Интеграция предметов гуманитарного цикла как средство развития коммуникативной компетенции учащихся.
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Новикова Олеся Григорьевна

Интеграция предметов гуманитарного цикла как средство развития коммуникативной компетенции учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеграция предметов гуманитарного цикла как средство развития коммуникативной компетенции учащихся.

На сегодняшний день ни в одном педагогическом словаре, педагогической энциклопедии или справочнике нет сформулированного определения понятия «интеграция», хотя в педагогической, методической литературе широко используется очень большое количество терминов, связанных с корнем слова «интеграция», например: интегрированные и интегративные курсы, интегрированное обучение, интегрированный урок и так далее. На сегодняшний день имеется ряд специальных научных работ по педагогике, в которых современные ученые пытаются дать определение феномену педагогической интеграции:

- интеграция «целенаправленное объединение, синтез определенных учебных дисциплин в самостоятельную систему целевого назначения, направленную, но обеспечение целостности знаний и умений» (В.К.Сидоренко).

Я провожу интегрированные уроки при изучении нового материала, при повторении и закреплении пройденного. На уроках русского языка, литературы  можно увидеть не только репродукции картин, портреты ярких исторических личностей, но и географические карты, карты созвездий, таблицу мер длины и т.д. Интеграция на основе сюжетного построения урока позволяет побуждать детей к разнообразным занятиям, перерастающим в активное их участие в групповых, парных и других формах коллективных занятий. Домашние задания способствуют раскрытию творческого потенциала детей. Ребята составляют интересные задания для одноклассников: ребусы, кроссворды, чертежи, таблицы; создают презентации.

Интегрированный урок отличается от традиционного использования межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов. Предметом анализа в нем вступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплин.

В интегрированном уроке объединяются блоки знаний различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации.

Опираясь на опыт других педагогов и используя свой собственный, мною самостоятельно разработаны уроки с использованием межпредметных связей и интегрированные уроки. Гуманитарно-эстетический цикл школьных предметов позволяет достичь необходимого разнообразия в объединении нескольких предметов: /ИЗО – музыка – литература ; русский язык - литература - музыка и т.д./. Опыт показал, что совместное изучение этих предметов дает учащимся представление о развитии культуры разных эпох, помогает выявить место русской культуры в историческом процессе. Возможно объединение гуманитарного цикла с физико-математическим и естественно-научным.

Интегрированные уроки позволяют подойти к изучению темы более профессионально, формируя у учащихся образное восприятие разных видов искусства.

  1. Интегрированный урок литературы и астрономии. Тема урока: «Древнегреческая мифология и история созвездий» (6 класс).
  2. Интегрированный урок религиоведение (истории, истории религии) и литературы «Славянская мифология» (5 класс).
  3. Интегрированный урок географии и литературы (Карело-финский эпос «Калевала». 7 класс).
  4. Интегрированный урок литературы и ОБЖ («Васюткино озеро» В.П.Астафьева. Курс выживания в экстремальных условиях. 5 класс).

Часто на уроках дети получают интегрированное домашнее задание (Например: создать подборку произведений художественной литературы к изучаемому материалу, создание презентаций в среде PowerPoint)

Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся в различных предметах. Она снимает утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения.

За методикой интегративного образования – будущее. Благодаря ей в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, они начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер.

Новикова О.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемный подход в обучении русскому языку как средство развития коммуникативной компетенции учащихся.

Современный ученик, к сожалению,  не может не только грамотно оформить свои мысли, но и зачастую затрудняется и в самом процессе мышления. В процессе модернизации общего образования вполне ...

Использование ИКТ на уроках английского языка как средство развития коммуникативной компетенции учащихся

 Современное постиндустриальное или информационное общество, в котором мы живем, характеризуется, прежде всего, ведущим положением информации и исключительно быстрым темпом развития средств ее обработ...

Проблемный подход в обучении русскому языку как средство развития коммуникативной компетенции учащихся.

За время работы учителем я поняла, что каждый ребенок – одаренная личность. И моя задача – помочь моим ученикам раскрыть свои интеллектуальные и творческие способности, создать для них такие условия, ...

Интеграция предметов гуманитарного цикла как средство формирования духовно-нравственных ценностей ребёнка.

Статья о возможностях предметов гуманитарного цикла и целесообразности интегрированных уроков...

Интеграция предметов гуманитарного цикла как средство повышения общекультурного развития учащихся

Доклад "Интеграция предметов гуманитарного цикла как средство повышения общекультурного развития учащихся"  и презентация к нему были продемонстрированы в рамках мелодического совещания...