Развитие мелкой моторики рук детей с ОВЗ младшего школьного возраста посредством кружковой работы «Оригами»
проект

для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_prekt.docx65.4 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук              детей с ОВЗ младшего школьного возраста посредством кружковой работы «Оригами»

(педагогический проект)

ОГЛАВЛЕНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................

3-5

1. Проблема..........................................................................................

6

2. Актуальность проблемы.................................................................

6-7

3. Цель и задачи проекта.....................................................................

8-9

4. Формы и методы осуществления проекта....................................

10-13

5. Ресурсное обеспечение проекта.....................................................

14

6. Целевая аудитория..........................................................................

15

7. Основные этапы реализации проекта............................................

8. Ожидаемые результаты...................................................................

9. Оценка результатов проекта...........................................................

16-17

18

19-20

     СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ.................................................

21-22

Введение

 

« Истоки творческих способностей   и

дарований    детей на кончиках их пальцев ... ».
                                                              Сухомлинский В.А.


          В древности существовала легенда, что раньше у человека были глаза на кончиках пальцев. Многие знают о том, что через руки, через кончики пальцев проходят меридианы, то есть те таинственные каналы, по которым течёт энергия, переходя из одного канала в другой. И когда случаются какие-то нарушения естественного хода этой внутренней энергии, то и возникает проблема. Что же такое мелкая моторика? Это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем нервной, мышечной, костной.

У многих детей с ОВЗ отмечается следующие особенности развития моторики:

  • очень бедный опыт практической деятельности с предметами,
  • бедный запас знаний об окружающем мире,
  • нарушено сенсорное восприятие, пространственные представления,
  • недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; неловкость, несогласованность движений рук.

Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Нарушения моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук  затрудняет овладение письмом  и рядом других учебных и трудовых навыков.

Мелкая моторика - основа развития психических процессов.

В основе любого действия – видения, слышания, говорения, письма, чтения – лежат так называемые базовые «схемы - движения». Доказано, что и мысль,  и глаз ребенка двигаются с такой же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются эффективным средством повышения работоспособности головного мозга. Мелкая моторика - основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи. Чтобы обеспечить наиболее полное познание ребенком предметов, объектов, явлений окружающего мира, необходимо заниматься развитием мелкой моторики ребенка.

Данный проект является обоснованием эффективности использования  оригами в педагогической практике для развития мелкой моторики рук и творческих способностей воспитанников. Проект будет реализоваться через систему занятий. В результате реализации проекта педагогом будет обоснована эффективность работы с оригами. А воспитанники получат навыки по развитию восприятия и произвольного внимания.

Оригами – это самобытное  японское искусство создания различных модулей путем сгибания листа бумаги.  Первые необычные фигурки , сложенные из листов бумаги, появились в монастырях. Иначе и быть не могло. Ведь в японском языке слова «Бог» и «бумага» звучат одинаково. Бумажные фигурки имеют символическое значение. Они использовались в религиозных церемониях, украшали стены храмов. В средние века, когда объем производства бумаги позволил снизить цену  на нее, увлечение  бумажными фигурками проникло в дворянскую среду. Появилось «искусство самураев». В те времена  умение богатого дворянина развлечь  свою даму на балу складыванием фигурок из бумаги, считалось признаком хорошего  воспитания.

В 16-17 вв. оригами превратилось в популярное времяпрепровождение. Со временем оригами стало обязательным  занятием во многих  японских семьях.

Новый этап в развитии искусства оригами  начался  после  второй мировой войны, и этот этап связан с именем знаменитого японского мастера Акиры  Иошизавы. Он не только доказал, что искусство складывания может быть авторским, но и способствовал его широчайшему распространению.

В 20 веке оригами стало широко известно и популярно во всем мире.

Вид проекта: информационно - практико-ориентированный.

1. Проблема

Что такое искусство оригами?

Где и когда возникло?

Какие поделки можно изготовить при помощи оригами?

