ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МХК
материал по мхк по теме

Буланова Любовь Васильевна

         Действующие учебные планы и программы предусматривают знакомство ребят с различными компонентами культуры, с различными ее пластами и функциями. Объектами изучения и осмысления становятся развитие образования, науки, общественной мысли, достижения литературы и искусства, история письменности, книгоиздания, театра, кино и т.п.
         Вполне закономерно, что о культуре идет речь в рамках многих учебных курсов, на уроках истории, литературы, музыки, Изо, обществознания. Каждый из этих предметов позволяет познакомить ребят с различными аспектами культуры как формы жизнедеятельности людей.
         Существующие программы создают условия для того, чтобы у детей сложились разносторонние представления об отечественной и мировой культуре. Необходимо, однако, систематизировать эти представления и придать им целостность.
         Следует помнить, что если учитель хочет преподавать мировую художественную культуру как искусство, а не научную – например, культурологическую или эстетическую – дисциплину или как некий предмет, который содержит информацию о культуре мира и которую ученик должен усвоить; если он считает нужным, опираясь на законы искусства, используя средства самого искусства, влиять на своих учеников – на их внутренний мир, на формирование их личности; если он стремиться раскрыть перед детьми богатейшую сокровищницу вечных человеческих ценностей, какой является мировая художественная культура, то он должен опираться на общение как на свойство, присущее художественному творчеству и решая познавательные и воспитательные задачи, встать на путь диалога, на котором царят содружество, сопереживание сотворчество всех идущих по этому пути.
        Именно таким и был задуман предмет « Мировая художественная культура» ее автором Лией Михайловной Предтеченской. И, прежде всего, в этом направлении – определения путей и средств общения школьников с искусством – шли многолетние поиски  научной группы, которую она воз-
главляла. С 1987 года  МХК стал предметом обязательным для всех учащихся. Сейчас уже никто уже не сомневается в  необходимости этого предмета, как имеющего уникальные возможности влияния на духовный мир школьников. А значит и нужна методика, которая бы дала возможность учителю решать  эти  важные благородные  воспитательные задачи.
       К  художественной культуре можно относиться как к науке, но это не - естественно, художественная культура является предметом искусства и это естественно. А поскольку существует два основных способа познания мира : первый- постижение объективных способов бытия, их  сущности, и второй-постижение мира в его отношении к человеку, когда человек сам определяет, какую ценность представляет предмет для него и для общества, то соответственно выделяют два типа человеческой деятельности: познавательную  или научно познавательную, и ценностную, или эстетическую. Свое концептуальное выражение эти типы  деятельности находят: первая – в науке, а вторая – в искусстве. Любой предмет, вещь, явление могут постигаться с одной из этих позиций: либо теоретически изучаться, либо присваиваться через переживания. При научно-теоретическом изучении предмет рассматривается как бы вне человека, а в искусстве как свой близкий человеку, связанный с отношением к нему. Усвоить это знание о мире возможно лишь через переживания и в тесном контакте с предметами гуманитарного цикла. Одни из них помогают учащимся осознать широкую картину идейно-художественной жизни разных эпох, другие помогут  школьникам глубже и острее воспринимать произведения искусства, третьи - осознавать закономерности индивидуальной культуры, увидеть то общее, что объединяет творцов различных видов искусств, живущих в одну историческую эпоху; четвертые, обращаясь к художественным ассоциациям школьников, помогут им понять глубинный смысл сложных философских произведений, для восприятия которых собственного жизненного опыта у них еще недостаточно. Д. Б. Кабалевский писал:«Я убежден, что большой бедой художественного воспитания детей и юношества является почти полная разобщенность при изучении даже тех трех предметов, которые входят в традиционный школьный цикл эстетических предметов –  литературы, музыки, изобразительного искусства».
        Проблема этого вопроса широко освещена в литературе. История этого вопроса выходит из работ педагогического наследия  Дж.Локка, И.Г.Пестолоцци, Я.А. Коменского, К.Д.Ушинского. В советское время к этому вопросу обращались Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, В. И. Уман и
др. Проблема в комплексе не решена до настоящего времени, хотя и сейчас многие работают над ней.
          Учителя МХК сталкиваются с необходимостью осуществлять внутрикурсовые и межпредметные связи, без реализации которых цели и задачи предмета МХК не могут быть выполнены. Эти необходимые и живительные связи курса с предметами гуманитарно-эстетического цикла – историей, литературой, Изо, музыкой   необыкновенно разнообразны.       Эффективность использования внутрикурсовых и межпредметных связей зависит от того, насколько учитель осознает их значение, основные направления и способы реализации этих связей на уроках. Очевидно также, что учителю МХК необходимо хорошо знать школьные программы и учебники по музыке, Изо, литературе и истории. Установление связей между различными предметами необходимо не только для получения глубоких и прочных знаний, но и для эффективности процесса воспитания, в т.ч и эстетического. Главную роль в вопросах эстетического воспитания играет развитие широких гуманитарных интересов; изучение отдельных видов искусств не сможет обеспечить широкого художественного образования и решить задачи эстетического и, шире, нравственного воспитания.
         Наиболее высокие показатели художественного развития достигаются при сочетании интереса к искусствам и некоторым гуманитарным предметам

