Обобщение опыта " Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством развития творческого воображения".
материал по теме

Тростянский Сергей Александрович

Наиболее успешно становление нравственных качеств происходит в игре и изобразительной деятельности, а также в тех видах предметно-практической деятельности, где ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым. Надо сказать, что это становление происходит  в процессе целенаправленного обучения и воспитания,  когда  значительное внимание уделяется   развивающим занятиям (сюжетно-ролевым играм, конструированию, лепке, изобразительной деятельности и др.) с применением заданий, требующих от детей самостоятельного воссоздания и создания новых образов и ситуаций, их  воображение, а соответственно и нравственные качества детей, оказываются на более высоком уровне развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тростянский Сергей Александрович

ОГАОУ ДПО

«Белгородский институт развития образования»

Обобщение опыта

Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством

развития творческого воображения.

 

Тростянский Сергей Александрович

воспитатель,

«Социально – реабилитационный центр

для несовершеннолетних»,

Алексеевский район.

Белгород

2018 г.


Оглавление

РАЗДЕЛ  I ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ ……………………………………………………..3

Условия возникновения опыта, становление опыта  …………………………………………3

Актуальность опыта …………………………………………………………………………….3

Ведущая педагогическая идея опыта  …………………………………………………………4

Длительность работы над опытом  …………………………………………………………… 4

Диапазон опыта …………………………………………………………………………………4

Теоретическая база опыта  ……………………………………………………………………..4

Новизна опыта  ………………………………………………………………………………….8

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта  ………………8

РАЗДЕЛ  II ТЕХНОЛОГИЯ ОПИСАНИЯ ОПЫТА   ………………………………………...8

РАЗДЕЛ III РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА ……………………………………………….10

Список использованной литературы  ………………………………………………………...12

Приложения …………………………………………………………………………………….14



РАЗДЕЛ  I

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

Условия возникновения опыта, становление опыта

Нравственное  воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие чувств. Это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Задачами  нравственного воспитания считаются:

формирование компонентов механизма нравственного воспитания;

формирование нравственных качеств, представляющих ценность для данного общества в данный исторический период.

 Особую группу составляют нравственные чувства. По словам А. В. Запорожца, нравственные чувства, характеризующие взрослого человека, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства и зависят от социальных условий жизни и воспитания. 

Дети, проходящие реабилитацию в нашем центре, как правило, из неблагополучных семей, часто воспитываются одинокими матерями, ведущими асоциальный образ жизни. Вследствие этого, в отличие от детей, воспитывающихся в условиях полноценной семьи, не имеют эталона нравственных качеств в лице отца или матери, а зачастую имеют нарушенный эталон в виде  асоциального поведения матери (или ее сожителя). В любом случае для полноценного развития таких детей воспитание нравственных качеств  необходимо.

Проблема нравственного воспитания  ребенка  тесно связана с развитием творческого воображения, так как это задает перспективы дальнейшего участия человека в общественной жизни, готовит к выполнению социальных ролей в обществе и семье.

Актуальность опыта

С раннего детства жизнь требует достаточно сформированного уровня воображения и определенных принципов морали. Так, уже к школе ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования образов предметов, знаков и символов, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Наиболее успешно становление нравственных качеств происходит в игре и изобразительной деятельности, а также в тех видах предметно-практической деятельности, где ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым. Важно отметить, что это становление происходит не само по себе, а в процессе целенаправленного обучения и воспитания. Как показывает практика, в тех случаях, когда в семье, в детском учреждении уделяется значительное внимание специальным развивающим занятиям (сюжетно-ролевым играм, конструированию, лепке, изобразительной деятельности, музыке и др.) с включением заданий, требующих от детей самостоятельного воссоздания и создания новых образов и ситуаций, их воображение, а так же нравственные качества, оказываются на более высоком уровне развития. Актуальность данной работы  определяется тем, что развитие нравственных качеств посредством развития творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения. Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его нравственного воспитания.

Ведущая педагогическая идея опыта

Внедрение системы учебно-творческих заданий на основе изучения различных техник и приемов рисования  рассматриваются как построение части системы занятий по изобразительному искусству в процессе реабилитации дошкольников. Систему изучения изобразительного искусства, как и всякую методическую систему, направленную в данном случае на увеличение эффективности формирования нравственных качеств у дошкольников в ходе реабилитационного процесса, характеризуют ведущая идея (цель) и дидактические принципы, которые определяют отбор содержания программы, своеобразие методов обучения.

Принципиально важным в этой системе является единство эстетического познания и содержания изобразительной (трудовой деятельности) детей на освоении различных техник и методик изобразительного искусства, причем применяются такие методические приемы, которые стимулируют творческое создание детьми самостоятельных композиций, а не простое подражание.

