Интеграция предметов гуманитарного цикла как средство повышения общекультурного развития учащихся
статья

Гладкова Анна Вячеславовна

Доклад "Интеграция предметов гуманитарного цикла как средство повышения общекультурного развития учащихся"  и презентация к нему были продемонстрированы в рамках мелодического совещания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеграция предметов гуманитарного цикла как средство повышения общекультурного развития учащихся

(из опыта работы)

Гладкова А.В.,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ № 46» г. Улан-Удэ

Интеграция предметов гуманитарного цикла как средство повышения общекультурного развития учащихся

Не должно быть слепых к красоте, глухих 
к слову и настоящей музыке, чёрствых к добру, 
беспамятных к прошлому. А для всего этого 
нужны знания, нужна интеллигентность,
дающаяся гуманитарными науками.
Д. С. Лихачёв

   Современному обществу нужен человек, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Поэтому очень важен переход от исполнительной, репродуктивной деятельности учащихся к творческой, поисковой деятельности на всех этапах учебного процесса.

Гуманитарное образование сейчас в большей степени ориентируется на формирование в человеке целостного мира культуры в его гармонической организации, что связано с развитием ценностного мышления и ответственного сознания личности.

Стандарты нового поколения опираются на культурологический подход в изучении предметов гуманитарного цикла(литературы, истории, обществознания и т.д). Следовательно, будущее школы связано с синтезом разных учебных предметов и прежде всего гуманитарного цикла в парадигме культуры.  

   Гуманитаризация образования.   Многие годы  в  системе образования царила авторитарная  система, в результате чего произошло резкое падение общекультурного уровня выпускников основной и средней школы. Это отразилось на уровне культуры всего общества . и с введением Одной из тенденций современного образования стала гуманитаризация образования

Гуманитаризация образования  - система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных

 компонентов в содержании   образования и т. о. на формирование личностной зрелости обучаемых.

Анализируя суть и необходимость процесса гуманитаризации образования, отметим, что оно особенно актуально  в современных реалиях .Им енно такой вариант предполагает особый интерес к формированию практических и эстетических качеств ребенка, развитию речи, пространственного и логического  мышления, интуиции, положительного отношения к искусству. Гуманитаризация образования- это, в первую очередь, возможность полноценного развития  для каждого отдельного ученика .

И в этом нам помогает интеграция предметов.

Интеграция – (лат.) – восстановление, восполнение, объединение частей в целое (integer – целый), причём не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие,  взаимовидение.  
Задача интегрирования «…не просто показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую, реальную связь дать ученикам желанное представление о единстве окружающего нас мира. Иначе интеграция превратится в поверхностную констатацию – пародию на межпредметные связи» (Ю.И.Дик).

Интеграция в обучении предполагает, прежде всего, существенное развитие и углубление межпредметных связей, которые являются аналогом связей межнаучных, переход от согласования преподавания разных предметов к глубокому их взаимодействию.  

Интеграция является способом развития поликультурного пространства.

В конце прошлого  тысячелетия в мировом образовательном процессе возникает и широко обсуждается новая система ценностей и целей образования, возрождается концепция личности, основанная на идеях природосообразности, культуросообразности и индивидуально-личностного развития. Появляются новые парадигмы образования, в которых педагогическая действительность отражается с помощью нового языка науки. В научный оборот входят такие понятия как образовательное пространство и образовательный регион, поликультурная информационная среда, образовательные технологии и др.

          Эти тенденции указывают на то, что основным методом проектирования и развития образования становится культурологический подход, ориентирующий систему образования на диалог с культурой человека как ее творца и субъекта, способного к культурному саморазвитию

 В результате человек в современной социокультурной ситуации находится на рубеже культур, взаимодействие с которыми требует от него диалогичности, понимания, уважения к культурной идентичности других людей.

Поликультурная личность должна обладать и достаточно ярким художественно-эстетическим сознанием: развитым воображением, утонченными чувствами, тягой к прекрасному, способностью ценить красоту, художественным вкусом, умением разбираться в произведениях искусства, что воспитывается театром, кино, телевидением, литературой, уроками музыки, живописи.

