Проблемный подход в обучении русскому языку как средство развития коммуникативной компетенции учащихся.
статья по русскому языку по теме

Рыжкова Лилия Викторовна
 Современный ученик, к сожалению,  не может не только грамотно оформить свои мысли, но и зачастую затрудняется и в самом процессе мышления. В процессе модернизации общего образования вполне своевременно вносится понятие коммуникативной компетенции. В данной работе я  делюсь   опытом по формированию данной компетенции посредством использования проблемного подхода на уроках русского языка.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_l.ryzhkovoy.doc317.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рыжкова Лилия Викторовна

Отдел образования администрации

Красногвардейского района

Проблемный подход в обучении русскому языку

как средство развития коммуникативной компетенции

учащихся

                                                                                  Автор опыта Рыжкова

                                                                           Лилия Викторовна

                                                                                     учитель русского языка

                                                                  и литературы

                                                                                       МОУ Ливенская средняя

                                                                                 общеобразовательная

                                                                                    школа №1

2008

Содержание:

Информация об опыте……………………………...3

Технология опыта…………………………………..7

Результативность опыта…………………………..14

Библиографический список……………………....17

Приложение к опыту…………………………….. 18

Информация об опыте

Современная школа находится в постоянном творческом поиске. Как справиться с ситуацией тотальной речевой безграмотности наших учеников? Безграмотности не только орфографической и пунктуационной, но и общекультурной, от которой зависит воспитание  их гражданской позиции, нравственных качеств, развитие их мыслительных способностей. К сожалению, многие ученики не могут не только грамотно оформить свою мысль, но зачастую испытывают трудности при самом процессе мышления. В концепции модернизации общего образования вполне своевременно вводится  понятие коммуникативной компетенции, которую дети должны обрести на уроках русского языка. 

Условия возникновения опыта

Привычная картина: ребёнок у телевизора, ребёнок с телевизионной приставкой, ребёнок с плеером, учащийся у компьютера. Сколько времени может в течение дня проводить ребёнок с техникой? Опрос, проведённый среди   30  семиклассников, показал, что пять-шесть часов пролетают для них незаметно, когда они усаживаются “поиграть” один на один или с группой возле “мыслящего,” но бессловесного и бесчувственного игрока. Сколько часов  будет потрачено на это  в течение месяца! Всё это время (100-150 часов) ребёнок оказывается в духовном вакууме, когда у него отсутствует общение (и письменное, и устное). А ведь именно общение является важным в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто им не обладает, грозит изоляция от общества. Живое общение  очень важно и  в связи с возникновением  постиндустриального общества (общества информационного), оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

1.ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания;

2.самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить; 

3.грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения);

4. быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях;

5.  самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного и языкового уровня.

 Среди разнообразных направлений педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее адекватным поставленным целям является использование проблемного подхода в обучении русскому языку.

Актуальность опыта

Конкурентоспособность становится преобладающим качеством человека в мире жёстких социальных условий. Век коммуникации требует от каждого умения общаться, т. е. осуществлять коммуникацию. Коммуникативная компетентность, в отличие от других компетентностей, воспринимается не только как профессиональное качество, но и как необходимое человеку в ежедневных ситуациях общения. Поэтому можно говорить о том, что освоение любого уровня коммуникации способствует развитию личностного потенциала.

Русский язык по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения, инструментом хранения и усвоения знаний, неотъемлемой частью национально-духовной культуры. Это определяет ведущую роль учебного предмета «Русский язык» в системе школьного образования. В последнее десятилетие в содержании обучения этому предмету произошли позитивные изменения:

1. Осуществлен переход от единых программ и учебников к вариативным, что обеспечило и школе, и учителю, и родителям реальную возможность выбора средств обучения.  

2. Созданы условия для творческой работы школы и учителя, сотворчества учителя и учащегося. Обновлено содержание программ и учебников, в которых усилена речевая направленность обучения русскому языку.

3. С середины 90-х годов проводятся Всероссийские олимпиады школьников по русскому языку, которые с каждым годом привлекают все больше участников.

    Вместе с тем в преподавании и изучении русского языка в школе есть значительные трудности. Они обусловлены как объективными социально-экономическими факторами, так и определенными просчетами в методике обучения этому предмету.

     Современное обучение русскому языку в школе протекает в сложном социальном контексте, который характеризуется снижением языковой и речевой культуры, разрушением норм литературного языка. Негативное влияние на речь учащихся оказывают современные средства массовой информации. Это создает серьезные препятствия для формирования и развития культуры устного и письменного общения учащихся. «Русский язык» как учебный предмет в общеобразовательных учреждениях не всегда вызывает интерес. В практике работы учителей по-прежнему доминирующей остается правописно-орфографическая направленность обучения русскому языку, недостаточное внимание уделяется развитию коммуникативной культуры  учащихся.  Коммуникативная компетентность - «слабое звено» в современной школе. Часто выпускники школ, даже обладая знаниями по предмету, не могут их продемонстрировать, связно и логично изложить, теряются перед необходимостью самопредставления. Поэтому на первый план в подготовке личности, ориентированной на самореализацию в процессе общения, выходит необходимость формирования коммуникативной компетентности - важнейшего качества, которое необходимо человеку во всех жизненных ситуациях[1] . 

       Условия для сознательного, осмысленного, а не формального усвоения знаний по русскому языку обеспечивает проблемный подход в  обучении, ориентированный на развитие активной самостоятельной деятельности учеников, на формирование их мировоззрения и коммуникативной культуры.

Ведущей идеей своего опыта считаю развитие познавательной самостоятельности, мыслительной и творческой  деятельности путем проблемного подхода как главного элемента современной системы развивающего обучения. Создание  проблемных  ситуаций, постановка  учебных проблем, проблемных вопросов - пути активизации обучения на уроках русского языка, которые помогают проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений. При этом возрастает потребность в учении, и чётко выявляются мотивы познавательной деятельности. При разрешении  проблемной ситуации, у ученика, выполняющего задание, возникает психологическое состояние, требующее новых знаний об объекте или явлении, о способе или условиях выполнения действия. Данный подход фиксирует и устанавливает подчиненность знаний, умений практической стороне вопроса, расширяя содержание собственно личностными составляющими.                                                                                                  Длительность работы над темой « Проблемный подход в обучении русскому языку как средство развития коммуникативной компетенции учащихся»  - четыре года.

Диапазон опыта широк. Это проблемные ситуации на различных этапах урока, нестандартные формы проведения уроков,  система «урок – внеклассная работа», использование лингвистических экспериментов  на этапе изучения нового материала, применение технологии развития критического мышления учащихся,  реализация принципов проблемного обучения при исследовательском  подходе в обучении.

Теоретическая база опыта.  Система работы по развитию  коммуникативной компетенции  основана на сочетании классических методик обучения с включением нетрадиционных и инновационных форм и методов в учебный процесс. Среди современных образовательных технологий для осуществления поставленных задач   использую элементы проблемного  и личностно ориентированного обучения, технологии   КСО и ИКТ.

 Теоретически данная  система работы опирается на труды М.И. Махмутова, занимавшегося  проблемами общей дидактики,  оптимизации педагогического процесса ,  на исследования Д.Дьюи  и А.М.Матюшкина    в области проблемного обучения, работы А.Г.Ривина, В.К.Дьяченко по КСО. Анализ   теоретических работ названных авторов позволил вычленить ряд положений, которые легли в основу построения   системы работы:

Принципы проблемного обучения ( М.И.Махмутов)

1. Восприятие материала учеником  является результатом удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, ученик -  активный субъект    обучения;

2. условиями успешности являются активность ребенка, связь обучения с жизнью, игрой, трудом;

3.  результат обучения – творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

4.обучение и усвоение знаний должно осуществляться в активной, а не в пассивной форме. «Ребёнок не сосуд, который необходимо заполнить, а светильник, который необходимо зажечь»

 Формирование познавательной  самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей,  коммуникативной компетенции системой проблемных ситуаций на основе идей  М. И. Махмутова[2]

Алгоритм  осуществления решения проблемных  ситуаций

на уроке  (по М.И. Махмутову)

1.Формулирование  проблемы и вопросов к учащимся.

2.Самостоятельное совершение мыслительных действий и операций

учащимися, направленное на поиск решения данной проблемы.

3.Поиск необходимой дополнительной литературы.