2. Актуальность проблемы

В коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья большую роль оказывает творческая деятельность, в процессе которой у ребенка развивается ручная умелость, зрительно-моторная коррекция, появляется интерес к познанию окружающего мира. Следует использовать разнообразные виды художественной деятельности, одной из которых является оригами. Занятия оригами несут в себе огромный коррекционный потенциал. Этот вид творчества развивает: память, творческие и исследовательские способности, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет. Также знакомит с основными геометрическими понятиями, улучшает способность следовать устным инструкциям, воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе, повышает заинтересованность в конечном результате. Кроме того, занятия оригами развивают коммуникативные навыки детей, что особо важно, учитывая психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен. Оригами – идеальная дидактическая игра, своего рода конструктор, развивающий фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. Активная работа обеих рук влечёт за собой повышение активности полушарий головного мозга и развивается не только левое, отвечающее за логику и речь, полушарие, но и правое, ответственное за творчество, интуицию, воображение. Занятия оригами развивают интенсивнее и на более высоком уровне следующие психические процессы: восприятие (целостность и структурность образа); внимание (концентрация и устойчивость); память (зрительная и кинестетическая); мышление (пространственное, креативное). Хорошее развитие руки ведет автоматически к развитию некоторых важнейших центров головного мозга. Еще одним аргументом в пользу и значимость занятий оригами служит тот факт, что единственный рабочий материал в оригами – это бумага.  Бумага – самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с ней раньше, чем с любым другим материалом. Бумага привычна, легко поддается любым изменениям, а применение для складывания бумаги любого качества позволяет заниматься оригами всем, не зависимо от социального положения, возраста, образования. Правильно гласит великая китайская мудрость: я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю. Если чему-нибудь учить ребенка, необходимо, чтобы он делал что-либо связанное с этим. Иначе многое забывается, так как в голове удерживаются только те знания, которые применяются на практике.

 Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в конструировании. Дети активно работают с бумагой, но, несмотря на это, у них недостаточно конструктивных навыков и умение пользоваться пооперационными схемами.

3. Цель проекта 

Развитие мелкой моторики рук детей с ОВЗ посредством занятий оригами.

   Задачи проекта

  • развивать творческие способности у детей посредствам искусства оригами.
  • заинтересовать воспитанников деятельностью оригами.
  • формировать умения детей конструировать из цветной бумаги, вызвать у них желание самим делать чудесные поделки.

Задачи для детей

  • Познакомить детей с искусством оригами, дать представление о значении оригами, о его истории и разнообразии.
  • Познакомить детей со свойствами и особенностями бумаги.
  • Расширить знания в основных геометрических понятиях: угол, сторона, квадрат, диагональ, прямоугольник, трапеция, и т. д.
  • Развивать познавательную активность детей.
  •  Развивать память , внимание, активизировать мыслительные процессы; коммуникативные способности.
  • Способствовать активному участию каждого ребенка в выполнении      поделки.
  • Формировать чувство заботы о природе через бережное отношение к бумажным поделкам.
  • Расширять словарный запас детей (слова «оригами», «базовая форма», и т. д.)
  • Воспитывать усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу.
  • Воспитывать интерес к искусству оригами

Задачи для педагога: 

  • Создание информационной базы
  • Создать условия для превращения бумаги в игрушку.
  • Преобразовать образовательный процесс через интеграцию игровой и продуктивной деятельности детей

4.Формы и методы осуществления проекта

           Комплекс методов и приемов :

  • насыщение развивающей среды геометрическими образами;
  • использование диалоговой формы проведения занятия;
  • применение технологических карт, «базовых форм»;
  • применение стихотворных, сказочных и других форм для целостного сценария действий;
  • стимулирование творчества с помощью тематических занятий.

В процессе занятий используются различные формы занятий :

Традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, конкурсы и т.д.

А также различные методы :

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия :

  • словесный  (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
  • наглядный (показ видео материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.;
  • практический (выполнение работ по технологическим картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей :

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный  – дети воспринимают полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях :

  • фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
  • индивидуально - фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой – организация работы в группах;
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий;
  • и другие.  

                     

 Общий план занятий  и предполагаемые результаты.

 Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о животных, птицах, насекомых и т.д.

1.Подготовка к занятию (установка на работу, обратить внимание на
инструменты и материалы, лежащие на парте).

2.Повторение пройденного (выявление опорных знаний и                          представлений):

  •  повторение названия базовой формы (модуль, виды модулей);
  • повторение действий прошлого занятия;
  • повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники
     безопасности.

3.Введение в новую тему:

загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);

  • показ образца;
  • рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали; дополнительные детали, их парность и расположение по отношению к основной; способ соединения деталей; отделка готовой фигурки);
  • повторение правил техники безопасности.

4.Практическая часть:

  • показ учителем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте - в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
  • вербализация учащимися некоторых этапов работы (расшифровка
    схемы: «Что здесь делаю?»);
  • текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);
  • самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
  • оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
  • анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).

Должны знать:

  • Что такое оригами;
  • Историю возникновения оригами;
  • Основные приемы работы, способ складывания базового треугольника.
  •  Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов.
  • Приемы складывания модулей;
  • Правила техники безопасности;

           Должны уметь:

  • Подбирать бумагу нужного цвета;
  • Пользоваться чертежными инструментами, ножницами:
  • Выполнять разметку листа бумаги;
  • Пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;
  • Собирать игрушки – «оригамушки»;
  • Анализировать образец, анализировать свою работу;
  • Составлять композицию из готовых поделок.
  • Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.