  Поликультурное образовательное пространство обеспечивает диалог культур, интеграцию знаний в целостную картину мира, культурную рефлексию, саморегуляцию, жизнетворчество, саморазвитие, правильность решений в ситуациях выбора.  

  Общекультурное развитие достигается  комплексом средств. Оно реализуется прежде всего на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства, ритмики. Во внеурочное время оно проводится в работе кружков, студий, группах художественной самодеятельности, театрах.

     Интеграция обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется всесторонне развитая личность.

  расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения. Интеграция направлена на развитие эрудиции ученика.

Любой предмет, будь то литература  или  физкультура, история  вызывает в школьнике определенные эмоции посредством своего материала, так как  «в любом предмете есть более или менее эстетический элемент». Чтобы стать средством эстетического воспитания учителю достаточно творчески подойти к предмету своей науки, пробудить творческий интерес к нему школьников.    

Содействуя воспитанию учащихся как поликультурных индивидов,  используются  различные  формы проведения уроков – это урок- праздник, концерт, урок-экскурсия и т.д      

Нестандартные формы проведения уроков дают положительные эмоции, которые благотворно влияют на рост качества знаний.  

         Уроки гуманитарного цикла содержа т в себе огромный воспитательный потенциал, которые  напрямую связаны с характером самого предмета.

Но большие возможности для  воспитания поликультурного человека, несомненно, дает  внеурочная деятельность

 Очень часто человек, особенно в школьном возрасте, не подозревает о своих талантах и способностях. Кроме того, немало детей замкнутых, стеснительных, нерешительных и т. п., которые ощущают определенный дискомфорт. Они не так активны, как другие, зачастую боятся высказывать свое мнение, чтобы не быть непонятым, а иногда и высмеянным.

В сегодняшней жизни особенно важно помочь такому ребенку найти ту точку опоры, сферу деятельности, в которой он может ощутить свою значимость и удовлетворение. Проблема развития творческих способностей, умений и навыков напрямую связана с развитием личности, мышления, интеллекта, умения понимать прекрасное. Кроме того, приобретая собственный опыт, человек учится анализу, сравнению, критическому осмыслению происходящего, что, безусловно, понадобится в дальнейшей жизни. И, наконец, делая то, чего не могут другие, человек ощущает собственную значимость, что способствует самореализации личности, создает атмосферу успешности.

Одновременно с этим в настоящее время существует незаполненная ниша возможностей для реализации в единстве всех этих потребностей.

Таким образом, существует острая необходимость в разработке новых форм организации внеурочной интеллектуальной и творческой деятельности учащихся, более широких и системных, развивающих совместно интеллектуальные и творческие возможности, формирующих основу для развития креативности мышления, с элементами самоуправления, соединяющие в едином интеллектуальном движении как детей, так и педагогов и, возможно, родителей.

Интегрированный подход в обучении помогает построить   внеклассную работу.  

Главные идеи внеклассных мероприятий  заключаются в:
– формировании культуры общения обучающихся, осознание обучающимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками;
– передаче обучающимся знаний, умений, навыков социального общения людей, опыта поколений;
– воспитании стремления обучающихся к полезному времяпровождению и позитивному общению.

Главная цель:

Создание условий для позитивного общения обучающихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:

  • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся  кразличным видам деятельности;
  • оказание помощи в поисках “себя”;
  • создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
  • создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

  Все мероприятия     предоставляют обучающимся возможность участия в широком спектре занятий,  мероприятий.

Наша  школа активно работает в этом направлении.

Все мероприятия,  проводимые в рамках  внеклассной работы призваны развивать, воспитывать ребенка, повышать его общекультурный уровень.

Какие мероприятия проводятся в этом направлении. Это     интеллектуальные игры, конкурсы, олимпиады,  литературно-музыкальные композиции, тематические вечера,  фестивали, культурно-образовательные события, посещение музеев, театров, библиотек и т.д.  