(истории, литературы);следовательно основным условием успешного художественного воспитания является не увлечение тем или иным видом искусства ,а развитие многообразных духовных потребностей личности и прежде всего гуманитарных интересов.
       
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Буланова Любовь Васильевна

ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МХК

                                              Москва-2011

                                     

                                         Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Интеграция в учебном процессе общеобразовательной школы…...7

Глава 2. Межпредметные связи………………………………………………..9

Глава 3. Варианты интеграции предметов гуманитарного цикла…………..11

Глава 4. Контрольное тестирование………………………………………….18

Заключение……………………………………………………………………..22

Список используемой литературы……………………………………………23

                                                     

                                                 Введение

         Действующие учебные планы и программы предусматривают знакомство ребят с различными компонентами культуры, с различными ее пластами и функциями. Объектами изучения и осмысления становятся развитие образования, науки, общественной мысли, достижения литературы и искусства, история письменности, книгоиздания, театра, кино и т.п.

         Вполне закономерно, что о культуре идет речь в рамках многих учебных курсов, на уроках истории, литературы, музыки, Изо, обществознания. Каждый из этих предметов позволяет познакомить ребят с различными аспектами культуры как формы жизнедеятельности людей.

         Существующие программы создают условия для того, чтобы у детей сложились разносторонние представления об отечественной и мировой культуре. Необходимо, однако, систематизировать эти представления и придать им целостность.

         Следует помнить, что если учитель хочет преподавать мировую художественную культуру как искусство, а не научную – например, культурологическую или эстетическую – дисциплину или как некий предмет, который содержит информацию о культуре мира и которую ученик должен усвоить; если он считает нужным, опираясь на законы искусства, используя средства самого искусства, влиять на своих учеников – на их внутренний мир, на формирование их личности; если он стремиться раскрыть перед детьми богатейшую сокровищницу вечных человеческих ценностей, какой является мировая художественная культура, то он должен опираться на общение как на свойство, присущее художественному творчеству и решая познавательные и воспитательные задачи, встать на путь диалога, на котором царят содружество, сопереживание сотворчество всех идущих по этому пути.

        Именно таким и был задуман предмет « Мировая художественная культура» ее автором Лией Михайловной Предтеченской. И, прежде всего, в этом направлении – определения путей и средств общения школьников с искусством – шли многолетние поиски  научной группы, которую она воз-

главляла. С 1987 года  МХК стал предметом обязательным для всех учащихся. Сейчас уже никто уже не сомневается в  необходимости этого предмета, как имеющего уникальные возможности влияния на духовный мир школьников. А значит и нужна методика, которая бы дала возможность учителю решать  эти  важные благородные  воспитательные задачи.

       К  художественной культуре можно относиться как к науке, но это не - естественно, художественная культура является предметом искусства и это естественно. А поскольку существует два основных способа познания мира : первый- постижение объективных способов бытия, их  сущности, и второй-постижение мира в его отношении к человеку, когда человек сам определяет, какую ценность представляет предмет для него и для общества, то соответственно выделяют два типа человеческой деятельности: познавательную  или научно познавательную, и ценностную, или эстетическую. Свое концептуальное выражение эти типы  деятельности находят: первая – в науке, а вторая – в искусстве. Любой предмет, вещь, явление могут постигаться с одной из этих позиций: либо теоретически изучаться, либо присваиваться через переживания. При научно-теоретическом изучении предмет рассматривается как бы вне человека, а в искусстве как свой близкий человеку, связанный с отношением к нему. Усвоить это знание о мире возможно лишь через переживания и в тесном контакте с предметами гуманитарного цикла. Одни из них помогают учащимся осознать широкую картину идейно-художественной жизни разных эпох, другие помогут  школьникам глубже и острее воспринимать произведения искусства, третьи - осознавать закономерности индивидуальной культуры, увидеть то общее, что объединяет творцов различных видов искусств, живущих в одну историческую эпоху; четвертые, обращаясь к художественным ассоциациям школьников, помогут им понять глубинный смысл сложных философских произведений, для восприятия которых собственного жизненного опыта у них еще недостаточно. Д. Б. Кабалевский писал:«Я убежден, что большой бедой художественного воспитания детей и юношества является почти полная разобщенность при изучении даже тех трех предметов, которые входят в традиционный школьный цикл эстетических предметов –  литературы, музыки, изобразительного искусства».