Длительность работы над опытом

Длительность работы над представленным опытом это полный курс реабилитации группы из 5 воспитанников возрастом 5-7 лет, который составляет 6 месяцев и включает 2 занятия в неделю.  

Диапазон опыта

Материалы данного опыта могут быть успешно  использованы в процессе реабилитации воспитанников старшего дошкольного возраста в условиях  социально - реабилитационных центров для несовершеннолетних с условием реализации предложенных примерных  форм эстетического познания при организации занятий по изобразительной деятельности (Приложение 1) .

Теоретическая база опыта

Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.

До сих пор существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Дети могут из всего сделать все, говорил Гете. Ребенок живет в фантастическом мире более,  нежели в реальном. Но мы знаем, что интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии.

Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях:

детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла;

юность – сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;

зрелость – подчинение воображения уму интеллекту.

Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.

Каковы же этапы развития воображения у детей дошкольного возраста?

До 3х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.

В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.

Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно - манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности.

Как же влияет изобразительная  деятельность на  развитие творческого воображения и соответственно становление нравственных качеств детей дошкольного возраста?

Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей.

Так что же это такое «изобразительная деятельность», или, другими словами, рисование? Прежде всего – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование – это не только забава, но и творческий труд.

При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Подражая действиям взрослых, ребенок уже в раннем детстве начинает манипулировать карандашами и бумагой, создавая каракули. Постепенно ребенок уходит от бездумных чирканий по бумаге. Он начинает понимать функцию карандашей, его движения становятся более точными и разнообразными. Это период доизобразительной деятельности. Рисунок появляется, когда ребенок связывает некоторые из своих каракуль с предметами и специально создает воображаемые объекты. Словесное формулирование намерения является началом изобразительной деятельности. В начале стремление изобразить с воспоминанием знакомого ему графического образа. Чаще всего это кругоподобные кривые, в которых ребенок «видит» дядю, тетю и т.д. Постепенно такое изображение его уже не удовлетворяет, и он начинает искать новые графические образы. Появляются «головоноги».  Значительный  скачек в развитии, как самого ребенка, так и рисования, происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему интересно. Все, что только он способен вообразить, представить в своей фантазии, ребенок пытается нарисовать. У многих наблюдается интерес к фантастическому миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей, колдунов т.п. Дети рисуют и то, что происходит в реальной жизни взрослых. Рисование, как и игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение, мир, в котором он живет.

Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, формировать нравственные качества. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения. К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены.

Новизна опыта

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому важно развивать условия в которых  у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.
У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества, что лучше получается у детей с развитым воображением.

Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем нравственные качества, личность ребенка.

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

Материалы данного опыта могут быть успешно  использованы в процессе реабилитации воспитанников старшего дошкольного возраста в условиях  социально - реабилитационных центров для несовершеннолетних с условием реализации предложенных примерных  форм эстетического познания при организации занятий по изобразительной деятельности (Приложение 1) .

РАЗДЕЛ  II

Технология описания опыта

Работа по воспитанию нравственных качеств и развитию воображения должна представлять собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности заданий. Занятия с детьми могут проводиться как фронтально, так и малыми группами (4 – 6 человек) или же индивидуально. Была построена система учебно-творческих заданий на основе изучения различных техник и приемов рисования (Приложение 1), которая рассматривается как часть системы занятий по изобразительному искусству.

 В задачи таких занятий входит, прежде всего, расширение кругозора детей, обогащение их сенсорного опыта, «включение» всех анализаторов для создания более полной базы воображения, а также развитие и активизация речи, обучение детей комбинированию и перекомбинированию имеющихся образов и представлений и приемам оперирования ими для развития собственно морали и воображения.

Одной из задач опытно-экспериментальной части работы является изучение влияния изобразительной деятельности на развитие творческого воображения и нравственных качеств. В эксперименте участвовали дети в количестве 5 человек в возрасте от 5 до 7 лет.

Для определения творческого развития  детей в начале, а затем в конце эксперимента была прочитана русская народная сказка «Заячья избушка». Далее было предложено детям сделать рисунки к этой сказке с последующим рассказом ребенка по этому рисунку.

Инструкция: «Сейчас я вам прочитаю интересную сказку. Она называется «Заячья избушка». Слушайте внимательно, а потом вы должны будете стать художниками и нарисовать рисунки к этой сказке».

Техника проведения: У каждого ребенка подготовлены все необходимые материалы для выполнения задания. После прочтения сказки и разбора эпизодов дети приступают к работе. Время работы 30 минут.

Сказку читают детям два раза с интонационным выделением значимых частей. После этого (если необходимо) вместе с детьми уточняют последовательность событий и смысловые части, которые надо передать в рисунке.

