Условия, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий в обучении географии.
статья по географии (6, 7 класс) на тему

Содержание курса географии обладает широким спектром возможностей, одной из главных – это формирование универсальных учебных действий в процессе обучения.

К универсальным учебным действиям, которые осваиваются в процессе географического образования, можно отнести:

– Умение пользоваться одним из языков общения – географической картой; умение наблюдать и исследовать местность, ориентироваться в пространстве.

– Владение научными географическими понятиями.

– Умение делать анализ информации из различных источников, классифицировать ее и группировать.

– Умение пользоваться современными информационными технологиями.

– Умение делать выводы, сравнивать и составлять описания и характеристики 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usloviya.docx47.79 КБ

Предварительный просмотр:

Условия, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий в обучении географии.

Содержание курса географии обладает широким спектром возможностей, одной из главных – это формирование универсальных учебных действий в процессе обучения.

К универсальным учебным действиям, которые осваиваются в процессе географического образования, можно отнести:

– Умение пользоваться одним из языков общения – географической картой; умение наблюдать и исследовать местность, ориентироваться в пространстве.

– Владение научными географическими понятиями.

– Умение делать анализ информации из различных источников, классифицировать ее и группировать.

– Умение пользоваться современными информационными технологиями.

– Умение делать выводы, сравнивать и составлять описания и характеристики [9].

Но учителю географии важно знать и понимать, что формирование универсальных учебных действий определяется тремя положениями:

– Как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.

– Происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.

– УУД, их свойства и качества определяют эффективность процесса образования, в частности усвоение знаний и умений, а также формирование образа мира и основных видов компетентности обучающегося.

Чтобы сформировать у обучающихся любое универсальное учебное действие необходимо:

1. Сформировать первичный опыт выполнения этого действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию.

2. Сформировать понимание способа выполнения, соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом) основываясь на имеющемся опыте.

3. Сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовывать самоконтроль его выполнения и при необходимости провести коррекцию.

4. Организовать контроль уровня сформированности данного УУД.

Следовательно, надо быть готовым планировать свою педагогическую деятельность так, чтобы универсальные учебные действия формировались и развивались, учитывая возрастные и психологические особенности учеников.

Содержание современного урока географии пронизано различными видами действий обучающихся, направленными на освоение ими познавательной, коммуникативной, регулятивной видами деятельности.

Формирование УУД, направленных на решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития обучающихся реализуется в рамках единого образовательного процесса в ходе изучения структуры учебных предметов, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач в жизни. Универсальные учебные действия выступают как цель, результат и одновременно как средство организованной учебной деятельности школьников. Формирование универсальных учебных действий создает личности переход от осуществляемой совместно и под руководством педагога учебной деятельности к деятельности самовоспитания и самообразования [20].

Условия, обеспечивающие развитие и формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе, являются:

1. Необходимость выделения цели формирования УУД.

Исходя из требований ФГОС, деятельность учителя заключается не только в передаче географических знаний, а направлена на обучение способам действий.

Усвоение знаний происходит одновременно с освоением определенных действий. Любое действие – это всегда преобразованное знаний, а усвоенное знание – это то что преобразовалось путем умственных действий и стало основой для формирования умений и практических навыков. Знать – не значит просто помнить определенные знания, о осуществлять деятельность, связанную с этими знаниями. Они усваиваются для того, чтобы с их помощью выполнить деятельность, а не только расширить кругозор [37].

К контексте реализации системно-деятельностного подхода можно выделить схему построения учебного занятия (рис.3).

Рисунок 3 - Схема построения уроков на деятельностной основе

Ведущее место в структуре современного урока занимает этап целеполагания. Исходя из этого универсальные учебные действия также должны отражаться в определение цели учебного процесса и формулировки задач урока.

– Личностные УУД: оценить ситуацию, поступок, собственную деятельность; проанализировать опыт, выработать собственную позицию; осуществить профессиональный выбор; охарактеризовать эмоциональное состояние; соотнести поступки и поведение с нормами морали и этики; расширить круг интересов.

– Регулятивные УУД: определить цель деятельности; выстроить цепочку действий; осуществить отбор источников информации; спрогнозировать результат деятельности; осуществить итоговый контроль; оценить результаты деятельности; проанализировать собственную деятельность; оценить уровень владения учебным действием.

