Главные вкладки

    Развитие мелкой моторики рук детей с ОВЗ младшего школьного возраста посредством кружковой работы «Оригами»
    проект

    для воспитателей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pedagogicheskiy_prekt.docx65.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие мелкой моторики рук              детей с ОВЗ младшего школьного возраста посредством кружковой работы «Оригами»

    (педагогический проект)

    ОГЛАВЛЕНИЕ

        ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................

    3-5

    1. Проблема..........................................................................................

    6

    2. Актуальность проблемы.................................................................

    6-7

    3. Цель и задачи проекта.....................................................................

    8-9

    4. Формы и методы осуществления проекта....................................

    10-13

    5. Ресурсное обеспечение проекта.....................................................

    14

    6. Целевая аудитория..........................................................................

    15

    7. Основные этапы реализации проекта............................................

    8. Ожидаемые результаты...................................................................

    9. Оценка результатов проекта...........................................................

    16-17

    18

    19-20

         СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ.................................................

    21-22

    Введение

     

    « Истоки творческих способностей   и

    дарований    детей на кончиках их пальцев ... ».
                                                                  Сухомлинский В.А.


              В древности существовала легенда, что раньше у человека были глаза на кончиках пальцев. Многие знают о том, что через руки, через кончики пальцев проходят меридианы, то есть те таинственные каналы, по которым течёт энергия, переходя из одного канала в другой. И когда случаются какие-то нарушения естественного хода этой внутренней энергии, то и возникает проблема. Что же такое мелкая моторика? Это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем нервной, мышечной, костной.

    У многих детей с ОВЗ отмечается следующие особенности развития моторики:

    • очень бедный опыт практической деятельности с предметами,
    • бедный запас знаний об окружающем мире,
    • нарушено сенсорное восприятие, пространственные представления,
    • недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; неловкость, несогласованность движений рук.

    Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Нарушения моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук  затрудняет овладение письмом  и рядом других учебных и трудовых навыков.

    Мелкая моторика - основа развития психических процессов.

    В основе любого действия – видения, слышания, говорения, письма, чтения – лежат так называемые базовые «схемы - движения». Доказано, что и мысль,  и глаз ребенка двигаются с такой же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются эффективным средством повышения работоспособности головного мозга. Мелкая моторика - основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи. Чтобы обеспечить наиболее полное познание ребенком предметов, объектов, явлений окружающего мира, необходимо заниматься развитием мелкой моторики ребенка.

    Данный проект является обоснованием эффективности использования  оригами в педагогической практике для развития мелкой моторики рук и творческих способностей воспитанников. Проект будет реализоваться через систему занятий. В результате реализации проекта педагогом будет обоснована эффективность работы с оригами. А воспитанники получат навыки по развитию восприятия и произвольного внимания.

    Оригами – это самобытное  японское искусство создания различных модулей путем сгибания листа бумаги.  Первые необычные фигурки , сложенные из листов бумаги, появились в монастырях. Иначе и быть не могло. Ведь в японском языке слова «Бог» и «бумага» звучат одинаково. Бумажные фигурки имеют символическое значение. Они использовались в религиозных церемониях, украшали стены храмов. В средние века, когда объем производства бумаги позволил снизить цену  на нее, увлечение  бумажными фигурками проникло в дворянскую среду. Появилось «искусство самураев». В те времена  умение богатого дворянина развлечь  свою даму на балу складыванием фигурок из бумаги, считалось признаком хорошего  воспитания.

    В 16-17 вв. оригами превратилось в популярное времяпрепровождение. Со временем оригами стало обязательным  занятием во многих  японских семьях.

    Новый этап в развитии искусства оригами  начался  после  второй мировой войны, и этот этап связан с именем знаменитого японского мастера Акиры  Иошизавы. Он не только доказал, что искусство складывания может быть авторским, но и способствовал его широчайшему распространению.

    В 20 веке оригами стало широко известно и популярно во всем мире.

    Вид проекта: информационно - практико-ориентированный.

    1. Проблема

    Что такое искусство оригами?

    Где и когда возникло?

    Какие поделки можно изготовить при помощи оригами?