4.Коллективное или групповое обсуждение найденных способов решения, оценивание их рациональности, нахождение слабых сторон и недостатков предложенных вариантов решения, ведение поиска путей их преодоления.

5.Самостоятельное или совместное  с учителем подведение итогов решения задачи; обоснование  выбора лучшего решения; проверка его правильности.

Технология КСО (А.Г.Ривин, В.К. Дьяченко):

1. Обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого;

2. сотрудничество и взаимопомощь между учениками;

3. непрерывная и безотлагательная передача полученных знаний друг другу.

   

  Степень новизны заключается в комбинации элементов инновационных  и  традиционных методик при проблемном подходе обучения (технология развития критического мышления, групповая работа на уроках русского языка, метод «взаимных обучений», метод проектов) и использовании информационно-коммуникационных технологий в гуманитарном аспекте содержания предмета Русский язык.

 Считаю, что эти образовательные технологии в большей мере  активизируют познавательную деятельность учащихся. Благодаря интеграции, на уроках русского создаются условия для всестороннего развития человеческой индивидуальности, творческих способностей учащихся.

Опыт адаптируется с учетом меняющейся ситуации в системе образования, выбираются наилучшие варианты организации педагогического процесса, прогнозируются их результаты.

Технология опыта

Приоритетным направлением “Стратегии модернизации образования” является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Чтобы воспитать такую личность, прежде всего необходимо научить ребёнка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть сформировать у него коммуникативную компетенцию[3]. Общеизвестно, что ничто так не способствует успеху, как уверенность в нем, и ничто так не предвещает неудачу, как заведомое ее ожидание.    Это высказывание в полной мере относится и к речевой деятельности. К сожалению, нередки случаи, когда личность оказывается не в состоянии реализовать коммуникативный замысел непосредственно в общении.  Каждый учитель-словесник  задумывается над этими проблемами и пытается найти пути решения поставленных задач.                                                                        Цель моей работы: получение устойчивых положительных результатов в   формировании коммуникативной и языковой  компетенции учащихся  путём использования  проблемного подхода в обучении русскому языку.                    

Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи:                

1.Веду  диагностику учебной деятельности учащихся   по методике доктора педагогических наук И. Н. Чередова, на основе результатов корректирую  и строю свою и    ученическую деятельность.                                                         2. Формирую и развиваю  функциональную грамотность учащихся, “общелингвистическую компетентность”, навыки и умения в различных видах устной и письменной речи, что необходимо для успешного овладения другими предметам.                                                                                                                 3. Изучаю мониторинг степени обученности, мониторинг качества знаний учащихся не только по предмету, но и по некоторым темам курса русского языка.                                                                                                                         4. Создаю  содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательные объекты: текст, предложение.                                                                                                                          5. Изучаю работы педагогов-новаторов в области развития коммуникативной и языковой компетенции.

 Средства обучения – это связующее звено между учителем и учеником, которое наряду с методами и организационными формами работы способствует успешной реализации намеченной цели. Основным средством обучения является  учебник. В работе использую учебно-методический комплект  под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта. Преподавание в старших классах веду по учебнику А.И. Власенкова, Л.М.Рыбченковой. Большинство лингвистических текстов и заданий в этих учебниках  целесообразно давать  в  проблемном изложении. Учебники служат разным методам, поскольку с их помощью организуется разная познавательная деятельность учащихся по усвоению разных видов содержания.                

Организация учебно-воспитательного процесса  в соответствии с поставленными целями и задачами

Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов. Выходит, что компетенция для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения действительности. Коммуникация – акт общения, связь между двумя и больше индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц. Коммуникативная компетенция определяется как творческая способность обучающегося пользоваться инвентарем языковых средств, который складывается из знаний и готовности к их адекватному использованию[4]. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию. Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.

          Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный, ему предшествует изучение возможностей учащихся разного возраста. С этой целью мною была проведена диагностика учебной деятельности учащихся контрольных   классов  по методике доктора педагогических наук И. Н. Чередова. При определении учебных возможностей учащихся учитывались два параметра: обучаемость и учебная работоспособность. Одним из критериев определения уровня обученности являются оценки в журналах. Уровень сформированности интеллектуальных умений определяем в процессе познавательной деятельности путем наблюдения. Определив уровни сформированности данных качеств, устанавливаю общий уровень обучаемости и учебные возможности  каждого ученика. В 2005г высокий уровень обучения составил – 20%, средний – 55%, низкий – 25% .  Исходя из выявленных недостатков, целью своей педагогической деятельности считаю позитивную динамику коммуникативной компетенции школьников.

            Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения, т.к. речевое действие, не подключенное к деятельности общения, утрачивает реальный жизненный смысл.  Как отмечает Н.И. Жинкин, основная трудность развития речи в школе в том и состоит, что «ситуация урока снимает естественную коммуникативность речи… Есть только один способ освободиться от этого недостатка. Надо, чтобы у ученика возникла потребность коммуникации».[5] “Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока. 

           Коммуникативный подход к работе по развитию речи и творческих способностей учащихся существенно меняет методы обучения, выдвигая на первый план моделирование речевого высказывания. Умелое использование проблемно-поисковых методов на уроке позволяет создать систему работы, направленную на активизацию  мыслительных способностей учащихся, на поиск и нахождение ответов на вопросы, возникающие в ходе усвоения новых языковых закономерностей, важных для овладения устной и письменной русской  речью.

Сущность проблемного подхода заключается: 1)в создании проблемных ситуаций, в результате которых возникают и формируются учебные проблемы;
2)в решении проблем учащимися путем самостоятельного поиска знаний и способов их приобретения;
3)в овладении обобщенными знаниями и принципами решения проблемных задач и проблемных вопросов.

         Отличительной особенностью проблемного обучения является создание проблемных ситуаций на уроке. (Приложение №1)

 Опираясь  на рекомендации М.М. Левина[6] по технологии моделирования проблемных заданий, представляем классификацию и краткое описание приёмов конструирования системы заданий проблемного характера применительно к уроку русского языка.

1. Конструирование задания на основе создания проблемной ситуации.  Проблемная постановка изучаемого вопроса позволяет создать для учащихся познавательную проблемную ситуацию – ситуацию интеллектуального затруднения. В основе конструирования задания данного типа будет лежать проблемная ситуация, содержание которой направлено на осознание школьниками известного и неизвестного в условиях озадаченности, неопределённости, дефицита информации.                                                                                         Например: Когда Антон гостил летом у бабушки, он написал другу, что отдыхает в деревне “более веселее”, чем в городе. Правильно ли использовал Антон степень сравнения наречия “более веселее”? Аргументируйте свою точку зрения.                                                                                                            2. Конструирование задания на основе суперпозиции. Это задание представляет собой выявление и обоснование двух (или более) противоположных точек зрения.                                                                                                                                          Например: Поспорили ребята. Антон сказал: “Простая форма сравнительной степени наречия “плохо” - “плоше”. Как вы думаете, прав ли Антон?Максим с ним не согласился: “Простая форма сравнительной степени наречия “плохо” - “хуже”. Как вы думаете, прав ли Максим?  Кто прав в этом споре? Обоснуйте своё мнение.                                                                   3. Конструирование задания в виде проблемного вопроса. Проблемный вопрос - вопрос, ответ на который сходу (без изучения нового материала) невозможен или содержит предположения, не подтверждённые глубокими знаниями. Задание основано на постановке проблемного вопроса учителем и поиске учащимися аргументации ответа.                                                               Например: Правильно ли употреблены в данных предложениях степени сравнения наречий?  1) Можно ли смотреть сейчас более веселее, чем обычно?2) Может ли мама сегодня приготовить обед более вкуснее, чем вчера?  3) Будет ли завтра более теплее, чем сегодня?   Аргументируйте свой ответ.

4. Конструирование задания на основе анализа информационного содержания текста, таблицы. Эти задания имеют информационную функцию. Предлагаемое ими информационное содержание должно обеспечить условие задачи, цель и способ её решения. При этом ограничивается свобода мыслительного поиска учащихся, поскольку условие задачи даётся в прилагаемой инструкции и частично предлагает ответ. Однако  чтобы найти правильное и полное решение, школьнику нужно самостоятельно раскрыть существенные признаки изучаемого явления, произвести его анализ.                                    Например: 1. Рассмотрите таблицу “Образование степеней сравнения наречий”. 2. Определите, как образуются степени сравнения наречий. 3. Выявите, чем различается образование сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий. 4. Постройте рассуждение на основе своих выводов.                            