– Познавательные УУД: установить причинно-следственные связи; выявить особенности процессов; сравнить объекты и выделить черты сходства и различия; проанализировать; сформулировать суждение; найти и определить источники необходимой информации; смоделировать; преобразовать информацию в схему, таблицу; провести наблюдение; составить план по тексту, презентацию; сформулировать гипотезу; найти ответ на вопрос; привести доказательства; найти информацию для решения конкретных задач.

– Коммуникативные УУД: сформулировать собственное суждение; оформить высказывание в соответствии с правилами; составить устные монологические высказывания по проблеме; представить в вербальной форме результаты деятельности; оценить ответы одноклассников; сформулировать аргументы; различить позицию другого человека восприняв ее на слух [39].

2. Установление связи универсальных учебных действий с географическим содержанием.

Содержание современного урока географии пронизано различными действиями обучающихся, направленными на освоение ими познавательной, коммуникативной, регулятивной и других видов деятельности. Поэтому необходимо для каждого урока проводить отбор преобладающих универсальных учебных действий в соответствии с предметным содержанием.

Овладение обучающимися УУД происходит к контексте предмета, раскрывающего различные возможности для формирования УУД. Они, в свою очередь, определяются функцией учебного предмета и его предметным содержанием.

Предмет «География» выполняет интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознанием своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности.

География – предмет в основном устный, поэтому на уроках проводятся дискуссии, где приводят учащиеся и учитель  различные  факты. Использование доказательной базы для подтверждения своих гипотез, школьники учатся анализировать, сравнивать, ставить вопросы, делать выводы и умозаключения, защищать свои идеи. Учащееся овладевают умениями ориентироваться на местности, использовать план и карту как источник информации, определять координаты, решать практические задачи, тем самым   обучающееся  отрабатывают все виды УУД, и вырабатывают у себя умение учиться.

3. Планирование каждого этапа учебной деятельности.

Основой современного урока выступает учебная деятельность. Учебная деятельность – это такая деятельность обучающегося, которая связана с освоением культурных ценностей общества (предметных, надпредметных и метапредметных знаний, умений и навыков), а также связана с формированием способностей к самоизменению и рефлексии, обеспечивающих адекватное самоопределение и успешную самореализацию человека в жизни [4].

Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей обучающихся, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин, в том числе, географии.

4. Учет психолого-педагогических и возрастных особенностей школьников в процессе обучения географии.

Все изменения и различия при формировании универсальных учебных действий в начальной школе, в среднем и старшем звене связаны с возрастными особенностями учеников, сменой ориентиров и характера учебной деятельности.

Сейчас у школьников изменилась система интересов, ценностей, личностных ориентаций, мотивационно-потребительская сфера, сфера отношений и структура умственной деятельности. Если ученик знает, как учиться, чему учиться, если он способен достигать цели, если он знает и умеет работать с учебником, получать знания, искать и находить необходимую информацию, использовать самые разнообразные источники информации для решения проблем, то ему будет легче приобрести любые необходимые дополнительные знания, - а ведь именно это и нужно в жизни [41].

Подростковый возраст психологами характеризуется как переходный период от детства к взрослости, когда происходят сложные процессы перестройки организма, развитие самосознания, усложнение умственных процессов, расширение сферы интересов и морально-этических установок (В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, И.Ю. Кулагина, А.К. Маркова, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин). Новая внутренняя позиция обучающегося направлена на самостоятельный познавательный поиск, постановку личностно значимых целей, инициативу в организации учебного сотрудничества.

Поведение подростков может отличатся строптивостью, упрямством, негативизмом, своеволием, обесцениванием авторитета взрослых, отрицательным отношением к их требованиям. Ведущей формой деятельности становиться общение со сверстниками, когда моделируются и осваиваются «взрослые» отношения, основанные на уважении, равноправии, доверии. В силу этого подростковый возраст – период интенсивного формирования ценностных понятий и убеждений, выработки нравственных принципов, сенситивный период морального развития личности [1,21].

Психолого-педагогические особенности подросткового возраста определяют технологию обучения географии. Обучающиеся проявляют интерес к формам и методам обучения, основанным на учебном сотрудничестве, к диалоговым формам, к групповой работе, проектной деятельности, а также решению проблемных и творческих задач.

Исходя из работы А.Г. Асмолова, Л.И. Божович, И.Ю. Кулагиной, В.В. Рубцова – важной особенностью подросткового возраста служит готовность к  теоретическому и рефлексивному мышлению. Это проявляется в способности к мышлению, усвоению научных географических понятий, в возможности мысленно выстраивать различные предположения и осуществлять абстрактно-логическим путем их проверку, способности делать предметом внимания, анализа и оценки собственные интеллектуальные процессы. Контролируемой становится речь. Интеллектуализация затрагивает память, восприятие, что создает предпосылки для эффективного освоения познавательных и регулятивных учебных действий.

