Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста средствами социально-педагогической реабилитации.
статья

Ильгашева Эльвира Геннадьевна

Проанализированы методы и место и роль нравственных ценностей в жизни и поведении ребенка дошкольного возраста. Обозначено влияние взрослых на формирование элементарных этических представлений у детей. Охарактеризованы условия и закономерности нравственного воспитания в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_nravstvennyh_kachestv.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование нравственных качеств

у детей дошкольного возраста средствами

 социально-педагогической реабилитации.

        Дети – наша гордость. В них нам всё мило и дорого. Но всегда ли мы задумывались над тем, что привлекательность нашего ребёнка заключается не только в красоте его внешнего вида? Главным является то, как ребенок себя ведет, как держится на людях, каковы его манеры – мимика, жесты, движения, осанка. Случается, что даже высокообразованные люди не всегда выглядят воспитанными, так как обладают представлениями о самых элементарных нормах поведения. Поэтому проблема нравственного воспитания детей не теряет своей актуальности и в наши дни.        

Ребёнок не рождается злым, жестоким или добрым. Нравственные качества ему предстоит приобрести. Они формируются у детей с самого раннего возраста. Многое начинается с привычки. Нравственное поведение – это поведение глубоко сознательное, основанное на принятых человеком моральных принципах, на его мировоззрении.

        Многие исследователи считают, что наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей создаются в дошкольном возрасте. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка с взрослым и сверстниками, возникает совместная  с ними деятельность, её виды усложняются. Напомним, что широкий круг предметных действий и способы управления предметами ребёнок освоил ещё в раннем детстве. Это осваивание осуществлялось в тесном взаимодействии со взрослым – как с носителем общественного способа выполнения действий, как образцом для сравнения.

        Дошкольник пристально всматривается в мир взрослых, начиная  выделять в нем взаимоотношения между людьми. Он  открывает законы (нормы  поведения), по которым строится взаимодействий между ними. Стремясь почувствовать себя взрослым, дошкольник всеми силами старается подчинить свои действия  общественным нормам и правилам поведения.

        Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте становится сюжетно-ролевая игра. В ней ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. На первый план в игре он выдвигает отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли,  ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.

        Нравственное развитие дошкольника включает три взаимосвязанные сферы. В сфере моральных знаний, суждений, представлений, то есть когнитивной сфере, дети овладевают различными сторонами общественного морального сознания, и, прежде всего, пониманием моральных требований, критериев моральной оценки. Ребенок учится добровольно следовать нормам морали, даже если ее нарушение с личной выгодой и малыш уверен в безнаказанности. Таким образом, овладев моральным поведением, ребенок способен сделать правильный моральный выбор не на словах, а в действии.

        В сфере морально ценных переживаний у ребенка складываются морально ценные и морально одобряемые отношения к другим людям. Так, у ребенка формируются гуманистические, альтруистские чувства и отношения: например внимание к нуждам и интересам других людей, способность считаться с ними, сочувствие чужим бедам и радостям, а также переживание вины при нарушении норм.

        Для нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники  выражают следующим образом: «Нельзя обманывать взрослых», «Маленьких нельзя обижать» и т.д. То есть дети  констатируют, что можно делать, а что – нельзя.

        В дошкольном возрасте встречаются совершенно различные уровни такого понимания. Чем младше ребенок, тем чаще он объясняет необходимость выполнения нормы, ссылаясь на возможные последствия при её соблюдении для себя или на требования взрослых, например: «Надо говорить правду, а то узнают  и накажут», «Надо делиться игрушками. А потом тебе тоже даст кто-нибудь поиграть».

        В 5-7 лет ребенок понимает общественный смысл нравственной нормы, осознает её объективную необходимость для регуляции взаимоотношений между людьми. Так, для старшего дошкольника все большую роль начинают играть интересы и желания другого человека. Дети этого возраста употребляют в речи слова, обозначающие нравственные качества и их антиподы («добрый», «драчун», «жадина», «честный», «ябеда» и пр.), но связывают их с конкретной ситуацией из собственного опыта, что объясняется конкретной образностью детского мышления.

         Если дошкольник наглядно видит последствия соблюдения или нарушения нормы, то ему легче понять её содержание  и отнести к себе. Чем конкретнее норма, чем ближе она к собственному опыту ребенка, тем легче она осознается.

        В возрасте 3-7 лет у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит своё поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности. У старшего дошкольника формируются обобщенные представления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте.

