ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СУВОРОВЦЕВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.
статья по географии по теме

Шоколова Олеся Михайловна

Статья для публикации по итогам методической конференции по современным педагогическим технологиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orenburg._shokolova_o.m.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СУВОРОВЦЕВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.

Шоколова Олеся Михайловна, преподаватель

первой квалификационной категории

 ФГКОУ «Санкт-Петербургское суворовское военное училище МО РФ»

    В законодательстве Российской Федерации закреплен, как один из основополагающих, принцип гуманизации образовательного процесса. Это требует пересмотра всего содержания обучения, а именно признание творческой природы личности каждого ребенка. Наличия в нем внутренней активности приводит к отказу от усвоения определенного объема соответствующих знаний как главной цели образовательного процесса. Главная цель – целостное развитие личности ученика [1].

Средством же развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Следовательно, задача учителя – обеспечить на уроке такую деятельность, чему способствуют современные интерактивные технологии. В этом случае ученик сам открывает путь к познанию. Освоение знаний и применение их в различных ситуациях, то, что мы называет компетентностью, – должны стать результатом его деятельности. Основные методические инновации в современном отечественном образовании связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» (« inter» — «взаимный», «act» — «действовать») [2]. Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

В педагогике есть несколько моделей обучения: пассивные, активные и интерактивные. Остановлюсь только на последней. Интерактивная модель позволяет  учиться взаимодействовать между собой. Этот метод  наиболее соответствует личностно - ориентированному подходу, так как он предполагает сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы,  создателя условий для инициативы учащихся.

Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Именно использование этой модели обучения учителем на своих уроках, говорит об его инновационной деятельности.

Интерактивное обучение предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность.

Приведу пример использования технологии интерактивного обучения в 6 классе на уроке по теме: «План и карта». В качестве проверки усвоения суворовцами темы, предлагается ситуационная задача. Обязательным элементом такого типа заданий является проблемный вопрос, решение которого может способствовать развитию навыков самоорганизации, формированию умения объяснять явления действительности, формированию ключевых компетенций, подготовке к профессиональному выбору, ориентации в проблемах современности.

Планируемые результаты урока:

1. Суворовцы должны понимать значение терминов и понятий: «географический объект», «географические координаты», «масштаб».

2.  Суворовцы должны показать умения: «читать» карту, наносить на контурную карту объекты, рассчитывать расстояние по карте между объектами, определять географические координаты, находить кратчайший путь от одного географического объекта до другого.

Урок проводится в форме игры, класс делится на команды. Каждая команда получает задание-радиограмму с алгоритмом действий, которые направлены на формирование определённых универсальных учебных действий.  Пример задания: «Получен сигнал бедствия. Пропало научно-исследовательское судно. Предполагаемые координаты местонахождения 50°ю.ш. 69°в.д.». К радиограмме прилагается алгоритм действий:

1. Определите по координатам географический объект;

2. Рассчитайте расстояние до него от г. Санкт-Петербурга;

3. Нанесите объект на контурную карту;

4. Найдите и обозначьте до объекта самый короткий путь по морю;

5. Какие географические объекты встретятся на пути;

6. Предположите, что могло стать причиной крушения судна и, какое государство быстрее придёт на помощь.    

Выполнение каждого действия может быть индивидуальным (№ 1,2,3), коллективным (№ 4,5,6), парным, что даёт возможность преподавателю оценить всех участников игры, выставить несколько отметок. По мере истечения времени (15 минут), каждая команда отчитывается о выполнении заданий. На настенной контурной карте обозначают маршруты (№ 4,5), показывают и называют расстояние в километрах от г. Санкт-Петербурга (№ 2), высказывают свои предположения о причинах крушения судна. Последнее задание является самым сложным для шестиклассников, так как требует критически оценить ситуацию, представить информацию в развёрнутом виде и грамотно выразить свои мысли.

Специфической чертой такого типа ситуационных заданий является множественность допустимых решений. Они могут разделяться по степени риска, по обоснованности решения, по затратам ресурсов. Самые разные решения могут быть правильными, если они соответствуют заданию. В конце урока абсолютно объективно суворовцы могут себя оценить: как работал в группе, в какой роли (лидера, исполнителя), что усвоено не в полном объёме, какую оценку заслуживаю.

В качестве рефлексии преподаватель предлагает наклеить разноцветные стикеры на свои контурные карты. Зелёный стикер обозначает, что на все вопросы  суворовец знал ответ, оценка «отлично». Жёлтый цвет – практически всё было понятно, узнал много нового, оценка «хорошо». Красный цвет – у меня возникли вопросы, оценка «удовлетворительно».

Проведение уроков с использованием ситуационных задач позволяет формировать у учащихся все виды универсальных учебных действий. Степень сформированности познавательных действий оценивается по умению строить высказывание, извлекать информацию из карты, моделировать (например, проложить путь по карте), представлять информацию. Регулятивные определяются по тому, как учащийся планирует свои действия по алгоритму, определяет роль в команде, степень своей успешности, выдвигает версии, решает проблемные вопросы. Коммуникативные действия умение высказывать и аргументировать своё мнение, работать в группе в разных ролях, предотвращать и решать конфликтные ситуации. Личностные действия сформированы тогда, когда ученик отвечает за свои поступки, формирует и поддерживает правила поведения в группе, имеет способность к самооценке. Таким образом, деятельностный подход, включающий в себя интерактивные технологии, способствует формированию универсальных учебных действий.

  1. Статья 43 Конституции Российской Федерации.
  2. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. – Екатеринбург: ЕГПУ, 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках географии в условиях введения ФГОС ООО»

       Объектом данной проектной работы является процесс формирования универсальных учебных действий у школьников на уроке географии....

Современные технологии развития личности и формирования универсальных учебных действий в образовательной деятельности учащихся.Статья.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию....

Инновационный педагогический проект "Технология проблемного обучения как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках биологии"

Из опыта работы учителя биологии по теме "Проблемное обучение как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии"....

«Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках географии»

Развитие человеческой цивилизации тесно связано с научно-техническим прогрессом, на фоне которого происходят глубокие изменения во всех сферах жизни  общества. Живя в эпоху дальнейшего углубления...

Условия, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий в обучении географии.

Содержание курса географии обладает широким спектром возможностей, одной из главных – это формирование универсальных учебных действий в процессе обучения.К универсальным учебным действиям, котор...

Средства формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках географии

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от ...