Тема проектной работы: «Формирование нравственных качеств у обучающихся в процессе реализации проекта Гжель»
проект по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие и оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально, и одна из функций – воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере. Это и побудило провести целенаправленную работу по воспитанию детей на материале народного искусства, на основе чего и был создан данный проект. В нем рассматривается воспитательное значение народного искусства, на основе такого народного промысла, как хохлома. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 121212proekt_trofimova_v.docx861.68 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

ГАПОУ «Лениногорский музыкально – художественный педагогический колледж»

Проектная работа

Тема: «Формирование нравственных качеств у обучающихся в процессе реализации проекта Гжель»

Выполнил: Трофимова В.Н.

слушатель курсов повышения

Квалификации учителей по

 проблеме «Современные технологии

и подходы преподавания предмета

 «Изобразительное искусство»

 в условиях Реализации ФГОС ОО»

Должность: учитель изобразительного искусства

Место работы: МАОУ «СОШ № 16»

 г. Альметьевска

2021 год

Содержание

Введение……………………………………………………………………………......3

Глава 1. Паспорт проекта……………………………………………………………4

1.1. Актуальность проекта……………………………………………………………..4

1.2. Проблемы проекта…………………………………………………………………5

1.3. Цели и задачи проекта……………………………………………………………..5

1.4. Ожидаемые результаты проекта………………………………………………….5

1.5. Сроки разработки и реализации проекта………………………………………...6

1.6. Ресурсы……………………………………………………………………………..6

1.7. Целевая аудитория…………………………………………………………………6

Глава 2. Содержание проектной деятельности …………………………………..7

2.1. Исторические предпосылки возникновения народных промыслов……………7

2.2. План мероприятий по реализации проекта……………………………………..11

2.3.Аспекты методики изучения основ народных промыслов на уроках изобразительного искусства………………………………………………………….13

Заключение ………………………………………………………………………….16

Список использованных источников……………………………………………..18

Приложения………………………………………………………………………19-22

Введение

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

 Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народно-прикладного искусства.  

Только в этом случае народное искусство – это незамутненный источник прекрасного, оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый  интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.

Воспитание любви к Родине - одна из главных задач уроков изобразительного искусства. Для этого подойдут уроки рисования на темы, освещающие быт, историю и культуру народа; уроки декоративно прикладного народного искусства; уроки рисования с натуры пейзажей родного края, портретов земляков, предметов быта народов региона; беседы с учащимися о крае, его природе, о художниках Республики Татарстан, об истории и культуре народов республики.

Следовательно, сознательное изучение истории Родины в ее настоящем и прошлом (родная история) через изучение этнографии, народных героев, народных песен, искусства должно способствовать воспитанию ребенка как будущего гражданина русского государства.

Глава 1. Паспорт проекта

1.1. Актуальность темы проекта

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину (задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры).

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры – забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство, этот незамутненный источник прекрасного, оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие и оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально, и одна из функций – воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере. Это и побудило провести целенаправленную работу по воспитанию детей на материале народного искусства, на основе чего и был создан данный проект. В нем рассматривается воспитательное значение народного искусства, на основе такого народного промысла, как хохлома. 

В процессе работы были определены содержание, формы и методы воспитания детей на материале народного искусства (музыкального, изобразительного, художественно-речевого), который вошел в проект. Народное искусство в разных его видах в работе с детьми использовалось в интегрированной форме как в групповой непосредственно-образовательной деятельности, так и в процессе самостоятельной деятельности в различные моменты жизни детей (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Дети, рассматривая фотографии, иллюстрации хохломской росписи, проявили желание узнать, где возникла этот вид народного промысла, как раскрашивают, какие элементы хохломской росписи существуют, специфика изготовления посуды с хохломской росписью. 

Из вышесказанного, очевидно, что перед обществом в целом и педагогическими работниками в частности стоит следующая проблема. 

1.2. Проблемы проекта 

С каждым годом увеличивается число школьников, имеющих пробелы в знании культуры своей страны. Поиск путей решения описанной проблемы привёл к созданию творческо-исследовательского проекта «Гжельское чудо». Актуальна ли сегодня Гжель?

1.3. Цели и задачи проекта

Данный проект преследует следующие цели и задачи.