        Проблема этого вопроса широко освещена в литературе. История этого вопроса выходит из работ педагогического наследия  Дж.Локка, И.Г.Пестолоцци, Я.А. Коменского, К.Д.Ушинского. В советское время к этому вопросу обращались Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, В. И. Уман и

др. Проблема в комплексе не решена до настоящего времени, хотя и сейчас многие работают над ней.

          Учителя МХК сталкиваются с необходимостью осуществлять внутрикурсовые и межпредметные связи, без реализации которых цели и задачи предмета МХК не могут быть выполнены. Эти необходимые и живительные связи курса с предметами гуманитарно-эстетического цикла – историей, литературой, Изо, музыкой   необыкновенно разнообразны.       Эффективность использования внутрикурсовых и межпредметных связей зависит от того, насколько учитель осознает их значение, основные направления и способы реализации этих связей на уроках. Очевидно также, что учителю МХК необходимо хорошо знать школьные программы и учебники по музыке, Изо, литературе и истории. Установление связей между различными предметами необходимо не только для получения глубоких и прочных знаний, но и для эффективности процесса воспитания, в т.ч и эстетического. Главную роль в вопросах эстетического воспитания играет развитие широких гуманитарных интересов; изучение отдельных видов искусств не сможет обеспечить широкого художественного образования и решить задачи эстетического и, шире, нравственного воспитания.

         Наиболее высокие показатели художественного развития достигаются при сочетании интереса к искусствам и некоторым гуманитарным предметам

(истории, литературы);следовательно основным условием успешного художественного воспитания является не увлечение тем или иным видом искусства ,а развитие многообразных духовных потребностей личности и прежде всего гуманитарных интересов.

       

   Глава   1. Интеграция в учебном процессе общеобразовательной

                                                 школы

         Испытываемые интегрированные  учебные программы межпредметных связей  положительно влияют на решение общеобразовательной и развивающей задач  средней школы.

         Без интеграции в учебном процессе нельзя рассчитывать на качественные результаты в образовании. Интеграцию в учебном процессе мы понимаем не только как пролонгацию одного предмета в область другого, но и как реализацию в максимальной степени воспитания в образовании и подчинении этого единого процесса глубокому усвоению учащимися содержания программы каждой из учебных дисциплин, развитию и совершенствованию у них навыков познавательной деятельности.

         Усиление воспитательной функции помогает успешному формированию мировоззренческих позиций и объективному подходу учащихся к оценке окружающей действительности. Высшим регулятором поведения человека является его сознание. Сознательность поведения школьника, его отношение к окружающему миру, самому себе, а главное, его успехи в учебе, общественной работе, определяются его убеждениями, нравственными, правовыми, эстетическими взглядами, его духовным миром.

         В целях формирования сознания личности, важно использовать простейшие приемы (рассказ, беседа и др.), так и разнообразный арсенал педагогических методов непосредственно на уроках и за пределами школьных классов и аудиторий. Интеграция невозможна без стимулирования познавательной деятельности ребенка на разных уровнях его развития. Практика указывает на неадекватный уровень восприятия у учащихся, памяти, чувств, воли, ощущений. У одних сильнее работают зрительные виды восприятия, у других слуховые, третьим требуется соприкоснуться с объектом познания. В то же время, когда моторную память мы дополняем эмоциями, образной и словесно-логической видами памяти, учащиеся глубже осваивают учебный материал, уверенно чувствуют себя на уроках, при проверках и экзаменах.

        Изменение всех сфер жизни нашего общества повлияло и на содержание педагогического процесса в школах. Учебные программы предусматривают такой объем знаний в школах, которого недостаточно для поступления в ВУЗ. Требования и программы ВУЗов различны, отсюда, как следствие и многочисленные платные курсы, которые недоступны большинству учащихся. Глубокий политический, экономический и духовный кризис негативно сказывается и на учителях и влияют на объем нашей деятельности в отношении учеников.

        Реалии сегодняшнего дня свидетельствуют о том, что продолжается деградация духовной жизни, снижение культуры в обществе. Некоторые считают, что школа должна идти по пути «демократизации» общества, что не следует заставлять ребят учиться. Коммерциализация образования приводит к созданию разносортных образовательных учреждений, некоторые школы влачат жалкое существование. Поэтому педагогический состав школы должен применять в своей работе идеи и наработки передовой российской науки в области образования: интенсификацию учебно-воспитательного процесса, индивидуализацию обучения и психолого-педагогической поддержки слабоуспевающих учеников, интеграцию в обучении, которая заняла прочные позиции в школе. Существуют два направления интеграции: интеграция по горизонтали - межпредметные связи, совместная интеграция проектов школы с ВУЗами, внешкольная работа органически связанная с  культурой, искусством; реализация всего комплекса задач средствами ТСО, и интеграция по вертикали - непрерывное сопряжение учебных программ одних и тех же дисциплин в классах разного уровня обучения, использование методических пособий, изготовленных силами способных и одаренных учеников. В своей работе я постараюсь осветить межпредметные связи традиционные: МХК – история - литература.

