Создание практико-ориентированной образовательной среды (ЭПОС) средствами интеграции основного и дополнительного образования детей
материал на тему
Модель развития инновационного образования в МОУДОД Доме детского творчества Кирово-Чепецкого района обусловливает необходимость обеспечения практико-ориентированной составляющей экономического образования и предпринимательской подготовки для формирования социально-экономических компетенций подростков и их успешной социализации. В решении этой задачи существенная роль принадлежит разработанной в Доме детского творчества Программе ЭПОС. Создание экономической практико-ориентированной среды (ЭПОС) в учреждении дополнительного образования детей предполагает кардинальное изменение подхода к обучению подростков прикладным аспектам экономики: основам предпринимательской деятельности, финансовой грамотности и потребительских знаний.
Создание условий, стимулирующих молодежь к предпринимательской деятельности, в том числе как основы материального благополучия, профессионального роста и социальной адаптации, является одной из задач областных целевых программ «Начинающий предприниматель» и «Развитие предпринимательства в Кировской области», Стратегии социально-экономического развития Кировской области до 2020 года. Доминирующей идеей деятельности Дома детского творчества является создание образовательной системы, способствующей максимальной адаптации подростков и молодежи к жизни в условиях правового государства и рыночных отношений, развитию их предпринимательских способностей, а также созданию дополнительных условий для социализации и гармоничного развития личности подростка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bobrova_prosnitsa_statya.docx | 27.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Сведения об авторах: Боброва Надежда Леонидовна, директор муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества Кирово-Чепецкого района Кировской области;
Турушева Марина Михайловна, заместитель директора Дома детского творчества по учебно-воспитательной работе.
Адрес: 613030 Кировская область, Кирово-Чепецкий район, станция Просница, ул. Советская, д.5.
Телефон/факс 8 (83361) 73 – 345 Электронная почта:moydodddt@yandex.ru
Создание практико-ориентированной образовательной среды (ЭПОС) средствами интеграции основного и дополнительного образования детей
Новая социально-экономическая ситуация в стране убедительно показала, что назревшее коренное изменение системы образования не может быть достигнуто в рамках традиционной модели обучения. Одна из современных образовательных задач заключается в том, чтобы поставить обучаемого как можно раньше на путь осознания своего предназначения и призвания, на путь собственного судьбостроительства на протяжении всей жизни, в том числе определения своей профессионально-образовательной траектории.
Модель развития инновационного образования в МОУДОД Доме детского творчества Кирово-Чепецкого района обусловливает необходимость обеспечения практико-ориентированной составляющей экономического образования и предпринимательской подготовки для формирования социально-экономических компетенций подростков и их успешной социализации. В решении этой задачи существенная роль принадлежит разработанной в Доме детского творчества Программе ЭПОС. Создание экономической практико-ориентированной среды (ЭПОС) в учреждении дополнительного образования детей предполагает кардинальное изменение подхода к обучению подростков прикладным аспектам экономики: основам предпринимательской деятельности, финансовой грамотности и потребительских знаний. Школа, оставаясь главным звеном образовательного процесса, перестает быть единственным источником учебной информации. В образовательное пространство входят профессиональные участники финансового рынка, предпринимательское сообщество, регулирующие органы, общественные и некоммерческие организации, занимающиеся просвещением в сфере прикладного экономического образования.
Создание условий, стимулирующих молодежь к предпринимательской деятельности, в том числе как основы материального благополучия, профессионального роста и социальной адаптации, является одной из задач областных целевых программ «Начинающий предприниматель» и «Развитие предпринимательства в Кировской области», Стратегии социально-экономического развития Кировской области до 2020 года.
Анализ работы Дома детского творчества за последние годы показал, что в настоящее время появился устойчивый интерес к предпринимательской деятельности со стороны школьников и их родителей как сферы деятельности, позволяющей максимально реализовать свои способности, раскрыть творческий потенциал, достичь высокого уровня профессионализма.
Современный рынок труда, требования обучающихся и их родителей в области профессиональной ориентации обусловливают необходимость использования образовательными учреждениями новых подходов и методов профориентации молодежи.
Доминирующей идеей деятельности Дома детского творчества является создание образовательной системы, способствующей максимальной адаптации подростков и молодежи к жизни в условиях правового государства и рыночных отношений, развитию их предпринимательских способностей, а также созданию дополнительных условий для социализации и гармоничного развития личности подростка.
Целевые ориентиры образовательной системы МОУДОД ДДТ
1. Создание условий для овладения человеческой, в том числе профессиональной, деятельностью, получения квалификации для включения выпускника школы в общественно-полезный труд в соответствии с его интересами и способностями. При этом для каждого отдельного воспитанника его образование выступает в двух видах:
- как средство самореализации, самовыражения и самоутверждения личности, поскольку в наибольшей мере человек раскрывает свои способности в труде, и в первую очередь профессиональном;
- как средство устойчивости, социальной защиты и адаптации человека в условиях рыночной экономики, как его собственность, капитал, которым он распоряжается или будет распоряжаться в качестве субъекта на рынке труда.