Учебный процесс должен быть эмоционально насыщен, интересен школьникам. Целесообразно предлагать задания творческого характера. Обучающийся, выполняя такие задания или отвечая на такого рода вопросы, должен выйти за пределы привычного для него алгоритма действий и осуществить умственное усилие по проектированию новых способов действий, эти задания обеспечат не только деятельностный, но и эмоционально-личностный и творческий компоненты урока.

Урок должен находится в тесном взаимодействии с внеурочной деятельностью. Его границы расширяются до границ образовательного пространства, выходят за рамки классно-урочной системы благодаря проектам, экскурсионной и музейной деятельности, наблюдениям и практическим работам в географической среде, факультативам и кружкам, олимпиадам и ученическим научным обществам [11].

Также успех в обучении имеют, учебные задачи, выходящие за рамки предметного содержания.

5. Обеспечение преемственности в освоении обучающимися универсальных учебных действий.

Вопросы преемственности в образовании актуальны всегда. Особенно в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов.

Преемственность рассматривается как непрерывный процесс воспитания и обучения обучающегося, который имеет общие и специфические цели для каждого возрастного периода.

Организация преемственности формирования УУД предполагает разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения. Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения.

Установление преемственности между ступенями обучения способствует сближению условий воспитания и обучения школьников. Благодаря этому переход к новым требованиям школьного обучения осуществляется с наименьшими психологическими трудностями.

Переход от начального образования к основному считается очень важным и болезненным не только для учеников,но и для родителей,  и для учителя начальных классов, педагога-психолога, классного руководителя, именно в этот период очень важен принцип преемственности, где традиционной формой является взаимопосещение уроков [6].

Для обучающихся начальных классов переход в основную школу совпадает с началом переломного периода, связанного с физическим созреванием, сменой ведущей деятельности, повышением уровня тревожности. В этот период у них возникает большое количество проблем, одна из которых – это адаптация к новым учителям-предметникам и классному руководителю, что сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством друг другом. Обучающиеся чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, также они могут не воспринимать нового учителя, для кого-то объяснение материала кажется слишком мудреным, недостаточно четкая речь педагога или слишком быстрый темп объяснения, повышенная интонация, которая может переходить в крик – все это пугает, а точнее, отпугивает ученика, особенно того, кто недостаточно силен в науках.

Обучающиеся перешли от одного учителя, который строил с каждым ребенком и с его семьей многогранные отношения, ко многим учителям- предметникам, отношения которых с учеником и его родителями становятся ситуативными и касаются в основном вопросов успеваемости и поведения на уроках.

Также родители играют большую роль в процессе адаптации школьника. Многие считают своих детей уже достаточно взрослыми и снижают контроль за ними, возложив всю ответственность на школу.

Еще одной проблемой является то, что вместо одного своего кабинета у обучающихся появляется кабинетная система, в которой ребенок чувствует себя неуютно - потерянным.

А если учитель переносит методы обучения и формы взаимодействия со старшими классами на младшие классы, то из-за этого наблюдается резкое снижение успеваемости, потеря интереса к учебе, стресс и ухудшение здоровья обучающихся [18].Учителю географии для обеспечения преемственности очень важно предпринимать следующие действия:

1 действия – тщательно изучить программу по формированию универсальных учебных действий на первой ступени общего образования.

2 действие – ознакомится с портретом выпускника начальных классов.

3 действие – посетить уроки окружающего мира (природоведения).

4 действие – на педагогическом совете затронуть тему преемственности и обсудить пути решения.

5 действие – проанализировать диагностику результатов обучения при переходе в основную школу.

6 действие – разработать рабочую программу по предмету и отразить в ней усложнение учебных действий [38].

6. Организация поэтапной отработки универсальных учебных действий.

Организовать поэтапную отработку УУД, которая обеспечивает переход от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме выполнения действия, а также от совместного действия с учителем или одноклассниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции. Опираясь на положение теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) и теории формирования приемов умственной деятельности и умственного развития обучающихся (Е.Н. Кабанова-Меллер, Т.П. Герасимова, М.К. Ковалевская, В.А. Щенев), можно выделить основные этапы формирования умений при обучении географии (таблица 3) [47].

