"Формирование универсальных учебных действий при обучении географии"
статья по географии

Золотухина Елена Николаевна

Статья из сборника "Традиции инновации в преподавании предметов естественно-математического цикла" 2014 год

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ

Золотухина Елена Николаевна

МКОУ «Нижнесмородинская СОШ»

Поныровского района.

Важной задачей современной географии является формирование и развитие совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться»,а не только овладение учащимися конкретными географическими знаниями и навыками в рамках предмета. УУД носят надпредметный,  метапредметный  характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности. Обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса. Лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащихся, обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических особенностей учащихся.

Формирование универсальных учебных действий является также залогом профилактики школьных трудностей.

Географическое образование призвано формировать в первую очередь географические умения (специальные предметные).

Предметные  географические умения: работать с географическими картами и моделями Земли; ориентироваться на местности; давать географические характеристики территории и отдельных географических объектов, процессов; выявлять географические особенности размещения объектов, явлений, процессов.

Универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Личностные действия – позволяют сделать учение осмысленным, увязывая  их  с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей. Позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах. Выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Страноведческие уроки – формируют умение проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов. Тема «Народы Африки».Нестандартные пороты урока  способствуют формированию положительного отношения к процесу познания. Удивление рождает желание больше знать. « Познание начинается с удивления» Аристотель.

Регулятивные действия  - обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. Возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий,  оценки успешности усвоения.

В седьмом классе даю описание материков по заданному алгоритму (географическое положение, климат, рельеф, природа). Отвечаем на вопрос: « Почему именно так» устанавливаем причинно – следственные сязи.

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий можно применять следующие задания: 1) поиск информации; 2) найти ошибки в тексте; 3) вставьте в текст пропущенные слова; 4)задания на упорядочивание и группировку, например: сгруппируйте географические объекты по смыслу ( Атлас, Танганьика, Виктория, Конго, Ньяса, Чад,  Килимонджаро,  Камерун, Сахара, Замбези)-горы – озёра – реки – вулканы - пустыни.

Познавательные действия – включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Формирование познавательных  учебных действий ведётся на уроках географии в следующих направлениях; работа с картой ( физическая карта Африки). Карта – уникальный источник информации. Она даёт представление о взаиморасположении объектов, их размерах. О степени распространения того или иного явления и многое другое.

Работа в контурных картах. В процессе выполнения заданий учащиеся тренируют зрительную память, а поисковая работа (определение местонахождения объекта относительно градусной сетки, береговой линии, рек и т. д.) способствует логическому запоминанию.

Во время закрашивания объекта и подписывания его названия развивается моторно – сенсорная память. У учеников  формируются определённые навыки картографических работ, которые являются важной предпосылкой всестороннего развития личности и для многих  послужат основой профессионального становления.

Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями. Такими, как чтение, анализ и сопоставление карт, статистических материалов и т. п.

Выполнение системы практических работ, предусмотренных программой, способствует овладению  школьниками картографическими, сравнительно – историческими, геоэкологическими  подходами и методами. Использование диаграмм, графиков.

Коммуникативные действия. Обеспечивают возможности сотрудничества. Умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли. Оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

 Обобщающие уроки.

Этапы формирования учебных действий на уроках географии.

Формирование универсальных умений предполагает системный подход к их формированию от класса к классу, не претендуя на всеохватность, но, позволяя выделить основные компоненты: ознакомление с данным умением, усвоение основных составляющих этого умения; тренировка в применении этого умения; поверка владения и корректировка выполнения данного умения учениками; умение применять  действие в любых занятиях.

Основным условием для формирования на уроках географии УД считаю правильно поставленную цель выполнения каждого задания на уроке.

Формирование универсальных учебных действий возможно на уроках географии при использовании различных современных педагогических технологий, при условии готовности учителя к сотрудничеству с учащимися и другими учителями

Предметниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии

Материал включает в себя текст к выступлению....

Педагогический проект "Деятельностный подход, как средство формирования универсальных учебных действий при изучении географии".

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения определяет как стратегически важную задачу  образования овладение универсальными учебными действиями: предметными, метапредме...

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии и внеурочное время средствами инновационных педагогических технологий. Из опыта работы.

1. В условиях перехода современной школы на новые образовательные стандарты актуальным направлением современной географии продолжает оставаться изучение своего родного края.Методика обучения исследова...

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии

Большую популярность в практике преподавания географии набирает технология исследовательской деятельности. В современной школе такое обучение рассматривается как процесс целенаправленного поиска....

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии: обучение целеполаганию

целеполагание  в обучении это установление учениками и учителем  целей и задач обучения на  определенных его этапах....

Условия, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий в обучении географии.

Содержание курса географии обладает широким спектром возможностей, одной из главных – это формирование универсальных учебных действий в процессе обучения.К универсальным учебным действиям, котор...