Статья. Интеграция основного и дополнительного образования как условие построения социально-активной образовательной среды (выдержки из программы развития ОДОД)
статья на тему

Федорова Юлия Валентиновна

Статья рассматривает возможности интеграции основного и дополнительного образования. Дополнительное образование детей, являясь своеобразным продолжением и дополнением из основного образования, способствует развитию способностей и интересов школьников, формированию их гражданских и нравственных качеств, помогает их жизненному и профессиональному самоопределению. Дополнительное образование детей в школе ориентировано также на углубление и расширение их знаний по предметам, входящим в учебный план основного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федорова Ю.В. ГБОУ школа № 371 Московского района Санкт-Петербурга

Статья

 «ИНТЕГРАЦИЯ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАК УСЛОВИЕ ПОСТРОЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-АКТИВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

Программа развития

отделения дополнительного образования детей ГБОУ школы № 371                   

  1. ВВЕДЕНИЕ

Дополнительное образование, являясь своеобразным продолжением и дополнением основного образования, способствует развитию склонностей, способностей и интересов детей, формированию их гражданских и нравственных качеств, помогает их жизненному и профессиональному самоопределению.

Сейчас общество и государство поставили перед школой новые задачи. На первый план выдвинулось развитие личности ученика, формирование его гражданственности, социальной ответственности и социальной активности. Поэтому на современном этапе  приоритетной задачей деятельности школы в целом и Отделения дополнительного образования детей в частности, является создание организационно-педагогических  условий, обеспечивающих процесс развития  социальной активности школьников.

Применительно к процессу становления и развития социальной активности школьников чрезвычайно важно создать социальное окружение, определяющее формирование мотивационно-целевого, инструментального и оценочно-прогностического компонентов социальной активности. Одним из основных факторов, определяющих формирование мотивационно-целевого компонента социальной активности учащихся нашей школы, является их  активное участие в системе государственно-общественного управления, а также в системе воспитательной и спортивной работы.

Таким образом, процесс становления и развития социальной активности теснейшим образом связан с процессами освоения норм и ценностей социального окружения.

Поэтому чрезвычайно важно создать социальное окружение, определяющее формирование мотивационно-целевого, инструментального и оценочно-прогностического компонента. Развитие системы социального партнерства явилось основным (важнейшим) фактором создания позитивного социального окружения. Тема «Социальное партнерство как фактор развития образовательного учреждения» стало темой опытно-экспериментальной работы в режиме школы лаборатории и, естественно, не могло не затронуть систему дополнительного образования. Обобщение опыта работы с социальными партнерами по различным направлениям легло в основу разработки программы развития школы, основной целью которой стало:

- создание оптимальных организационно-педагогических условий, способствующих обеспечению доступного качественного образования, становлению и развитию социальной активности учащихся, сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса.

Эта же цель является основной и для Программы развития Отделения дополнительного образования детей как структурного подразделения школы № 371.

  1.  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

      В школе созданы и поддерживаются определенные  условия для безопасной, комфортной и творческой деятельности учащихся и педагогов.

  • Для занятий спортом имеются
  • Стадион с полем для минифутбола, баскетбольной и волейбольной площадками, беговыми дорожками, прыжковой ямой и крытыми трибунами на 60 мест.
  • Спортивная площадка с футбольными воротами и 4 баскетбольными стойками.
  • Основной спортивный зал площадью 288 кв.м, оснащенный гимнастическими скамейками, шведскими стенками, баскетбольными щитами и волейбольными стойками, а также всем оборудованием, необходимым для проведения основных уроков физкультуры и для занятий в дополнительных кружках и секциях (мячи, стойки для прыжков в высоту, гимнастические маты, скакалки, обручи и др.).
  • Малый спортивный зал площадью 74 кв.м, оснащенный ковровым покрытием, шведскими стенками, гимнастическими матами, теннисными столами, легкоатлетическими барьерами и др.
  • Тренажерный зал, оснащенный 4 силовыми станциями (трехсторонними), велотренажером, беговой дорожкой, вибромассажером, разборными штангами и гантелями.
  • Для занятий музыкой, пением и танцами (хореография, бальный и современный танец) имеется специальный класс (зал), площадью 60 кв.м с зеркальной стеной и фортепиано. В настоящее время в стадии установки находятся хореографические станки. Также для занятий музыкой и пением есть два кабинета, в которых имеется фортепиано.
  • Для занятий эстрадным вокалом, а также для проведения концертов и праздничных мероприятий в наличии имеется комплект концертного оборудования, а также комплект аудио- и видеокараоке.
  • В школе имеется костюмерная.
  • Для занятий информатикой и ИКТ оборудованы 2 компьютерных класса, оснащенные 26 персональными компьютерами, с выходом в Интернет по скоростному каналу. Также имеется 10 комплектов мультимедийного оборудования (проектор + ноутбук).
  • Для занятий прикладными видами творчества используется кабинет обслуживающего труда, где созданы для этого все условия и обеспечено наличие необходимых материалов.
  • Все остальные  занятия проходят в специализированных учебных кабинетах, соответствующих профилю реализуемых образовательных программ (биологии, химии, физики, математики, литературы  и т.д.).

