Интеграция основного и дополнительного образования в условиях ФГОС.Из опыта работы.
опыты и эксперименты по теме

Саранцева Ирина Викторовна

Методическая статья из опыта работы, учреждения , реализующего программы дополнительного образования и средней общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_k_odar.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

      Интеграция основного и дополнительного образования в условиях ФГОС. Художественная направленность.

Центр внешкольной работы с.Богатое Самарской области– это учреждение, где дети и подростки могут реализовать своё право на свободу выбора. Здесь формируются характер, умение общаться, сотрудничать , развивать творческие способности. Для воспитанников организованы различные объединения по интересам по 6 направленностям, в том числе художественной .

«Одним из эффективных путей решения проблемы творческого развития личности ребёнка выступает интеграция основного и дополнительного образования, реализация личностно-ориентированного и личностно-деятельностного подходов, способных сыграть в жизни ребёнка значительную роль в достижении им вершин своего творческого развития, в определении жизненного пути .»

                                                                                                             Березина В.А.

В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания Человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начала.

Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам общеэстетического и нравственного воспитания. Дополнительное образование детей имеет большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, его самоопределения. Выявлено, что формированию положительной мотивации учения и общественно полезной деятельности способствуют общее положительное отношение к школе, дополнительному образованию, радость познания, желание что-то сделать своими руками, широта интересов, любознательность .

Понятие детского творчества означает деятельность ребенка, создающего «нечто новое» и не связано с возрастными ограничениями В личностном плане детское творчество не столько основано на имеющихся задатках, знаниях, умениях, навыках, сколько развивает их, способствуя становлению личности, созиданию самого себя, оно более средство саморазвития, нежели самореализации.

 И если под понятием творчества в начальной школе мы подразумеваем не создание духовных ценностей, не конечный результат, а  сам процесс, а так же действенность, способность к перевоплощению чужих мнений и чувств в свои собственные, то вся деятельность ученика на занятиях почти полностью должна быть творчеством.

На протяжении последних лет Центр внешкольной работы тесно сотрудничает со школами Богатовского района по вопросам обучения, воспитания и развития детей. Охват начальной школы района в нашем учреждении 100 % и очень важно, чтобы  связь между учреждениями и в дальнейшем налаживалась и не прерывалась.

Благодаря заинтересованности и поддержке учителей начальной школы это сотрудничество очень активное, продуктивное и плодотворное. Во главу здесь ставится ребёнок. Работа учителей и педагогов дополнительного образования направлена на гармоничное развитие ребёнка, развитие творческих способностей, характера, умения общаться, сотрудничать. Придя в Центр внешкольной работы школьник находится в ситуации выбора и мы даем  ему право попробовать себя в различных видах деятельности  многочисленных объединений . В итоге каждый находит себе занятие , что называется по душе, прежде всего интересное и занимательное. Главная задача педагогов на занятиях   творчества  – создать комфортные условия сотрудничества, приоткрыть перспективу и показать идеал, подсказать и помочь в выборе средств и способов действий.

 Педагоги  знакомят детей с основными видами искусства и раскрывают комплексный характер народного художественного творчества. Развивают эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного искусства, формируют основы эстетического восприятия, способствуют развитию познавательной и творческой активности детей, активизируют  самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.

Специфика занятий художественной направленности  позволяет эффективно развить у  школьников творческую фантазию, хороший эстетический вкус, интерес и любовь к народному искусству. В процессе занятий у детей формируются необходимые творческие умения и навыки . Развитие творческой деятельности, восприятия ведётся через систему творческих заданий. Только самостоятельное творчество детей на занятиях активизирует их способности. Составляя, подбирая творческие задания для младших школьников педагоги придерживаются следующих принципов:

- делать основной акцент на развитие творческих способностей ребёнка в различных видах деятельности, при этом искать наиболее рациональные пути взаимодействия видов деятельности на каждом занятии;

- использование разнообразных форм и методов работы, прежде всего игровых, чтобы вызвать творческую активность, заинтересованность каждого ребёнка;

Использование приемов и методов дифференциации и индивидуализации на различных этапах занятия, позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей  младших школьников.

Применяются такие средства дифференциации:

а) разработка заданий различной степени  трудности и объема;

б) разная мера помощи педагога воспитанникам при выполнении  заданий;

в) вариативность темпа деятельности;

г) индивидуальные и дифференцированные задания.