         Представленные   приёмы конструирования проблемных заданий можно применить к различным темам лингвистики и на разных этапах урока.   (Приложение№2)                                                                                                     При этом важно иметь в виду, что использование заданий проблемного характера по русскому языку, как и по любой другой учебной дисциплине, оправдано лишь тогда, когда у учащихся есть необходимый “стартовый” уровень знаний и умений для их выполнения. Учитель обеспечивает методически грамотное руководство созданием проблемной ситуации, выдвижением учебной задачи, её анализом, поиском решения.   В ходе решения проблем учащиеся обнаруживают способность использовать знания в но вой ситуации, альтернативно мыслить.  В связи с тем, что усвоение этапов исследования объектов не может быть осуществлено одномоментно, в своей  практике часто использую частично-поисковый, или эвристический метод.    Учителю  полезно руководствоваться работами М.И.Махмутова, которые  посвящены организации проблемного обучения в школе.

      Развитию речи и конструированию высказывания учащихся способствуют различные виды бесед: вводные, беседы-сообщения, формирование новых знаний, закрепляющие беседы, фронтальные и индивидуальные беседы. Путем тщательно продуманной системы вопросов подвожу учеников к пониманию нового материала или проверяю усвоение уже изученного.                                    В целях стимулирования познавательного интереса, вовлечения учащихся в активное обсуждение, побуждения их к осмыслению различных подходов к аргументации чужой и своей позиции использую учебную дискуссию.

На таких уроках дети строят систему аргументированных доказательств, мыслят, спорят, доказывают свою правоту. По мнению  методиста Павловой Л.Г., дискуссия «рождает творческое взаимодействие учителя и учащегося, которое строится на основе проблемно-поисковых форм работы на уроке»[7].   

  Используя на уроке методы проблемного обучения, я работаю над тем, чтобы учащиеся не только включались в активную самостоятельную деятельность по решению педагогической проблемной ситуации урока, но и создавали для себя открытое «проблемное поле». Пусть уроки оставляют «открытые проблемы: вот это, дети, мы изучили; а вот это, это и это осталось за пределами нашей программы; вот этого я не знаю сама; а вот этого пока не знает никто…Природная любознательность выживает только на открытом пространстве знаний, которое найдет выход в таких формах работы, как, например, учебно-исследовательская деятельность, творческие дела различной направленности, и необязательно узкопредметной.

Функция учителя в этом случае вторична: он реагирует на запросы учеников и вместе с ними выбирает такие виды деятельности, которые вызывают  эмоциональный отклик, живой интерес, служат приобретению опыта использования и расширения знаний учебной деятельности.

Из открытого «проблемного поля» учащихся сформировалось такое направление, как исследовательская деятельность учеников. Работа учителя-словесника в этом  направлении осуществляется в следующих направлениях:

- исследования в области языка;

- курирование исследовательских работ и проектов по другим предметам с точки зрения языка.

Опыт творческой деятельности, развития коммуникативной компетенции  усваивается посредством использования  исследовательского метода на уроках русского языка. Учитель организует  поисковую деятельность учащихся  путём постановки новых для них проблем и исследовательских задач.  Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с текстом, применить имеющиеся умения анализировать текст. Приобретенный мной опыт руководства исследовательской деятельностью учащихся позволил выработать ее алгоритм.

1) Наблюдение и изучение фактов, 2) постановка проблемы, 3) выдвижение гипотез и построение плана работы, 4) формулирование решения, 4)определение значения полученных знаний.                

Отличительная особенность исследования состоит в том, что в нём делается большой упор на планирование деятельности и на самостоятельности действий ученика. Самостоятельность касается и постановки целей и задач, и принятия решений. При этом  учитель – руководитель исследовательской деятельности – помощник и консультант, а ученики – активные участники исследования. Наконец, исследование предполагает в качестве обязательного условия его выполнения рефлексию деятельности, то есть оценку того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чём заключались причины неудач и как их следует избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности.

 В учебниках по русскому языку немало упражнений, вызывающих у детей желание продолжить работу. Это тексты о ценностях семьи, народа. Например, текст «Память» (Русский язык 6кл. под редакцией М.М.Разумовской) вызвал у учащихся желание рассказать о своих близких родных. А на уроке внеклассного чтения, анализируя рассказ В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет», мы продолжили работу в творческой мастерской «И близких всех душа не позабудет». Ребята, готовясь к уроку по теме «Фотография из семейного альбома», заинтересовались прошлым своей семьи, своего рода: расспрашивали родителей, бабушек, дедушек, рассматривали семейный альбом. А на уроке рассказали, о чём поведала им фотография. Лучшие работы были опубликованы в школьной стенгазете.

Достоинство исследовательской деятельности состоит в том, что она включает совокупность поисковых творческих по сути приёмов и видов деятельности. При исследовании по той или иной теме учащиеся используют не только знания, но учатся планировать свою деятельность, разделять задачу на этапы, определить пути поиска, работать с дополнительной литературой, представлять результаты работы в публичном выступлении, проекте. (Приложение№3 ) 

          В настоящее время понятие «новые образовательные технологии» не мыслится без метода проектов, под которым понимают способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся для проектирования, создания и изготовления реального объекта (продукта труда).

 Американский философ и педагог Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целенаправленную деятельность ученика, опираясь на его личную заинтересованность именно в этом знании. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. В 1905 году русский педагог С.Т. Шацкий с небольшой группой сотрудников активно использовал проективный метод и пытался внедрить его в практику преподавания.

Проект позволяет  показать детям, что приобретаемые знания им могут и должны пригодиться в жизни. Но для чего, когда? Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, проблема, для решения которой ему необходимы новые знания - те, что еще предстоит приобрести.

  Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужное русло для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания, подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.

Проективная деятельность стимулирует интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и показывает практическое применение полученных знаний.

Ошибочно  считать, что проекты можно использовать только в дополнительном образовании, поскольку классно-урочная система с ними не сочетается, однако это не так - проективный метод весьма продуктивен в рамках уроков русского языка.   

 Чтобы достичь цели, поставленной обществом перед школой, каждый урок сегодня должен быть средством общения, воздействия, убеждения. С изменением цели урока меняются формы обучения. Сейчас как можно чаще использую коллективную, парную или групповую формы обучения, т.е. такие формы, при которых создаются условия диалога, условия коммуникации. Чтобы научиться вести диалог, чтобы он был успешным, приносил удовлетворение общающимся сторонам, необходимо овладеть всеми видами речевой деятельности. А поскольку речевая деятельность- это процесс, необходимо, чтобы процесс был непрерывным: речи можно научить в процессе говорения. Коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально.

 С этой целью провожу уроки  взаимообучения, которые  позволяют плодотворно развивать   самостоятельность и коммуникативные умения учеников. Этому способствуют разные  виды деятельности  в отдельно взятой паре: обсуждение чего-либо, совместное изучение нового материала, обучение друг друга, тренировка, проверка.                                                      

   Включенность учащихся в различные виды деятельности посредством КСО, позволяет развить у них такие ценностные и социально значимые отношения, которые в относительно близком будущем станут внутренним, духовным потенциалом их личностного развития и гражданской активности.

Возможность открытия, обнаружения какой-то закономерности, участие в творческой деятельности - это стимул и смысл учебного процесса. Педагог  А.А. Волков справедливо полагает, что невозможен какой-либо разговор о  предмете  без сформированного интереса к нему. Считаю, что никогда не научится писать без ошибок тот, кто только идеально выучил правило, но ученик, проявивший интерес к закономерности языка, сфокусировавший на ней внимание, увидевший ее в системе конкретных ярких структур, готов ответить на призыв учителя интересом и активностью, поскольку учебная мотивация сформирована.          

Учить детей грамотному письму можно, конечно, на любом материале. Но как добиться, чтобы они полюбили предмет, как сделать уроки русского языка средством их духовного развития?                                                                                                                        

Это очень трудные вопросы, но они разрешимы. И непременным условием успеха должна стать творческая атмосфера на уроке, когда учитель и ученик не "противоборствующие лагеря", а соратники и партнеры.

           

Результативность опыта

Формирование коммуникативной компетенции предполагает процессуально-результативный подход, т. к. об эффективности работы можно судить только по результату.