3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОДОД

3.1. Ценностные ориентиры Программы развития

Специфика школы заключается в создании условий для получения учащимися качественного образования в ситуации разноуровневого обучения.

Ведущие идеи и специфика школы неразрывно связаны с главной целью педагогической деятельности. Главная цель педагогической деятельности коллектива – воспитание толерантной, творчески развитой, гуманитарно-ориентированной личности, способной к активной социальной адаптации и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию.

Данная цель и ведущие идеи позволили определить основные принципы профессиональной деятельности педагогов школы, учитывающие ожидания обучающихся в школе детей и их родителей. К числу таких принципов педагогический коллектив относит:

- принцип гуманизации - утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к каждому ребенку, исключение принуждения и насилия над его личностью;

- принцип культуросообразности – создание развивающей среды, способствующей максимальному раскрытию личностного, интеллектуального, творческого потенциала каждого учащегося;

- принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка;

-принцип социокультурной открытости образования:

  • уважение норм и традиций разных культур, открытость изменяющемуся миру;
  • поддержка образовательных инициатив всех субъектов образовательного пространства (родителей, учащихся, учителей и др.);
  • развитие социального партнерства.

Цель педагогической деятельности, а также принципы ее реализации и связанные с этим убеждения педагогического коллектива позволяет сформулировать миссию школы № 371.

Миссия образовательного учреждения:

Обеспечить воспитание социально-активной личности с устойчивой нравственной позицией, способствующей процветанию своего Отечества.

    Анализ вышеперечисленных проблем и возможностей школы в совокупности с ценностными ориентирами педагогического коллектива позволили определить приоритетные направления  дальнейшего развития системы дополнительного образования в ГБОУ школе № 371.

3.2. Основные направления развития ОДОД

  1. Обеспечение доступности дополнительного образования для всех категорий учащихся.
  2. Повышение качества дополнительного образования.
  3. Повышение социальной активности учащихся через дополнительное образование.
  4. Создание условий, способствующих сохранению здоровья всех участников образовательного процесса.
  5. Развитие материально-технической базы дополнительного образования.

3.3. Цели и задачи Программы развития

Исходя из стратегических приоритетов и учитывая специфику школы, ее традиции и достижения, а также опираясь на Программу развития школы на период до 2010 года и Концепцию развития системы дополнительного образования детей Санкт-Петербурга на 2008-2011 годы,  педагогический коллектив  определил цель программы развития Отделения дополнительного образования ГБОУ школе № 371.

Цель программы развития: создание оптимальных организационно-педагогических условий, способствующих обеспечению доступного и качественного дополнительного образования, развитию социальной активности и реализации творческого потенциала учащихся, сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса

Задачи:

  1. Организация образовательного процесса в Отделении дополнительного образования,                 обеспечивающего  доступность качественного образования для всех категорий учащихся.
  2. Профилактика правонарушений через организацию досуга учащихся.
  3. Обеспечение условий для активного участия школьников в социально значимой деятельности.
  4. Развитие системы спортивной работы, способствующей сохранению здоровья всех участников образовательного процесса
  5. Совершенствование взаимодействия школы с социальной средой, оптимальное использование научного и культурного потенциала Санкт-Петербурга

Ведущим механизмом достижения цели и решения поставленных задач является реализация следующих целевых программ:      

  • «Дополнительное образование детей и социальный заказ»
  • «Дополнительное образование и   организация досуга учащихся»
  • «Дополнительное образование и    развитие творческого потенциала учащихся в учебной деятельности»
  • «Дополнительное образование и реализация целей предпрофильной подготовки и профильного обучения»
  • «Дополнительное образование и   сохранение здоровья детей»