Цель проекта: Формирование  нравственных качеств у учащихся на примере Гжельской росписи.

Задачи проекта:

  1. Расширить теоретические знания о гжели.
  2. Развивать эстетический вкус, наблюдательность, образно-творческое мышление.
  3. Развивать умение рисовать простейшие элементы гжельской росписи.
  4. Воспитание нравственно-эстетического отношения к миру, любовь к Родине, её истории и культуре, умения работать коллективно в группах.

1.4. Ожидаемые результаты проекта

От результатов проекта ожидаем:

1. Повышение активности каждого ребёнка - участника проекта в использовании нетрадиционных техник и материалов в самостоятельной деятельности.

2. Проявление устойчивого интереса к изобразительной деятельности у детей группы.

3. Развитие сенсорных умений, мелкой моторики.

4. Ознакомление с историей создания гжельской росписи.

1.5. Сроки разработки и реализация проекта

Практические результаты реализации плана определяются в соответствиис целями и задачи каждого этапа в течение 2 уроков.

Этапы

Наименование этапов

Сроки реализации

1 этап

Подготовительный

-

2 этап

Рабочий

1 урок

3 этап

Заключительный

1 урок

        1.6. Ресурсы

        Материально – техническая база образовательной организации.

        Школа располагает современной материально – технической базой.Кабинет изобразительного искусства обеспечен полным комплектом оборудования для реализации предметной области и внеурочной деятельности, включая расходные материалы и канцелярские принадлежности, а также мебелью, офисным оснащением и необходимым инвентарём.

        1.7. Целевая аудитория

Учащиеся 5 классов.

                

                Раздел 2. Содержание проектной деятельности

2.1. Исторические предпосылки возникновения народных промыслов

Народные художественные промыслы России — неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной Российской Федерации

Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений народного искусства. Оптимизм, мажорность, привлекательность образов народного творчества. Связь произведений народного творчества с родной природой, с бытовыми, праздничными, трудовыми событиями, с яркими событиями народного календаря (на примере керамики Древней Греции, Балхар, Гжели, изразцов, филимоновской игрушки, произведений народных мастеров Городца и Полховского Майдана).

        Формирование представлений о символике народного орнамента. Отражение родной природы в орнаментах вышивки, росписи по дереву, керамики. Образы-символы в орнаментальном искусстве: символы плодородия, благопожелания, природных стихий; обереги. Закономерности построения орнамента на замкнутой поверхности (круг, квадрат), ленточного орнамента («меандр», «пальметта», «лотос», «перец»). Знакомство со схемами ритмического построения орнамента (на примере орнаментов балхарской и древнегреческой керамики, русской народной вышивки). Выявление роли красного цвета в народном искусстве

Своими корнями народное искусство и художественные промыслы уходят в глубокую древность, когда человек жил в условиях первобытнообщинного и родового строя. Средства существования он добывал примитивными способами. Всякая деятельность в первобытном обществе могла быть только коллективной. Разделение труда осуществлялось только на труд мужской (война, охота) и труд женский (приготовление пищи, изготовление одежды, ведение домашнего хозяйства); в то время даже керамическое производство было домашним женским делом.

            Гжель - это название живописного подмосковного региона, что в 60-и километрах от Москвы, ставшая символом неповторимого искусства и народного мастерства.

