«Интеграция общего и дополнительного образования как условие формирования социальной активности детей »
статья по теме

Венгурцева Марина Викторовна

Тезисы:

  1. Анализ опыта  работы Дома детского творчества «Юность» на протяжении 15 лет выявил следующие проблемы:
  • ДДТ «Юность» не имеет собственной площадки, все мероприятия проводятся на базе школ
  • игровые программы и мероприятия носят разовый характер, охват детей небольшой
  •  масса усилий, вложенных в подготовку каждой программы, не приносят желаемого результата:  ребенок получил удовольствие от игры, но что он вынес  – неизвестно, нет обратной связи
  •  неудовлетворенность педагогов-организаторов своей работой (текучка кадров).
  1. Анализ ситуации школ района обнаружил следующие сложности:
  • мероприятия в школах проводят учителя-энтузиасты, зам. директоров по ВР и педагоги-организаторы в школах, но для них это является дополнительной нагрузкой, и, как следствие, не хватает времени на качественную проработку игровой программы – чаще всего используются шаблонные формы
  • мероприятия чаще всего имеют разовый (к дате, празднику) характер, и не сведены в систему программ
  1. О проекте «СИМВОЛ». Попыткой решения этих проблем и стал социально-педагогический проект «СИМВОЛ».  Название свое проект получил как аббревиатура тех качеств, которые мы хотели бы видеть в наших юных петербуржцах (Самостоятельность, Инициатива, Милосердие, Вдохновение, Ответственность, Личность) В целом основная направленность проекта «СИМВОЛ» – гражданско-патриотическая.

Проект ежегодный, реализуется в течение учебного года: с 1 сентября по 31 мая. Все игровые программы проводятся  в помещениях образовательных учреждений, сразу после уроков, для удобства детей и педагогов. Со школами работа проходит по такой схеме: каждая игровая программа проводится на параллелях классов. По итогам внутришкольных игр выявляются победители, которые встречаются на районной игре.

Каждое мероприятие включает в себя домашнее задание, которое готовится ребятами совместно с учителями и родителями; собственно игровую программу и «доброе дело» - практическое задание, которое школьники получают в ходе игры и реализуют самостоятельно, вместе с учителями и родителями.

Основной целью нашего проекта является создание условий для формирования гармонично развитой личности на разных этапах ее становления в ходе игровой деятельности.

Для того, чтобы личность развивалась гармонично, необходимо, чтобы и воспитание было разносторонним. Что мы и постарались учесть в тематической направленности наших программ. Особенно хочется подчеркнуть, что все эти направления отражают проекты воспитательной работы, осуществляемые в нашем Выборгском районе. Это и толерантность, и здоровый образ жизни, и экология.

Несмотря на некоторый краеведческий компонент в названии наших блоков, под ними мы понимаем, что пространство, в котором развивается личность, расширяется по мере ее взросления.  Так, если в первой нашей игре «Пока мамы нет дома» мы поднимаем вопросы семейных ценностей, то уже в программе для 11-х классов «Мой город в моей стране» мы хотим воспитать у ребят чувство гордости за свою родину.

В первом блоке, который называется «Я – житель Выборгской стороны», четыре игровые программы для младших школьников, в которых каждый ребенок может почувствовать собственную причастность к семье, к жизни, чистоте и порядку в своем районе, жизни среди таких непохожих друг на друга людей.

Во втором блоке игр, рассчитанных на среднюю школу  «Я - петербуржец», поднимаются такие проблемы, как выбор здорового образа жизни, развитие активной жизненной позиции, приобщение к культурным ценностям Петербурга.

Последний блок «Я гражданин России»  направлен на развитие в старших школьниках гражданственности, патриотизма через такие несерьезные, сугубо игровые формы, как ролевая игра, «Морской бой», игра по станциям с элементами квеста.

Так как мы создаем условия для развития гармонично развитой личности через игровую деятельность,  то для реализации этой цели мы  используем различные игровые формы, такие как дебаты, ролевые и деловые игры, игры по станциям, викторины и игры-спектакли.