4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

4.1. Целевая программа

«Дополнительное образование детей и социальный заказ»

Актуальность целевой программы. Концепция развития системы дополнительного образования детей Санкт-Петербурга на ближайшие годы разработана с учетом необходимости выполнения целей и задач программы социально-экономического развития Санкт-Петербурга, документов по модернизации образования в Российской Федерации, удовлетворения потребностей горожан в оказании им образовательных услуг в системе дополнительного образования детей и потребностей самой этой системы в дальнейшем совершенствовании. Поэтому именно изучение и дальнейшее выполнение социального заказа позволит максимально полно удовлетворить образовательные потребности близлежащего к школе социального окружения в соответствии с требованиями и рекомендациями федеральных и региональных нормативных документов.

Анализ реального состояния проблемы. В школе существует система изучения образовательных запросов учащихся и их родителей (опросы, анкетирование), и результаты подобных исследований, несомненно, учитываются при составлении производственного и учебного планов работы ОДОД. Однако зачастую запросы учащихся и их родителей основаны не на осознанном выборе, а продиктованы модой и веяниями времени, что, как известно, недолговечно. Поэтому возникает необходимость в создании системы прогнозирования, которая даст возможность более быстрого реагирования на изменения этих запросов.

             Ключевые проблемы, на разрешение которых направлена программа: преодоление противоречия между социальным заказом и возможностями его выполнения.

                Социальный эффект от реализации программы  состоит в максимально полном удовлетворении образовательных запросов населения и обеспечении доступности качественного образования.

Цель программы: Создание эффективной модели мониторинга образовательных запросов населения.

№ п/п

Задачи

Способы решения

Возможные социальные партнеры

1.

Определение запросов детей и их родителей на дополнительные образовательные услуги.

Проведение опросов учащихся, анкетирование их родителей, анкетирование родителей будущих первоклассников

Родители

Муниципальное объединение № 44 «Московская застава»

2.

Определение направлений работы системы дополнительного образования в соответствии с целями и задачами школы и педагогического коллектива в целом.

Построение производственного плана и плана работы ОДОД в соответствии с целями и задачами Программы развития школы на период до 2020 года

3.

Изучение спектра дополнительных образовательных услуг, предлагаемых ближайшими учреждениями дополнительного образования детей и построение работы с учетом уже имеющегося предложения.

Посещение учреждений дополнительного образования

Анкетирование и опросы учащихся с целью выявления наиболее востребованных направлений работы и наиболее посещаемых кружков и секций.

Учреждения дополнительного образования:

ДДТ Московского р-на;

КДЦ «Московский»;

КЦТТЮ Московск.р-на;

близлежащие клубы, подростковые объединения и т.д.

4.

Изучение изменений образовательных запросов в течение учебного года.

Посещение открытых мероприятий различных объединений ОДОД

Отслеживание сохранности контингента в кружках и секциях, а также отслеживание и выяснение причин перехода учащихся из одних кружков в другие.

Родители

Классные руководители

5.

Создание системы краткосрочного прогнозирования изменений образовательных запросов

Исследование полученных данных, анализ результатов такого исследования и выведение закономерностей  в изменениях образовательных запросов в течение учебного года

ППМС центр Московского р-на

 

Родители

  1.  Целевая программа

«Дополнительное образование и   организация досуга учащихся»

Актуальность целевой программы. В Концепции развития системы дополнительного образования детей Санкт-Петербурга говорится, что дополнительное образование расширяет воспитательные возможности школы. Среди задач, решаемых системой дополнительного образования – профилактика безнадзорности, правонарушений, наркомании и алкоголизма и др. Одно из важнейших достижений информационных технологий, Интернет, наряду с прогрессивными качествами принесло с собой и явно отрицательные моменты: усилилась опасность ухода молодых людей от реальности в виртуальный мир, в несколько раз возросла опасность попадания подростков под влияние различных депрессивных молодежных организаций («Готты», «emo» и др.). В данном контексте проблема организации досуга учащихся и отвлечение их от времяпровождения на улице, в компьютерных клубах, а также в сомнительных объединениях приобретает первоочередную важность.

