имеют ни постоянного уровня, ни стока. Летом озера пересыхают и представляют собой неглубокие солончаковые впадины. Слой соли на дне иногда достигает 1,5 м.

Назовите самое крупное озеро материка.

Происхождение котловин

 Описание формы котловины

Особенности питания и режима озер Австралии.

Примеры озер

Причины, факторы

Лист 1.

Группа «Подземные воды»

Задание: Прочитайте текст и объясните причину образования подземных вод на материке Австралия.

На фоне разреженной речной сети и почти полного отсутствия пресных озер поражает удивительное богатство Австралии подземными водами. Более 15 артезианских бассейнов находится между плоскогорьями Западной Австралии и Большим Водораздельным хребтом. Глубина залегания подземных вод от 100 до 2100 м.

Самое крупное хранилище подземных вод в Австралии - Большой Артезианский занимает площадь 1736 тыс. км². и простирается от залива Карпентария до бассейна Дарлинга. Глубина залегания бассейна составляет около 3000м, а общий объём воды — 64900км³. Температура воды варьируется от 30 до 100°C. Воды часто минерализованы, в области озера Эйр выходят на поверхность минеральными источниками. Ответ представьте в виде краткой схемы.


Приложение №3. Задания к уроку по теме: «Путешествие по материкам» (5 класс)

Задание:

  1. Используя предложенный текст и карты атласа, ответьте на следующие вопросы.

Какой материк описан в тексте?

Чем знаменит материк (Самый, самый…)?

Какие рекорды есть на материке?

  1. Отметь на контурной карте все объекты, перечисленные в тексте.
  2. Составьте краткий рассказ о материке. Для этого вам нужно составить опорные схемы.
  3. Ваш ответ должен быть ярким, понятным, запоминающимся. Он должен содержать максимум информации при минимуме текста.

Группа 1.

Это самый большой материк. Он самый разнообразный в природном отношении материк.

Рельеф континента очень разнообразен. Это и высочайшие горы земного шара Гималаи (гора Джомолунгма, или Эверест - 8848м), и гигантские, протянувшиеся на тысячи километров равнины, например Восточно-Европейская, Западно-Сибирская.

Самая низкая точка земли область Мёртвого моря (-405м.)

Материк богат реками и озерами. Самая длинная река материка - Янцзы. На континенте расположено самое глубокое озеро мира - Байкал (1637м). Здесь находится самый большой полуостров мира- Аравийский. Самое большое по площади озеро- Каспийское.

На материке находится самая большая по площади страна мира - Россия.

Группа 2.

Второй по величине материк. В ее рельефе преобладают равнины. Высоких и протяженных горных цепей на этом материке нет. Самая высокая точка материка - гора Килиманджаро, снежная шапка которой возвышается на высоте 5895 м.

Континент почти посередине пересекается экватором. Большая часть лежит между тропиками, поэтому это самый жаркий материк. На большей его части средняя годовая температура выше +20 °С. Здесь не бывает зим в нашем понимании. На большей части территории материка времена года различаются лишь количеством выпадающих осадков.

В Северной части материка расположена величайшая пустыня нашей планеты - Сахара, здесь летом поверхность песка и камней нагревается до +70°С, а воздух - до +40 °С.

Материк богат реками. Среди них Нил вторая по длине река нашей планеты (6671км). Река дважды пересекающая экватор – Конго, самая полноводная река материка.

Группа 3.

В рельефе этого материка преобладают равнины. Вдоль западного побережья тянутся горные цепи - Кордильеры. Это высокие горы с глубокими речными долинами и действующими вулканами. Самая высокая гора Кордильер - Мак-Кинли (6193 м).

Климат на материке очень разнообразен: от сурового на севере, где температура зимой опускается до -45 °С, до жаркого, влажного - на юге.

Реки континента полноводны, самая крупная из них - Миссисипи. Обширную  водную систему образуют Великие озера: Верхнее, Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио. Озера являются одними из крупнейших на Земле скоплений пресной воды, но все же уступают по данному показателю Байкалу. Они связаны между собой реками и каналами и поэтому вода как бы перетекает из одного в другое. Озеро Верхнее является крупнейшим по площади пресноводным озером планеты, а меньшее из пяти – Онтарио - больше самого крупного в Европе Ладожского озера.

Группа 4.

Это самый влажный континент планеты. На востоке этого материка господствуют равнины, а на западе протянулись самые длинные горы Анды. Климат здесь теплый, только на крайнем юге зимой темпера тура может опускаться до 0°С или чуть ниже. В высокогорных районах Анд климат достаточно суровый.

На материке протекает много рек. Среди них Амазонка - самая длинная и полноводная река планеты. Индейцы называют Амазонку "Парана - Тинго", что означает  «Королева Рек». По всем параметрам – это величайшая река в мире.

Самое высокогорное озеро Земли - Титикака. Расположено на высоте 4000 м. В переводе на русский «Святое озеро».

Самый высокий водопад в мире - Анхель.

Группа 5.

Самый маленький материк, самый сухой, самый пустынный материк, самый низкий материк.