Сложившая система обучения русскому языку с использованием проблемного подхода существует в моей практике  более трех  лет. Показатели результативности такой работы   следующие:

1. Результаты психолого-педагогической диагностики,  направленной на выявление уровня развития коммуникативной компетенции  школьников и мотивации обучения (методика доктора педагогических наук И. Н. Чередова).

 В   таблице представлены данные, отражающие уровень сформированности коммуникативной компетенции     учащихся из контрольной группы,  которые на сегодняшний день обучаются в 8 и 10 классе.  При определении учебных возможностей учеников учитывались два параметра: обучаемость и учебная работоспособность.  Уровень сформированности интеллектуальных умений( в %) определяем в процессе анализа познавательной деятельности путем наблюдения и тестирования учащихся.  

2008г

2004-2005уч.г.

2005-2006 уч.г.

2006- 2007 уч.г.

8кл

52,8%

57,7%

61%

10кл

57,1%

62,7%

64,6%

 

2. Коммуникативная направленность преподавания русского языка способствует динамике  роста качества знаний учащихся.

2004-2005уч.г.

2005-2006 уч.г.

2006-2007 уч.г.

2007-2008уч.г.

8кл

51,8%

54,6 %

60,3 %

63,4%

10кл

62,5%

64%

66,2%

66,7%

3. Наблюдается  активное участие учащихся в различных формах внеучебной деятельности: умение учащихся вести коммуникацию как в устной, так и письменной речи.

4. Использование представленной системы работы способствует  повышению уровня общей культуры учащихся через расширение их  коммуникативного уровня.

5.  Необходимо отметить сформированность  гражданской позиции учащихся, выраженной в   активном и результативном участии в конкурсах различных уровней (школьном, районном, областном). (Приложение№4)

Конкурс творческих работ, посвящённый 100-летию со дня рождения Д.С.Лихачёва: сочинение  Щёголевой О. - 1место на районном этапе 2006г.

Всероссийский конкурс «Лучший урок письма»: Осадчая Ю. – 3 место 2006г.

Конкурс творческих работ, посвящённый Дню Народного Единства: сочинение Шорстова А. 2007г.

Участие учеников 7кл. в конкурсе «Моя классная - самая классная!»2006г.

Участие в Бирюченском славянском межрегиональном фестивале «Ведрусский посох» - Осадчая Ю.

6. Высокие результаты итоговой аттестации (новая форма) по русскому языку:  в   2007г. средний балл, по данным итоговой аттестации в 9 классе,  составил 4,3 .

                                                                           

 

                                                                                                                           

 

Библиографический список:

1. Дускаева Л.Р., Протопопова О.В., Кыркунова Л.Г. Речевое мастерство. Учебное пособие. – Пермь, 1998.

2.  Жинкин Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе. – В сб. Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку.   -  М.: Просвещение, 1985.

3.  Иванов, Д.А. Компетентностный  подход в образовании Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В.  Соколова. -  М.: Академия, 2003.

4. Кашкин  В.Б. Введение в теорию коммуникации / В.Б.  Кашкин. - Воронеж: ВГГУ, 2000.

5. Левин М.М. Технологии профессионального педагогического образования. – М., 2001.

6. Махмутов М.И. Организация  проблемного обучения в школе. - М., 1997.

7. Оконь В.  Основы проблемного обучения. – М.: Просвещение, 1987

8. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. -  М., 1991.

 

                                                                                                       

Приложение №1

Проблемные ситуации в обучении (по М.И.Махмутову)

Многие учителя-практики в своей деятельности сталкивались с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Разрешением этого вопроса является использование активных форм и методов обучения. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является создание проблемных ситуаций в учебном процессе.

Под проблемными ситуациями в обучении мы понимаем спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме.

Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а так же в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

Ситуации могут различаться степенью проблемности. Высшая степень проблемности присуща такой учебной ситуации, в которой человек:

1) сам формулирует проблему (задачу);

2) сам находит ее решение;

3) решает и

4) сам контролирует правильность этого решения.

Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерность и др.

В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть:

– проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;

– поиск истины (способа, приема, правила решения);

– различные точки зрения на один и тот же вопрос;

– противоречия практической деятельности.

Напомним пути, которыми учитель может привести учеников к проблемной ситуации:

– побуждающий диалог – это “экскаватор”, который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу

– подводящий диалог: логически выстроенная цепочка заданий и вопросов – “локомотив”, движущийся к новому знанию, способу действия;

– применение мотивирующих приёмов: “яркое пятно” – сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.), демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность), “актуализация” – обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся.

Основными условиями использования проблемных ситуаций являются:

Со стороны учащихся:

– новая тема (“открытие” новых знаний);

– умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию;

– умение определить область “незнания” в новой задаче;

– активная поисковая деятельность.

Со стороны учителя:

– умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом;

– формулировать возникшую проблемную ситуацию путем указания ученикам на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.

Приёмы создания проблемной ситуации

Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

Приёмы создания проблемной ситуации

С удивлением

Между двумя (или более) фактами

Одновременно предъявить противоречивые факты, теории

Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием

Между житейским представлением учеников и научным фактом

а) обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с “ловушкой”;

б) предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией

С затруднением

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

Дать практическое задание, не выполнимое вообще

Дать практическое задание, не сходное с предыдущим

а) дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим;

б) доказать, что задание учениками не выполнено

                                                                                                      Приложение №2

Проблемный урок по русскому языку в 5 классе

по технологии Мельниковой Е.Л.

Данный урок проводится в 5 классе и посвящён изучению темы: «Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме». На уроке применен проблемный диалог при изучении нового материала по технологии Мельниковой Е. Л. для того, чтобы каждый ученик мог действовать как субъект учебно-поисковой деятельности, вступая во взаимоотношения не только с учителем, но и с учащимися. На уроке даны различные задания, которые предназначены для достижения одной цели, подведения детей к самостоятельному открытию новых знаний.

Тема урока: Распознавание спряжения глаголов по неопределённой форме. 

Цели: научить распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме через проблемную ситуацию, активизировать познавательную деятельность через решение логических задач; создать  атмосферу доброжелательности между учащимися, учителем и учащимися, способствовать стимулированию активного творческого труда.

Оборудование: раздаточный дидактический материал, запись на доске

Ход урока

1. Организационный момент.

Учащиеся записывают число и месяц, подчёркивая орфограммы.

2. Минута чистописания.

На доске: М. л.ко, к.рова, трава

Врач, б.лезнь, выздор.вление

Д.ма, стр.итель, кирпичи

Простуда, хол.д, б.лезнь

Учитель. Составьте цепочку слов по смысловой закономерности (например: трава, корова, молоко)

Учащиеся. Болезнь врач выздоровление

Кирпичи строители дома

Холод простуда болезнь

Учитель. Какие буквы пропущены в этих словах? Охарактеризуйте орфограмму.

Учащиеся. В словах пропущена безударная гласная О.

3. Словарно-орфографическая работа.

На доске: земледелие, расстояние, космонавт.

Учитель. Найдите лишнее слово по трём и более признакам и узнаем новое словарное слово.

Учащиеся. Слово космонавт лишнее, так как это слово мужского рода, одушевлённое, в нём 3 слога, начинается с глухого согласного.

Учитель. Объясните значение слова космонавт. Выслушав ответы детей, учитель даёт объяснение слова по словарю русского языка С. И. Ожегова стр. 257: «Космонавт- это тот, кто совершает полёты в космическое пространство».

Учитель. Найдите это слово в словаре, запишите в тетрадь, поставьте ударение. Что можете отметить в его написании?

Учитель. Образуйте однокоренные слова к слову космонавт.

Учащиеся. Космонавтика, космический, космос, космодром, космовидение, космооткрыватель космография...

Учитель. Составьте с одним из них предложение, используя глаголы НАБЛЮДАЕШЬ, ИЗУЧАЕМ, ПОМНИТЕ. Обозначьте спряжение глаголов.

Самостоятельная работа детей и последующая проверка:

 Дети читают составленные ими предложения и называют спряжение глаголов. Объясняют правописание безударной гласной в окончании глаголов.

4.Изучение нового материала с использованием проблемного диалога.

Учитель. Скажите, какие глаголы относятся к 1 спряжению, а какие ко 2 спряжению?

Учащиеся. Глаголы 1 спряжения в форме 3 лица множественного числа имеют окончания — ут(-ют), а глаголы 2 спряжения: -ат(-ят).