Анализ реального состояния проблемы. В школе существует система организации досуга учащихся, которая включает в себя сеть кружков и секций, а также годовой круг различных мероприятий. Но, к сожалению, не все категории учащихся привлечены к деятельности подобного рода. Иногда такие категории учащихся, как группы риска или, наоборот, дети, обладающие способностями повышенного уровня, не находят в подобных мероприятиях ничего, что являлось бы для них значимым, а значит интересным. Следовательно, возникает необходимость обращения особого внимания на такие категории учащихся, поскольку именно они чаще всего становятся проблемными.

             Ключевые проблемы, на разрешение которых направлена программа: расширение спектра дополнительных образовательных программ для максимального удовлетворения образовательных запросов и интересов всех категорий учащихся, создание условий для привлечения к социально-значимой деятельности учащихся с девиантным поведением.

                Социальный эффект от реализации программы  состоит в отвлечении детей от улицы и привлечении их к социально-значимой деятельности.

Цель программы: Создание постоянно действующей системы организованного досуга, охватывающей все категории учащихся.

№ п/п

Задачи

Способы решения

Возможные социальные партнеры

1.

Привлечение необходимого количества специалистов, способных удовлетворить социальный заказ в организации досуга детей.

Постоянное повышение квалификации специалистов, работающих в ОДОД ГБОУ школе № 371

Посещение учебных заведений, готовящих специалистов для системы дополнительного образования.

Изучение предложения на рынке образовательных услуг.

Создание условий работы, способных привлечь квалифицированных специалистов

Учебные заведения, реализующие программы по повышению квалификации специалистов дополнительного образования.

Учебные заведения, готовящие специалистов для системы дополнительного образования детей.

Биржа учительского труда

Учреждения дополнительного образования детей.

Любые организации, желающие оказать материальную поддержку

2.

Расширение спектра программ, ориентированных на детей группы риска, способствующих привлечению этих детей к социально-значимой деятельности

Поиск уже существующих программ

Создание программ силами специалистов школы

Привлечение специалистов, работающих в учреждениях дополнительного образования

Учреждения дополнительного образования детей.

Любые организации, способные предложить что-либо для дополнительного образования детей (библиотеки, музеи, пожарные  части, автошколы и др.)

3.

Расширение спектра программ, ориентированных на учащихся среднего и  старшего возраста

4.

Расширение спектра программ научно-технической и естественнонаучной направленности

5.

Расширение спектра программ, способствующих созданию детских общественных организаций

6.

Создание спортивных и творческих коллективов, способных заинтересовать детей не только непосредственно занятиями, но и своей внутренней жизнью

Составление планов работы, включающих в себя культпоходы и экскурсии по интересам, совместные праздники, дни рождения, какие-то другие мероприятия, которые в дальнейшем станут традиционными для данного объединения или коллектива

Родители

Муниципальное объединение № 44 «Московская застава»

7.

Создание системы творческих конкурсов и других открытых мероприятий внутри системы дополнительного образования.

Организация конкурсов, фестивалей и соревнований по различным направленностям, которые в дальнейшем должны стать традиционными, создавая,  таким образом, систему подобных мероприятий

8.

Создание системы участия в фестивалях, конкурсах, социальных акциях и других мероприятиях, проводимых районными, городскими и др. организациями, занимающимися дополнительным образованием детей.

Постоянное участие во всех районных, городских и др. мероприятиях, проводимых для учащихся системы дополнительного образования

Различные формальные и неформальные организации, занимающиеся проведением творческих конкурсов, фестивалей и других подобных мероприятий.


4.3. Целевая программа «Дополнительное образование и    развитие творческого потенциала учащихся в учебной деятельности»

Актуальность целевой программы. Концепция развития системы дополнительного образования детей Санкт-Петербурга упоминает о необходимости ликвидировать разрыв между основным и дополнительным образованием, который зачастую приводит к дублированию в обучении и снижению мотивации учащихся. Также в ней говорится о необходимости совершенствования работы с одаренными детьми и талантливой молодежью, для которых основное образование, предлагаемое общеобразовательной школой, является недостаточным. В связи с этим встает вопрос о создании такой системы, в которой один вид образования действительно дополнял бы другой, и где достижения учащихся в дополнительном образовании фиксировались и учитывались, а главное, использовались бы при получении основного образования. Кроме того, в связи с тем, в современной жизни все большую роль играют информационные технологии, возникает необходимость создания системы информационного сопровождения образовательного процесса в дополнительном образовании, что также отмечается в Концепции развития.