 

                              Глава  2.  Межпредметные  связи

        Чем интенсивнее межпредметный процесс нравственного эмоционально-эстетического просвещения и воспитания, тем эффективней  неразрывный с ним процесс формирования мировоззрения школьников. Каждая часть программы по содержанию и хронологическим рамкам должна быть синхронна тем частям курсов истории и литературы, которые преподаются в тех же классах.

         Почти все разделы программы и темы программы МХК ложатся на знания, умения и навыки, которые получены учащимися на уроках истории и литературы, обобщают и развивают эти знания.

         Не может быть учащимися понят глубинный смысл полотен Репина и Сурикова без знания противоречий 19 века между самодержавием и народом, на подавление которого была направлена вся огромная машина государственного аппарата. Если не знать особенностей исторического времени, те его «болевые точки», которые с особой силой ощущали и воплощали в своих произведениях творцы русской культуры, то эти и другие великие произведения будут восприниматься как рассказ «давно минувших дней», но не как крамольные полотна, преследуемые цензурой. Эти знания учащиеся получают на уроках истории. Если нам удастся тонко и умело мобилизовать их, включить в ткань урока МХК, мы сможем убедительно для учащихся раскрыть генеральную тему курсов музыки и МХК – искусство есть жизнь. Нам удасться углубить прочтение этой темы – искусство не только отражает жизнь, но и активно влияет на ее ход; искусство не только отражает общественное сознание определенной эпохи, но и формирует его,

оно участвует в социальных битвах своего времени.

        Мобилизация таких и подобных исторических знаний предусмотрена во всех темах курса. Кроме того, на основе их разработаны специальные вводные к каждому разделу темы «Общая характеристика периода». чевидно, что без необходимых исторических знаний постижение учащимися закономерностей и явлений МХК не может состояться. Но и яркие образы искусства, в которых оживает жизнь эпохи, углубляют понимание истории, «населяют» ее живыми людьми – «делателями истории». Факты истории воспринимаются учащимися ярче, учащиеся начинают чувствовать дух эпохи, видеть ее образ.

         Многочисленные исследования свидетельствуют, что на уроках предметов гуманитарного цикла учителя сталкиваются с большими трудностями при мобилизации межпреджметных связей. Вопросы учителей, задаваемые учащимся поверхностны, случайны не стимулируют школьников к активной поисковой и творческой работе. Это положение связано с тем, что учителя – предметники плохо знают программы и учебники смежных предметов, не владеют их содержанием. В то же время учителя-предметники охотно прибегают к межпредметным связям, иногда, излишне перегружая урок. Объяснение этому факту можно дать следующее: учителя, преподающие МХК, одновременно являются преподавателями какого-либо предмета эстетического цикла. Им ясны связи, существующие между их основным предметом и курсом МХК, они понимают необходимость мобилизации этих связей. Но владея только одним из смежных с МХК предметом, учитель МХК поставлен в условия, когда он испытывает необходимость использования знаний и умений учащихся, полученными на других предметах. Он в тоже время испытывает необходимость овладеть широким гуманитарным образованием.

               

                 

             