Таблица 3 - Этапы формирования умений и последовательности учебной деятельности

Этапы формирования умений

Характеристика

Последовательность учебной деятельности

Констатация        и мотивация (введение умения)

Демонстрация формируемого умения,        ознакомление        с практическом значением.

Создание мотивационной основы действий

Первичное овладение умением

Постановка цели овладения умением, ознакомление с составом умения,        осознание последовательности выполнения действий, демонстрация образца выполнения

Создание ориентировочной основы действий

Закрепления умения в        процессе

выполнения упражнений

Выполнение        тренировочных упражнений для овладения умением, на основе выработанных умений осуществляют его перенос на новый учебный материал

Создание исполнительской основы действий

Создание творческой основы действий

Выполнение творческих заданий по        моделированию, прогнозированию и решению ряда проблем, имеющих связь с жизнью,                выдвигаются

Создание творческой основы действий

собственные гипотезы и разрабатываются новые пути решения проблем

7. Разработка системы учебных задач, направленных на освоении универсальных учебных действий.

Главным условием при разработке системы учебных задач является учет специфики географического образования как составляющей общей культуры компетентной социально активной личности. Специфика географического образования проявляется в особом географическом мышлении, овладении географическим языком, умении использовать всевозможные источники информации и в применении методов географического познания и в реальных жизненных ситуациях. Именно поэтому важно учитывать классификации заданий по содержанию учебной деятельности обучающихся, проявлению творческой деятельности.

Универсальные учебной действия формируются на уроках географии при помощи системы учебных задач и заданий. В методике обучения географии сложилась определенная классификация учебных заданий по различным основаниям. Но нужно помнить, что в содержании примерных и авторских рабочих программ некоторые действия не выделены отдельной строкой – они «встроены» в содержание учебного процесса. Поэтому учитель, разрабатывая свою рабочую программу для определенных классов и под определенный тип образовательного учреждения, самостоятельно выбирает форму организации учебной деятельности.

Методы географии – неотъемлемый атрибут географического познания, с помощью которого знания могут реализоваться в умения. В учебном процессе эти методы используются в привычном для школьников виде [10].

1. Метод наблюдения – процесс данного метода, обучающиеся одновременно «смотрят» и мыслят. Результаты наблюдения как действия фиксируются в мышлении в виде теоретических принципов, обобщений.

Организация данного процесса требует применения не только познавательных, но и регулятивных действий (определить цель наблюдения, выстроить цепочку необходимых действий, спрогнозировать результат, скорректировать деятельность, осуществить итоговый контроль, оценить результаты).

2. Метод географического описания – позволяет школьникам совершать следующие познавательные действия (отбирать необходимые источники информации, находить нужную информацию, составлять географическую характеристику территорий).

3. Историко-географический метод – способствует овладению умениями объяснять, устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать. В школьной географии этот метод используется в сочетании с другими.

4. Сравнительно-географический метод – заключается в том, что он помогает выявить и уяснить многообразие типов человеческой деятельности в различных природных и социально-экономических условиях. Именно поэтому школьников необходимо обучать приемам сравнения: проводить отбор признаков, сопоставлять, формулировать вывод о сходстве и различии, объяснять их причины.

Вышеуказанные методы относятся к наиболее распространенным и опробованным в школьной географии. Сейчас обучение предмету географии строится на основе деятельностного подхода, который требует «включения» в опыт деятельности школьников востребованных жизненной практикой методов – картографического, геоинформационного, полевого, статистического, дистанционного [21].

5. Картографический метод – основан на понимании содержания карты позволяет установить причины, зависимости между географическими явлениями, сделать выводы, обобщения, спрогнозировать. Это подчеркивает исключительную роль данного средства обучения. Использование на уроках различных видов аэрокосмической информации способствует формированию у обучающихся умений ориентироваться, распознавать географические объекты, прогнозировать и анализировать.

6. Количественные методы – применяются для объяснения, оценки и исследования разного рода цифровых показателей и отдельных процессов.

Основу их составляют статистические методы, которые в процессе практической деятельности формируют у обучающихся умения использовать статистической материалы для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных (наблюдения, сравнение, группировка, систематизация), применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.

7. Геосистемный метод – позволяет обучающимся составлять географическую характеристику территорий, устанавливать причинно- следственные связи, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов. Овладения данными приемами происходит поэтапно по следующей схеме: описание – поэлементная характеристика – выявление взаимосвязей и взаимоотношений с другими объектами и явлениями – анализ геосистем разного масштаба.

