Формирование духовно-нравственных ценностей личности педагога в контексте современного образования как части общей мировой культуры.
статья по теме

Шарова Любовь Николаевна

Основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собственного педагогического опыта, является педагогический коллектив общеобразовательного учреждения. Содержание деятельности педагогического коллектива общеобразовательного учреждения должно быть сфокусировано на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование духовно-нравственных ценностей личности педагога в контексте современного образования как части общей мировой культуры.

Шарова Любовь Николаевна

учитель русского языка и литературы

ГБОУ ВОУО ДО города Москвы

гимназии № 2072 ассоциированной при ЮНЕСКО

По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие XXI века объявлено «десятилетием мира и ненасилия в интересах всех детей планеты». Новый век должен стать веком достоинства каждого живущего на Земле: речь идет о создании мировой цивилизации, ориентированной на мир, ненасилие, где приоритетом выступают общечеловеческие ценности: жизнь, здоровье, свободное развитие личности; воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Духовно-нравственные ценности – высшие ценности человека, главной категорией их определяющей является категория добра (блага), которая охватывает совокупность действий (служение), принципов, норм нравственного поведения. Духовно-нравственные ценности слагаются на основе тех реальностей и поступков, которые человек оценивает и одобряет, то есть воспринимает как добрые, благие, хорошие. Важность формирования духовно-нравственных ценностей определяется тем, что они, как предельные высшие смыслы человеческой жизни, выполняют функцию регуляторов поведения, охватывают все стороны человеческого бытия, они включаются в национальные ценности, ценности семьи, труда, образования, общества. Особенностью духовно-нравственных ценностей, как добродетелей человека, его душевных личностных качеств является то, что они социальны по своей природе, но индивидуальны по формам выражения [1].

Основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собственного педагогического опыта, является педагогический коллектив общеобразовательного учреждения. Содержание деятельности педагогического коллектива общеобразовательного учреждения должно быть сфокусировано на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства. Таким образом, сфера общего образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни [2]. Носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные, профессиональные и этноконфессиональные группы, составляющие многонациональный народ Российской Федерации. Соответственно духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия учащимся ценностей: семейной жизни; культурно-регионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий; российской гражданской нации; мирового сообщества.

Формирование общей культуры будущего педагога в рамках духовно-нравственного контекста понимается нами как развитие и воспитание личности в духе культуры мира и толерантности. Это есть совокупность этических ценностей и норм, отношения к другому и окружающему, поведение и образ жизни, при которых ориентирами являются уважение жизни, человеческой личности, ее достоинства и прав; отказ от насилия и его недопущения; приверженность принципам демократии, свободы, справедливости, солидарности…

Мы убеждены, что культура мира и воспитание нравственности может быть только активным и творческим процессом, который представляет собой определенную систему убеждений, определенную мораль и определенное коллективное и индивидуальное умонастроение, образ бытия, существования, действий и реагирования.

Большая роль в данном процессе отводится образованию. Школа как важнейший социальный институт призвана помочь обществу стать более гуманным и толерантным. Это место открытого человеческого общения, поэтому ее психологический климат должен способствовать личностному росту учеников, учителей, администрации, родителей.

Общая стратегия работы по формированию культуры педагога в духе культуры мира и нравственности – внесение вклада в развитие национальных культур, сохранение культурного многообразия, укрепление толерантности и снижение конфликтности в детском коллективе. Все это возможно посредством создания системы повышения уровня квалификации и самообразования педагогических кадров по изучению данных вопросов и их внедрению в педагогическую практику, преобразования образовательной среды и уклада учреждения, вовлечения педагогов и обучающихся в совместную исследовательскую и проектную деятельность. Как подчеркивают педагоги и психологи, изучающие влияние личности педагога на учащихся, (А.В. Мудрик, Н.Ф. Талызина, В.А. Сластенин) только учителя, достигшие в своем профессиональном развитии уровня творческой индивидуальности, способны оказывать воздействие на формирование личности своих воспитанников [7].

Основными задачами формирования ценностных установок педагогического коллектива в духе культуры мира и  нравственности являются:

  • обосновать сущность нравственности;
  • выявить условия, определяющие процесс формирования нравственности;
  • выделить основные принципы и идеи практической педагогической деятельности; определить формы и методы формирования нравственности в рамках повышения квалификации и самообразования;
  • разработать модель формирования нравственности, определив ее критерии, уровни и механизмы функционирования;
  • апробировать систему в процессе непосредственной ее реализации.

Базовыми источниками формирования общей культуры педагога в духе мира и нравственности являются государственные документы по вопросам политики образования и его стандартизации: Закон Российской Федерации «Об образовании»; Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы; Национальная Доктрина образования РФ; Конвенция о правах человека; Целевая программа Правительства города Москвы «Москва на пути к культуре мира, формирование толерантности, профилактики экстремизма, воспитание культуры мира» и другие. Особое значение имеет базовый документ «Методические рекомендации «О преподавании прав человека в общеобразовательных учреждения Российской Федерации»» от 15 марта 2006 года, в котором толерантность зафиксирована как важный принцип реализации прав человека в современном обществе.