         Глава 3. Варианты интеграции предметов гуманитарного цикла

            В одной из московских школ проводился эксперимент по интеграции предметов гуманитарного цикла. В содержательную основу интеграции положено понятие культурно-исторической эпохи, которое совмещает в себе и общественный уклад, и этические нормы, и искусство, и философию, и многое другое. Культурно-историческую эпоху как целое не изучает ни один предмет школьной программы. На уроках истории, литературы, МХК могут рассматриваться отдельные ее фрагменты, но кусочки эти далеко не всегда удается соединить вновь, чтобы получилась, полнокровная и многомерная картина, скажем, античной или средневековой жизни. Вместо этого та или иная общественная формация остается для нас зачастую голой схемой, лишенной какого бы то ни было человеческого наполнения. Почему  «прогрессивный строй», афинская демократия, опозорила себя, предав смерти Сократа, и по существу была «забракована» историей на целых 2000 тысячи лет? Кто такой был средневековый рыцарь? Галантный кавалер и храбрец ,славящий стихами и турнирными победами свою «прекрасную даму»,  или младший сын феодала, не получивший никакого содержания, а потому вынужденный промышлять разбоем на большой дороге или разграблением городов во время крестовых походов ?Для ответов на подобные вопросы мало знать содержание отдельных предметов, надо уметь связать в сложный узел различные аспекты той сложной жизни – нормы морали и права, особенности экономического уклада и общественной психологии, господствующие литературные стили и планы городской застройки,- а затем поместить это в средоточие человека, которому несмотря на эти обязательные для всех рамки и предписания всегда остается возможность для личного выбора. Но почему нам должна быть интересна эта далекая жизнь, и волновать проблемы человека, столкнувшегося с ее обстоятельствами? Гражданина Афин, выносящего приговор Сократу, рыцаря, которому не на что купить доспехи(Альбер из пушкинского «Скупого рыцаря»),русского революционера, выбирающего между рутинным существованием и авантюрной жизнью революционера. Да потому, что каждый из нас находится в подобном средоточии, и чужой опыт, опыт поступка и действия в определенной конкретно – исторической ситуации, пропущенный через наши чувства и сознание, может помочь и нам в решении некоторых проблем.

        Именно в этом по существу состоит гипотеза эксперимента, предпринятая в одной из московских школ. В официальных документах она выглядит следующим образом: «Предлагаемая модель («Модель учебного учреждения с системным образованием в едином информационном пространстве») развивает системное мышление, способность к анализу, синтезу, сравнению, переносу, обобщению, систематизации…»

        Попробуем взглянуть на то, что происходит в школе. И если, результат проявляется в воодушевлении детей и педагогов, в новых отношениях, которые завязывают между собой все участника процесса, наконец в каких-то вещественных плодах  этой работы, то такой результат  может оказаться ценнее и уж точно ощутимее заявленных целей. «Движение – все, цель – ничто».

        А теперь посмотрим, как реализовывался этот проект.  

Синхронизированное изучение гуманитарных дисциплин в гимназических

                                           классах    


                                       6 класс (5 кл.)  [1] 


Предмет

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

История

Древний Восток

Древняя Греция

Древняя Греция и Древний Рим

Древний Рим

Литература

Древняя мифология

Древнегреческая литература

Древнегреческая и древнеримская литература

Древнерим. литература

МХК

Искусство древнего Востока

       

        Античное искусство

Праздник эпохи

Древняя Греция


                                              7 класс ( 6 кл.)[2]


Предметы

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

История

История средних веков

История России с древнейших времён до 16 века

Литература

 Литература средневековья

Древнерусская литература и литература 15 – 16 веков

МХК

Возрождение

Искусство средневековья

Древнерусская культура

Искусство России 15 -16 веков

Праздник эпохи

Рыцарский турнир

Славянские праздники



Комплекс мер необходимых для изучения каждой эпохи:


     - синхронизация гуманитарных курсов (их объектом должна быть одна и так же историческая эпоха), что подразумевает параллельное изучение мировой и Отечественной культуры.


    - введение микрокурсов (напр., мода средневековья, геральдика и т.п.), делающих более полной картину эпохи;


    - проведение интегративных уроков, объединяющих в рамках одного занятия рассмотрение каких либо сторон какой-либо эпохи или проверка знаний по какой-либо эпохе, либо проведение предварительных викторин;


    - проведение «праздников эпох», в ходе которых ребята проигрывают то или иное событие, типичное для изучаемой эпохи, например, собрание афинских граждан или средневековый рыцарский турнир;


    - система образовательных экскурсий, тесно связанных с изучаемыми темами.


        Безусловно, едва ли не каждый из этих пунктов нуждается в разъяснении. Например, введение микрокурсов, легко сказать, но во многих общеобразовательных  школах есть внеурочная работа: кружки, ГПД, консультационные часы и т.п. В гимназических классах есть дополнительные часы. Другой вопрос, как сегодня, по окончанию основной средней школы, будет решаться проблема государственных стандартов в гимназических классах.


Конечно, не надо строить иллюзий, что будто всегда можно добиться точной синхронизации курсов. Но важно, чтобы учителя разных предметов в конце