    2. Актуальность проблемы

    В коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья большую роль оказывает творческая деятельность, в процессе которой у ребенка развивается ручная умелость, зрительно-моторная коррекция, появляется интерес к познанию окружающего мира. Следует использовать разнообразные виды художественной деятельности, одной из которых является оригами. Занятия оригами несут в себе огромный коррекционный потенциал. Этот вид творчества развивает: память, творческие и исследовательские способности, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет. Также знакомит с основными геометрическими понятиями, улучшает способность следовать устным инструкциям, воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе, повышает заинтересованность в конечном результате. Кроме того, занятия оригами развивают коммуникативные навыки детей, что особо важно, учитывая психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен. Оригами – идеальная дидактическая игра, своего рода конструктор, развивающий фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. Активная работа обеих рук влечёт за собой повышение активности полушарий головного мозга и развивается не только левое, отвечающее за логику и речь, полушарие, но и правое, ответственное за творчество, интуицию, воображение. Занятия оригами развивают интенсивнее и на более высоком уровне следующие психические процессы: восприятие (целостность и структурность образа); внимание (концентрация и устойчивость); память (зрительная и кинестетическая); мышление (пространственное, креативное). Хорошее развитие руки ведет автоматически к развитию некоторых важнейших центров головного мозга. Еще одним аргументом в пользу и значимость занятий оригами служит тот факт, что единственный рабочий материал в оригами – это бумага.  Бумага – самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с ней раньше, чем с любым другим материалом. Бумага привычна, легко поддается любым изменениям, а применение для складывания бумаги любого качества позволяет заниматься оригами всем, не зависимо от социального положения, возраста, образования. Правильно гласит великая китайская мудрость: я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю. Если чему-нибудь учить ребенка, необходимо, чтобы он делал что-либо связанное с этим. Иначе многое забывается, так как в голове удерживаются только те знания, которые применяются на практике.

     Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в конструировании. Дети активно работают с бумагой, но, несмотря на это, у них недостаточно конструктивных навыков и умение пользоваться пооперационными схемами.

    3. Цель проекта 

    Развитие мелкой моторики рук детей с ОВЗ посредством занятий оригами.

       Задачи проекта

    • развивать творческие способности у детей посредствам искусства оригами.
    • заинтересовать воспитанников деятельностью оригами.
    • формировать умения детей конструировать из цветной бумаги, вызвать у них желание самим делать чудесные поделки.

    Задачи для детей

    • Познакомить детей с искусством оригами, дать представление о значении оригами, о его истории и разнообразии.
    • Познакомить детей со свойствами и особенностями бумаги.
    • Расширить знания в основных геометрических понятиях: угол, сторона, квадрат, диагональ, прямоугольник, трапеция, и т. д.
    • Развивать познавательную активность детей.
    •  Развивать память , внимание, активизировать мыслительные процессы; коммуникативные способности.
    • Способствовать активному участию каждого ребенка в выполнении      поделки.
    • Формировать чувство заботы о природе через бережное отношение к бумажным поделкам.
    • Расширять словарный запас детей (слова «оригами», «базовая форма», и т. д.)
    • Воспитывать усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу.
    • Воспитывать интерес к искусству оригами

    Задачи для педагога: 

    • Создание информационной базы
    • Создать условия для превращения бумаги в игрушку.
    • Преобразовать образовательный процесс через интеграцию игровой и продуктивной деятельности детей

    4.Формы и методы осуществления проекта

               Комплекс методов и приемов :

    • насыщение развивающей среды геометрическими образами;
    • использование диалоговой формы проведения занятия;
    • применение технологических карт, «базовых форм»;
    • применение стихотворных, сказочных и других форм для целостного сценария действий;
    • стимулирование творчества с помощью тематических занятий.

    В процессе занятий используются различные формы занятий :

    Традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, конкурсы и т.д.

    А также различные методы :

    Методы, в основе которых лежит способ организации занятия :

    • словесный  (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
    • наглядный (показ видео материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.;
    • практический (выполнение работ по технологическим картам, схемам и др.)

    Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей :

    • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
    • репродуктивный  – дети воспринимают полученные знания и освоенные способы деятельности;
    • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.

    Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях :

    • фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
    • индивидуально - фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
    • групповой – организация работы в группах;
    • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий;
    • и другие.  

                         

     Общий план занятий  и предполагаемые результаты.

     Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о животных, птицах, насекомых и т.д.

    1.Подготовка к занятию (установка на работу, обратить внимание на
    инструменты и материалы, лежащие на парте).

    2.Повторение пройденного (выявление опорных знаний и                          представлений):

    •  повторение названия базовой формы (модуль, виды модулей);
    • повторение действий прошлого занятия;
    • повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники
       безопасности.

    3.Введение в новую тему:

    загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);

    • показ образца;
    • рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали; дополнительные детали, их парность и расположение по отношению к основной; способ соединения деталей; отделка готовой фигурки);
    • повторение правил техники безопасности.

    4.Практическая часть:

    • показ учителем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте - в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
    • вербализация учащимися некоторых этапов работы (расшифровка
      схемы: «Что здесь делаю?»);
    • текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);
    • самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
    • оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
    • анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).