                Слово "гжель" сегодня невероятно популярна. С ним ассоциируется красота и гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика известны теперь не только в России, но и за ее пределами. Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное, богатой фантазией и гармоничностью, высоким профессионализмом их создателей. Гжель - это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства. 
           Сколько же лет этому русскому народному промыслу?Археологические исследования на территории Гжели подтверждают существование здесь гончарного ремесла с начала XIV века. Впервые поселение Гжель упомянуто в документах, датированных 1320 г. Именно тогда оно среди других поселений было отписано великим князем Иваном Даниловичем Калитой старшему сыну. С того времени Гжель постоянно фигурирует в духовных грамотах. И неудивительно - гжельская земля издавна была богата лесами, реками, высококачественными глинами, "которой нигде не видал я белизноюпревосходнее". С тех пор за свою более чем шестивековую историю Гжель переживала разные периоды. 
            На протяжении столетий гжельские крестьяне изготавливали предметы оптового обихода, изразцы, черепицу. Со второй половины XVIII века она прославилась выпуском майоликовой посуды. Это были изделия из цветных глин с яркой многоцветной росписью по белой эмали. В XIX веке гжельские мастера изобрели новый для себя материал и новую технологию: выпускали полуфаянс, затем фаянс и, наконец, фарфор. Особый интерес представляли изделия, расписанные в один цвет - синей подглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей. Выпуском фарфора и фаянса занимались многочисленные мелкие заводы и крупные предприятия. Конец XIX - начало XX веков стали периодом глубокого кризиса. Казалось, гжельское искусство погибло навсегда. Послевоенное время связано с началом возрождения промысла и поиском своего образного языка. Для этого потребовались годы кропотливой и неустанной работы, обучение новых мастеров. В результате это привело к успеху. 
            В 1972 Объединение "Гжель", создано на основе шести маленьких производств, расположенных в нескольких деревнях. Творческие группы разработали новые образцы. Были созданы полностью новые формы изделий. Живопись стала более богатой, и выполняет художественные требования существующего дня. Сегодня Объединение "Гжель"- современное предприятие, в состав которого входят 6 производств с персоналом, состоящим из 1500 высококвалифицированных рабочих. Гжель - это вазы, статуэтки, игрушки, изделия интерьера: камины, люстры и другие фарфоровые изделия. Продукты "Гжели" пользуются устойчивым спросом на Российском и международном рынке. Гжель - это композиция народного искусства и художества. В производстве фарфора Гжель следует за старыми Российскими традициями в искусстве народа. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. В "Гжели" работают высококвалифицированные и одаренные художники, скульпторы и мастера технологии. В Гжели существует круглый цикл образования. Обучение начинается с детского сада, средней школы и заканчивается Гжельским Художественным Колледжем и курсами аспиранта в Москве. У Гжели собственный стиль - синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет.

                Процесс изготовления сложен и интересен. Гжель всегда славилась своими мастерами. Гжельцы изготавливали изделия из фарфора, работая с невероятной быстротой и соблюдая точность всех размеров. Отклонения составляли лишь доли миллиметров. Без точной аппаратуры лишь человеческие глаза и руки создавали неповторимые изделия. Эта технология дожила и до наших дней и уже отточенная используется на Гжельском Фарфоровом заводе.

                Первым этапом создания изделия из фарфора является нанесение набросков с помощью карандаша. Потом создается гипсовая модель, по которой изготавливается первичная заготовка. Затем гипсовая фигура отправляется на литейный участок форм. По ним делается разъемная литьевая форма. Исходное сырье из белой глины, разбавленное водой и хорошо перемешанное поступает по трубе из цеха массозаготовки в литейно-заготовлительный цех. Из-за наличия твердых минералов в первичной фарфоровой массе необходим очень тонкий помол. Сырьем заполняют формочку, из которой затем извлекается полуфабрикатное изделие, после чего срезаются и швы от заготовительных форм. Далее заготовка направляется в камерную печь.

                Предварительный обжиг проводится при температуре 900 С. Он придает изделию характерную фарфоровую твердость, после чего полуфабрикат расписывается художником. Мастер устанавливает изделие на вращающуюся головку и аккуратными мазками расписывает каждое изделие. Это очень волнительный процесс, ведь одно неловкое движение может перечеркнуть усилия многих работников. Поэтому путь до настоящего художника-мастера нелегкий, исчисляется он годами труда. Каждый мастер обладает своим уникальным стилем.Расписанное изделие после предварительного обжига окунается в специальную водяную смесь - подглазурь.Основной обжиг проходит при повышенной температуре 1350 С. Здесь глазурные рисунки приобретают все оттенки синего цвета в пределах заданного спектра. Изделие готово, можно наслаждаться его красотой.

Виды гжельской росписи. Гжельская роспись делится всего на три вида:

  1. Орнаментальная: самые именитые это шашечки, «усики», «жемчужинки», «капельки». Ими и заполняют свободное место внутри изделия. (Приложение 3).
  2. Сюжетная роспись: сценки из повседневной городской и деревенской жизни, герои российских легенд и сказок (Кот Баюн, птица Сирин и голубая птица, русалки), природа и времена года.
  3. Растительная роспись: травы, ягодки, злаки, букеты, листья, цветочки, не считая главенствующего узора - гжельской розы, изделия расписывают георгинами, лилиями, маками, астрами. (Приложение 4).