  1. Некоторые итоги проекта:
  • За 4 года в реализации проекта приняли участие 9 школ района. Проведено более 320 мероприятий. Посетили наши игровые программы более 15000 учащихся с 1 по 11 класс.
  • Разработана система сотрудничества со школами района  –  участниками проекта «СИМВОЛ»  (договор сотрудничества, графики проведения мероприятий и подведение итогов работы в конце уч. года).
  • Разработан основной комплекс программ разной тематической направленности

(всего - 22) с учетом потребностей школ, возрастных особенностей и интересов детей.

  • Повысился профессиональный уровень педагогов-организаторов,  прекратилась текучесть кадров.
  • Повысился уровень самих игровых программ за счет хорошей подготовки домашних заданий и заинтересованности в программах педагогов школ.
  1. Но обозначились и некоторые проблемы:
  • Одновременно в проекте «СИМВОЛ» могут принимать участие не более 5 школ, т.к. физически обслуживать больше отдел СДД ДДТ «Юность»  не в состоянии.
  • Районные мероприятия ограничиваются участием в них только этих 5 школ. Хотелось бы, чтобы участников было больше, но без внутришкольного этапа  уровень подготовки команд получается разным.
  1. В 2012 при поддержке ИМЦ Выборгского района был проведен  районный семинар заместителей директоров по воспитательной работе ГБОУ района «Современные технологии социально-досуговой деятельности». На заседании была предложена новая программа взаимодействия структурных подразделений ОО Выборгского района, ГБОУ, ИМЦ и ДДТ "Юность" в организации внутришкольных и районных мероприятий в рамках проекта "СИМВОЛ".
  2. Программа взаимодействия включает в себя:
  • Обеспечение взаимодействия школьных и районных структур для реализации Проекта «СИМВОЛ»  (ИМЦ, Отдел образования Выборгского района, зам. директоров по воспитательной работе и методических объединений классных руководителей ГБОУ).
  • Методическое сопровождение проведения игровых программ в ГБОУ (первых внутришкольных этапов) отделом СДД ДДТ «Юность».
  • Разработка новых районных этапов программ с учетом пожеланий ГБОУ.
  • Проведение педагогами ДДТ «Юность» мастер-классов для педагогов ГБОУ по игровым технологиям, используемым в проекте «СИМВОЛ».

8.    Вывод.  Взаимодействие общего и дополнительного образования в реализации игровых программ может достаточно эффективно решить проблему внедрения игровых технологий в воспитательный процесс школ и, как следствие, способствовать воспитанию  у учащихся активной жизненной позиции, пробуждению интереса к истории и культуре своей родины, и расширению общего кругозора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx30.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Интеграция общего и дополнительного образования как условие формирования социальной активности детей»

Автор: Венгурцева Марина Викторовна, зав. отделом социально-досуговой деятельности ГБОУ ДОД Дома детского творчества «Юность»

В наше время дети растут  слишком быстро - информационный век берет свое. Рост выражается не только в физиологической акселерации, но и в социальном, духовном плане. Наших детей волнуют абсолютно взрослые проблемы: это и материализм, и проблема самовыражения, и даже тревоги по поводу возможного краха карьеры (!), и страх перед "большим миром" вообще. Фильтр, который ранее отделял детей от внешнего мира, и действительно позволял побыть немного детьми, становится все тоньше благодаря телевидению и Интернет – все чаще  вместо живого общения они предпочитают виртуальное. Появился даже термин: «Дети, забытые в Интернете».  Теперь дети информационно взрослеют раньше, а вот социально - значительно позже это – факт. Одним из основных помощников в решении проблемы возращения детства может стать внедрение игры в воспитательный процесс. И особенно важно для этого объединение усилий педагогов и родителей.

 Анализ опыта  работы Дома детского творчества «Юность» на протяжении 15 лет выявил следующие проблемы:

  • ДДТ «Юность» не имеет собственной площадки, все мероприятия проводятся на базе школ
  • игровые программы и мероприятия носят разовый характер, охват детей небольшой
  •  масса усилий, вложенных в подготовку каждой программы, не приносят желаемого результата:  ребенок получил удовольствие от игры, но что он вынес  – неизвестно, нет обратной связи
  •  неудовлетворенность педагогов-организаторов своей работой (текучка кадров).