Упражнения в распознавании спряжения глаголов.

(2 учащихся работают у доски).

Учитель. Как сказать иначе? Напишите глаголы в 2 столбика по спряжениям.

Обращаться к кому-либо с вопросом (спросить)

Переместить снизу вверх (поднять)

Становиться зелёным (зеленеть)

Сделать чистым (чистить)

Отдавать деньги за покупку (платить)

Бояться опоздать куда-либо (спешить)

Убирать сорняки на грядке (полоть)

Набрать воздух в воздушный шарик (надуть)

Проверка.

Учитель. Вы выполнили моё задание? Как вы его выполнили?

Учащиеся. По-разному.

Учитель. Почему так вышло? Что мы не знаем о глаголах в неопределённой форме?

Учащиеся. Мы не знаем, как распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме.

Учитель. Значит, какая тема нашего урока?

Учащиеся формулируют тему урока:

   «Распознавание спряжений глаголов по неопределённой форме».

Учитель. Итак, получились разные мнения. Как можно проверить, какой из них верный?

Учащиеся. Мы умеем определять спряжение глаголов по форме 3 лица множественного числа.

Учитель. Определите спряжение данных глаголов.

Учащиеся. 1 спряжение 2 спряжение

Поднимут — поднять спросят — спросить

Зеленеют — зеленеть чистят — чистить

Полют — полоть платят — платить

Надуют — надуть спешат — спешить

Учитель. Как можно узнать спряжение глаголов по неопределённой форме?

Учащиеся. Глаголы неопределённой формы, оканчивающиеся на -ять, -еть, -оть, -уть относятся к 1 спряжению, а глаголы на -ить — ко 2 спряжению.

Учитель. К 1 спряжению относятся глаголы, неопределённая форма которых оканчивается не только на -ять, -еть, -оть, -уть, но и на -ать, -ыть. Составьте схему к данному правилу.

(Дети обсуждают и оформляют схему в группах, затем вывешивают свои варианты на доску. Выбирается самый оптимальный вариант).

Учащиеся. На доске остаётся запись

1 спряжение — неопределённая форма -ать

-ять

-еть

-оть

-ыть

-уть

2 спряжение — неопределённая форма -ить

5. Физкультминутка. 

Если услышите глагол 1 спряжения, то хлопаем, а 2 спряжения — топаем.

Платить, ужинать, сеять, ловить, играть, летать, спешить, тянуть, рыть, учить, сеять.

6. Закрепление. 

Самостоятельная работа.

Учитель. Выполните упражнение № 457 учебника. Напишите глаголы в 2 столбика — по спряжениям.

Проверка выполненной работы. Взаимопроверка.

На доске: боле.шь, спор.м, гуля.шь, зеленее.т, пиш.шь, игра.м, чита. те.

Учитель. Прочитайте написанные глаголы. Поставьте в них ударения.

Учащиеся. Выполняют задание на доске.

Учитель. Какие в данных глаголах личные окончания?

Учащиеся. В данных глаголах безударные личные окончания.

Учитель. Что нужно знать, чтобы правильно написать гласную в безударном личном окончании глагола?

Учащиеся. Чтобы правильно написать гласную в безударном личном окончании глагола, надо знать спряжение глагола. В окончания глаголов 1 спряжения напишем гласную Е, а в окончаниях глаголов 2 спряжения —  И.

(Учащиеся по одному выходят к доске и вставляют пропущенные гласные.)

Работа в группах по карточкам.

1 группа.

ЖУРАВЛИ. В степи между пучками чая танцу.т журавль-красавка. На висках у него косицы. Ветер глад.т и трепл.т их. Но журавлиха танцора не замеча. т. Брод.т и нагиба. тся. Смотр.т по сторонам и охорашива. тся.

2 группа.

КАБАН-СЕКАЧ. Кабан- это дикая свинья. Он брод.т по лесам и похрюкива. т. Дубовые жёлуди подбира. т. Своим длинным рылом землю ро. т. Своими кривыми клыками корни рвёт, наверх выворачива. т. Это он пищу ищ. т.

3 группа.

ЛЕСНАЯ АЗБУКА. Лисий следок похож на след маленькой собачки. Но лиса держ.т лапу в комке. Для этого она крепко сжима.т пальцы. Собака пальцы раздвига. т. Волчий след похож на след большой собаки. Волк идёт шагом и аккуратно ступа.т правой задней ногой в след своей передней левой ноги. Следы его протянулись прямой строчкой в одну линеечку. Это лесная азбука.

4 группа.

КАК ОХОТЯТСЯ ЗМЕИ. С быстротой молнии кида.тся на ящерицу стрела-змея. Змея-яйцеед ест только яйца птиц. Она наход.т птичье гнездо и съеда.т все яйца. Белок и желток она глота.т, а скорлупу выплёвыва. т. Гюрза в жару пряч.тся в камнях у родника и ждёт птиц. Питон чувству.т живое тепло на расстоянии. Он мож.т сразу найти жилую нору.

Учитель. Прочитать тексты. Выписать глаголы, вставляя пропущенные гласные. Указать спряжение глаголов. Образец: бродит — бродить- 2 спряжение

Проверка. Взаимопроверка групп, оценивание работ.

7. Итог урока. 

Учитель. Выбери утверждение. Сегодня я на уроке: Научилась (научился)...

Было интересно....

Было трудно...

Я понял (а), что....

8. Домашнее задание.

Выписать по пять глаголов 1 и 2 спряжения из произведения К. Булычёва «Консилиум» по учебнику « Родничок. Внеклассное чтение 5кл.».

Мини- сочинение по теме: «Весенний день».

(Задания разного уровня сложности ученики  выбирают самостоятельно.)

Фрагмент урока  с использованием

элементов проблемного обучения

Тема: Частица как часть речи. Разряды частиц.

Цели: учащиеся должны сформулировать значение частицы как части речи, осознать, что частицы бывают формообразующими и модальными, т.е.  могут выражать различные оттенки значения, учиться различать разряды частиц и выбирать правильную интонацию при  произношении  предложения с частицей.

Оборудование: раздаточный дидактический материал, компьютерная презентация.

Примечание:      Чтобы обеспечить активную мыслительную деятельность каждого, показать ученикам экспрессию частиц и, что главное, коммуникативную значимость изучаемого языкового явления, я предлагаю начать знакомство с частицей на уроке-исследовании. Постановка проблемной ситуации  позволит организовать творческую и поисковую деятельность учащихся.

  1. «Открытие» нового материала строится на основе мыслительных операций, поэтому в этап актуализации знаний я включаю задания, которые тренируют мышление. Более того, изучаемая тема тесно связана  с понятием «интонация», значит, мне необходимо повторить и этот материал.

 Актуализация знаний

Учитель:  Однажды  великий русский режиссёр Константин Сергеевич  Станиславский предложил актёру Московского Художественного театра сделать из слов Сегодня вечером, меняя только их звучание, 40 разных сообщений. Актёр, перечислив 40 различных ситуаций, произнёс эти слова в соответствии с каждой из них. А слушатели, сидящие в зале, должны были угадать, о какой ситуации идёт речь. И актёр, и аудитория  блестяще справились с задачей.

Давайте и мы попробуем это сделать (выразите сомнение, радость, вопрос, уточнение)    Молодцы! Что вам помогло выразить разные значения?

Позднее актёр рассказал эту историю лингвисту Роману Осиповичу Якобсону, и тот повторил опыт Станиславского. Этот эксперимент показал, что интонация - неотъемлемая часть любого устного высказывания. С помощью интонации мы расцвечиваем свою речь множеством смысловых оттенков. Ведь даже самый обычный вопрос Который час? можно произнести так мрачно, что вам  никто не захочет отвечать. Интонация - мощное средство   в устной речи.

А как быть, если вы  не видите собеседника? Как передать оттенки значения высказывания при его письменном оформлении? (На этом этапе мы создали ситуацию с затруднение. Теперь, чтобы сформулировать тему и цели, подойти к решению проблемы, используем подводящий диалог).

- Я тоже предлагаю вам провести эксперимент. Объектом исследования у нас будет письменное высказывание. Перед вами предложение:

Я приглашаю вас сегодня в гости

Оказывается, оно может передавать 3 типа разной информации. С помощьючего? Это нам нужно узнать на сегодняшнем уроке.