Анализ реального состояния проблемы. В связи с тем, что в 371 школе на данный момент реализуется разноуровневое обучение, в  Отделении дополнительного образования имеется ряд дополнительных образовательных программ, призванных поддерживать углубление профильных предметов для классов с углубленным и расширенным изучением, а также расширять базовые предметы, компенсируя тем самым недостаточность времени на их изучение. Но, во-первых, количество таких программ явно недостаточно и не охватывает весь спектр интересов учащихся. Во-вторых, это, что называется, «игра в одни ворота», поскольку дополнительное образование в этом случае, безусловно, является продолжением основного, но не имеет с ним обратной связи, так как достижения учащихся в дополнительном образовании не учитываются  (или недостаточно учитываются) и не используются в их основной учебной деятельности.

             Ключевые проблемы, на разрешение которых направлена программа: разработка системы интеграции программ основного и дополнительного образования, а также технологии использования учащимися знаний и умений, полученных ими на основных уроках, в их внеурочной деятельности и наоборот.

                Социальный эффект от реализации программы  состоит в ликвидации разрыва между основным и дополнительным образованием, в повышении мотивации учащихся к получению обоих видов образования.

Цель программы: Создание и укрепление прочных и обоснованных обоюдных

связей между основным и дополнительным образованием учащихся и как конечный результат – интеграция основного и дополнительного образования.

№ п/п

Задачи

Способы решения

Возможные социальные партнеры

1.

Анализ творческого потенциала учителей и педагогов дополнительного образования

Анкетирование, собеседования с педагогами

Анализ предложений  педагогов по составлению учебных планов основного и дополнительного образования

Учреждения дополнительного образования

2.

Определение форм интеграции программ основного и дополнительного образования.

Разработка дополнительных образовательных программ, способных стать прямым продолжением базовых образовательных программ

Разработка интегрированных программ, общих для основного и дополнительного образования.

Создание модулей по основным учебным предметам, в которых углубление базовых знаний осуществляется с помощью дополнительного образования.

Учреждения дополнительного образования

СПбАППО

РГПУ им.А.И.Герцена

3.

Определение форм учета и интеграции достижений, знаний и умений учащихся, полученных ими в результате получения основного и дополнительного образования

Разработка технологии использования учащимися знаний и умений, полученных на уроках, в их внеклассной и внешкольной деятельности: в учебно-исследовательской работе, в социально-значимых акциях и др.

Учреждения дополнительного образования

4.4. Целевая программа «Дополнительное образование и   реализация целей              предпрофильной подготовки и профильного обучения»

Актуальность целевой программы.  Как один из способов решения задачи обновления образовательного процесса при создании условий для повышения качества дополнительного образования детей Концепция развития предполагает создание условий для профессионального самоопределения подростков, организации их профессиональных проб в предпрофильном и профильном обучении. Вопросы предпрофильного и профильного обучения с одной стороны являются приоритетными  для нашего времени, а с другой стороны – одними из самых проблемных, поскольку находятся практически в самом начале пути своего развития. И нам кажется, что именно в дополнительном образовании можно найти возможности для восполнения того недостатка времени, которое обусловлено на эти цели учебными планами. Именно дополнительное образование может помочь «оживить» и сделать более реальной предпрофильную и допрофессиональную подготовку, так как обладает для этого возможностями, не ограниченными рамками урочной системы. И именно дополнительное образование может помочь в поддержке углубления различных предметов при реализации профильного обучения.

Анализ реального состояния проблемы. На данный момент в системе дополнительного образования 371 школы существуют и работают программы, поддерживающие и углубляющие такие профильные предметы, как иностранные языки и математика. Кроме того, есть программы, поддерживающие и расширяющие базовые предметы для тех, кто проявляет к ним особый интерес (ИКТ, обществознание, география, химия, биология и др.). Но, к сожалению, отсутствуют программы и любого рода деятельность, связанная с предпрофильным образованием и допрофессиональной подготовкой, хотя именно такие программы могут в первую очередь быть ориентированы на учащихся «группы риска».

             Ключевые проблемы, на разрешение которых направлена программа: разработка системы интеграции основного и дополнительного образования по направлениям предпрофильного и профильного обучения, а также профориентации и допрофессиональной подготовки.