Важная особенность в гжельской росписи сине - белого фарфора - живописное начало. Большое значение в технологии росписи придается движению кисти, способной создавать множество тончайших градаций синего цвета. В росписи применяется широкий кистевой мазок с его переходами от звучного, насыщенного синего цвета до размытого голубого. В сочетании с белым фоном рисунок создает ажурный узор на поверхности изделия: в центре - яркое, крупное пятно - изображение цветка, а вокруг легкая россыпь веточек с листьями и ягодками, завитков, усиков, едва различимых, уходящих в белизну фона. Лепестки цветка, выполненные одним закругляющимся мазком с тенями, складываются в пышную, округлую чашу. В ее белой середине рассыпаны мелкие точки-тычинки. Градация синего цвета придает лепесткам выпуклость, цветок словно вылеплен из лепестков-долек. Гирлянды цветов соседствуют с сетчатым орнаментом, выполняемым тонкой кистью. Сетки могут сочетать в себе чередование тонких и широких линий, перемежающихся точками.

2.2. План мероприятий по реализации проекта

Этапы работы над проектом:

Наименование этапов

Наименование мероприятий

1 этап – подготовительный

Создание проблемной ситуации (вовлечение в проект).

Сбор  материала  народного промысла «Гжель».

Найти стихи, загадки, поговорки об этих промыслах и их изделиях.

Создание презентации.

2 этап – рабочий (практический)

Выяснить в чем секрет долголетия Гжельской росписи.

Выступление обучающихся.

"Кроссворд"

Выполнение упражнении  элементов гжельской росписи.

3 этап – заключительный

Творческая работа  роспись сервиса.

Выставка рисунков «Гжельское чудо».

Оформление развивающей среды кабинета.

Серия учебных занятий:

  1. Подготовка к проекту

В начале четверти класс получает задание собрать материал, исторические факты об особенностях гжельской керамики и росписи. 1  группа собирает  материалы, сведения  производстве гончарного изделия. 2 группа  собирает материал о особенностях гжельской росписи. На уроке делимся информацией.

Обучающиеся в каждой группе готовят презентацию. Затем осуществляется анализ предстоящей деятельности и разрабатывается план выполнения проекта.

  1. Первое учебное занятие – Знакомство с Гжельской росписью. Представление проеков.

Выступление обучающихся, представление презентации. Знакомство с гжельской росписью. Закрепление знании - отгадывание кроссворда. Выполнение упражнение элементов росписи. Создать эскиз гжельской росписи, работают в технике гуашь.

По горизонтали:

  1. Этот цвет используют в гжельской росписи (голубой).
  2. Так называют глиняные изделия, обожженные в печи (керамика).
  3. Этот поселок называют родиной и колыбелью русской керамики (Гжель)  
  4. Именно они преобладают в росписи гжельской посуды (цветы).
  5. Декоративный сосуд с кольцевидным туловом, длинным изогнутым носиком, часто на ножках. (квасник)
  6. Это вид художественной техники, в которой используются живопись и наклеивание различных материалов (коллаж).

По вертикали:

  1. Он состоит из цветов (букет).
  2. Это цвет гжельской керамики (белый).
  3. Это основной цвет в росписи гжельской керамики (синий).
  4. Это вид тонкой керамики (фарфор).
  5. Сосуд, похожий на квасник, но без сквозного отверстия в корпусе. (кумган)

(Приложение1).

  1. Второй учебное занятие – Творческая работа.

4 группы обучающихся выполняют творческую работу  по росписи сервиса. Итог работы набор сервиса оформленная в единой композиции. (Приложение 6). Оценка  работ творческих групп, выставление балов.

Продукт проектной деятельности:

1. Альбом «Гжельское чудо».

2. Выставка детских рисунков. Оформление стенда "Глельское чудо".

2.3Аспекты методики изучения основ народных промыслов на уроках изобразительного искусства

Говоря о методической стороне изучения основ народной культуры, нельзя не сказать о том, что учителю нужно обращать внимание на то, чтобы работы учащихся носила сознательный и творческий характер. Этого можно добиться, создавая соответствующие условия для практической работы и используя различные методы обучения.

Одним из них является вступительная беседа. Она должна быть содержательным и эмоциональном стержнем урока, его смысловой основой.