Анализ ситуации школ района обнаружил следующие сложности:

  • мероприятия в школах проводят учителя-энтузиасты, зам. директоров по ВР и педагоги-организаторы в школах, но для них это является дополнительной нагрузкой, и, как следствие, не хватает времени на качественную проработку игровой программы – чаще всего используются шаблонные формы
  • мероприятия чаще всего имеют разовый (к дате, празднику) характер, и не сведены в систему программ

Попыткой решения этих проблем и стал социально-педагогический проект «СИМВОЛ».  Название свое проект получил как аббревиатура тех качеств, которые мы хотели бы видеть в наших юных петербуржцах (Самостоятельность, Инициатива, Милосердие, Вдохновение, Ответственность, Личность)

Основной идеей проекта стало создание комплекса игровых программ направленных на повышение социальной и  творческой активности, умение взаимодействовать в команде, доброжелательное отношение к окружающим людям, желание быть полезными для своей семьи, школы, района, города и страны.

Концепция "Воспитание петербуржца XXI века" в образовательной системе определяется как воспитание человека, готового и способного:
          - к жизненному самоопределению в поликультурном пространстве Санкт-Петербурга,
          - к гармонизации отношений с окружающим миром, решению жизненных проблем различной степени сложности,
          - к созидательной деятельности,
          - к самостоятельному выбору здорового образа жизни.

Именно эти постулаты легли в основу программ нашего проекта.

Проект реализуется в течение всего учебного года. Все игровые программы проводятся  в помещениях образовательных учреждений, сразу после уроков, для удобства детей и педагогов. Со школами работа проходит по такой схеме: каждая игровая программа проводится в два этапа: внутришкольный (для параллели классов) и районный.

Воспитание детей должно быть разносторонним - это мы и постарались учесть в тематической направленности наших программ. Особенно хочется подчеркнуть, что все направления отражают «проекты воспитательной работы, осуществляемые в нашем Выборгском районе». Это и толерантность, и здоровый образ жизни, и экология.

Каждая игра решает сразу несколько задач, при этом программы дополняют друг друга и вместе образуют единое целое, которое мы и называем «СИМВОЛом».

Каждое мероприятие включает в себя домашнее задание, которое ребята готовят совместно с учителями и родителями; собственно игровую программу (иногда несколько) и «доброе дело» - практическое задание, которое школьники получают в ходе игры и реализуют самостоятельно, вместе с учителями и родителями. К примеру, в программе «Петербургские окраины» для 8-х классов,  домашнее задание – познакомиться с легендами и былями «Шуваловского парка»,  далее ребята отправляются в нашу центральную библиотеку Выборгского района на видео-лекцию, следующий этап – викторина, за тем спортивно-стратегическая игра с элементами квеста и последний этап – доброе дело, где сами школьники решают и выбирают, чем они могут быть полезны (благоустройство какого-либо участка парка, уборка мусора или еще что-то)

Несмотря на некоторый краеведческий компонент в названии наших блоков, под ними мы понимаем, что пространство, в котором развивается личность, расширяется по мере ее взросления.  Так, если в первой нашей игре «Пока мамы нет дома» мы поднимаем вопросы семейных ценностей, то уже в программе для 11-х классов «Мой город в моей стране» мы хотим воспитать у ребят чувство гордости за свою родину.

В первом блоке, который называется «Я – житель Выборгской стороны», четыре игровые программы для младших школьников, в которых каждый ребенок может почувствовать причастность к своей семье, к чистоте и порядку в своем районе, научиться создавать гармоничные отношения в обществе таких непохожих друг на друга людей. Второй блок игр, рассчитанный на среднюю школу  «Я - петербуржец», посвящен приобщению к культурным ценностям Петербурга, развитию активной жизненной позиции юного жителя нашего города, а она невозможна без здорового образа жизни, ему и посвящена программа «Я – здоров!» для 6-х классов.Последний блок «Я – гражданин России»  направлен на развитие в старших школьниках гражданственности, патриотизма через такие казалось бы, несерьезные, сугубо игровые формы как: ролевая игра, игра «Морской бой», игра по станциям с элементами «квеста» .