    Должны знать:

    • Что такое оригами;
    • Историю возникновения оригами;
    • Основные приемы работы, способ складывания базового треугольника.
    •  Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов.
    • Приемы складывания модулей;
    • Правила техники безопасности;

               Должны уметь:

    • Подбирать бумагу нужного цвета;
    • Пользоваться чертежными инструментами, ножницами:
    • Выполнять разметку листа бумаги;
    • Пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;
    • Собирать игрушки – «оригамушки»;
    • Анализировать образец, анализировать свою работу;
    • Составлять композицию из готовых поделок.
    • Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.

               Учащиеся должны овладеть навыками:

    • Разметки листа бумаги;
    • Складывания базового модуля;
    • Резания
             Подведение итогов осуществляется в виде составления альбомов готовых поделок, книжек – раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок, участие в конкурсах детского творчества на муниципальном, региональном уровнях.

     5. Ресурсное обеспечение проекта

    Материально-технические: разноцветная двухсторонняя бумага ; ножницы, клей, фломастеры, магнитофон, пооперационные карты для складывания базовых форм и поделок, предметно-развивающая среда группового помещения, использование мультимедиа.

    Информационные: методическая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры с конструктором,. Картотека стихов, загадок, с.

    Финансовые: приобретение комплектов разноцветной двухсторонней бумаги ,белой бумаги «Снегурочка», ножницы, клей, фломастеры.

    6. Целевая аудитория

    В этом проекте участвует  группа воспитанников 3-4 классов ( 12 человек,   возраст детей  9-12 лет) и руководитель группы Романова С.С,. Этот проект раскроет секреты простого оригами и поможет сделать первые творческие шаги.

    Сроки реализации: этот проект рассчитан  на учебный год.

    7. Основные этапы  реализации проекта В

    Весь педагогический проект делится на 3 этапа.

    I этап - подготовительный.

    Мероприятия:

    • Выбор темы проекта и его разработка.
    • Изучение научно - практических и методических источников по заявленной проблеме.
    • Подбор методического материала по заявленной теме.
    • Подбор  и подготовка демонстрационного и раздаточного материала.
    • Разработка системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей с ОВЗ младшего школьного возраста.
    • Разработка конспектов занятий, бесед, познавательных игр.
    • Провести диагностику по обследованию мелкой моторики на начало проекта.
    • Организация выставочного уголка   проекта.

    II этап - основной (практический)

    Мероприятия:

    • Реализация планов работы проекта  с детьми 3-4 класса.
    • Планомерное проведение занятий, бесед, познавательных игр и т.д..
    • Составление портфолио поделок на  каждого ребенка. 
    • Организация выставок продуктивной деятельности детей.

    III этап - заключительный

    • Провести диагностику и определить уровень сформированности мелкомоторных движений рук в процессе складывания поделок из бумаги способом.

    8.  Ожидаемые результаты

    В результате внедрения данного проекта  дети

    • познакомятся с искусством оригами;
    • научатся различным приемам работы с бумагой;
    • будут знать основные формы оригами;
    • научатся следовать устным инструкциям, читать схемы изделий;
    • создавать изделия оригами, пользуясь технологическими картами и схемами;
    • будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
    • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию;
    • овладеют навыками культуры труда;
    • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.  

                 

    9. Оценка результатов проекта

    Проект показывает возможность развивать у детей память, внимание, восприятие цвета,  творческие способности, с помощью совместной работы с педагогом. Простое  оригами прекрасно подходит для воспитательного процесса, т.к. крупные поделки лучше выполнять в коллективе. Этот вид творчества замечательно сближает  всю группу, поскольку каждому позволено внести свой вклад в создание прекрасного.

    Выводы:

    Детям понравилось заниматься оригами, потому что на каждом занятии обязательно получалась какая-нибудь фигурка: приложил усилие, на первых порах не такое уж большое, а из бумажного листа всегда что-то получается - хуже, лучше, неважно, зато свое. Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, воспитанники с ОВЗ испытывали положительные эмоции. Свои работы дети использовали в украшении интерьера группы, с удовольствием дарили их друзьям, родным и близким. Воспитанники научились не только складывать бумагу по проекту оригами.  Они,  работая, научились усидчивости, вниманию, логическому мышлению. Лучше стали различать  цвета и оттенки. Выполняя поделки в технике оригами , воспитанники достигли хорошего развития мелкой моторики рук. Кисти рук приобрели хорошую подвижность и гибкость, исчезла скованность движений детей улучшилась мелкая моторика рук, благодаря складыванию бумаги и упражнениям для рук. Этот вид продуктивной деятельности делает руку воспитанника умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивает зрительный контроль за движением руки. Помогает образованию связи рука - глаз. При совершенствовании у детей с ОВЗ ручной умелости развивались коммуникативные навыки. итак. начиная работу с учащимися школы-интерната и ставя перед собой цель, я уверенно и целенаправленно шла вперед к ее достижению. Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь помогли мне добиться хороших результатов. Все это будет ему хорошим помощником в школе.   Ребята стали более ответственные. Каждый хотел сделать красивую, интересную поделку. И это удалось. В классе подготовили   замечательную выставку игрушек. Были выставлены как отдельные работы, так и коллективные. Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь помогли мне добиться хороших результатов.