8. Метод географического моделирования – способствует реализации принципа наглядности, т.е. использованию готовых моделей, а также усложнению характера познавательной деятельности обучающихся, т.е. преобразованию учебного материала в ходе теоретических обобщений и построению моделей. Работа с информацией, привлечение интернет-ресурсов в учебном географическом познании – важное составное звено геоинформационных методов [9].

Из данного примера, можно увидеть, что любое задание, основанное на деятельности, выполняется с использованием различных источников географической информации: карта, текстовая информация, таблицы, иллюстрации, схемы, профиля, электронной презентации, страниц электронного учебника и др.

Наряду с этим следует отметить, что не только методы формируют универсальные учебные действия, а также наибольшую актуальность приобретают педагогические технологии, учитывающие не логику построения научного знания, а логику деятельности школьников. При их применении допускаются временные паузы, индивидуальный темп выполнения, учет познавательных мотивов и неклассическая форма организации учебной деятельности. К таким технологиям деятельностного типа следует отнести: технологии на основе активизации учебной деятельности (применение опорных конспектов, технология проблемно- исследовательского обучения, технология поэтапного формирования учебных действия), технологии эффективной организации процесса обучения (информационно-коммуникативные технологии, технология коммуникативно-диалоговой деятельности, проектная технология, кейс- технология), технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса (технологии организации внеурочной деятельности, индивидуализация обучения и др.) [7,35].

8. Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий.

Современный словарь иностранных слов трактует понятие «мониторинг» как постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям – наблюдение, оценка и прогноз.

Мониторинг реализуется как комплексное, динамическое, аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно- качественные изменения в объекте. Педагогический мониторинг можно определить также как форму организации, сбора, обработки, хранения информации о качестве образовательного процесса, обеспечивающую непрерывное слежение за ее содержанием и прогнозирование ее развития, а также как систему накопления инновационного опыта [12].

Мониторинг, в отличии от контроля, выявляющего рассогласование целей и результатов, исследует промежуточные состояния и выступает в определенной степени катализатором положительных изменений.

Деятельностный формат результатов образования представляет собой единство личностных, метапредметных и предметных результатов, что отражает комплексный характер развития личности обучающегося [27].

Таблица 4 - Мониторинговый цикл качества образованности и сформированности УУД по географии

Входной

Промежуточный

Рубежный

Цель

Получить достоверную информацию        для эффективного осуществления образовательного процесса

Выявить и оценить степень соответствия уровня образованности        и сформированности УУД

обучающихся требованиями ФГОС

Выявить и оценить готовность каждого обучающегося                        к переходу                на следующий        этап освоения дисциплины

Средства

Входная контрольная работа

Контрольные работы        по

полугодиям

Административны е        контрольные работы

Количество

1

1

1

Планируемый результат

Наличие информации        об уровне образованности                и сформированности УУД,

обучающихся        на начало обучения

Соответствие уровня образованности        и сформированности

,        обучающихся требованиям ФГОС

Степень готовности каждого обучающегося                        к переходу                на следующий        этап освоения дисциплины

Я считаю из данного параграфа можно сделать вывод: успешное формирование универсальных учебных действий зависит от определения цели и связи УУД с предметом; планирования этапов урока; обеспечения преемственности; поэтапного формирования УУД; применение психолого-педагогических методик; использование учителем современных педагогических технологий; разработка системы задач и заданий, форм контроля, диагностики индивидуальных достижений обучающимися.

 Изучив и проанализировав главу, можно сделать вывод: УУД выступают одним из основных факторов в освоении обучающимися географической картины мира и ценностно-смысловых ориентиров. Учет особенности и специфики УУД при обучении географии требует выстраивания новой методической системы, направленной на активное участие школьника в учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии

Материал включает в себя текст к выступлению....

Формирование универсальных учебных действий при обучении русскому языку по УМК С. И. Львовой в условиях перехода на ФГОС ООО (из опыта работы).

Предлагаемая статья будет интересна педагогам, заинтересованным в подборе УМК для среднего звена в условиях перехода на ФГОС ООО, так как содержит аналитический материал учебников по русскому языку по...

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии: обучение целеполаганию

целеполагание  в обучении это установление учениками и учителем  целей и задач обучения на  определенных его этапах....

"Формирование универсальных учебных действий при обучении географии"

Статья из сборника "Традиции инновации в преподавании предметов естественно-математического цикла" 2014 год...

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии в условиях внедрения ФГОС

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного процесса. Овладение учениками универс...