Интеллектуальная игра является одной из эффективных  форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала

Игра – это естественная для подростка форма обучения. Она – часть его жизненного опыта.  

В процессе игры у обучащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.  

 Через понимание мыслей, чувств и поступков своих героев, учащиеся моделируют историческую реальность. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностнозначимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше «почувствовать» изучаемую эпоху.

   Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в ней  реализуется потребность воздействия на мир.  

игры и конкурсы «История Великой отечественной войны в фильмах и художественных произведениях», «Игры разума»,  «Знаем русский», квесты, брейн - ринги

К наиболее ярким и запоминающимся  можно отнести  культурно- образовательные события «Ярмарка», День лицея.  На    ставших уже традиционными,  балах  происходит погружение в историческую эпоху, дети знакомятся с национальными традициями,  с культурой проведения балов. Балы играют    немаловажную роль в воспитании молодёжи. Это связано с многогранностью бальной культуры , которая сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, этического и художественно-эстетического развития и образования. Конечно, в процессе обучения все эти средства взаимосвязаны, взаимообусловлены.

Балы  оказывают  большое влияние и на формирование внутренней культуры человека. Проведение балов  органически связаны с усвоением норм этики, немыслимы без выработки высокой культуры общения между людьми. Выдержка, безупречная вежливость, чувство меры, простота, скромность, внимание к окружающим, их настроению, доброжелательность, приветливость – вот те черты, которые воспитываются у учащихся в процессе подготовки и проведения балов и  становятся неотъемлемыми в повседневной жизни. Поскольку учебный процесс протекает в коллективе и носит коллективный характер, балы  развивают чувство ответственности перед товарищами, умение считаться с их интересами.

На всех мероприятиях, проводимых в образовательной организации,

Фестиваль «Путешествие по Бурятии», литературно-музыкальные композиции, конкурсы чтецов, инсценирования басни  происходит интеграция предметов не только гуманитарного цикла , го и других направлений: хореография, музыка, изобразительное искусство, риторика и т.д., что способствует воспитанию поликультурной личности. 
     Каждый ребенок является активным участником всех событий Недели. Мероприятия планируются таким образом, чтобы  каждый ребенок мог  проявить себя. Каждый  может попробовать себя в разных ролях, попробовать свои силы в различных видах деятельности. Мастерить, фантазировать, выдвигать идеи, реализовывать их, рисовать, петь, танцевать. Участвовать в театральных постановках, загадывать (придумывать) и разгадывать свои и уже существующие задачи и загадки, готовить и выступать с докладами на уроках.

Успешность в организации внеурочной деятельности во многом   зависит от целенаправленного творческого взаимодействия учителей, учеников и других субъектов воспитания.

Т.о. интеграция – это возможность педагогов работать совместно, в тесном сотрудничестве друг с другом , учениками, родителями при решении разнообразных педагогических  задач, создавая условия для развития  общекультурной компетентности.

  Многообразие видов деятельности и включение ученика в систему позитивных отношений с окружающей действительностью сможет выявить и развить индивидуальные особенности каждого ученика и привести к успешной социализации личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция предметов гуманитарного цикла

О интеграции предметов музыки и изобразительного искусства...

Роль интеграции предметов гуманитарного цикла в повышении качества образования.

Методические рекомендации в проведении интегрированных уроков....

Технология интеграции предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов как средство формирования общекультурной компетенции учащихся. (Из опыта работы).

Данная статья написана в соавторстве с учителем математики Баричевой Т.И. и представляет собой описание интегрированных уроков из цикла "Математический Петербург"...

Интеграция предметов гуманитарного цикла как средство формирования духовно-нравственных ценностей ребёнка.

Статья о возможностях предметов гуманитарного цикла и целесообразности интегрированных уроков...

Интеграция предметов гуманитарного цикла как средство развития коммуникативной компетенции учащихся.

Интеграция предметов гуманитарного цикла как средство развития коммуникативной компетенции учащихся....