Тезисы выступления на секции «Интеграция общего и дополнительного образования в условиях модернизации образования»
статья по теме

Титова Елена Алексеевна

 

Выступление на педагогической конференции по теме «Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_2.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тезисы выступления на секции «Интеграция общего и дополнительного образования в условиях модернизации образования»

Тема выступления:

«Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума»

Выступающий: Титова Елена Алексеевна, учитель МБОУ СОШ № 11

Выбор темы обусловлен возможностью воплотить в действительность, хотя бы частично, мечту педагогического коллектива – превратить маленькую школу в школу радости, теплый дом и для детей, и для учителей. Сделать пребывание в ней комфортным и для ребят с высоким уровнем интеллекта, и для школьников с более скромными природными задатками.

“Интеграция – понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию”.

Интеграция – это объединение в целое каких-либо частей, функций системы, организма, объектов, процесс сближения, а также состояние такой объединённости, связанности. Школьная жизнь – это тоже сложная система, механизм, успех работы которой зависит от многих факторов. Интеграция в образовании – явление не новое, но сегодня актуальное.

Стало очевидным, что именно в системе дополнительного образования деятельность учащихся отличается личностно-деятельностным характером.

Цель нашей работы в этом направлении - создание условий для организации учебно-воспитательного процесса на базе интеграции основного и дополнительного образования, обеспечивающего здоровьесбережение, максимально содействующие творческому развитию личности школьника.

В рамках школы интеграция общего и дополнительного образования происходит в двух направлениях:
1.  Расширение воспитательных возможностей учебных занятий по предметам,  усиление влияния   учебной деятельности на  становление ребенка.

Это достигается через:
- включение в содержание занятий материалов межпредметного характера, обращение к личному опыту детей, усиление практической направленности;

- использование активных форм и методов обучения, обеспечивающих субъективность ребенка в учебном процессе (дискуссий, диспутов, деловых игр, уроков-исследований, семинаров и др.);
- включение в учебные занятия элементов внеурочной воспитательной работы: проведение дидактически игр, викторин, конкурсов, проведение интегрированных и разновозрастных занятий, выполнение учащимися творческих работ, проектов;

-использование возможностей природы, социума.

2.  Усиление интеллектуального, познавательного характера внеучебной работы.

Это достигается через

кружковую работу (кино-фотостудия, «Рукоделие»). У малокомплектной школы нет финансовой возможности организовать большое количество кружков, но мы нашли нестандартное решение этой проблемы. Учащиеся старших классов, проявившие такое желание, занимаются с малышами («Я люблю рисовать», «Веселые нотки»);

индивидуальные образовательные маршруты по подготовке к олимпиадам и конкурсам;

творческую деятельность (предметные праздники, недели, традиционные праздники, выставки, ярмарки);

научно-исследовательскую деятельность.

В наших условиях замкнутого социума интеграция с другими учреждениями дополнительного образования невозможна, поэтому мы стараемся выявить и использовать образовательные возможности имеющихся у нас социальных партнеров:

ГПЗ «Пасвик» - организация экологического кружка «Паз-Знайка», проведение эколого-просветительских мероприятий, совместные проекты, фенологические наблюдения;

Каскад Пазских ГЭС – учебные экскурсии, профориентационная работа;

Пограничная застава – профориентационная работа, клуб «Юный пограничник»;

Поселковый клуб – совместные творческие мероприятия;

Выездная библиотека ДК «Восход» - творческие конкурсы, совместные мероприятия;

ДХШ № 1 – «выездные уроки творчества».

Интеграция общего и дополнительного образования предполагает:
- взаимопроникновение различных видов деятельности;
- взаимодействие всех членов школьного коллектива;
- использование комплексных форм работы;
- создание условий для всестороннего развития личности;
- координацию влияний на сознание, чувства, поведение ученика.

Педагогическая модель развития творчества школьника в условиях интеграционных процессов включает: единство воспитания и образования, этики и эстетики; преемственность содержания, форм и методов работы школы и внешкольных учреждений; активизацию творческого потенциала педагогов и учащихся; создание нравственно-эстетической атмосферы в школьном коллективе.

Для реализации разработанной модели в мы используем такую нестандартную форму работы как комплексные проекты, которые позволяют объединить всех членов школьного коллектива, почувствовать себя успешными детям с разными интеллектуальными возможностями, привлечь внешних партнеров.

Примером такого комплексного проекта является Международный проект «Исследователи водоемов». Этот проект предоставил уникальные возможности для демонстрации межпредметных связей, объединил усилия учителей вокруг одной общей идеи, расширил сферы деятельности учащихся, способствовал  формированию  у них надпредметных умений и навыков. Работа над проектом идет сразу по нескольким направлениям.

Фенологическое - предполагает наблюдение за сезонными изменениями в долине реки.

Литературное - позволило интегрировать такие предметы как литература, экология, ИЗО. Итогом работы по данному направлению станет выпуск сборника «Мы живем у речки Паз» при финансовой поддержке заповедника.

Прикладное - под словом «исследование» чаще всего  имеют в виду научную деятельность, но исследовать можно и творчески. Так  появилось необычное направление, в котором  дети не только изучали обитателей реки Паз, но и творчески воплотили свои знания (представления). Этот проект получил название «Жители речки, а лежат на печке».

Естественнонаучное - давно установлена истина, что самые прочные знания мы получаем в практической         деятельности.  Поэтому ряд работ в рамках проекта  в первую очередь реализует практическую направленность.

Историческое -  долина реки Паз уникальное место не только с экологической точки зрения, но и с исторической. Поэтому на будущее  запланировано несколько историко-краеведческих  проектов.

Экологическое просвещение  - это  мероприятия экологической тематики: сказки, викторины, акции, съемки фильмов и фотовыставки, вопросы экологии освещаются  на родительских собраниях.  

Проект рассчитан на несколько лет и, судя по первым результатам работы, можно надеяться,  что он будет способствовать формированию у  детей таких качеств, которые помогут им  адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере. А это и есть главная цель интеграции общего и дополнительного образования.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция общего и дополнительного образования в условиях ФГОС

Интеграция общего и дополнительного  образования, несомненно, становится важным условием перехода на  новый стандарт. Значительной составляющей образовательного процесса современной школы в ...

Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума

Презентация к выступлению на педагогической конференции. Что такое интеграция основного и дополнительного образования, ее цель. Расширение воспитательных восможностей урока. Усиление интеллектуального...

Инновационный проект, как основа взаимодействия общего и дополнительного образования в условиях интеграции

Кардинальные изменения в социально-экономическом устройстве России ставят перед образованием принципиально новые задачи, открывая творческие возможности для создания различных моделей взаимодействия о...

Интеграция общего и дополнительного образования в условиях перехода на ФГОС

Требования к современной системе образования направлены на  формирование  высокообразованной, интеллектуально развитой личности с  целостным  представлением картины  мир...

«Интеграция общего и дополнительного образования как условие формирования социальной активности детей »

Тезисы:Анализ опыта  работы Дома детского творчества «Юность» на протяжении 15 лет выявил следующие проблемы:ДДТ «Юность» не имеет собственной площадки, все мероприятия проводятся на базе школигр...

"Детское объединение по интересам как способ интеграции общего и дополнительного образования в условиях информационно-образовательной среды"

Целью работы является рассмотрение вопроса интеграции общего и дополнительного образования в сельской школе в современной информационно-образовательной среде....

Инновационная деятельность как ресурс развития учреждения дополнительного образования в условиях модернизации образования

     Практически все изменения в системе образования за последние годы происходят в инновационном режиме, что в определенной мере противопоставляется традиционному развитию....