        В дошкольном возрасте нравственные представления дошкольника влияют на его обыденную жизнь. В реальной жизни ребенок демонстрирует попытки совершать нравственные действия и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную направленность на окружающих. Однако, нравственные нормы, - даже те, которые ребенок хорошо знает, - не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его отсутствии, легко нарушаются ребенком. Причем малыш не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит.

        Усвоив норму, ребенок, прежде всего, начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстником, чем самим собой. Очень часто он правильно оценивает выполнение нравственных норм товарищами и ошибается в отношении себя. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, малыш подходит к реальной самооценке.

        У старших дошкольников все чаще наблюдается не прагматическое поведение, когда моральный поступок связан с выгодой для себя, а бескорыстное, когда поведение не зависит от внешнего контроля, а его мотивом является нравственная самооценка. В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной норме. Для них нравственная норма начинает выступать, как регулятор взаимоотношений между людьми. Старший дошкольник пони мает, что норму необходимо соблюдать, чтобы коллективная деятельность была успешной. Необходимость во внешнем контроле над соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и, в случае, если ребенок уверен  в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя.

         В сфере развития нравственного поведения пример взрослого играет важнейшую роль. Положительный пример родителей способствует тому, что малыш легко и ненавязчиво учится жить в соответствии с нормами, принятыми в обществе. В дошкольном возрасте возрастает влияние оценки взрослого на поведение детей, так как взрослый выступает образцом, эталоном, с которым ребенок сравнивает себя и свои действия.

        В 2-3 года дети совершают положительные поступки по указанию взрослых, в порядке выполнения их требований. Ограничение своих желаний у малышей возникает редко и только под влиянием симпатии или сочувствия.

        В 3 года, на основе моральной оценки взрослого, дети устанавливают связь «хорошего» или «плохого» со своим действием, относят свои поступки к соответствующей категории. Они получают удовольствие от оценки «хорошо».

        Положительная моральная оценка взрослого придает положительную окраску даже тем действием, которые обычно совершались ребенком с полным равнодушием. Оценивая поступки ребенка, взрослый с помощью положительной оценки фиксирует правильный способ поведения, а с помощью отрицательной – разрушает негативный.

        Оценка взрослого должна отвечать определенным требованиям, то есть быть:

        - объективной и, в то же время, тактичной, поэтому в поступке сначала выделяют положительные стороны, а об отрицательных говорят как бы вскользь, но так, чтобы ребенок понял,  чем именно недоволен взрослый; оценивать следует не самого ребенка, а его проступок; к порицанию следует прибегать в исключительных случаях, показав, как надо поступать;

        -  ориентированной на собственное поведение ребенка, а не на сравнивание его с другими детьми, чтобы не унижать в глазах взрослых, не разрушать совместную деятельность;

        - дифференцированной, поскольку общие оценки ничего не дают для развития личности; нужно показать, за что ребенок оценивается определенным образом, и ребенок будет стремиться повторить действие, чтобы снова заслужить положительную оценку;

        - систематичной, а не даваться от случая к случаю;

        - включающей сочетание вербальных и невербальных способов воздействия; соотношение разных способов оценки зависит от возраста, индивидуальных особенностей воспитанников, ситуации.

        Особенности нравственного развития детей в дошкольном возрасте можно обозначить следующим образом:

        - у детей складываются первые моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;

        - возрастает действенность нравственных представлений;

        - возникает сознательная нравственность, то есть  поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.

        В результате реформирования современного российского образовался кризис ценностей и социальных норм, в частности в вопросах воспитания моральных качеств подрастающего поколения. Детям приходится самостоятельно делать нравственный выбор между добром и злом, любовью и ненавистью, состраданием и жестокостью.

        В настоящее время вопрос воспитания нравственно-моральных качеств вновь становиться актуальным, особенно для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, воспитанников социально-реабилитационного центра.

        Основными задачами Социально-реабилитационного центра (далее СРЦ) являются создание благоприятных условий для максимально возможной реабилитации, коррекции развития воспитанников; обеспечение их возвращения в родную семью или, если это невозможно, определение в детские дома и дома-интернаты.

        Воспитанниками одного из отделений СРЦ становятся дети в возрасте от 3 до 6 лет. В процессе психолого-педагогической диагностики у воспитанников данного возраста констатируется социальная и педагогическая запущенность. Социальная запущенность противоположна воспитанности  как определенному уровню развития социально-значимых свойств и качеств личности, становясь тем самым основой трудновоспитуемости о социальной  дезадаптации  ребенка. Педагогическая запущенность -  это состояние, противоположное развитости, образованности (обученности).  При этом неразвитость затрагивает различные виды и формы развития и характеризует его особенности несбалансированностью психических процессов, дисгармоничностью индивидуально-психологических  качеств личности, низкой активностью ребенка как субъекта собственного развития.

