Роль дополнительного образования в формировании нравственных ценностей
статья по теме

Прошкина Наталья Геннадиевна

Современная педагогика характеризует термином “дополнительное образование” всю ту сферу образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль дополнительного образования в формировании нравственных ценностей

Слайд 2

В настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений : художественно-эстетическое; научно-техническое; спортивно-техническое; эколого-биологическое; физкультурно-оздоровительное; культурологическое; экономико-правовое. 2

Слайд 3

Эколого-биологическое дополнительное образование детей , направленное на развитие интереса ребенка к изучению и охране природы, биологии, географии, экологии и других наук о Земле, является основной частью непрерывного экологического образования. Возникшие во всем мире проблемы экологии, сохранения лесных массивов, очищение рек и других водоемов, бережное отношение к флоре и фауне, - все это требует изменения сознания подрастающих поколений, совершенствования деятельности учреждений дополнительного образования детей в области эколого-биологической направленности; позволяет привлечь к работе с детьми ведущих ученых и специалистов. Физкулътурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в системе дополнительного образования детей ориентирована на физическое совершенствование ребенка, формирование здорового образа жизни, воспитание спортивного резерва нации. Вместе с тем, дальнейшее развитие детско-юношеского спорта должно осуществляться не только за счет увеличения количества спортивных школ, но и за счет развития других форм внеклассной и внешкольной работы с детьми, создания физкультурно-оздоровительных и спортивных секций и клубов в учреждениях общего и профессионального образования. Одним из самых массовых и популярных среди детей и родителей, по-прежнему, является художественное дополнительное образование . Именно через искусство, художественное творчество происходит передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями, воспитанию творческой личности, ранней профессиональной ориентации и самоопределению ребенка, получению обучающимися основ будущего профессионального образования. Направления дополнительного образования 3

Слайд 4

особенности обучения и воспитания в системе дополнительного образования Удовлетворение интереса к естествознанию, искусству, технике, спорту. Свобода выбора школьником: кружка, курса, научной секции; программ ориентированных на партнерство, которые часто разрабатываются совместно педагогами, родителями и детьми; стиля делового, демократического общения равноправных партнеров; времени и темпа освоения программ; интенсивности и глубины изучения заинтересовавшего школьника явления (все о немногом). Опережающий характер научных знаний. Самостоятельное научное исследование под руководством квалифицированных педагогов. Многообразие форм деятельности. «Стартовая площадка» для профессиональной ориентации школьника. Право на самоопределение. 4

Слайд 5

Колье 5

Слайд 6

Колье 6

Слайд 7

Браслет 7

Слайд 8

Ансамбль – воротник, колье, серьги 8

Слайд 9

Пасхальные яйца 9

Слайд 10

Пасхальные яйца 10

Слайд 11

Большая императорская корона 11

Слайд 12

дополнительное образование в школе способно решить целый комплекс задач выровнять стартовые возможности развития личности ребенка; способствовать выбору его индивидуального образовательного пути; обеспечить каждому ученику “ситуацию успеха”; содействовать самореализации личности ребенка и педагога 12



Предварительный просмотр:

Роль дополнительного образования в формировании нравственных ценностей

Современная педагогика характеризует термином “дополнительное образование” всю ту сферу образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта.

По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности.

Школьник сегодня по своему воспитанию во многом продукт ноосферы (по Вернардскому - взаимодействие природы и общества, в результате преобразующего мир творческой деятельности человека, опирающийся на научную мысль). Последнее означает, что подход к его воспитанию и обучению не может быть таким же, как десять лет тому назад. Это обуславливает новое понимание личности, значимости ее связей и отношений с другими, изменение самих подходов к обучению. Чтобы приобщить школьников к истокам идейно-нравственных ценностей, необходимо, чтобы они стали ценными для личности, обрели смысл и значимость. Следовательно, учащиеся должны иметь ту или иную ценностную ориентацию, отражающую основные духовные ценности, и тем самым выступать в качестве их основных носителей.

Главным посредником на этом пути выступает учитель и формируемый им вокруг себя нравственно-психологический климат.

Нравственно-ценностные ориентации учащихся складываются в результате отражения мировоззрения родителей, учителей, а также подражания тем традициям, обычаям, правилам поведения, которые характерны для данной личности, города.

В настоящее время дополнительное образование детей в нашей гимназии представлено целым рядом направлений. Основными среди них принято считать следующие (слайд 2):

  1. художественно-эстетическое;
  2. научно-техническое;
  3. спортивно-техническое;
  4. эколого-биологическое;
  5. физкультурно-оздоровительное;
  6. культурологическое;
  7. экономико-правовое.

Система дополнительного образования занимает в образовательной деятельности гимназии особое место. Эта форма работы расширяет и дополняет базовый и гимназический компоненты учебного плана гимназии, помогает создать индивидуальную образовательную среду для каждого гимназиста, удовлетворяет его потребности в приобретении знаний, умений, навыков, развивает его мотивацию к учебно-познавательной деятельности, дает возможность для практической деятельности ребенка, помогает сохранить и укрепить здоровье, вести здоровый образ жизни, создает условия для развития и реализации творческих и интеллектуальных возможностей гимназистов.

Развитие познавательного интереса и творческих способностей возможно и наиболее продуктивно практически во всех группах дополнительного образования.

Способы организации дополнительного образования детей в современной школе

Анализ развития дополнительного образования детей показывает, что сегодня в общеобразовательной школе существует четыре основных модели его организации.

Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Вся внеклассная и внеурочная деятельность школы полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития дополнительного образования не прорабатывается. К сожалению, пока что это наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант дополнительного образования в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов.

Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя как единая система оно еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и взрослых. Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. В результате те образовательные области, которые вначале изучались в рамках дополнительных образовательных программ, затем входят в базисный учебный план школ.

Третья модель организации дополнительного образования строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры — центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др. Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования в данной школе. При этом в практической реализации дополнительных образовательных программ значительно возрастает роль специалистов этих учреждений.

Четвертая модель организации дополнительного образования детей в современной школе существует в учебно-воспитательных комплексах (УВК). На сегодняшний день модель является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку в ней органично сочетаются возможности всех видов образования. В УВК, как правило, создается солидная инфраструктура внешкольного дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения.

Основные направления дополнительного образования (слайд 3)

Эколого-биологическое дополнительное образование детей, направленное на развитие интереса ребенка к изучению и охране природы, биологии, географии, экологии и других наук о Земле, является основной частью непрерывного экологического образования. Возникшие во всем мире проблемы экологии, сохранения лесных массивов, очищение рек и других водоемов, бережное отношение к флоре и фауне, - все это требует изменения сознания подрастающих поколений, совершенствования деятельности учреждений дополнительного образования детей в области эколого-биологической направленности; позволяет привлечь к работе с детьми ведущих ученых и специалистов.

Физкулътурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в системе дополнительного образования детей ориентирована на физическое совершенствование ребенка, формирование здорового образа жизни, воспитание спортивного резерва нации. Вместе с тем, дальнейшее развитие детско-юношеского спорта должно осуществляться не только за счет увеличения количества спортивных школ, но и за счет развития других форм внеклассной и внешкольной работы с детьми, создания физкультурно-оздоровительных и спортивных секций и клубов в учреждениях общего и профессионального образования.

Одним из самых массовых и популярных среди детей и родителей, по-прежнему, является художественное дополнительное образование. Именно через искусство, художественное творчество происходит передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями, воспитанию творческой личности, ранней профессиональной ориентации и самоопределению ребенка, получению обучающимися основ будущего профессионального образования.

Первоначально кружок бисероплетения существовал как раздел прикладного искусства «Вышивка гладью». На занятиях давались понятия о технологии выполнения ручных швов, о композиции, ритме и симметрии в прикладном искусстве, цветовых схемах, теплых и холодных цветах. Многие работы участвовали в городских и областных выставках.

Постепенно, наблюдая непосредственный интерес учащихся к плетению бисером, направление бисероплетения стало основным в работе кружка. На занятиях дается теоретическая основа плетения бисером, даются приемы практической работы для закрепления навыков. Работы и задания выдаются по индивидуальной программе, потому что обучение проводится в различных возрастных группах.

Занятия проводятся тематически. К новому году – украшения на елку, фигурки снеговиков, Деда Мороза, новогодние шары и звезды. К 23 февраля – брелки и чехлы к телефонам, к 8 марта – цветы.

Большой интерес вызывало изготовление пасхальных яиц (слайды 9, 10). Сначала это было традиционное плетение. Затем появились самостоятельные тематические проработки – изображения церквей, животных. Последней из работ было изготовление миниатюры большой императорской короны. Идея зародилась у учащейся после посещения Грановитой палаты. В перспективе есть желание учащихся освоить тематику яиц Фаберже.

На основе изложенного выше можно выделить следующие особенности обучения и воспитания в системе дополнительного образования, которые могут способствовать развитию творческого потенциалы личности (слайд 4):

1.Удовлетворение интереса к естествознанию, искусству, технике, спорту.

2.Свобода выбора школьником:

  1. кружка, курса, научной секции;
  2. программ ориентированных на партнерство, которые часто разрабатываются совместно педагогами, родителями и детьми;
  3. стиля делового, демократического общения равноправных партнеров;
  4. времени и темпа освоения программ;
  5. интенсивности и глубины изучения заинтересовавшего школьника явления (все о немногом).

3.Опережающий характер научных знаний.

4.Самостоятельное научное исследование под руководством квалифицированных педагогов.

5.Многообразие форм деятельности.

6.«Стартовая площадка» для профессиональной ориентации школьника.

7.Право на самоопределение.

Вывод (слайд 12):

Таким образом, дополнительное образование в школе способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы:

  1. выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;
  2. способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;
  3. обеспечить каждому ученику “ситуацию успеха”;
  4. содействовать самореализации личности ребенка и педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Роль дополнительного образования в формировании личности ребенка"

Данный материал позволит педагогу дополнительного образования провести родительское собрание для привлечения детей к занятиям кружка; родителям понять, для чего ребенку нужно дополнительное образовани...

Роль дополнительного образования в формировании модели ученического самоуправления

Сегодня в российской школе одним из приоритетов образования является гармоничное развитие личности ребенка, осознание им целостности окружающего мира.И максимально эта цель может быть достигнута путем...

Выступление на педсовете руководителя МО дополнительного образования КГКУ «Назаровский детский дом" по теме: «Роль дополнительного образования в духовно-нравственном развитии детей-сирот в условиях детского дома".

Дополнительное образование учреждения КГКУ «Назаровский детский дом» - это система, работающая над реализацией своего основного предназначения: развитие мотивации личности воспитанника к п...

Программа тьюторского сопровождения исследовательской деятельности в области духовно- нравственного образования по теме «Нравственные ценности в культуре Поморья»

Программа тьюторского сопровождения исследовательской деятельности в области духовно- нравственного образования по теме «Нравственные ценности в культуре Поморья»...

Роль дополнительного образования в формировании универсальных учебных действий.

В статье рассматривается роль дополнительного образования в формировании у обучающихся УУД...