Создавая условия для социализации наших детей через игровую деятельность,  мы  используем различные игровые формы, такие как дебаты, ролевые и деловые игры, игры по станциям, викторины и игры-спектакли.

 Дебаты - это одна из современных игровых технологий. Мы используем ее в таких программах как "Мой город в моей стране", "Твой выбор". Это программы для старшеклассников. И, честно говоря, это одна из самых сложных форм именно в подготовке ведущего, который мало того, что должен владеть материалом, но и аудиторией. Но зато дебаты позволяют поднимать сложные, можно сказать взрослые вопросы, РАССМОТРЕТЬ ИХ С РАЗНЫХ, ЧАСТО ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ ПОЗИЦИЙ.

Интересными получаются программы, в которых используется такая форма - как деловая игра "Я - здоровый!", "Твой выбор". Для своих игр мы выбрали такую интересную форму как "журналистское расследование". Отличительной особенностью этой игры является домашнее задание, которое предлагается выполнить ребятам в форме журналистского расследования по предложенной теме. Сама игра проводится в виде «круглого» стола редакций, которые представляют свое расследование. Результатом игры становится выпуск плаката, газеты на заданную тему. Эта форма особенно интересна тем, что  можно взять любую волнующую тему (и экологию, и толерантность и здоровый образ жизни, и молодежный досуг).

Игра по станциям - деловая игра в форме игры по станциям любима не только ее участниками, но и организаторами. Впервые мы применили эту форму в районной игре для редакций школьных газет «Журналистский марафон». На каждом этапе игры ребята выполняют задания – собирают материалы. Основная игровая задача к заданному сроку по собранным материалам – выпустить специальный выпуск газеты. Форма «Игра по станциям с элементами квеста» в программе «СИМВОЛ» использована как второй, районный этап «Петербургских окраин». Мероприятие проходит в Шуваловском парке, основной игровой задачей является собрать послание, частицы которого разбросаны по всему парку – можно использовать подсказки, но чем меньше подсказок – тем больше баллов.  Таким образом, связывается история и легенды Шуваловского парка, с которыми мы познакомились на первом этапе с личным знакомством.

Викторина. Скажите, пожалуйста, чем викторина отличается от обыкновенного опроса на уроке. Даже Википедия говорит нам, что это — вид игры, заключающийся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания.

Слово «викторина» появилось в 1920-х годах. Его придумал известный советский журналист и писатель Михаил Кольцов в качестве названия газетной подборки, включающей в себя различные вопросы, шарады, ребусы и т. п. Готовил эту развлекательную полосу некий Виктор, сотрудник газеты. От этого Виктора и произошла «викторина»

Викторина, если добавить в нее  игровой компонент в виде театрализации, игрового поля и игровых моментов, может быть интересным самостоятельным мероприятием. У нас такими являются "Мой дом - Выборгский район", "Я, ты, он, она" , "Что за зверь по кличке Хобби?" и правовая викторина "Я бы в армию пошел".

Но очень часто мы используем эту форму, как фрагмент игры для разминки, для того чтобы ребята настроились на игру, чтобы снять первое напряжение - деловая игра "Я - здоров", "Звуки города". Или для того, чтобы ввести в тему игры - "Петербургские окраины", "Твой выбор", "Мой город в моей стране". Или как игра со зрителями - пока команды выполняют задание - ролевая игра "Ужель та самая Татьяна". Просто вопросы в этих случаях формулируются по-разному.

Для того, чтобы наши викторины стали самостоятельными мероприятиями мы используем различные игровые моменты с применением компьютерных технологий.

-  игровое поле. Оно может быть таким (игровое поле "Мой дом - Выборгский район"). По ходу игры команды переставляют кубики - ведь игровая задача первыми дойти до финиша. Поле выполнено в программе фотошоп. Или вот пример игрового поля, выполненного в программе power point.( поле из "Розовой булавки") Здесь участники самостоятельно выбирают цену вопроса. Или поле, как самостоятельный программный продукт "Морской бой" - здесь все  по настоящему

- забавные ведущие - такие как наш Зум-Зум. Они выполнены в программе Pinacle. На самом деле программ, работающих с видеоматериалами много, но эта нам нравится, так как можно добавить и свой голос и музыку. И в то же время не сложна в изучении. В этой же программе выполняем мы и видеозаствки.