 четверти  приходили примерно к одному и тому же культурно-историческому рубежу и проводили какие-то обобщающие интегрированные уроки. Именно на этих уроках отдельные предметы должны соединиться в общую картинку - происходит встреча различных предметных знаний. (Например, МХК, истории, литературы, музыки, технологии, экономики). Учителя начинают готовиться к этим урокам за месяц; их сценарии могут совместно планировать учитель МХК, словесник, историк. Можно, если задачи будут расширены, привлечь к написанию сценария  экономиста, музыканта, психолога. Возникает кооперация педагогов. Пресловутые системность и целостность становятся вполне конкретным материалом их методической работы. Поначалу учителя было проблемой вынуть из его предметной скорлупы, зато потом они сами почувствовали вкус к такого рода взаимодействию. Интеграция знаний, усилий, способностей каждого педагога стала для них потребностью. Потребностью это станет и для ребят. Особенно при проведении и подготовке тех ролевых игр, или лучше сказать, весьма масштабных  сценических действ, которые называются праздниками эпох. По существу ребята готовят настоящий спектакль – разрабатывают сценарий, распределяют роли, репетируют, шьют костюмы, готовят декорации и всю прочую атрибутику, - но все же от простого театра  это отличается тем, что главная цель носит учебный, образовательный характер. Погружение в эпоху, воспроизведенную в своих типических ситуациях, в формах отношений между людьми, в фигурах речи, в вещественных деталях и попытка действовать в этой смоделированной среде – вот чего совместно добиваются участники этой работы. А театральная сторона дела – она, конечно, тоже очень важна, ибо создает эмоциональный, а значит, и мотивационный фон для такого обучения. Так, в 7 классе (в 6) ребята проводят рыцарский турнир, участие в котором требует от них понимания сути феодальных отношений, соблюдения рыцарского кодекса чести, выполнения ритуала поклонения Прекрасной даме. «Герольды»объясняют смысл изображений на рыцарском гербе, «рыцари» читают куртуазные посвящения своим «дамам»,а потом в собственноручно изготовленных доспехах сражаются с соперниками, «дамы»сочиняют поэтические ответы своим поклонникам, «бродячие» актеры разыгрывают сцены из жизни короля Артура и рыцарей Круглого стола. По сценарию победитель турнира известен. Но после «официальной части» мальчики продолжают выяснение отношений на деревянных мечах уже по гамбургскому счету, хотя и с соблюдением всех рыцарских законов, а девочки еще долго после этого пишут стихи в духе трубадуров. Вот некоторые впечатления самих детей.


        Света (7 кл):  «…В каждом веке, и сейчас, есть место для такой вот куртуазной любви, ведь можно же написать стихи и посвятить их любимому человеку. А если человек готов пойти ради тебя даже на подвиг, то его и теперь можно назвать рыцарем…»


Алеша (7 кл.): «…Но вообще-то я не хотел бы жить в такую эпоху. Она – темная. Тогда была не развита совсем наука. Хотя рыцарские турниры мне нравятся, там чувствуешь себя мужчиной…»


        Ценности другого рода лежат в основе праздника в 6 класс. Здесь ребята становятся участниками афинского народного собрания в 5 веке до н.э. Обсуждая жизненно важные проблемы греческого полиса, они на практике усваивают азы демократической политической культуры, но вместе с тем начинают чувствовать, насколько трудным бывает процесс согласования решений. В 7 классе, кроме рыцарского турнира, проводится праздник «Языческая Русь», который призван показать, что наряду с ценностями православия в сознании русских значительное место занимали традиции язычества. Дети разыгрывают святочные гадания, колдуют, рассказывают «страшные» истории. Праздник в 8  классе воспроизводит атмосферу Франции 18 в. на материале мольеровского «Мещанина во дворянстве». Оставаться самим собой или тщиться стать тем, кем ты не являешься, деньги и мораль, «старые» и «новые» французы - похоже тут помимо погружения в изучаемую эпоху, возможен определенный перенос и в наши дни. И.Ю.Залысин считает гуманитарные предметы главными в школе. Он говорит: «Гуманитарные науки помогают ориентации человека в мире, играют адаптационную роль, тем более важную, что мир наш очень быстро меняется. По существу наша цель - обучить детей способам жизни в этом меняющемся мире, предъявляя им, образцы того, как люди делали это в прошлые исторические эпохи, показывая, какие могут существовать для этого ценностные ориентиры. Есть разные сферы жизни: экономика, политика, искусство, семейные отношения -  в этих сферах сформировались некоторые правила решения жизненных проблем. Как тратить деньги, как вести дом, как завоевать любовь женщины, как найти общий язык с людьми. Дети могут сравнивать, как разрешался конфликт между личностью и обществом в античность, в средние века и сейчас. Они могут узнать, что по этому поводу говорили Сократ, Фома Аквинский или Руссо. Гуманитарное образование учит методологии решения этих проблем».


                 

                      Глава 4.Контрольное тестирование

        Тестирование на уроках МХК не совсем обычная для проверки знаний работа. Однако тестирование применяется повсеместно. Правомерно оно и в МХК, особенно, когда количество уроков ограниченно. Традиционный опрос влечет за собой сокращение количества лекций или, что еще хуже, замену драматургии урока последовательным сообщением какого-либо фактического материала. Например, темы «Культура Древней Греции» и «Культура Древнего Рима» изучается в курсе Истории древнего мира подробно. По договоренности с учителем истории, дав специальные домашние задания, можно провести контрольное тестирование совместно или даже на уроке истории. Привожу примерные варианты тестирования.