На большей части его территории выпадает мало осадков. Поэтому на материке нет крупных, полноводных рек. Многие реки пересыхают и наполняются водой лишь в сезон дождей.

Самая большая река — Муррей, она не пересыхает, но уровень ее вод резко меняется в течение года. Озеро Эйр — самое крупное на материке, в сухое время года распадается на отдельные неглубокие водоемы, а в сезон дождей площадь озера сильно увеличивается.

Здесь много растений и животных, которых нельзя встретить на других континентах. На материке, острове Тасмания и мелких островах расположено только одно государство – Австралийский Союз. Столица – город Канберра.

Группа 6.

Материк, который покрыт мощным ледяным щитом (средняя толщина 2000м). Самый высокий материк на Земле (средняя высота 2000 метров). Во льдах континента содержится до 80% запасов пресной воды Земли.

Это самый холодный материк, средняя суточная температура во внутренних районах даже летом -30 °С. На станции «Восток» полярниками была зарегистрирована температура – 89,20С. Это самая низкая температура на Земле. В летнее время материк получает много солнечного тепла, но до 90% его отражается от снега и льда. Поэтому только в прибрежных районах, где летом отсутствует снежный покров, температура поднимается до 0°С. Здесь наблюдаются самые сильные ветра на Земле (34 метра в секунду). Это территория жестокого солнца (полгода – полярный день, полгода – ночь). Здесь нет постоянного населения.


Приложение №4. Фотографии опорных конспектов учащихся к уроку по теме: «Путешествие по материкам» (5 класс)

C:\Users\207\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20161107_102840.jpg

C:\Users\207\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20161107_102910.jpg


Приложение №5. Скриншоты интерактивной презентации к уроку по теме «English-speaking countries» (7 класс)C:\Users\207\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20161107_102849.jpgC:\Users\207\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20161107_102930.jpg

Приложение №6. Фотографии работы над составлением шпаргалок учащимися к уроку по теме: «Внутренние воды Австралии» (7 класс)


C:\Users\www\Desktop\урок для атестации\фото\IMG_1584.JPGC:\Users\www\Desktop\урок для атестации\фото\IMG_1583.JPGC:\Users\www\Desktop\урок для атестации\фото\IMG_1582.JPG

Приложение №7. Сводная таблица результативности участия учащихся во внеурочной деятельности

Мероприятие

Количество участников

Результативность

Всероссийский уровень

Олимпиада «Безопасный мир», 2015г.

23

5 победителей, 7 призеров

Олимпиада «Юный предприниматель», 2016г.

39

23 победителя, 6 призеров

Межпредметный проект «Энергетика России», 2015г., 2016г.

2

2 лауреата

Итого

64

43

Региональный уровень

Окружной конкурс экологических листовок, 2016г.

4

2 победителя

Итого

4

2

Муниципальный уровень

Городская краеведческая конференция «Знать, беречь, любить», 2014г.

1

1человек - 2 место

Городская краеведческая игра «Знать, беречь, любить», 2015г.

5

5 человек -2 место

Городская экологическая игра «», 2014г.

5 (команда)

Победители

Городская экологическая игра «»,2015г.

5 (команда)

Победители

Городская экологическая игра «»,2016г.

5 (команда)

Победители

Городской конкурс экологических листовок, 2016г.

10

4 победителя, 4 призера

Экологическа акция «Экодесант», 2016г.

20

Участники

Итого

51

29

Школьный уровень

Межпредметный проект «Энергетика России», 2015г., 2016г.

40

4 победителя

Итого

40

4


[1]Дзятковская Е.Н. Экологическое развивающее образование. Учебное пособие для постдипломного образования и самообразования педагогов. – М: Центр “Образование и экология”, 2010. – 140с. (Стандарты общего образования второго поколения).

[2]Дронов В.П. Размышления о стратегических задачах школьной географии // География и экология в школе XXI века. – 2005. - № 6. – С.31 – 34.

[3]Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004. – 175 с.

[4] Горбатова О.Н. География. 6 – 11 классы: технология решения творческих задач. – Волгоград: Учитель, 2010. – 165 с.

[5]Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004. – 175 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава «К вопросу об универсальных учебных действиях учащихся» содержится два параграфа, в которых рас...

Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит от...

Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы. (ФГОС)

В данной презентации представлены  современные образовательные результаты. Как формировать и развивать универсальные. учебные действия у учащихся. Создание проблемных ситуация. Работа с текстом. ...

Применение ИКТ на уроках географии как средство формирования универсальных учебных действий

Методическая разработка по применению ИКТ на уроках географии...

«Использование приемов технологии критического мышления на уроках географии как средство формирования и развития ключевых компетентностей обучающихся».

Ø    2015 г. XII Всероссийская научно – практическая конференция «Развитие системы образования: опыт, проблемы, пути решения», опубликовала тезисы доклада по теме «Использование приемов...

Методический блокнот "Технология развития критического мышления на уроках информатики как средство формирования учебно-познавательной компетенции"

Технология развития критического мышления на уроках информатикикак средство формирования /из опыта работы/...

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках географии как средство формирования универсальных учебных действии.

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках географии как средство формирования универсальных учебных действии....