Лингвистический эксперимент

- «Как много силы в нашем русском слове!»- утверждал А.Прокофьев. В правильности этого высказывания вы сможете убедиться. С помощью подстановки И в предложение, мы сможем передать разное сообщение.

    - Представим, что вам нужно написать пригласительную открытку другу. Вы знаете, что этого человека уже пригласила ваша сестра, мама, но хотите подчеркнуть, что вы его тоже ждёте. Как будет выглядеть предложение?

2-я ситуация. Сегодня у вас День Рождения, соберутся самые близкие люди, но вы хотите, чтобы этот человек тоже пришел.

3-я ситуация. Этот человек был у вас вчера, но вы хотите его видеть и сегодня.

 - Мы получили различные оттенки значения одного и того же предложения. Как мы этого добились?  Подстановка И усиливает значение того слова, перед которым стоит.

- Это слово отвечает на какой-либо вопрос?

-Изменяется? Является ли членом предложения? Это самостоятельная или служебная часть речи?

- Предлог? Союз? Почему не союз?

-Что же это, по-вашему?  Что делает частица и, путешествуя по предложению?

Итак, тема сегодняшнего урока – Частицы.

Работа с материалом учебника - осмысление новой информации, восприятие нового. Использование приёма  Инсерт.

  Что вам уже было известно? Что оказалось новым? О чем хотите узнать более подробно?

Определим цели сегодняшнего урока.

Изучение нового материала. Исследование

Работа в парах. Преобразуйте каждое предложение, включая в его состав разные частицы. Заполните предложенную таблицу. Впишите частицы в первых трёх колонках, в зависимости от значения, которое они выражают

Николай ответил (не, даже, вряд ли)

Тучи рассеялись (всё-таки, не)

Мама промолчала (вовсе не, же, едва ли)

 

Отрицание

Усиление  

Сомнение

разве

неужели

ли(ль)

что ли

что

это

вон

а вон

вот

а вот

что за

как

ну и

именно

как раз

только

лишь

лишь только

почти

исключительно


 

                                                  Не существует сколько-нибудь

 достоверных тестов на одарённость,

  кроме тех, которые проявляются хотя бы

 в самой маленькой поисковой деятельности.

  А.Н.Колмогоров

(При работе с лингвистическим текстом не будем упускать шанса эту деятельность организовать .

 В стихотворении А.Тетивкина есть такие строки:

- Мы,- промолвили Частицы,-

Можем с каждым подружиться,

Выражаем утвержденье,

отрицание,

                                сомненье …

Как вы думаете, что означает это многоточие?

Работа с материалами учебника

На этапе рефлексии ещё раз продемонстрируем коммуникативную значимость частицы как части речи.

Важно, что этот урок был направлен не только на  изучение теоретического материала, но и на развитие познавательных и коммуникативных навыков. На изучение темы «Частицы» отводится10 часов, на этих уроках будет продуктивным использование лингвистического и стилистического эксперимента, исследование лингвистической проблемы, творческие работы, проективная деятельность.


                                                                                                     Приложение№3

Лингвистическое исследование

 проблем современного русского языка (внеклассное занятие).

Тема: «Сохраним язык - сохраним Россию!»

Цели: 1)  рассмотреть причины нарушения экологии современного русского языка и возможные способы их решения, исследовать влияние иноязычной лексики, жаргонизмов и нецензурных выражений на состояние родного языка и духовной культуры нации;

 2) формировать умение учащихся самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результата), вести поиск информации в источниках разного типа; развивать информационно-коммуникативные навыки, связанные с использованием мультимедийных ресурсов  и компьютерных технологий для обработки, передачи информации, создания презентации результатов;

3) воспитывать осознание ценности русского языка, чувство ответственности каждого  за  его состояние, учить отстаивать свою гражданскую позицию.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, буклеты.

Оформление  аудитории: плакаты с высказываниями известных писателей о значимости языка в жизни народа, выставка книг по культуре речи

Форма: внеклассное занятие – исследование, работа в группах

Ход занятия

1  Вводное слово учителя

Россия. Родина. Отечество.

Это не только огромное территориальное пространство, но и наш родной язык, великое русское слово, выделяющее нас как нацию   среди миллионов людей на планете.

«В языке одухотворяется весь народ и вся его родина»,- говорил К.Д.Ушинский.

Язык народа – это его историческая память. Духовная культура и жизнь своеобразно отразились в нашем языке, в устной и письменной форме, в различных жанрах – от древнерусской летописи до произведений современной литературы.     (Слайд2)

Любопытно, что у летописца Нестора не упоминается слово «народ», «племя», для обозначения этого используется понятие «язык».

     Народ и язык – понятия изначально неразделимые, цельные, как тело и душа. Язык   не увидишь, его не коснёшься, может от того и возникает иллюзия его малоценности в современном обществе? Он ведь,  как воздух, как вода – всюду, везде с нами.

Или пока с нами?!

  « Родной язык – это душа нации»,- утверждал академик Д.С.Лихачев, тем страшнее слышать сегодня о вырождении русской нации.  Нации, которая теряет свой подлинный, свой исторический язык, а вместе с ним и свою психологию, культуру, историю, память о предках.

2  Сообщение темы, целей   

Задача сегодняшней встречи, которая проходит в форме лингвистического исследования, – обозначить существующие в языке проблемы и попытаться найти способ их решения. Ранее мы определили три направления, нарушающие экологию языка и духовную культуру нашего народа. Класс разделён на три группы, внутри каждой – эксперты, теоретики и корреспонденты. Хочется верить, что сегодняшнее занятие будет шагом к более осознанному желанию беречь родной язык.

   Я приглашаю вас к исследованию, девиз которого «Сохраним язык – сохраним Россию!»

(Слайд3)

Материалы лингвистического исследования

Ещё А.С.Пушкин  называл русский язык «переимчивым и общежительным», до некоторого  времени считалось, что богатство и самобытность нашего языка нисколько не пострадали от такого гостеприимства. Но в последнее время  употребление  иностранных слов, а точнее их засилье, стало одной из непростых  проблем. Почему «непростых», нам объяснят теоретики из 1гр.

Выступление теоретиков (Слайд 4,5)

(Сообщение учащихся о процентном соотношении русских и заимствованных слов, причинах заимствования из английского и др. языков)  

Сценка (Слайд 6)

-Хай, подружка!

-Привет! Классно выглядишь, ты раньше на тинейджера смахивала, а теперь…

-Это мой стилист постарался, я такой салон отыскала!

- Где?

- Знаешь, возле дома у нас паркинг построили, на въезде постер висит. Подхожу, читаю,  в одном из мультиплексов салон красоты открыли. Я после ланча  туда отправилась. На входе -  секьюрити, дизайн в холле классный, римейки самые лучшие звучат. Всё супер! Я как раз на прайм-тайм попала – пилинг со скидкой сделали. Кстати, вот тебе их визитка.

- Нет, Женя, я туда не пойду .

- Как вы думаете, почему Аня отказалась от предложения  ?( ничего не поняла из сказанного)

Результаты лингвистического эксперимента  (Слайд 7)

- Какой вывод можно сделать? Отказаться от употребления иностранных слов? По-моему, эта мера невозможна?  (ответы и предложения учащихся)

Слова английского происхождения требуют дополнительной расшифровки средствами русского языка, потому что они  не понятны большинству из  нас.         Конечно, здесь представлены далеко не все примеры, лишь те, которые активно используются в молодёжной среде.

- Почему же  эта  проблема оказывается спорной?

Ученики: С одной стороны, заимствованные слова  в нашей речи – явление закономерное, отражающее экономические, политические и культурные взаимоотношения с другими странами,  а с другой стороны – погоня за всем иностранным губит самобытность и прелесть русского языка, засоряет его.

Учитель  Прибегая к иноязычным элементам,  мы отдаём дань моде не только жить, но и мыслить по-американски. Но ведь нам тоже есть чем гордиться!

И если многочисленные искажения русской речи  не в нашей власти, то за выбор слова в собственном высказывании отвечаем мы сами. Именно с этого и стоит начинать. И помнить при этом слова В.Г.Белинского.   (Слайд 8 )

2.

Видеоинтервью с учащимися и учителями школы

- Вы наверняка поняли, что речь идёт о нецензурной лексике. Дети слышат её от взрослых,  взрослые встревожены речью детей. Это стало сущим наказанием для нашего языка и общества. Обратимся к толковому словарю

(Слайд 9 )  Кто должен        контролировать нашу речь?  (мы сами)  

Однако,пока не получается. По крайней мере, об этом  говорят результаты анкетирования.