                                           Греция.

                                         Вариант 1.

1.Греки стремились:

а) к физическому совершенству; б) к духовному совершенству;  в) к гармонии.

2.Какой богине посвящен Парфенон:

 а) Афродите;  б)Афине;  в)Гере.

3.В каком из перечисленных стилей получил широкое распространение античный ордер:

а)романтизм;    б)модерн;     в)классицизм.

4.В каком греческом городе был построен зал с идеальной акустикой :

   а)Афинах;       б)Эпидавре;      в)Галикарнасе.

5.Кто из греческих скульпторов написал теоретический труд «Канон»:           а) Мирон;        б) Скопас;     в) Поликлет.

6.Кто из греческих скульптуров был автором портрета Александра Македонского:

а) Лисипп;   б)Фидий;    в)Пракситель.

7.Какой из греческих полисов не оставил человечеству художественных памятников:

а) Афины;    б) Спарта;    в) Фивы.

8.Кто из греческих скульпторов впервые изобразил обнаженное женское те-

ло:

а)Пракситель;   б)Скопас;      в)Лиохар.                                          

9.Что такое пеплос:

а) сосуд;      б) одежда;    в)строение.

10.Где в настоящее время находится Пергамский алтарь:  

а)в Лувре;  б) в Эрмитаже;    в) в Берлинском художественном музее.

                                             Вариант 2

1.Кто из греческих поэтов составил родословную богов :

а)Эсхил ; б) Гесиод;   в )Анакреонт.

2.Кто из греческих мастеров, расписывающий краснофигурные вазы, был самым знаменитым:

 а)Эксекий;   б) Евфроний;   в) Бриг.

3. Как назывался один из храмов на Акрополе, украшенный кариатидами:

  а) храм Ники;   б)Эрехтейон;  в) храм Геры.

4. Кто из греческих скульпторов первым изобразил печаль и страсть:

   а )Фидий;    б)Лиохар;   в)Скопас.

5.Кто из греческих скульпторов создал одно из чудес света:  

а)Александр; б) Лисипп;     в )Фидий.

6.Кто из греческих скульпторов впервые изобразил движение:

а)Поликлет; б)Мирон;    в)Пракситель.

7.Что такое периптер:

а)название храма;   б)часть архитектурного сооружения; в) тип сооружений.

8.Какой из архитектурных ордеров был наиболее любим греками:

а )ионический;      б)дорический;    в)коринфский.

9.В каком музее мира находится Ника Самофракийская:

а)в Лувре; б)в Эрмитаже;   в)в мюнхенской Старой пинакотеке.

10.Какой из греческих сосудов предназначен для хранения вина:

  а) лекиф;      б) гидрия;   в)килик.

                                                Рим

                                                 Вариант 1

1.Кто из римских поэтов является автором произведения «Наука любить»:

     а)Катулл;    б) Овидий;     в ) Гораций.

2.Какое сооружение, по мнению римлян, составляло величие города:

  а)Колизей;   б)Пантеон;      в)акведуки.

3.Какую из архитектурных деталей римляне чаще всего употребляли в своих постройках:

а)арку;    б)колонну;   в)волюту.

4.Какой тип римских сооружений лег в основу христианского храма:

  а)ротонда;   б)базилика;   в) арена.

5.Как называется часть римского дома, предназначенная для приемки гостей:

   а) перистиль;   б)кабинет;   в)атриум.

6.Кто из русских писателей говорил, что история Рима рассказана «бровями, губами, лбами» скульптурных портретов римских императоров:

  а)Л.Н.Толстой;      б) А.И Герцен;     в)Н.В.Гоголь.

7.Кому был поставлен в Европе первый сохранившийся конный памятник:

    а)Гаттамелате ;   б)Периклу;      в) Марку Аврелию.

8.У какого народа римляне заимствовали деление граждан на сословия:

  а)греков;    б)этрусков;     в)македонцев.

9.Какому римскому императору принадлежали самые знаменитые бани:

  а)Октавиану Августу;   б)Веспассиану;   в)Каракалле.

10.Какая одежда была наиболее любима римлянами: а)тога;     б)хитон;  в)туника.

                                           Вариант 2

1.Как в Риме относились к художнику – творцу:

 а)положительно;  б)восхищенно;    в)уничижительно.

2.Кто автор известного теоретического труда по архитектуре:

а)Виньола;   б)Витрувий;       в)Альберти.

3.Что наиболее характерно для украшения римских сводов:

а) кессоны;   б)мозаики;    в) росписи.