2. Воспитание граждан, социально активных, творческих членов общества, овладевших системой общечеловеческих и национальных ценностей и идеалов, способных к преобразованию производства, производственных, экономических и общественных отношений, участию в управлении; обладающих чувством гражданской ответственности за результаты своей деятельности, за охрану природы, за судьбу страны.
3. Удовлетворение текущих и перспективных потребностей производства (в экономической, социальной, культурной и других сферах) в квалифицированных специалистах, соответствующих требованиям гуманитарного, социального и научно-технического прогресса, обладающих широким общеобразовательном и профессиональным кругозором, профессиональной мобильностью.
МОУДОД Дом детского творчества с 2007 года успешно проводит профориентационную и предпринимательскую подготовку старшеклассников сельских школ в рамках районной экспериментальной площадки. Внедрение новых форм работы с детьми по формированию готовности к осознанному выбору профессионального пути и обучению основам предпринимательства проходило и проходит через:
- реализацию четырехлетней дополнительной образовательной программы «Профессиональное самоопределение личности «Мой выбор»;
- деятельность проблемного семинара «Профессиональное развитие педагогических кадров в условиях реализации дополнительной образовательной программы «Мой выбор» (2008);
- реализацию социального проекта «Твоя профессия – твое будущее» в форме выездных школ (2007);
- реализацию социального проекта «Школа предпринимательства – твое будущее» в форме школьных компаний (2008);
- участие в областной специализированной олимпиаде по предпринимательству (с проведением школьного и муниципального этапов);
- организацию конкурса творческих работ «Мир в радуге профессий»;
- индивидуальные образовательные программы «Резьба по дереву», «Хореография», «Вокал».
В 2010 году наше учреждение вышло на уровень систематизации работы по данной проблеме в рамках областной опорной площадки по молодежному предпринимательству (проект «Старт»). Реализация данного проекта проходила через организацию профильного экономического лагеря старшеклассников «Новое поколение», Школу молодого предпринимателя для молодежи района. В работе профильного экономического лагеря приняли участие 41 подросток из 4 ОУ района. Каждый участник получил уникальную возможность прожить 3 дня игровой жизни, которые сделали его конкурентоспособным в реальном деловом мире, потому что подростков эффективно научили, как быть активным в деловой и политической жизни; уметь подготовить и провести эффективные переговоры; строить адекватные отношения с партнерами, преподавателями; решать свои текущие проблемы, связанные с учебой, отдыхом, общением, планированием дальнейшей жизни, в профессиональном деловом ключе, ориентированным на результат. По итогам работы профильного экономического лагеря «Новое поколение» в районной газете «Кировец» издана статья «Взрослый бизнес прирастает молодыми конкурентами», снят видеофильм.
В Школе молодого предпринимателя обучались 11 жителей ст. Просница в возрасте от 19 до 30 лет. Слушатели Школы молодого предпринимателя получали и выполняли различные индивидуальные задания, целью которых являлась подготовительная работа по выбору видов деятельности, изучение и предварительное составление бизнес-плана. Итогом курса «ШМП» и выпускной квалификационной работой стало написание и защита бизнес-планов.
В 2011 году Дом детского творчества реализует модуль «Школьный бизнес» в рамках областной программы поддержки предпринимательства в области народных ремесел.
Формы реализации модуля «Школьный бизнес»
№ | Форма | Основное содержание |
1 | Школьные компании «Домовенок», «Теремок», «Лоскуток» | реализуется через организацию предпринимательской деятельности, в процессе которой участники получают новые знания и умения в области предпринимательства и применяют их на примерах управления малым бизнесом. В процессе деятельности учащиеся создают бизнес-структуру (школьную компанию), действующую на рынке свободной конкуренции, и выступают в роли предпринимателей, руководителей, служащих, рабочих. Все решения принимаются учащимися самостоятельно (под руководством руководителя группы из числа преподавателей – куратора фирмы). |
2 | Профильный экономический лагерь «Эврика» | реализуется с подростками 12-17 лет. Данный модуль будет осуществлен при участии общеобразовательных школ района, специалистов Бизнес-инкубатора, ООО «Комтех», администрации Кирово-Чепецкого района. Цель: создание условий для приобретения подростками социально-значимого опыта, направленного на определение перспектив собственного развития и профессионального самоопределения. Программа профильного лагеря имеет следующую структуру: - цикл занятий теоретического характера, - цикл занятий практического характера, основа обучения – организация на базе образовательного учреждения профильной лагерной смены. |
3 | Областная специализиро-ванная олимпиада по предпринима-тельству | проводится среди учащихся общеобразовательных учреждений в возрасте от 14 лет. Олимпиада проводится с целью выявления и развития интереса и способностей обучающихся к предпринимательской деятельности, создания положительного имиджа предпринимателя, создания эффективной системы подготовки начинающих предпринимателей к ведению предпринимательской деятельности, выявления и активизации творческого потенциала обучающихся. |
4 | Семинары по работе с глиной для педагогов | Подготовка специалистов в области обучения основам экономики и предпринимательства учащихся школьного возраста (для организации школьной компании по выпуску керамических изделий и изделий из глины) |
5 | Конкурсные мероприятия | Расширение профориентационных и предпринимательских знаний школьников средствами досуговой деятельности |
6 | PR и издательская деятельность учреждения | Позиционирование учреждения на областном и муниципальном уровне. |
7 | Организация методического сопровождения | Методическая помощь, методическая поддержка и коррекция инновационных процессов |
Овладеть деятельностью (учебной, трудовой, профессиональной) - значит научиться делать то, что необходимо делать. Основная идея школьных фирм заключается в том, чтобы каждый подросток самостоятельно проделал полный производственный цикл: от поиска соответствующей «ниши» на рынке товаров и услуг, замысла до изготовления продукта и его реализации.