    Таким образом, в результате проделанной работы можно сделать заключение, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей с ОВЗ младшего школьного возраста в процессе обучения технике оригами, способствуют развитию мелкой моторики рук.

             10. Список источников информации

    1. Афонькин  С.Ю.,  Афонькина  Е.Ю.  «Все об оригами». Справочник. С-  

         Пб,: «Кристалл», М: «Оникс», 2005.

    1. Афонькин  С.Ю.,  Афонькина  Е.Ю.  «Игрушки  из  бумаги». – С-П,:    

         Литера,  1999.

    1. Беляков Н.Д., Цейтман Н.Е. Внеклассные занятия по труду младшими школьниками. Пособие для учителей начальных классов. М, «Просвещение», 1969, 303с.
    2. Богатеева  З.А.   Чудесные  поделки  из  бумаги.  -  М.:  Просвещение,  1992.
    3. Богданова О. С и Петрова В.И. Методика воспитательной работы начальных классах. М., «Просвещение», 1975.
    4. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. Учебное пособие для студентов пед. ин - тов. М., «Просвещение», 1974, 223с.
    5. Болотина Л.Р. и Латышина Д.И. Методика воспитательной работав начальных классах. М., «Просвещение», 1978, 128с.
    6. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению. М.: Издательский центр «Академия», 1999-226с.
    7. Дифференцированный подход к учащимся младших классов вспомогательной школы в процессе обучения: Сб.научн.трудов / Под ред. В.В, Воронковой. М.: Изд-во АПН, 1984
    8. Капитонова И.В. Оригами для детей и взрослых: Чебоксарское книжное издательство,1997
    9. Концепция воспитания в Республике Марий Эл.
    10. Коррекционно-воспитательная работа во вспомогательной школе: Сб. науч. трудов. Алма-Ата,1985
    11. Коротеев  И.А.  Оригами   для  малышей.:  М.,  Просвещение, 1996.
    12. Марцинковская  Т.Д.  Диагностика  психического  развития  детей.: М.,  1997.
    13. МачихинаВ.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате. 2-е изд., испр.- М: Просвещение,1983

    16.Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие      

         учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред.В.В.

         Воронковой -М.: Школа-Пресс, 1994.-416с.

    17.Оригами. Искусство складывания из бумаги.- М.: Московский центр

            оригами, 1993.- 52с.

    18.Педагогика: Педагогические теории системы технологии./ С.А.  

         Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянова, Т.И. Бабаева и др.; Под ред. С.А.  

         Смирнова. - 2-е изд., испр . и доп. М.: Издательский центр «Академия»,

          1999. - 344с.

    19.Погашин М.М., Катченко М.В. Комплексный подход к воспитанию  

         школьников: из опыта работы. - М.: Просвещение, 1980 - 104с.

    20.Программы специальных (коррекционных) образовательных    

         учреждений VIII  вида подготовительной и 1-4 классы. М:

         «Просвещение», 2001

    21.Психологические проблемы коррекционной работы во  

         вспомогательной школе / Под.ред. Ж.И. Шиф, В.Г. Петровой, Т.Н.  

         Головиной. М.:Педагогика,1980

    22. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.:  

         Просвещение,1986

    23. Рузина М.С., Афонькина С.Ю.Страна пальчиковых игр: Развивающие

    игры и оригами для детей и взрослых. – СПб.: Кристалл.-336с.

    24. Сафонова Н.С. и Молотобарова О.С. Пособие для руководителей    

         кружков. М., «Просвещение», 1978.

    25. Тарабарина  Т.И.  Оригами  и  развитие  ребенка.  -  Ярославль,:  

         Академия  развития,  1997.

    26. Эстетическое воспитание во вспомогательной школе / Под.ред. Г.Н.  

         Головиной. М.:Просвещение,1972  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система развития мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста с дизартрией

    Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук....

    Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук у детей младшего возраста.

    Чем могут заняться родители в домашних условиях со своими малышами с целью развития мелкой мотрики рук....

    Развитие мелкой моторики рук для детей младшего школьного возраста

       Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребёнка?     Моторные центры речи в коре головного мозга находятся рядом с моторными центрам пальцев, поэтому,...

    Развитие творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством работы с природным и бросовым материалами

    Каждый ребёнок имеет свой потенциал, который необходимо развивать, опираясь на его индивидуальность. У современной школы такой возможности пока нет.Поэтому задачу развития творческих способностей дете...

    Презентация к проекту "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью посредствам техники квиллинг"

    Развитие мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью посредствам техники Квиллинг...

    Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

    Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста...