Главные вкладки

    Статья "Научно-практические аспекты инклюзивного воспитания в процессе реализации проблемы формирования нравственных качеств у детей, требующих особого педагогического внимания в специальной школе-интернате"
    статья по теме

    Приймак Светлана Константиновна

    Статья для конференции по инклюзивному образованию . Опубликована в научно-методическом сборнике. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon статья для конференции62.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Приймак С.К Рефатова Л.Ш.

            

    Education of children, requiring the special pedagogical attention 

    НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНКЛЮЗИВНОГО

    ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ

    ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ

    У ДЕТЕЙ, ТРЕБУЮЩИХ ОСОБОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

    ВНИМАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ

    «Всякое искусство, и искусство воспитания тоже,

    имеет целью восполнить то, чего недостает от природы»

    Аристотель

    Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. Задача формирования гармонически развитой личности предполагает тесную, органическую связь урочных и внеурочных занятий. Учебная деятельность должна обязательно дополняться продуманной системой внеурочных мероприятий, организацией разносторонней деятельности в коллективе, поскольку именно в коллективе наилучшим образом формируются и закрепляются навыки нравственного поведения.

    Специфика воспитательной работы в специальной школе выражается в том, что эта работа направлена на ослабление и преодоление недостатков развития аномального ребенка, коррекцию его личности.

    Воспитание и обучение требующего особого педагогического внимания ребенка, находятся в тесном единстве и взаимосвязи, составляя целостный процесс становления личности ребенка, подготовки его к самостоятельной жизни и труду.

    помощью многообразных средств воспитания мы стремимся прежде всего предупредить утомление и истощение нервных сил детей, укрепить их нервную систему, физическое состояние, уравновесить поведение, развить активность, готовность и интерес к учебной и трудовой деятельности.

    В процессе коррекционно-воспитательной работы мы используем  многообразные стимулы, способствующие формированию положительных качеств личности. Под влиянием строго продуманных педагогических воздействий повышается активность детей и расширяются их интересы.

    Одной из важнейших задач в развитии любого ребенка является нравственное воспитание. Поступки и действия, соответствующие нормам и правилам поведения, принятым в нашем еще меняющемся обществе, оцениваются как нравственные. Человечность, отзывчивость, чуткость ко всему, что нас окружает, была, есть и будет нормой для любого ребенка.

    В.А. Сухомлинский говорил: «Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро…»

    Многолетний опыт работы в специальной школе показал, что сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам. Поэтому приоритетным направлением в нашей работе выбрали работу по нравственному воспитанию  учащихся.

    Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. В решении конкретных задач нравственного воспитания, учитывая специфику развития воспитанников, имеющих ограниченные умственные способности, необходимо формировать навыки нравственного  поведения, воспитывать волевые черты характера. В процессе нравственного воспитания необходимым звеном является моральное просвещение, цель которого сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов эталонов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков. В этом детям помогают памятки, основными посылами которых являются принципы прогрессивной психологии:

    • Что бы ты ни делал, количества добра в мире должно увеличиваться
    • Душевно здоровый человек униженным и оскорбленным быть не может
    • Ваши переживания – результат вашего выбора
    • Всегда доволен тот, кто умеет довольствоваться
    • Здоровый образ жизни – это здорово

    С первой минуты встречи воспитателя с ребенком и до последнего звонка – мы учим, показываем, демонстрируем, анализируем, внедряем словом, жестом, мимикой, примером – культуру  взаимоотношений.

    Нравственные понятия, а также нормы и навыки поведения человека, то или иное отношение к труду, его дисциплинированность, наличие тех или иных привычек в жизни – все это есть результат воспитания. В специальной школе применительно к разным категориям учащихся будут иметь место разные уровни в решении конкретных задач нравственного воспитания. Так, при формировании таких качеств, как дисциплинированность и трудолюбие, можно будет у одних учащихся достигнуть достаточно высокого уровня формирования сложных социальных мотивов отношения к труду.

    Дисциплинированность сложное качество, имеющее разные ступени развития от простого послушания у младшего школьника до сознательного выполнения требований дисциплины у старших учащихся.

    В задачи нравственного воспитания входит формирование у учащихся трудолюбия, в частности правильного отношения к физическому труду. В этой же связи решаем некоторые задачи воспитания положительных качеств характера и воли у детей. Труд дает реальную возможность формировать у детей терпение, настойчивость, самостоятельность.

    В задачи нравственного воспитания входит формирование у учащихся честности, правдивости.

    Большого внимания требует к себе работа по воспитанию у учащихся нашей школы дружбы, товарищества, коллективизма.

    Для достижения целей используем все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся. Так, например, если в младших классах стараемся привить знания по элементарным правилам и нормам нравственного поведения, то в старших классах проводим беседы, диспуты, дискуссии по основным понятиям морали нашего общества, этики, по нравственно-правовому поведению.

    Одним из направлений в нашей работе по нравственному воспитанию и развитию ребенка является культура поведения.

    Основные методы, рассчитанные на восприятие воспитанниками педагогических воздействий, подразделяются на методы: созидающие, регулирующие и стимулирующие. Созидающие методы являются основными. С их помощью ученики включаются в разнообразные виды умственной, трудовой, нравственной, эстетической, физической деятельности. Регулирующие методы позволяют производить коррекцию данной деятельности, а третьи по мере их надобности стимулируют ее протекание в заданном направлении. К созидающим методам, опирающимся на сознание детей, относятся метод убеждения и метод упражнения. Они очень близки между собой и всегда выступают во взаимосвязи и взаимодействии. Широко используем такие методы как стимуляцию, поощрение, оказание доверия, поручение ответственных заданий и т.п.

    В силу социальной запущенности наших детей, они не видят образцы подлинной воспитанности и культуры человека у себя дома, в семье, у их сверстников. Поэтому этот груз лежит полностью на плечах педагогов.

    Своей задачей считаем работу не только по созданию детского коллектива, формированию, развитию нравственных привычек, но и работу по развитию культуры речи. Для детей организована «школа добрословия», написана программа по культуре общения, в которой предусмотрены тренинговые  занятия.

    Всю коррекционно-воспитательную работу строим на принципах системного подхода к формированию нравственного здоровья ребенка. Для учащихся мы выработали общие правила нравственности. 

    Понимая, что воспитать у детей нужные навыки и привычки, важно установить с самого начала ясные, твердые требования и строго придерживаться их. Мы их сформулировали в виде правил, которые являются общими и обязательными для всех ребят в классе.

    Нравственное здоровье глубоко связано со здоровьем физическим. С первых же дней пребывания детей в нашей школе учим их правилам гигиены, культуры быта и труда. С этой целью разработали памятки, которые помогают детям в формировании положительных навыков. Дети должны понять, что зная и выполняя правила поведения, они смогут воспитать в себе различные качества: доброту, честность, ответственность, самостоятельность, сочувствие, любовь к ближнему. Важным средством приучения  ребят к культуре поведения являются специально разработанные упражнения, которые включаются в повседневную жизнь ребенка и проводятся в процессе систематических занятий. Содержание упражнений и их форма зависят от темы занятия, ситуации.

    Воспитатель наблюдает за поведением детей, он отмечает те пробелы и ошибки, которые дети совершают, и то хорошее, правильное в их поступках, на что можно опереться в дальнейшей работе.

    В работе с детьми учитываем специфику эмоциональной реабилитации детей с интеллектуальной недостаточностью. В связи с этим приоритетной задачей выступает подготовка этой категории детей к самостоятельной жизни. В этой работе используем программу социокультурного развития, которая позволяет сформировать и развить у ребенка осознание себя как личности в системе отношений со взрослыми, сверстниками, природой. В связи с этим, в рамках проектной деятельности, детям на базе школы-интерната предоставлена возможность принимать активное участие в международном проекте «Общественные  достижения в Крыму». Мы разработали программу действий, придумали эмблемы, название инициативных групп и девизы, наметили пути решения поставленных проблем. Группы «ОСА» (охрана, содействие, активность) и «Радуга», по результатам участия в международном проекте, отмечены Сертификатом активных участников, что для детей имеет немаловажное значение. Социальная адаптация учащихся в специальных школах невозможна без формирования системы их нравственного сознания и соответствующего социального поведения, что осуществляется в процессе гражданско-патриотического воспитания личности учащихся.

    Одним из проявлений такой воспитательной работы является ежегодно проводимый в нашей школе-интернате  смотр-конкурс строевой (патриотической) песни.  Ребята 5-9 классов с большим интересом к нему готовятся, ответственно относятся к этому мероприятию: тренируются шагать в ногу, держать интервал в строю, громко и красиво петь. Несмотря на психофизические особенности наших школьников, трудности подготовки такого мероприятия, праздник получается очень торжественным и красивым, запоминается надолго.

    Важным звеном в данной работе считаем воспитание у детей уважения друг к другу, к людям разных национальностей. Этому способствуют различные беседы. Тематика таких бесед может быть следующей:

    • Крым – наш общий дом.
    • Народы Крыма.
    • Легенды Крыма.
    • Обычаи, традиции украинского, русского, крымскотатарского народов.
    • Народные праздники.

    Задачи – познакомить детей с историей, культурой, искусством, традициями и обычаями нашего многонационального полуострова.

    Создавая условия для самореализации личности ребенка, мы решаем такие задачи как:

    1. Формирование гражданских качеств, сознательной дисциплины.

    2. Формирование знаний, убеждений, мировоззрения.

    3. Привития навыков нравственного поведения.

    4. Формирование положительных черт характера и воли.

    5. Воспитание нравственных чувств.

    6. Привитие трудолюбия и культуры труда.

    7. Обеспечение нормального физического развития.

    8. Формирование эстетических взглядов, вкусов.

    9. Развитие умственных способностей.

    Совместными усилиями всех педагогов школы, открываем дорогу к социализации наших учащихся; если ребенок много видел, многое понял, во многом поучаствовал; если он хочет и может войти в общество и попытаться сказать свое слово; если он не боится внешней среды и готов к сотрудничеству - это есть человек!

    Удивительный мир детства! Каждый побывал в нем когда-то. Умение по-детски видеть, ощущать, радоваться жизни, познавать мир должно помочь взрослому лучше понять новое поколение...» Так начинается книга (первое книжное издание детских трудов за всю историю существования школы) «Это и мой мир», созданная творчеством наших ребят. Удивительное рядом - говорит каждое произведение этого сборника.

    Мы хотели бы, чтобы ребята поверили в самих себя, чтобы выходя из стен нашей специальной школы, они были подготовлены к жизни, помнили и знали все правила, начиная с элементарных знаний правил культуры поведения и заканчивая знаниями законов государства, в котором они живут.

    Наполни смыслом каждое мгновенье.

    Часов и дней неумолимый бег.

    Тогда весь мир ты примешь во владенье,

    Тогда, мой сын, ты будешь ЧЕЛОВЕК!

    Р.Киплинг

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979.
    2. Институт проблем воспитания АПН Украины. Актуальные проблемы воспитания детей в учреждениях интернатного типа (научно-методический сборник). -К.,2002
    3. Институт  проблем  воспитания  АПН  Украины. Современные подходы к воспитанию школьников в учреждениях  интернатного типа (научно-методический сборник). - К.,2002
    4. Специальная педагогика: Учебное пособие. Под ред. Назаровой Н.М.2002
    5. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) под ред.. Б.П. Пузанова – М., Academia, 2001
    6.  Ярская В. Инклюзия – новый код социального равенства // Образование для всех: политика и практика инклюзии. Сборник научных статей и научно-методических материалов. Саратов, 2008.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дневник наюблюдений за детьми, требующими особого педагогического внимания

    «Дневник  индивидуальной работы с учащимся, требующими особого педагогического внимания» Цели:  ·       адекватно воспринимать себя и окру...

    «Дневник индивидуальной работы с учащимся, требующими особого педагогического внимания»

    Цель: ·       адекватно воспринимать себя и окружающую действительность;·        развивать адаптационные умения;·...

    Выступление на МО "Особенности духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната"

    «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что       он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает сам...

    Методическая разработка.Организация работы с детьми требующих особого педагогического внимания (подростковая преступность)

    В современной школе обучаются очень разные дети. Для каждого из них требуется свои, адекватные его потребностям условия развития, психолого-педагогическое поддержка, любовь, понимание, семейное вниман...

    Методическая разработка.Организация работы с детьми требующих особого педагогического внимания (подростковая преступность)

    В современной школе обучаются очень разные дети. Для каждого из них требуется свои, адекватные его потребностям условия развития, психолого-педагогическое поддержка, любовь, понимание, семейное вниман...

    План работы с родителями детей, требующими особого внимания.

    План работы с родителями детей, требующих особого внимания содержит комплекс  мероприятий, дополнительных к воспитательной программе. Проводится классным руководителем в течении учебного года...

    Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста средствами социально-педагогической реабилитации.

    Проанализированы методы и место и роль нравственных ценностей в жизни и поведении ребенка дошкольного возраста. Обозначено влияние взрослых на формирование элементарных этических представлений у детей...