Для того, чтобы любить и понимать народную художественную культуру, необходимо о ней задумываться; задумываться можно лишь над тем, что интересно, для возникновения интереса нужны соответствующие знания. Именно вступительная беседа позволяет создать у учащихся определённый уровень «насмотренности», то есть необходимую базу впечатлений, знаний, которыми они и будут руководствоваться в своей практической деятельности.

Из содержания беседы к урокам изучения основ народной культуры учащиеся должны получить представление как минимум:

а) о культурно-историческом значении народных художественных ремёсел;

б) о художественных достоинствах и своеобразии изделий;

в) о художественном образе, особенностях символики, орнамента;

г) о связи народной культуры с современностью.

Конечно, целостный комплекс знаний дети получают не из одной беседы, а из их серии, но, тем не менее, очевидно, что требования, предъявляемые к каждой беседе достаточно серьёзны. Основное, на что следует обратить внимание детей, следующее: народное искусство всегда традиционно. Из поколения в поколение в нём передаются не просто определенные приёмы ремесла, а целое мировоззрение народа, его духовная культура. В выборе тем, их образном решении, орнаментальной символике мастер руководствуется художественно-эстетическими понятиями, а в первую очередь традицией.

Чтобы помочь детям разобраться в содержании отдельных видов народного искусства, необходимо, прежде всего, выяснить с ними круг сюжетов, мотивов, которые мастера выбирают. Можно заметить, что эти сюжеты являются общими для целого ряда различных ремесел. Рассматривая образцы, учащиеся непосредственно ощущают это дыхание времени, видят бережное, уважительное отношение народного мастера к культуре своих предков. Дети убеждаются, что многие сюжеты, мотивы украшений на изделиях имели когда-то магический смысл, отражали обожествление человеком окружающей природы, а вернее, тесную связь с ней. Если говорить о практической работе на уроках ИЗО при знакомстве с народной культурой, то здесь следует сказать о вдумчивой, неспешной, добросовестной работе, требующей самого пристального внимания к материалу. Но как добиться этого и не «засушить» уроки изобразительного искусства, не превратить их в нудную муштру?Прежде всего, всегда возможно и необходимо включать в урок разумное соотношение интеллектуальной, эмоциональной и практической нагрузки на учащихся. В процессе урока ребёнок должен сразу настраиваться на активную творческую деятельность. С первых же шагов детям предлагается анализировать и размышлять. В качестве практических ручных умений нужно осваивать технику двухцветной росписи. Смысл всех черновых, рабочих операций поднимается для учащихся на более высокий уровень, если они подчиняются какой-то идее, понятной и привлекательной для них.

При обучении младших школьников всему этому особенно важен личный показ учителя. Обычно это делается перед всем классом на столе демонстрируя на экране этапы работы. При показе приёмов изображения учитель проговаривает словами каждое движение, выполняемое кистью, например, «Кончиком кисти лёгким движением, без нажима проводим волнистую линию слева направо».

С выработкой определённых навыков работы кистью у учащихся создаются всё новые условия для решения творческих задач в каждом новом задании.

Так же, как и роспись по дереву, изделия из обожженной глины представляют широко распространённый и древний вид народного художественного ремесла. Различного назначения посуда, а также игрушки являются наиболее типичными изделиями для этого вида искусства.

Итак, не следует также забывать и о том, что один урок может дать детям лишь какую-то часть необходимой информации к народной культуре, но постепенно из этих крупиц складывается целостная картина могучих национальных корней, рождается чувство исторической общности поколений.

Заключение

Современное образование направлено на всестороннее развитие личности ребенка, его творческие мышление и созидание. Педагог в разрешении этого запроса общества создает среду, которая мотивирует детей самостоятельно добывать, обрабатывать информацию, обмениваться ею, а также быстро и свободно ориентироваться в окружающем информационном пространстве.

Проектная деятельность как один из вариантов комплексного разрешения этих задач прочно вошла в повседневную деятельность педагогов. 
Программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» предполагает использование принципа – единство восприятия и созидания. Через любую деятельность: изображение, украшение или постройку мастер-художник выражает свое отношение к тем или иным явлениям жизни.

 Поэтому дети изначально учатся не только видеть конечный продукт, но и оценивать личностное выражение отношения к выполненному, влияние проекта на окружающую жизнь и себя. В проектной деятельности активно используются методы данной учебной программы: 

  • метод привлечения во время урока личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей;
  • метод внеклассной индивидуальной и коллективной поисковой деятельности;
  • метод коллективных и групповых работ;
  • метод оформления работами учеников интерьера школы, класса…

На уроках ИЗО метод проектного обучения возможен практически по всем предлагаемым программой темам. Метод проектного обучения помогает преодолеть пассивность учащихся.

Мини-проекты могут укладываться в один урок, индивидуальные и работа в группах. Краткосрочные проекты требуют выделения 1-2  уроков. Проектная деятельность заключается в замене традиционного урока, уроком по созданию проекта: коллективной творческой работы. Здесь необходима  координация  деятельности участников проектных групп, по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществления во внеклассной деятельности и дома. Особенностью системы выполнения творческого проекта является возможность совместной творческой и исследовательской работы учителя и учащихся. Метод проектов и использование информационных технологий  способствует воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе.

Практика показала, что метод проекта применим на уроках изобразительного искусства общеобразовательной школы, вызывает интерес и живую реакцию детей.

Список использованных источников

  1. Барадулин В.А. Основы художественного ремесла / В. А. Барадулин. -  М.: Просвещение, 1987. – 120 с.
  2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н. Ю. Пахомова. – М. :Аркти, 2008. – 54 с.
  3. Кульневич С.В. Не совсем обычный урок / С. В. Кульневич. -  Воронеж, 2006. – 110 с.
  4. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства / Т. Я. Шпикалова.М.: -  Мозаика-Синтез, 2010.- 61 с.
  5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. Москва «Аркти», 2008
  6. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петрова А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2004.
  7. Сокольникова Н.М. Основы композиции 5 — 8 класс. Издательство «Титул» Обнинск,  2001  
  8. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс под  рук. Неменского Б.М.  Москва «Просвещение», 2007


Приложение 1

1

5

К

В

А

С

Н

И

К

Б

2

И

4

5

1

Г

О

Л

У

Б

О

Й

Н

Ф

К

2

К

Е

Р

А

М

И

К

А

У

3

Г

Ж

Е

Л

Ь

Й

Р

М

4

Ц

В

Е

Т

Ы

Ф

Г

Й

6

К

О

Л

Л

А

Ж

Р

Н

Приложение 2

kumgan-gzhel.jpg

Приложение 3

urok-gzhel-3.jpg

Приложение 4

urok-gzhel-4.jpgurok-gzhel-5.jpgurok-gzhel-6.jpg

Приложение 5.

urok-gzhel-1.jpgurok-gzhel-2.jpg

Приложение 6

raskraska-gzhel.jpgraskraska-gzhel2.jpgraskraska-gzhel3.jpg

Приложение 7

detskiy-risunok-gzhel.jpg

Картинки по запросу гжель

Картинки по запросу гжель Приложение 8

Похожее изображение Приложение 9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа «Формирование исследовательской компетенции у учащихся в условиях реализации ФГОC»

В соответствии с требованиями  стандартов второго поколения во главу образования ставится личность ученика, её саморазвитие, самосовершенствование. Основная цель образования - научить ученика учи...

на тему "Технологии формирования нравственных качеств обучающихся в процессе работы над текстом литературного произведения"

Автор делится с опытом своей работы над текстом литературных произведений на нравственную тему...

на тему "Технологии формирования нравственных качеств обучающихся в процессе работы над текстом литературного произведения"

Автор делится с опытом своей работы над текстом литературных произведений на нравственную тему...

«Формирование нравственных качеств обучающихся в воспитательном процессе группы продленного дня».

Главный показатель нравственности человека – его дела, действия, поступки, то, насколько он руководствуется в них моральными критериями, исходит из них при принятии решений. Поведение в соответствии с...

«Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающегося в учебно-воспитательном процессе»

Целью духовно-нравственного воспитания должно быть духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития. Эти цели конкретизируются в следующих задачах. 1. Воспитание цель...

Социальные акции как средство формирования нравственных качеств у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы).

Вопросы воспитания добра и милосердия волновали общество во все времена. Особенно актуально эта тема сегодня, когда участились проявления жестокости, насилия, безнравственного поведения в молодеж...