 

Часто  ребятам предлагается выполнить одинаковые задания, но при этом они получают разную меру помощи, которую может оказать как педагог, посредством инструктажа, образцов, памяток, так и успешно обучающиеся по данному предмету воспитанники-консультанты.

Одним из важных направлений эстетического воспитания является формирование у детей способности воспринимать и ценить прекрасное в общественной жизни, природе, искусстве и чувствовать себя сопричастными к этой красоте.

Так например в объединениях декоративно – прикладного творчества или дома с родителями, а позднее самостоятельно дети могут научиться множеству увлекательных и полезных вещей: работе с бумагой и вышивке, шитью , вязанию и изготовлению поделок из природного материала, бисера, работе по дереву и лепке из солёного теста, могут научиться выжигать и шить мягкие игрушки. Делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Все это поможет ребенку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей его жизни эти качества будут нелишними.

Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно  особенно для младших школьников.

И еще  очень  важен психологический аспект : умение что-нибудь сделать самому позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых, повышает самооценку. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах - необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.

Совместная деятельность детей на занятиях создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении заданий, вместе переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков, поведения окружающих.  При коллективном творчестве происходит преображение робких, застенчивых детей в раскрепощенных, инициативных.

Деятельность детей всегда продуктивна, т.к. педагогом определяются ближние и дальние цели, на занятиях  создаётся ситуация творческого поиска и мотивов деятельности, что является своеобразным толчком, который выводит ребенка из состояния «инертного покоя» и способствует осуществлению творческой деятельности, которую они выполняют.

В этом случае работают такие стороны духовного мира ребенка, как воля, общее интеллектуальное развитие, мировоззренческие и нравственные убеждения. Чтобы интерес не пропадал, необходимо, чтобы разъяснение задания не противоречило желанию, только тогда воспитанники понимают необходимость и важность, желательность творческой деятельности (зачем и для чего это делаю?). Педагог распределяет функции в соответствии с индивидуальными способностями и интересами.

Главным критерием результативности детских объединений являются концертные выступления детей  на разных уровнях, участие в проектах, выставках , смотрах, классных и школьных праздниках. Воспитанники Центра внешкольной работы неоднократно становились призёрами многих областных, всероссийских и международных конкурсов, фестивалей  и выставок, таких как «Зимняя сказка», «Серебряный микрофон», «Марья Искусница», «Люблю тебя, земля моя!», «Созвездие», «Символы великой России», «Крылья над Волгой», «Волга в сердце впадает моё», «Арт поток», «Орлята России», «Звездный серпантин» и др.

Старший методист СП ГБОУ СОШ с.Богатое Центр внешкольной работы

Саранцева Ирина Викторовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция базового и дополнительного образования в условиях сельской школы (из опыта работы)

Создание целостного образовательнолго пространства как условие развития личности ребенка - цель интеграции базового и дополнительного образования. Презентация отображает процесс этой интеграции в усло...

Интеграция общего и дополнительного образования в условиях ФГОС

Интеграция общего и дополнительного  образования, несомненно, становится важным условием перехода на  новый стандарт. Значительной составляющей образовательного процесса современной школы в ...

Модель интеграции дошкольного, основного и дополнительного образования при реализации ФГОС в условиях сельской местности

модель дополнительного образования реализуется в нашем районе на основе договорных отношений с образовательными организациями,  когда  обучающиеся  учреждений  дошкольного и о...

" Социализация личности. Мотивация осознанного обучения и повышение качества знаний путем интеграции основного и дополнительного образования" (из опыта работы ГБОУ СОШ № 312)

В статье рассматривается вопрос необходимости интеграции общего и дополнительного образования. Предложены схемы и взаимосвязи, возникшие в оезультате практической работы в данном направлении коллектив...

Статья. Интеграция основного и дополнительного образования как условие построения социально-активной образовательной среды (выдержки из программы развития ОДОД)

Статья рассматривает возможности интеграции основного и дополнительного образования. Дополнительное образование детей, являясь своеобразным продолжением и дополнением из основного образования, способс...

Внеурочная деятельность рамках проекта «интеграция основного и дополнительного образования в условиях малокомплектной школы

Как сделать школьную жизнь открытой и дружелюбной в отношении ребенка? Как создать особый  мир, в котором царила бы  атмосфера любви и понимания, взаимопомощи и взаимной ответственности? Как...

Образование: скрытое сокровище» (из опыта работы по интеграции основного и дополнительного образования)

Материал выступления на Международной Российско-Белорусской конференции...