Выступление экспертов (Слайд 10)

-Как эти слова пришли в наш язык? Как относились к ним наши предки.  Перевернём страницы прошлого.

Выступление теоретиков  (Слайд 11) Специалисты по истории, этнографы и социологи провели (на материалах разных языков) интересные исследования. Употребление брани, особенно непристойной, может восприниматься как нарушение табу (т.е. запрета, в данном случае нравственного)

В древнерусской литературе и в народной традиции запрет на  бранную лексику связывался с представлением о том, что матерщина оскорбляет Мать-сыру землю, Богородицу и родную мать человека. По нравственным народным представлениям славян, бранящийся человек оскорбляет не столько мать собеседника, сколько свою собственную мать. У русских крестьян считалось опасным бранить детей, ибо на том свете они отвернутся от своих родителей. Ребенка, которого выругали «черным» словом могли унести злые силы. Нельзя было ругаться при иконах, при печке (этого не выносит домовой). Боясь лешего, не ругались в лесу.

В дом, где люди бранятся, проникают бесы, а вот ангелы покидают такое жилище.

В языческие времена, да и позднее, на Руси с помощью непристойных слов и выражений изгоняли из дома разную нечисть, спасали скот от бесплодия, а поля и пашни – от засухи. Слова эти назывались «черными», и в этом названии сближались понятия «черноты» и черта»). Буквально «чёрные слова» - это выражения с упоминанием черта (слово чёрт здесь заменяется - из суеверного страха - созвучным прилагательным чёрный). Попусту такими «черными словами» не разбрасывались: боялись накликать беду  и на себя, и на близких - ведь слово-то имело свойство «воплощаться»!

Учитель: - Что вы чувствуете, когда такие слова звучат в ваш адрес?

 -Это ведёт к нарушению гармонии общения, сеет вражду  между людьми. Возможно, веским аргументом отказаться от таких слов послужат советы нашего психолога.

Интервью с психологом школы

-Как известно, болезнь легче предупредить. Какие попытки борьбы предпринимаются в нашем обществе?        Результаты?

То, что проблема сквернословия весьма актуальна, говорят исследования на современном этапе.

Сообщение экспертов

Из материалов исследования сотрудника Института проблем РАН

П.П.Гаряева       (Слайд 12 )

 Любое произнесённое слово—это волновая генетическая программа

 Иногда слово может сработать как убийца и даже вызвать раковые заболевания

 Воздействие брани равносильно радиационному облучению в 10-40 тысяч рентген!

 Бранные слова вызывают мутации на генетическом уровне

 Длительный стресс, который могут спровоцировать оскорбительные выражения, приводит к снижению иммунитета

Стихотворение В.Сааковой читает участник исследования.

Гостям и членам других групп вручаются  буклеты с тезисами выступления.  

Учитель: Вот он, ответ на вопрос «что делать?»: научиться уважать себя и окружающих людей. Привычка к сквернословию – это признак духовного и нравственного разложения человека, о котором нельзя сказать, что он хороший сын, хороший отец или гражданин   (Слайд13)

3.

- А теперь поговорим о том, что, наверное, вам особенно близко. Я говорю о молодёжном жаргоне. Из беседы с вами  я поняла: большинство не согласны с тем, что жаргонная лексика портит язык. Не буду настаивать, выводы сделаете сами, поможет в этом работа ребят из  3группы.

Выступление теоретиков (Слайд 14 )

1.   Материал по данному вопросу мы нашли на сайте Института Русского языка им. Виноградова.  Хочется отметить, что в Интернете очень много виртуальных школ и справочных порталов, работа которых направлена на пропаганду правильной, грамотной речи.

             Жаргон – это своего рода язык в языке. Строго говоря, жаргон – разновидность речи какой- либо группы людей, объединённых единой профессией, родом занятий.   Считается, что в молодёжной среде жаргон бытовал издавна (среди семинаристов и гимназистов). Главное в этом языковом явлении – отход от обыденности, игра. По мнению молодёжи,   жаргонная лексика существенно  отличается от  скучного мира взрослых.  (Родители скажут -  хорошо, а дети произнесут – клёво, взрослые восхищаются чем-либо, подростки тащатся)

Есть мнение, что такая речь очень выразительна и эмоциональна. На самом деле, специалисты доказали:  жаргонные слова и выражения – это безликие штампы, имеющие только две оценки: положительную (что реже)  и отрицательную.

2.Лингвисты отмечают, что в жаргоне, как и в языке в целом, отражаются события, происходящие в жизни народа, его культура, мораль и нравственный уровень.

Поэтому, несмотря на то, что жаргонизмы иногда допустимы в литературном языке для создания речевых характеристик героев, многие известные писатели относились к этому явлению с осторожностью.   Ильф и Петров, например,  при переиздании романа «Двенадцать стульев» от многих жаргонизмов отказались. Это ещё раз доказывает недопустимость проникновения сленга в  художественную литературу.

Учитель: Гордый наш язык… в пушкинские времена часть общества предпочитала говорить по-французски, в наше время он перегружен английскими словами и как никогда жаргонными выражениями, которые прочно вошли в обиход молодёжи. Разрешите и мне поделиться собственными наблюдениями над вашей речью. Знакомьтесь, собирательный образ вашего сверстника,  фоторобот, внешний вид которого определён  согласно школьному жаргону.

Коллаж  (Слайд 15)

- Посмотрите, неужели вы узнаете кого-то из своих знакомых? А хотелось бы увидеть здесь собственный портрет?   ( На рисунке вместо ушей у человека - локаторы, на месте рта – варежка,  вместо рук – клешни и грабли, ноги заменяет костыль и копыто, т.е. обозначение частей тела  дано   по аналогии со школьным  жаргоном)

Учитель: Хоть  неприятны эти слова, но звучат они   всё чаще и чаще в общении молодёжи. Но ещё неприятнее осознавать тот факт, что бороться с этим явлением всё сложнее.  

Во все времена весёлые школьники чуть-чуть искажали свою речь, и делали это отчасти сознательно, чтобы хоть чем-то отличаться от своих наставников. Но с течением времени к этой игре подключились и взрослые. Что же из этого вышло?

Результаты исследования рекламных акций   (Слайд16)

Сообщение экспертов группы   В любви к западу, в засилье жаргонизмов особо преуспела наша реклама. Производители товаров идут на все уловки, чтобы привлечь внимание покупателей. Вот лишь один из многочисленных примеров.

    Чипсы «Читос»  Купивший такую пачку становится участником так называемой стимулирующей лотереи, однако,  сможет ли он понять, что именно ему обещают? Вряд ли! Послушайте рекламный текст:

Забавно шевелятся «Читос» пачки?

Внутри обитают хип-хоп собачки!!!

ЙОУ, собирай мегабанду собачек

Из клёвых наклеек и денглеров в пачках.

Мобильник свой можешь сделать прикольным,

С тюнингом в стиле хип-хоп мегакульном!

Вперемежку с иностранными  словами этикетка пестрит жаргонизмами, в которых зашифрован никому не понятный замысел.  Грустно отмечать, что чипсы эти производят в Московской области. Получается, что мы сами портим родной язык! 

Учитель: Игра превращается в болезнь общества. А ведь  очень важно для современного молодого человека иметь такие знания, которые можно было бы передать следующим поколениям. Только в этом случае не прервётся связь времён. Вам выбирать,  на каком языке будут говорить ваши дети. В ваших руках будущее России, будущее родного языка.  (Слайд 17)

Заключение

Сделать всё человечество добрым – трудно, перевести через дорогу старика, помочь товарищу, навестить больного – легко. Маленький шаг для человека, но большой для человечества…

 Хотим, чтобы русский язык оставался красивым, ярким – давайте прислушаемся к своей речи. Начинать нужно с себя. Это очень важно.

Ведь по отношению человека к своему языку можно судить о его гражданственной ценности.  Любовь к Отечеству немыслима без любви к своему языку.

                                                                                               

                                                                                                      Приложение№4

Конкурсное сочинение, посвящённое

100-летию со дня рождения Д.Лихачева

Автор Щеголева Ольга, ученица 9 «А»класса

Наследникам России

 Должно быть, в самой природе человека заложено стремление оставить в вечности частицу своей жизни, след своих мыслей и чувств. Человек не исчезает до тех пор, пока его кто-то помнит неравнодушно.