Особенность духовно-нравственного обучения заключается в том, что здесь важно не только и не столько передавать знания, но и обеспечить воспитание нравственности и правовой культуры, сформировать уважительное отношение к людям, окружающему миру [8]. Такое обучение должно носить творческий характер и одновременно иметь практико-ориентированную направленность. Продуктом обучения является педагог - человек воспитанный, способный не только принять другого человека независимо от расы, национальности, политических убеждений, привычек, свободный от дискриминационных предубеждений, но и самое главное, воспитать в своих воспитанниках такое качество личности, которое можно обозначить как активная толерантность, формула которой: понимание плюс сотрудничество плюс дух партнерства. Результатом воспитания культуры мира является адекватное поведение участников воспитательного процесса, характеризующееся взаимопроникновением субъектов социального взаимодействия, при соблюдении принятых в обиходе общественных норм поведения и интериоризации ценностей, т.е. перехода из области знаний в область убеждения. Путь к высотам духовно-нравственной культуры – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение. Он возможен только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания. В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности и пониманию, но путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному.

Основными элементами демократического школьного уклада являются: идея приоритета прав личности, которая пронизывает всю школьную атмосферу: содержание учебно-воспитательного процесса, школьную организацию, социальные связи; демократизация управления, усиление его педагогического потенциала, обеспечение широкого участия членов школьного коллектива в управлении школой, создание возможностей для гражданской деятельности учащихся не только в учебном процессе, но и вне его; превращение школы в сообщество, открытое как для внешнего мира, так и для участников образовательного процесса; широкое участие всех и каждого в разработке и решении школьных, местных и общественных проблем; создание среды взаимоуважения, взаимной ответственности сторон образовательного процесса, конструктивного общения, диалога, консенсуса, согласование интересов групп участников школьной жизни, включая родителей и общественность, поощрение свободного и открытого обсуждения организационных принципов в жизни коллектива; создание правового пространства (система формальных и неформальных норм и традиций), развития школьного соуправления, моделирование в школе институтов демократии; создание среды самоусовершенствования и обновления; учет возрастных особенностей и возможностей гражданского становления личности. Основополагающие принципы организации школьного уклада должны стать важной составляющей содержания образования и воспитания в духе толерантности.

Такая система формирования общей культуры педагога создана, успешно внедрена, постоянно развивается в практике нашего учреждения  на протяжении ряда лет и имеет хорошие результаты. Среди них: ежегодные курсы по проблеме формирования, развития и воспитания культуры толерантности в педагогическом и ученическом коллективах; участие в работе международных, городских и окружных методических и инновационно -экспериментальных мероприятий (конкурсах, фестивалях, слетах, конференциях и др.); участие в общественной благотворительной деятельности; апробирование и внедрение в практику образовательных программ и тренингов в сфере развития культуры мира, проектно-исследовательская деятельность; выпуск продуктивно-творческих работ (научные статьи, научные отчеты, методические пособия, монографии, сборники); вхождение в городскую экспериментальную площадку по проблеме «Международные образовательные проекты ЮНЕСКО как механизм новых подходов обновления содержания образования»; а также победы в конкурсах образовательных учреждений города Москвы «Москва на пути к культуре мира», присуждение учреждению звания «Школа мира» с 2002 года, награждение «Орденом мира» и другие.

Таким образом, последовательная и целенаправленная работа в образовательном учреждении по формированию общей культуры педагога в духе культуры мира и нравственности способствует творческому и самостоятельному характеру деятельности по повышению квалификации и самообразованию, направленной на интернализацию профессиональных ценностей, на актуализацию стремления личности к профессиональному самосовершенствованию и самореализации.

Библиографический список

  1. Акутина, С.П. Повышение педагогической компетентности родителей студентов педагогических ВУЗов // Высшее образование сегодня.- № 8, 2008. С.61-62.
  2. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков, Вестник образования.- № 17, 2009. С.32.
  3. Тишков, В.А. Культура толерантности в России // Этничность и толерантность в средствах массовой информации. — М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002. С. 16.
  4. Вульфов, Б.З. Воспитание толерантности, сущность и средства // Внешкольник.- № 6, 2002. С.17.
  5. Акутина, С.П.  Направления деятельности классного руководителя с семьей. Организация педагогического сопровождения семейного воспитания в общеобразовательном учреждении.  Учебно-методическое пособие, под ред. В.В. Востокова  / Образование и общество.- № 1, 2009. С.35.
  6. Цвелюх, И.П. Поддержка профессиональной инициативы педагога в процессе повышения квалификации как условие его личностно-профессионального развития // Цвелюх И.П., Горбунова Л.Н., Вестник Красноярского государственного университета.- № 3/1, 2006.С.43.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активная субъектность личности педагога в пространстве современного образования в свете ФГОС второго поколения

«Образ педагога» обсуждался во все времена, эта тема стала еще более актуальной сегодня, когда в России набирает обороты реформа образовательной системы. Государство и общество предъявляют школе больш...

Проект по формированию духовно-нравственных ценностей в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования "Душа России"

1.      Паспорт проекта Наименование проекта: Проект по  духовно-нравственному воспитанию учащихся муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средня...

Организация воспитательной деятельности, интеграция общего и дополнительного образования как ресурсы формирования духовно-нравственной личности

В статье раскрывается опыт организации воспитательной деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей на факультативных занятиях и занятиях в детском творческом объединении в условиях осно...

«Роль воскресной школы в формировании духовно-нравственных ценностей личности ученика»

Сейчас рождается интерес и понимается необходимость духовно-нравственного воспитания. Одним из наиболее эффективных способов решения данных проблем является привлечение детей в  православное восп...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Главной задачей духовно-нравственного воспитания является перевод выработанных в общественной культуре духoвно-нравственных ценнoстей и вытекающих из них принципов поведения в систему внутренних требо...

Формирование духовно-нравственных качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям

Выступление на районных педагогических чтениях "Современные ценности и традиции как основа духовно-нравственного воспитания детей и подростков"...