           Учащиеся должны овладеть навыками:

  • Разметки листа бумаги;
  • Складывания базового модуля;
  • Резания
           Подведение итогов осуществляется в виде составления альбомов готовых поделок, книжек – раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок, участие в конкурсах детского творчества на муниципальном, региональном уровнях.

 5. Ресурсное обеспечение проекта

Материально-технические: разноцветная двухсторонняя бумага ; ножницы, клей, фломастеры, магнитофон, пооперационные карты для складывания базовых форм и поделок, предметно-развивающая среда группового помещения, использование мультимедиа.

Информационные: методическая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры с конструктором,. Картотека стихов, загадок, с.

Финансовые: приобретение комплектов разноцветной двухсторонней бумаги ,белой бумаги «Снегурочка», ножницы, клей, фломастеры.

6. Целевая аудитория

В этом проекте участвует  группа воспитанников 3-4 классов ( 12 человек,   возраст детей  9-12 лет) и руководитель группы Романова С.С,. Этот проект раскроет секреты простого оригами и поможет сделать первые творческие шаги.

Сроки реализации: этот проект рассчитан  на учебный год.

7. Основные этапы  реализации проекта В

Весь педагогический проект делится на 3 этапа.

I этап - подготовительный.

Мероприятия:

  • Выбор темы проекта и его разработка.
  • Изучение научно - практических и методических источников по заявленной проблеме.
  • Подбор методического материала по заявленной теме.
  • Подбор  и подготовка демонстрационного и раздаточного материала.
  • Разработка системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей с ОВЗ младшего школьного возраста.
  • Разработка конспектов занятий, бесед, познавательных игр.
  • Провести диагностику по обследованию мелкой моторики на начало проекта.
  • Организация выставочного уголка   проекта.

II этап - основной (практический)

Мероприятия:

  • Реализация планов работы проекта  с детьми 3-4 класса.
  • Планомерное проведение занятий, бесед, познавательных игр и т.д..
  • Составление портфолио поделок на  каждого ребенка. 
  • Организация выставок продуктивной деятельности детей.

III этап - заключительный

  • Провести диагностику и определить уровень сформированности мелкомоторных движений рук в процессе складывания поделок из бумаги способом.

8.  Ожидаемые результаты

В результате внедрения данного проекта  дети

  • познакомятся с искусством оригами;
  • научатся различным приемам работы с бумагой;
  • будут знать основные формы оригами;
  • научатся следовать устным инструкциям, читать схемы изделий;
  • создавать изделия оригами, пользуясь технологическими картами и схемами;
  • будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию;
  • овладеют навыками культуры труда;
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.  

             

9. Оценка результатов проекта

Проект показывает возможность развивать у детей память, внимание, восприятие цвета,  творческие способности, с помощью совместной работы с педагогом. Простое  оригами прекрасно подходит для воспитательного процесса, т.к. крупные поделки лучше выполнять в коллективе. Этот вид творчества замечательно сближает  всю группу, поскольку каждому позволено внести свой вклад в создание прекрасного.

Выводы:

Детям понравилось заниматься оригами, потому что на каждом занятии обязательно получалась какая-нибудь фигурка: приложил усилие, на первых порах не такое уж большое, а из бумажного листа всегда что-то получается - хуже, лучше, неважно, зато свое. Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, воспитанники с ОВЗ испытывали положительные эмоции. Свои работы дети использовали в украшении интерьера группы, с удовольствием дарили их друзьям, родным и близким. Воспитанники научились не только складывать бумагу по проекту оригами.  Они,  работая, научились усидчивости, вниманию, логическому мышлению. Лучше стали различать  цвета и оттенки. Выполняя поделки в технике оригами , воспитанники достигли хорошего развития мелкой моторики рук. Кисти рук приобрели хорошую подвижность и гибкость, исчезла скованность движений детей улучшилась мелкая моторика рук, благодаря складыванию бумаги и упражнениям для рук. Этот вид продуктивной деятельности делает руку воспитанника умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивает зрительный контроль за движением руки. Помогает образованию связи рука - глаз. При совершенствовании у детей с ОВЗ ручной умелости развивались коммуникативные навыки. итак. начиная работу с учащимися школы-интерната и ставя перед собой цель, я уверенно и целенаправленно шла вперед к ее достижению. Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь помогли мне добиться хороших результатов. Все это будет ему хорошим помощником в школе.   Ребята стали более ответственные. Каждый хотел сделать красивую, интересную поделку. И это удалось. В классе подготовили   замечательную выставку игрушек. Были выставлены как отдельные работы, так и коллективные. Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь помогли мне добиться хороших результатов.