     2006 год объявлен в России  годом Лихачева. Это дань памяти выдающемуся человеку, повод для размышления о значимых  для каждого из нас вопросах.

      В чем секрет воздействия книг и статей Дмитрия Сергеевича Лихачева? Почему их так часто цитируют, так часто к ним обращаются? Даже когда он высказывает в своих работах вроде бы общеизвестные  истины, почему воспринимаем их как откровение?  Вероятно потому, что идеи, которые он выражает, стали частью его собственной души, что все это он пережил, проверил на своём опыте.

       Для меня «открытие» Лихачева состоялось на уроках литературы, посвященных «Слову о полку Игореве». Его литературно-исторический очерк помог мне приблизиться к событиям далёкого двенадцатого века, понять дерзкий и вольный характер наших далёких пращуров, запечатленных древним поэтом-летописцем.

«Я занимаюсь Русью всю жизнь,   и нет для меня ничего дороже, чем Россия», - признавался публицист.

 «Раздумья о России», «Письма о добром и прекрасном», «Заветное» -  в его наследии – глубокое почтение к нашей истории, к русскому человеку, к родной земле.

Родина…Отечество… Земля отцов…

Неустанно обращается Лихачев к этим словам, и зовет нас, читателей, к размышлению о том, что они для нас значат.

Просто, удивительно просто объяснить слово «патриотизм», тем более, что в последнее время мы слышим его отовсюду. Произнесенное искренне  или официально, оно стало модным, даже… обычным. Однако как трудно полностью раскрыть, расшифровать содержание самого чувства, которое обозначается этим словом.

- Что такое патриотизм? - читаю вопрос в статье Лихачева из книги «Заветное».

-  Преданность и любовь к своему Отечеству, - эта фраза уже автоматически складывается в моём сознании. Читаю дальше, и «диалог» с публицистом захватывает.

- Наши представления о патриотизме очень отстали <…> Оно (чувство патриотизма) должно основываться на иных представлениях о нравственном достоинстве нации. <…> Нравственное достоинство нации состоит прежде всего в умении общаться с другими народами, - объясняет писатель.

   Всякое новое поколение формирует свое общественное сознание и свои общественные взгляды под влиянием каких-то исторических событий и утвердившихся идей. Однако любое поколение, как бы полно оно ни унаследовало от своих отцов их убеждения и взгляды, вырабатывает своё отношение к действительности, иначе было бы невозможно никакое развитие.

     Каким же должен быть русский человек сегодня? На чем должно строиться нравственное достоинство нации?

В книге «Раздумья о России» Лихачев  пишет: «…Нам нужно научиться отвечать за свое настоящее, за наше нынешнее положение, опираясь на реальные факты, на реальные традиции, а не на различного рода предрассудки, связанные с русской историей. У нас была история не хуже и не лучше, чем у других народов». Что автор хотел этим  сказать?

  «Может оказаться, - читаю в сборнике «Заветное» , - что маленький народ, слабый в военном отношении, займет первое место. В современных условиях, повторяю, военная победа есть победа заводов, победа военной машины, военного изобретательства, но не духа нации, духа народа».

     Что ж, замечание справедливое. Однако… Любовь наша к земле основывается сегодня на желании её процветания, развития.  Но, к сожалению, приходиться всё чаще думать и о том, как её защитить. И только  для этого мы укрепляем военную мощь России, изобретаем и совершенствуем технику. Я не противоречу Лихачеву, нет! Но, по-моему, появлению «военных заводов» способствовал печальный опыт, когда человеку ценой собственной жизни нужно было защищать каждую пядь этой самой земли.

 В блокадном Ленинграде изможденные жители укрывали от бомбежки памятники архитектуры. Вчерашние школьники сменили выпускные наряды на гимнастерки и шинели.

   Окончилась война сорок пятого, прошли годы и принесли новые испытания, воспоминания об этом живут и, возможно, объясняют поведение современного россиянина, наличие у него «военных машин».

Приведенная цитата не говорит, что Лихачев не  отдаёт дань историческому опыту народа. Он, скорее всего, хочет предостеречь нас от ошибки: не нужно свои неудачи объяснять сложным временем, отвернувшейся фортуной. Нередко именно в таких жалобах протекает жизнь человека.

      Как же пополнить наш «нравственный багаж», как стать достойным своего Отечества? К мудрым советам Лихачева стоит прислушаться.

         «Мы свободны и именно поэтому ответственны»,  - утверждает писатель. Мы, действительно, ответственны за тех, кто рядом с нами. В статье «Этажи заботы» читаем: «Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны. Забота… направлена целиком на будущее. Это не само чувство – это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма».

        «Для сознания единства с человечеством и миром, человеку важно воспитывать в себе чувство сострадания. Оно заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти», - эти слова звучат сегодня как нельзя актуально. 

Если мы сохраним нашу культуру и все то, что способствует ее развитию, — библиотеки, музеи, архивы,— если сохраним неиспорченным наш богатейший язык, литературу, то мы, безусловно, будем занимать одно из ведущих мест в мире.

«Возможности человечества для развития культуры неограниченны. Если эти возможности не используются по «назначению», то они направляются по ложному пути: отсюда всякие терроризмы, наркомании», - предостерегает нас академик. Человек создан с огромными творческими возможностями. Для чего все это? Для того, очевидно, чтобы человек не прекратил собой это развитие, а продолжал его».

      «Невежда без души - зверь», - утверждал Стародум, герой комедии Фонвизина. Этот афоризм словно продолжает Лихачев, говоря: «Цивилизация без души – ужас!» Он сетует на то, что мы с легкостью отказываемся от своего ради заимствований из чужой культуры, другой страны: переодеваемся в её одежды, обзаводимся её бытом. Прав академик, что скрывать! Ведь чаще всего, одевшись в «заморские» джинсы, мы танцуем под зарубежную музыку. А под какую же музыку будут танцевать наши дети? Может, не правы чиновники, сокращая преподавание гуманитарных наук в школе и заменяя их часами физической культуры. Не в физической культуре испытывает недостаток современная молодежь!

Что же ещё важно? Как мы должны строить свою жизнь?

Люди должны научиться жить с достоинством. Достоинство, по словам Лихачева, — это уважение к семье, к самому себе, это опрятность, это наша одежда, одежда нашего города.  «Не выработается у людей достоинства в грязи — в этом случае человек не уважает сам себя. И существование человека как определенной ценности — уничтожается». 

Читая работы Дмитрия Сергеевича, убеждаешься вновь и вновь: человек не песчинка, он способен преобразовать мир, но только в основе должно лежать желание множить на земле красоту, созданную для тебя предшествующими поколениями. 

          Лихачев не просто рисует идеал («Модель выпускника», как приводят в пример  нам, белгородским школьникам), этот человек советует, как этого идеала достичь.  Трудно принять все «советы», для кого-то невозможно, а  кто-то будет пробовать идти по дорожке самосовершенствования  и у него получиться.  Нет в статьях Лихачева  назидательности, поучений. В них - стремление понять окружающий мир, помочь в нем ориентироваться , в его советах – ответ на вопрос: Какими людьми должны стать мы, русские?

 Современные люди – наследники России!

                                                                                                       Приложение№5

Компьютерное обеспечение занятий

Приложение

1. Приложение №1  –   Приёмы формулирования проблемных ситуаций  в обучении

2. Приложение №2 -  Разработки уроков с использованием проблемного подхода

3. Приложение №3 – Разработка внеклассного занятия в форме лингвистического исследования «Сохраним язык -   сохраним Россию!»

4. Приложение №4  - Творческие работы учащихся

5. Приложение №5 - Компьютерное обеспечение занятий


[1]  Иванов, Д.А. Компетентностный  подход в образовании Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В.  Соколова. -  М.: Академия, 2003.

[2]2 Махмутов М.И. Организация  проблемного обучения в школе.  М., 1977

[3] Дускаева Л.Р., Протопопова О.В., Кыркунова Л.Г. Речевое мастерство. Учебное пособие. – Пермь, 1998.

[4]  Кашкин, В.Б. Введение в теорию коммуникации / В.Б.  Кашкин. - Воронеж: ВГГУ, 2000 .

        

[5] Жинкин Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе. – В сб. Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку. ( Изд-е 3-е) М., 1985

[6] Левин М.М. Технологии профессионального педагогического образования. – М., 2001

[7] Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М., 1991.