4.Как называется вилла в Помпеях украшенная изображением бога Диониса и сценами таинств:

а)вилла Фавна;       б)вилла Серебряной свадьбы;   в)вилла Мистерии.

5.Кто из римских правителей говорил, что «взял Рим кирпичным, а оставил мраморным»:

 а)Цезарь;    б)Октавиан Август;    в)Траян.

6.Какой из греческих ордеров был наиболее любим римскими архитекторами:

а)ионический;       б) дорический;    в) коринфский.

7.Какая скульптура украшает колонну Траяна в настоящее время:

а)статуя св.Петра;        б)статуя Траяна;    в)статуя Орла.

8.Как называется часть римского дома, предназначенного для отдыха: а)гостиная;    б)атриум;     в)перистиль.

9.Какая из знаменитых римских арок была воздвигнута первой:

а)арка Септимия Севера;        б)арка Тита;     в)арка Константина.

10.Какой строительный материал был изобретен римскими строителями: а)кирпич;      б)бетон;    в) цемент.


                                         








                                         Заключение


        Понятие «интеграция» в российскую педагогику пришло в 80-е годы и стало обозначать высшую форму межпредметных связей. В настоящее время  в связи с начавшимися процессами дифференциации обучения идея интеграции стала предметом интенсивных теоретических и практических исследований.


        Интерес к интегрированным урокам не ослабевает, т.к. интеграция является методологической основой современного преподавания; интеграция дает возможность показать мир в целом, преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, и исключает дублирование, а значит, освобождает учебное время для изучения другого явления. С практической точки зрения интеграция предполагает усиление межпрежметных связей, снимает перегрузки учащихся, расширяет сферу получаемой учащимися информации.


         Методологической основой интегрированного подхода к обучению является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук и искусств. В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.


        Для преподавателей курса Мировой художественной культуры интегрированный подход к обучению особенно важен и ближайшими его  «сподвижниками» становятся предметы гуманитарного цикла – история и литература.


         





                             


                                 Литература:



1. Л.М.Предтеченская. Методика преподавания МХК в 9 классе. М., 1985 г.


2.Н.В.Недосекина,В.А.Пастухова.Изучение истории культуры: интегративный подход// Преподавание истории в школе.1999 г. № 2.


3.Л.В.Пешикова. Методика преподавания Мировой художественной куль-


   туры в школе. М.,2003 г.


4.Т.В.Сербар. Уроки Мировой художественной культуры в школе. М.,1999 г.


5.О.В.Свиридова. Изобразительное искусство.Волгоград,2007


6.А.В.Игнатов. Методическое пособие к учебнику С.В.Колпакова, Н.А.


   Селунской История древнего мира. М.,2005 г.


7.О.Ю.Срабова. Мировая Художественная культура: Древний мир.


  СПб, 2002 г.


8.О.Караськова. Мировая художественная культура: Средние века. Воз-


   Рождение. СПб,2003 г.


9.Л.С.Уланова. Введение в историю. Вспомогательные исторические дис-


   циплины.М., 2005 г.


10.газета. Первое сентября серия «Искусство».2007 г.


11.газета. Первое сентября серия «История».2007 г.









[1] Даны классы для общеобразовательных школ.

[2] Даны классы для общеобразовательных школ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция предметов гуманитарного цикла

О интеграции предметов музыки и изобразительного искусства...

Доклад" Интеграция предметов гуманитарного цикла"

Республиканская научно-практическая конференция" Традиции и инновации в образовании".Выступление с докладом на  тему:" Интеграция предметов гуманитарного цикла"...

Роль интеграции предметов гуманитарного цикла в повышении качества образования.

Методические рекомендации в проведении интегрированных уроков....

Обобщение опыта по теме " Обучение русскому языку и литературе путем интеграции предметов гуманитарного цикла с использованием компьютерных технологий"

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА УЧИТЕЛЯРУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ и МХКМУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ –СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №63ПРИВОКЗАЛЬНОГО РАЙОНА г. ТУЛЫ...

Интеграция предметов гуманитарного цикла как средство формирования духовно-нравственных ценностей ребёнка.

Статья о возможностях предметов гуманитарного цикла и целесообразности интегрированных уроков...

Возможности интеграции предметов гуманитарного цикла как способ формирования духовно–нравственных ценностей обучающихся среднего звена

Представлен опыи работы по теме:Возможности интеграции предметов гуманитарного цикла как способ формирования духовно–нравственных ценностей обучающихся среднего звена...

Интеграция предметов гуманитарного цикла как средство повышения общекультурного развития учащихся

Доклад "Интеграция предметов гуманитарного цикла как средство повышения общекультурного развития учащихся"  и презентация к нему были продемонстрированы в рамках мелодического совещания...