Для отслеживания эффективности работы по нравственному воспитанию и эмоциональному развитию в группе на начальном этапе и в конце эксперимента было изучено понимание детьми нравственных норм (щедрость — жадность, трудолюбие — лень, правдивость — лживость, внимание к людям — равнодушие), определено умение соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями.  

С этой целью была проведена диагностика сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста по методике «Закончи историю» (модифицированный вариант Р.Р. Калининой). [26]

В индивидуальной беседе ребенку предлагают продолжить каждую из предлагаемых историй («Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи»), ответить на вопросы. После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).

1. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша — зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил... Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?

2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

3. Дети строили город. Оля стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?

4. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил... Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

РАЗДЕЛ III

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Критерии оценки

Оценка детских рисунков происходит по критериям, разработанным ведущими специалистами, такими, как О.М. Дьяченко, Е.А. Медведева, М.Ф. Рау, Е.А. Сошина, Л.И. Фомичева и др., изучавшими воображение [13, с. 19]. За основу ими были взяты следующие показатели:

• соответствие воссозданных образов (в рисунках, при рассказе) образам произведения;

• полнота воссоздания текста (отдельные предметы, персонажи, фрагменты сюжета, все основные смысловые части);

• правильность последовательности эпизодов (в рисунках, при рассказе);

• адекватность внесенных дополнений, наличие элементов творчества;

• эмоциональная насыщенность воссоздаваемых образов.

В соответствии с данными критериями выделяются качественные уровни состояния творческого воображения, которые характеризуют раскрытие содержания текста в рисунках.

0 уровень (очень низкий) – воссозданные образы не соответствуют образам произведения;

1 уровень (низкий) – изображены отдельные предметы или персонажи без взаимосвязи;

2 уровень (средний) – воссоздан отдельный эпизод;

3 уровень (высокий) – воссоздана неполная композиция (пропущены звенья);

4 уровень (очень высокий) – воссоздана полная композиция сюжета, есть элементы творчества.

В таблице представлен выявленный уровень состояния творческого воображения и нравственных качеств у детей на разных этапах эксперимента (Приложение 2).

Анализ нравственного  воспитания  и эмоционального  развития воспитанников в группе на разных этапах эксперимента представлены в следующей таблице (Приложение 3). Ответы ребенка по возможности дословно фиксируются в протоколе.

0 баллов — ребенок не может продолжить историю или дает односложный ответ, не может оценить поступки детей.

1 балл — ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную не формулирует.

2 балла — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

3 балла — ребенок называет нравственную норму, понимает ее значение для взаимоотношений людей и может обосновать свое мнение, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Результаты данной методики позволяют выявить, какие нравственные нормы освоены детьми, как они понимают особенности чувств окружающих людей, и предполагают выделение разных уровней освоения детьми нравственных норм и правил.

В результате проведенного эксперимента видно, что у детей, участвовавших в  занятиях по изобразительной деятельности показатели уровня творческого воображения и развития нравственных качеств гораздо выше, чем были в начале эксперимента.

Подводя итоги можно  сказать, что после внедрения занятий по  освоению различных техник и методик изобразительного искусства больше половины группы  показали более высокий уровень развития творческого воображения и нравственных качеств, в то время как в начале имели низкий и очень низкий.

Все это говорит о преимуществах внедрения занятий по изобразительной деятельности в процесс реабилитации с целью успешного формирования нравственных качеств дошкольников.

Список использованной литературы

1.   Айдарова Л.И. Ребенок и слово // Мир детства. Младший школьник. – М., 1981. – С. 109 – 145.

2.   Айдарова Л.И., Цукерман Г.А. Психологическая необходимость изучения «поэтики» в курсе родного языка // Вопросы психологии. – 1977. - № 1. – С. 17 – 29.

3.   Богословский В.В. Общая психология. – М., 1981. – 635 с.

4.   Боровик О.В. Использование заданий на воображение как метода коррекционной работы // Дефектология. – 1999. - № 2. – С. 18 – 25.

5.   Боровик О.В. Роль рисунка при изучении детей // Личностно-ориентированный подход в развивающем и коррекционном образовании. – Биробиджан, 1998. – С. 45 – 56.

6.   Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. – М., 1967. – 278 с.

7.   Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967. – 74 с.

8.   Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М., 1960. – 378 с.

9. Гаврилушкина О.П. Особенности формирования изобразительной деятельности умственно отсталых детей. – М., 1976. – 167 с.

10. Глоцер В.В. Дети пишут стихи. – М., 1964. – 265 с.

11. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986. – 274 с.

12. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. – 1988. - № 6. – С. 18 – 25.

13. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М., 1996. – 275с.

14. Забрамная С.Д. Развитие ребенка в ваших руках. – М., 2000. – 189 с.

15. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии. – 1993. - № 2. – С. 21 – 29.

16. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М., 1990. – 424 с.

17. Занков Л.В. О начальном обучении. – М., 1963. – 427 с.

18. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М., 1995. – 190 с.

19. Левин В.А. Школа детства // Начальное образование в России. Инновация и практика. - М., 1994. – С. 65 – 85.

20. Моран А. История декоративно-прикладного искусства. – М., 1986.

21. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997. – 483 с.

22. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М., 1981. – 154 с.

23. Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют? – М., 1978. – 153 с.

24. О творческих работах в средней школе. – М., 1962. – 265 с.

25. Обучение и развитие / Под ред. Л.В. Занкова. – М., 1975. – 379 с.

 26.Интернет-ресурс:http://morshdetsad4.68edu.ru/metod/diagnostika%20duh-nravst/diagnostika%20nravst%20razvitiya.pdf



Приложение 1   Динамика видов изобразительной деятельности

Примерные формы эстетического познания детей

Примерные виды декоративной работы

1 Вводное занятие. Чем и как рисует художник?

Оформление рисунка, панорама.

2 Рисуем радугу. Цветовой спектр.

Рисование «Радужной рыбки», техника рисования «по сырому».

3 Лучики для солнышка. Теплые цвета.

Оформление фона рисунка в теплых тонах.

4 Подводный мир. Холодные цвета.

Рисование обитателей подводного мира, зимних пейзажей, рисование клеем ПВА.

5 Летнее настроение. Фабрика пятен.

Рисование в технике «акварель с солью», мазками, пальчиком, ладошками, предметных монотипий.

6 Загадки с грядки.

Натюрморт.

7 Дом для моей семьи.

Портрет.

8 Деревья в нашем парке.

Пейзаж.


             

Приложение 2 Уровень творческого воображения  воспитанников


Приложение 3  Уровень нравственных качеств воспитанников


Приложение 4 Конспект занятия.

 Тема занятия: «Подводный мир. Холодные цвета.»

Материалы, инструменты: гуашь, кисть, цветная бумага, ножницы, клей, нить, игла.

Ход занятия. Воспитатель обобщает и дополняет знания детей об обитателях подводного мира, особое внимание обращает на пластические формы его обитателей. Так как дети должны будут изобразить обитателей моря в технике конструирования из бумаги, воспитатель сравнивает природные формы с простыми геометрическими фигурами и формами: цилиндр, конус, треугольник, круг и т.п. Воспитатель демонстрирует приемы работы с бумагой и ножницами, с помощью которых можно не столько добиться максимального сходства с природной формой фауны, сколько успешно передать характер образа обитателя моря.

Для создания коллективной объемно-пространственной композиции дети делятся на две тематические группы: флора и фауна подводного мира. Дети первой группы (1/4 группы), выполняющие фон для пространственной композиции, подразделяются на две малые группы, так как одни изображают воду, морское дно непосредственно на большом листе, а другие вырезают силуэты водорослей из цветной бумаги.

Дети второй группы также подразделяются на две группы – знатоков рыб, медуз, осьминогов, крабов – и выполняют объемные изображения жителей подводного мира в технике бумажной пластики, используя цветную бумагу.

В конце занятия начинается сборка коллективной пространственной композиции:

-   к доске прикрепляется фон;

-   к створкам распашной доски крепятся горизонтально 2 – 3 шнура;

-   на горизонтальные шнуры с помощью тонких нитей подвешиваются силуэты водорослей, рыб и фигуры осьминогов, крабов, медуз и других обитателей моря.

Примечание. Если нет возможности подвесить изображения обитателей моря к створкам доски, то их прикрепляют клеем к фону коллективного панно. Можно из объемных фигур морской фауны сделать мобиль, подвесив его на три тонкие рейки, скрепленные в виде треугольника.


Приложения

Приложение 1  Динамика видов изобразительной деятельности

Приложение 2  Уровень творческого воображения  воспитанников

Приложение 3  Уровень нравственных качеств воспитанников

Приложение 4  Конспект занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством формирования культурно-гигиенических умений и навыков самообслуживания

У детей попадающих в социально-реабилитационный центр, как правило, не сформированы простейшие культурно-гигиенические, хозяйственно-бытовые навыки и умения, представления о профессиональных о...

Развитие интереса к истории и культуре родного края у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами музейной педагогики

Представлен опыт работы по проведению зантяий с дошкольниками  в  школьном комплексно-краеведческом музее....

«Развитие гибкости и координации детей дошкольного и младшего школьного возраста через игровой стретчинг. Релаксационные упражнения». (Из опыта работы).

СОДЕРЖАНИЕ:    1. Особенности художественной гимнастики как вида спорта…....22. Что такое игровой стретчинг?...........................................................5...

Развитие творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством работы с природным и бросовым материалами

Каждый ребёнок имеет свой потенциал, который необходимо развивать, опираясь на его индивидуальность. У современной школы такой возможности пока нет.Поэтому задачу развития творческих способностей дете...