Школьное предпринимательство – это существенная и необходимая составляющая образовательного процесса, которая ведет от практики к абстрактному мышлению, от опыта к понятию, а не наоборот, как это происходит в традиционной школе.
Полученные результаты деятельности:
- Интеграция общего и дополнительного образования, эффективность самоопределения в выборе профессии и адаптации детей в социуме.
2. Охвачено инновацией более 840 учащихся и педагогов из 14 школ района.
3.Сформированность у учащихся теоретических и практических основ в области предпринимательства (высокий уровень – у 20% воспитанников).
4.Создание мотивации к получению непрерывного образования у выпускников школы.
5.Сформированность ценностных ориентаций подростков.
6.Формирование у детей коммуникативной, технологической компетентностей.
7. Повышение уровня информационной компетентности участников проекта – высокий уровень – у 50% участников проекта.
8.Повышение уровня социальной компетентности участников проекта (способности соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп; продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу).
9.Рост творческого и инновационного потенциала педагогического коллектива, готовности к работе в условиях инноваций.
10. Создание учебно-методического комплекса (УМК) для повышения квалификации педагогов, классных руководителей "Основы предпринимательства",
11.Расширение круга взаимодействия с социальными партнерами.
В настоящее время в образовательных учреждениях Кирово-Чепецкого района, внедряющих в свою работу концепцию ЭПОС, происходят положительные изменения, связанные с созданием условий для раскрытия творческого потенциала школьников, педагогов, динамичного развития школ и всей муниципальной системы образования.
Дальнейшее развитие проекта предполагает:
- Структурирование Дома детского творчества как муниципального профильного ресурсного центра.
- Создание экономической практико-ориентированной образовательной среды (ЭПОС), позволяющей расширить образовательное пространство района.
- Формирование у сельских подростков одной из ключевых компетентностей – готовности к непрерывному образованию и самообразованию – путем расширения социального партнерства МОУДОД Дома детского творчества.
- Создание единого образовательного пространства Кировской области, осуществление эффективной и своевременной обратной связи с воспитанниками ДДТ и участниками проекта через сайт учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Школьный музей в образовательном пространстве школы полного дня (интеграция основного и дополнительного образования школьников)»
Музей сотрудничает с различными организациями – дошкольным учреждением, советом ветеранов, воскресной школой, другими музеями....
ВЫСТУПЛЕНИЕ К АВГУСТОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети»».
В современных условиях дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе, как один из определ...
Физическое, духовное, психологическое и социальное оздоровление обучающегося - будущего гражданина Российской Федерации в условиях интеграции основного и дополнительного образования современной образовательной организации.
Цель проекта: модернизация региональных систем общего образования.С учётом указанной цели Проекта и педагогическим решением его задач с использованием инноваций в реализации целевых программ: «Здоровь...
Статья. Интеграция основного и дополнительного образования как условие построения социально-активной образовательной среды (выдержки из программы развития ОДОД)
Статья рассматривает возможности интеграции основного и дополнительного образования. Дополнительное образование детей, являясь своеобразным продолжением и дополнением из основного образования, способс...
Методическая разработка «Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети».
В условиях дополнительного образования все дети, как с признаками одаренности, с ограниченными возможностями здоровья, так и другие, могут удовлетворять индивидуальные потребности, развивать тво...
Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети».
Глобальные преобразования во всех сферах жизни общества выявили потребность в образованных,творческих,неординарно мыслящих людях.В связи с этим проблема выявления и поддержка талантливой молодежи в со...
Возможности школьного туризма как средства интеграции основного и дополнительного образования в МАОУ "Курманаевская СОШ"
Среди разнообразных средств, способствующих формированию нового человека, особое место принадлежит туризму и краеведению, занимающим прочные позиции в учебно-воспитательном процессе, осуществляющих ра...