                Социальный эффект от реализации программы  состоит в оказании практической помощи учащимся в их профессиональном самоопределении.

Цель программы: Создание условий для профессионального самоопределения подростков, организации их профессиональных проб в предпрофильном и профильном обучении.

№ п/п

Задачи

Способы решения

Возможные социальные партнеры

1.

Определение форм интеграции программ предпрофильной и профильной подготовки и программ дополнительного образования.

Разработка дополнительных образовательных программ, способных стать продолжением элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Сотрудничество с различными средними и высшими учебными заведениями с целью разработки программ для проведения курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения

СПбАППО

Учреждения дополнительного образования детей.

Высшие и средние учебные заведения.

Отдельные специалисты, работающие в высших и средних учебных заведениях.

Учреждения дополнительного образования детей.

Высшие и средние учебные заведения.

2.

Определение форм интеграции основного и дополнительного образования для проведения профориентации и допрофессиональной подготовки учащихся

Разработка программ профориентации и допрофессиональной подготовки учащихся на базе системы дополнительного образования в школе.

Разработка программ сотрудничества с различными средними и высшими учебными заведениями с целью проведения профориентации и допрофессиональной подготовки на их базе.

4.5. Целевая программа

«Дополнительное образование и   сохранение здоровья детей»

Актуальность целевой программы. Данная целевая программа напрямую и очень тесно связана с программой «Здоровье и спорт», заявленной в Программе развития ГБОУ СОШ № 371 на период 2015-2020 годов. В современном обществе вопросы сохранения и укрепления здоровья, а также пропаганда здорового образа жизни становятся одними из самых актуальных. Спортивная работа в школе всегда рассматривалась как значимый фактор укрепления здоровья детей, формирования их нравственных и волевых качеств, профилактики девиантного  поведения.

Анализ реального состояния проблемы. Спортивная работа является одним из приоритетных направлений в деятельности нашей школы. На сегодняшний день для занятий спортом существует развитая материально-техническая база (2 спортивных зала, тренажерный зал, оборудованная спортивная площадка). В школе активно действует клуб «Турист», футбольная, волейбольная и баскетбольная секции. Ученики школы демонстрируют стабильно высокие результаты на соревнованиях различного уровня. Недостатком можно считать  то, что физкультурно-спортивная направленность в Отделении дополнительного образования, в основном, представлена спортивными играми, отсутствуют такие виды занятий, как гимнастика, легкая и тяжелая атлетика и др.

Ключевые проблемы, на разрешение которых направлена программа. На сегодняшний день кроме расширения спектра образовательных программ, значимым моментом в развитии спортивной работы в школе является поиск механизмов дополнительных источников финансирования, внедрения технологий, позволяющих выявлять и реализовывать в спортивной работе интересы и потребности детей.

                Социальный эффект от реализации программы состоит в наличии положительной динамики состояния здоровья учащихся, в снижении уровня девиантного поведения.

Цель программы: Развитие системы физкультурно-спортивной работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся, а также на обеспечение максимально полного удовлетворения образовательных запросов учащихся в сфере физкультуры и спорта.

№ п/п

Задачи

Способы решения

Возможные социальные партнеры

1.

Обеспечение учащихся дополнительными занятиями, связанными с двигательной активностью.

Введение в расписание работы групп продленного дня дополнительного урока физкультуры для классов начальной школы

Усиление и расширение материально-техничской базы ОДОД

Участие во всевозможных соревнованиях всех уровней

Пожарная часть № 38

Городская станция юных туристов

ДЮСШОР № 1 и № 2 Московского района

ЦФК Московского района

Ассоциация ветеранов волейбола

Международная Федерация таекван-до

ДДТ и КЦТТ Московского района

Ассоциация неолимпийских видов спорта

ППМС центр Московского района

Учреждения дополнительного образования

2.

Пропаганда здорового образа жизни.

Личный пример педагогов

Лекции и беседы с врачами и другими специалистами о здоровье и здоровом образе жизни

3.

Расширение спектра образовательных программ физкультурно-спортивной направленности

Поиск и использование уже существующих, а также создание новых образовательных программ на основании анализа запросов учащихся в сфере физкультуры и спорта

5. МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

Также как и для Программы развития ГБОУ СОШ № 371, основной стратегической целью данной Программы является создание оптимальных организационно-педагогических условий, способствующих обеспечению доступного качественного дополнительного образования, становлению и развитию социальной активности учащихся, сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса. Для оценки эффективности Программы развития ОДОД мы также, как и для Программы развития школы, используем систему целевых индикаторов и показателей, предложенную в ФЦПРО.