        В психолого-педагогических исследованиях педагогически запущенные дошкольники характеризуются следующим образом:

        - слабое речевое развитие, недостаточный словарный запас;

        - неразвитость мелкой моторики (проявляется при работе с карандашом, ножницами, пластилином);

        - неправильное формирование способов игровой и учебной деятельности (дети испытывают трудности при усвоении  и использовании правил);

        - отсутствие ориентировки на способ действия, слабое владение операционными навыками (проявляется в наличии проблем в понимании и удержании игровой задачи, а также становится причиной неумения контролировать свое поведение);

        - низкий уровень развития познавательных психических процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения (дети не собраны, легко отвлекаются, с  трудом следят за ходом коллективной работы);

        - низкий уровень развития самоконтроля и самооценки (у детей возникают затруднения, связанные с необходимостью выполнить работу по заданному образцу).

        Важной проблемой воспитания нравственно-моральных качеств является определение организационно-педагогических условий, средств и методов. Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств, среди которых необходимо указать:

        -художественные средства;

        - природу;

        - собственную деятельность детей;

        - общение;

        - окружающую обстановку.

        Остановимся на каждой группе средств подробнее.

        Группа художественных средств,        включает в себя художественную литературу, изобразительное искусство, музыку, кино и др. она очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

         Природа,  как  средство нравственного воспитания детей способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее и нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и, при соответствующей педагогической организации, становится значимым средством воспитания чувств и поведение ребенка.

        Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей – игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство – деятельность как таковая – необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.

        Особое место в нравственном воспитании детей отводится общению. Как средство нравственного воспитания, оно лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

        Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок. Атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственного воспитания, положительно влияет на формирование определенных нравственных качеств.

        Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития, этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать нравственно качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).

         Методы воспитания - это пути, способы достижения заданной цели воспитания. Для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание, например, активизацию механизма нравственного воспитания. Предлагаемая классификация объединяет все методы в три группы:

        - методы формирования нравственного поведения (упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации);

        - методы формирования нравственного сознания (объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример);

        - методы стимулирования (поощрение, соревнование, одобрение, награждение, субъективно-прагматический).

        Принципы отбора методов нравственного воспитания определяются следующим образом:

        - соответствие метода цели и задачам воспитания;

        - гуманный характер метода;

        - реальность метода;

        - подготовленность условий и средств  для использования метода;

        - избирательность отбора метода;

        - тактичность применения метода;

        - планирование возможного результата воздействия метода;

        - терпение и терпимость педагога при использовании метода;

        - преобладающая практическая направленность метода в нравственном воспитании дошкольников.

        Методы нравственного воспитания дошкольников применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей.

Список литературы

  1. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / А.М.Виноградов.- М.: Просвещение, 1989. - 264 с.
  2. Логинова В.И. Дошкольная педагогика / В.И.Логинова,
  3. М.А. Саморукова. – М.: Академия, 1988. – 284 с.
  4. Петрова В.Н. Этические беседы с детьми 4-7 лет: нравственное воспитание в детском саду: пособие для педагогов и методистов / В.Н.Петрова. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 75 с.
  5. Штольц Х. Как воспитать нравственное поведение? / Х.Штольц, Р.Рудольф. – М.: Просвещение, 1986. – 375 с.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие физических качеств детей дошкольного возраста средствами гимнастический упражнений "

Актуальность данного проекта заключается в том, что гимнастические упражнения являются одним из важнейших инструментов обновления и дополнения содержания программ по физическому воспитанию детей в дош...

Формирование интегративных качеств у детей дошкольного возраста

Модульно-интегративный курс "У школьного порога" направлен на развитие интегративных качеств у детей дошкольного возраста....

"Вокальные упражнения как средство формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста"

Данный материал является обобщением опыта по теме: "Вокальные упражнения как средство формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста"...

Обобщение опыта " Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством развития творческого воображения".

Наиболее успешно становление нравственных качеств происходит в игре и изобразительной деятельности, а также в тех видах предметно-практической деятельности, где ребенок начинает «сочинять»...

Мастер- класс «Стретчинг – как средство формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста»

Мастер- класс: «Стретчинг – как средство формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста»...

Отчет по теме самообразования" Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста по средствам игрового и соревновательного методов".

Цель: Применить и проанализировать эффективность и особенности использования игрового и соревновательного метода в системе дошкольного физического воспитания.Задачи:1. Изучить учебно -методическу...