Таким образом, в результате проделанной работы можно сделать заключение, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей с ОВЗ младшего школьного возраста в процессе обучения технике оригами, способствуют развитию мелкой моторики рук.

         10. Список источников информации

  1. Афонькин  С.Ю.,  Афонькина  Е.Ю.  «Все об оригами». Справочник. С-  

     Пб,: «Кристалл», М: «Оникс», 2005.

  1. Афонькин  С.Ю.,  Афонькина  Е.Ю.  «Игрушки  из  бумаги». – С-П,:    

     Литера,  1999.

  1. Беляков Н.Д., Цейтман Н.Е. Внеклассные занятия по труду младшими школьниками. Пособие для учителей начальных классов. М, «Просвещение», 1969, 303с.
  2. Богатеева  З.А.   Чудесные  поделки  из  бумаги.  -  М.:  Просвещение,  1992.
  3. Богданова О. С и Петрова В.И. Методика воспитательной работы начальных классах. М., «Просвещение», 1975.
  4. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. Учебное пособие для студентов пед. ин - тов. М., «Просвещение», 1974, 223с.
  5. Болотина Л.Р. и Латышина Д.И. Методика воспитательной работав начальных классах. М., «Просвещение», 1978, 128с.
  6. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению. М.: Издательский центр «Академия», 1999-226с.
  7. Дифференцированный подход к учащимся младших классов вспомогательной школы в процессе обучения: Сб.научн.трудов / Под ред. В.В, Воронковой. М.: Изд-во АПН, 1984
  8. Капитонова И.В. Оригами для детей и взрослых: Чебоксарское книжное издательство,1997
  9. Концепция воспитания в Республике Марий Эл.
  10. Коррекционно-воспитательная работа во вспомогательной школе: Сб. науч. трудов. Алма-Ата,1985
  11. Коротеев  И.А.  Оригами   для  малышей.:  М.,  Просвещение, 1996.
  12. Марцинковская  Т.Д.  Диагностика  психического  развития  детей.: М.,  1997.
  13. МачихинаВ.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате. 2-е изд., испр.- М: Просвещение,1983

16.Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие      

     учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред.В.В.

     Воронковой -М.: Школа-Пресс, 1994.-416с.

17.Оригами. Искусство складывания из бумаги.- М.: Московский центр

        оригами, 1993.- 52с.

18.Педагогика: Педагогические теории системы технологии./ С.А.  

     Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянова, Т.И. Бабаева и др.; Под ред. С.А.  

     Смирнова. - 2-е изд., испр . и доп. М.: Издательский центр «Академия»,

      1999. - 344с.

19.Погашин М.М., Катченко М.В. Комплексный подход к воспитанию  

     школьников: из опыта работы. - М.: Просвещение, 1980 - 104с.

20.Программы специальных (коррекционных) образовательных    

     учреждений VIII  вида подготовительной и 1-4 классы. М:

     «Просвещение», 2001

21.Психологические проблемы коррекционной работы во  

     вспомогательной школе / Под.ред. Ж.И. Шиф, В.Г. Петровой, Т.Н.  

     Головиной. М.:Педагогика,1980

22. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.:  

     Просвещение,1986

23. Рузина М.С., Афонькина С.Ю.Страна пальчиковых игр: Развивающие

игры и оригами для детей и взрослых. – СПб.: Кристалл.-336с.

24. Сафонова Н.С. и Молотобарова О.С. Пособие для руководителей    

     кружков. М., «Просвещение», 1978.

25. Тарабарина  Т.И.  Оригами  и  развитие  ребенка.  -  Ярославль,:  

     Академия  развития,  1997.

26. Эстетическое воспитание во вспомогательной школе / Под.ред. Г.Н.  

     Головиной. М.:Просвещение,1972  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система развития мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста с дизартрией

Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук....

Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук у детей младшего возраста.

Чем могут заняться родители в домашних условиях со своими малышами с целью развития мелкой мотрики рук....

Развитие мелкой моторики рук для детей младшего школьного возраста

   Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребёнка?     Моторные центры речи в коре головного мозга находятся рядом с моторными центрам пальцев, поэтому,...

Развитие творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством работы с природным и бросовым материалами

Каждый ребёнок имеет свой потенциал, который необходимо развивать, опираясь на его индивидуальность. У современной школы такой возможности пока нет.Поэтому задачу развития творческих способностей дете...

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста...

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках адаптивной физической культуры

В настоящее время процент детей с задержкой психического развития растет, а данная патология предполагает последующее выравнивание или незначительное отставание. Необходимо большее внимание уделять да...