№ п/п

Задачи реализации

Программы

Содержание оценочных показателей

1.

Организация образовательного процесса в Отделении дополнительного образования,                 обеспечивающего  доступность качественного образования для всех категорий учащихся.

Повышение качества знаний по предметам, имеющим поддержку в ОДОД

Уменьшение количества неуспевающих учеников

Увеличение количества учащихся в возрасте до 15 лет, обучающихся по программам дополнительного образования

2.

Профилактика правонарушений через организацию досуга учащихся.

Увеличение количества программ дополнительного образования, ориентированных на учащихся «группы риска», а также на детей, обладающих способностями повышенного уровня

Уменьшение количества учащихся с девиантным поведением

Увеличение количества различных мероприятий, проводимых в рамках организованного досуга учащихся

Увеличение количества учащихся в возрасте до 15 лет, обучающихся по программам дополнительного образования

Увеличение количества учащихся, вовлеченных в социально-значимую деятельность

3.

Обеспечение условий для активного участия школьников в социально значимой деятельности.

Увеличение количества учащихся, вовлеченных в социально-значимую деятельность

Увеличение количества детских сообществ и организаций

Низкий уровень девиантного (отклоняющегося) поведения учащихся.

Увеличение количества учащихся, принимающих участие во Всероссийских акциях «Я – гражданин России»

4.

Развитие системы спортивной работы, способствующей сохранению здоровья всех участников образовательного процесса

Расширение спектра образовательных услуг, предоставляемых системой спортивной работы в школе

Положительная динамика состояния здоровья учащихся

Увеличение доли учащихся, охваченных спортивной работой

Увеличение количества учащихся, принимающих участие в спортивных соревнованиях различного уровня

Уменьшение количества учащихся, освобожденных от занятий физкультурой

Уменьшение количества пропусков занятий по причине болезни

5.

Совершенствование взаимодействия школы с социальной средой, оптимальное использование научного и культурного потенциала Санкт-Петербурга

Расширение социального партнерства в рамках дополнительного образования

Увеличение количества учащихся, вовлеченных в социальное проектирование

Рост числа мероприятий, проводимых совместно с социальными партнерами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Интеграция общего и дополнительного образования как условие формирования социальной активности детей »

Тезисы:Анализ опыта  работы Дома детского творчества «Юность» на протяжении 15 лет выявил следующие проблемы:ДДТ «Юность» не имеет собственной площадки, все мероприятия проводятся на базе школигр...

Создание практико-ориентированной образовательной среды (ЭПОС) средствами интеграции основного и дополнительного образования детей

Модель развития инновационного образования в МОУДОД Доме детского творчества Кирово-Чепецкого района обусловливает необходимость  обеспечения практико-ориентированной составляющей экономического ...

"Детское объединение по интересам как способ интеграции общего и дополнительного образования в условиях информационно-образовательной среды"

Целью работы является рассмотрение вопроса интеграции общего и дополнительного образования в сельской школе в современной информационно-образовательной среде....

Интеграция основного и дополнительного образования в условиях ФГОС.Из опыта работы.

Методическая статья из опыта работы, учреждения , реализующего программы дополнительного образования и средней общеобразовательной школы....

Физическое, духовное, психологическое и социальное оздоровление обучающегося - будущего гражданина Российской Федерации в условиях интеграции основного и дополнительного образования современной образовательной организации.

Цель проекта: модернизация региональных систем общего образования.С учётом указанной цели Проекта и педагогическим решением его задач с использованием инноваций в реализации целевых программ: «Здоровь...

Статья "Интеграция основного и дополнительного образования. Многолетний опыт тесного сотрудничества".

Данная статья будет интересна педагогам дополнительного образования, поскольку в ней приводится практический пример интеграции основного и дополнительного образования, основанный на многолетнем опыте ...

Внеурочная деятельность рамках проекта «интеграция основного и дополнительного образования в условиях малокомплектной школы

Как сделать школьную жизнь открытой и дружелюбной в отношении ребенка? Как создать особый  мир, в котором царила бы  атмосфера любви и понимания, взаимопомощи и взаимной ответственности? Как...