Ролевая игра играет особое значение на ранних этапах становления личности, но, что интересно сейчас ролевые игры набирают все большую популярность и среди взрослых. Мы в своем проекте используем эту форму в двух программах – «Пока не меркнет свет», и «Ужель та самая Татьяна». Обе программы рассчитаны на старшеклассников. И хотелось бы поделиться, на мой взгляд, удачной формой игры – «Сценическая площадка». Мы используем ее в игровой программе «Ужель та самая Татьяна» по «Евгению Онегину», но на самом деле, может быть взято любое литературное произведение

Некоторые итоги проекта:

  • За 4 года в реализации проекта приняли участие 9 школ района. Проведено более 320 мероприятий. Посетили наши игровые программы более 15000 учащихся с 1 по 11 класс. 
  • Разработана система сотрудничества со школами района  –  участниками проекта «СИМВОЛ»  (договОр сотрудничества, графики проведения мероприятий и подведение итогов работы в конце уч. года).
  • Разработан основной комплекс программ разной тематической направленности

(всего - 22) с учетом потребностей школ, возрастных особенностей и интересов детей.

В 2012 году при поддержке Информационно методического центра Выборгского района нами был проведен  районный семинар заместителей директоров по воспитательной работе образовательных учреждений района «Современные технологии социально-досуговой деятельности». Участники семинара выразили глубокую заинтересованность в проекте «СИМВОЛ». Результат - новая программа взаимодействия всех заинтересованных структур.

Программа взаимодействия включает в себя:

  • ОбеспЕчение взаимодействия школьных и районных структур для реализации Проекта «СИМВОЛ»  (ИМЦ, Отдел образования Выборгского района, зам. директоров по воспитательной работе и методических объединений классных руководителей ГБОУ).
  • Методическое сопровождение отделом СДД ДДТ «Юность» игровых программ, проводимых в образовательных учреждениях
  • Проведение педагогами ДДТ «Юность» мастер-классов для учителей  по игровым технологиям, используемым в проекте «СИМВОЛ».

Таким образом, благодаря совместной работе педагогов дополнительного и общего образования  эффективно решается проблема социализации учащихся и воспитания у них активной жизненной позиции. Проект живет. Намечены перспективы его развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция общего и дополнительного образования в условиях ФГОС

Интеграция общего и дополнительного  образования, несомненно, становится важным условием перехода на  новый стандарт. Значительной составляющей образовательного процесса современной школы в ...

Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума

Презентация к выступлению на педагогической конференции. Что такое интеграция основного и дополнительного образования, ее цель. Расширение воспитательных восможностей урока. Усиление интеллектуального...

Тезисы выступления на секции «Интеграция общего и дополнительного образования в условиях модернизации образования»

Выступление на педагогической конференции по теме «Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума»....

Интеграция общего и дополнительного образования в условиях перехода на ФГОС

Требования к современной системе образования направлены на  формирование  высокообразованной, интеллектуально развитой личности с  целостным  представлением картины  мир...

Организация воспитательной деятельности, интеграция общего и дополнительного образования как ресурсы формирования духовно-нравственной личности

В статье раскрывается опыт организации воспитательной деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей на факультативных занятиях и занятиях в детском творческом объединении в условиях осно...

"Детское объединение по интересам как способ интеграции общего и дополнительного образования в условиях информационно-образовательной среды"

Целью работы является рассмотрение вопроса интеграции общего и дополнительного образования в сельской школе в современной информационно-образовательной среде....

Статья. Интеграция основного и дополнительного образования как условие построения социально-активной образовательной среды (выдержки из программы развития ОДОД)

Статья рассматривает возможности интеграции основного и дополнительного образования. Дополнительное образование детей, являясь своеобразным продолжением и дополнением из основного образования, способс...