Развитие мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках адаптивной физической культуры
статья по физкультуре

Юхова Алёна Владимировна

В настоящее время процент детей с задержкой психического развития растет, а данная патология предполагает последующее выравнивание или незначительное отставание. Необходимо большее внимание уделять данной проблеме. Развитие мелкой моторики рук благоприятно влияет на формирование психики и когнитивных способностей, это неоднократно доказано педагогами и психологами. В подтверждении слов, можно привести всем известный пример переучивания левши, после переучивания у детей зачастую развивается дисграфия и дислексия. По статистике примерно 70 % переученных левшей страдает данной проблемой. Это доказывает тесную связь мелкой моторики и психического состояния детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках адаптивной физической культуры

Психическое развитие детей младшего школьного возраста, становление когнитивных способностей, тесно связанно с развитием мелкой моторики. Это обусловлено прочным взаимодействием работы головного мозга и движениями пальцев рук. Следовательно, необходимо с раннего возраста уделять должное внимание упражнениям, направленным на улучшение тонкой моторики рук.

Детям младшего школьного возраста с задержкой психического развития очень важно, как можно быстрее, восстановить когнитивные способности, так как данная патология наблюдается, преимущественно в раннем школьном возрасте (в дальнейшем отставание сглаживается или пропадает совсем). Следовательно, использование на занятиях адаптивной физической культуры упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук, благоприятно скажется на становлении когнитивных способностей.

Так же, выполнение подобных упражнений благотворно отразится на внимании и умении обучающегося сосредотачиваться на одном деле.  У детей с задержкой психического развития возникают сложности с концентрацией внимания. Это происходит из-за заторможенного развития обучающегося, словно остаются в дошкольном возрасте, где концентрация внимания на одном предмете или деле заметно снижена. У детей дошкольного возраста преобладающим видом деятельности является подвижные игры и общение со сверстниками.  Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что у детей младшего школьного возраста будет преобладать желание играть, в отличие от их здоровых сверстников, у которых преобладает желание учиться.

Принимая во внимание вышеуказанные факты, можно сделать вывод о том, что упражнения на развитие мелкой моторики рук лучше проводить в игровой форме.  Это поможет добиться более высоких результатов и не позволит обучающимся соскучиться, сделает урок интересным и занимающим для детей. Желание ученика посещать занятия позволит быстрее добиться поставленных задач, следовательно, достичь определенной цели.

В данной работе будут рассмотрены такие методы проведения уроков, направленных развития мелкой моторики, как: игровой, квест.

Игровой метод, являющийся преобладающим в данной аудитории, позволит привлечь внимание учеников и повысить их интерес.

Метод «квест» позволит разнообразить будничные уроки и добавить элемент «достижения цели» для обучающихся. Так как, если в игре ученика привлекает процесс, то тут у него есть конкретная цель, которую необходимо достичь.

Грамотное сочетание данных методов позволит преподавателю сохранять внимание и сосредоточенность ученика на занятии. Следует помнить, что у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития страдает способность длительное время сохранять внимание, следовательно, подбирать игры и задания квеста необходимо таким образом, чтобы они заинтересовывали конкретного ученика и были достаточно разнообразны.

Подбор упражнений, ориентированный на определенного обучающегося, позволит в полной мере применять индивидуальный подход. Тем самым преподаватель показывает ученикам их значимость. Это, так же, крайне важно, так как любому ребенку с патологией развития приходится испытывать определенные трудности в общении, и, как правило, его недостаточно. Следовательно, преподаватель, применяя метод индивидуального подхода, располагает ученика на свою сторону. Что, несомненно, благоприятно скажется на его психическом развитии.

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Мелкая моторика рук напрямую связана с головным мозгом. Учеными неоднократно доказано, что развитие мелкой моторики рук приводит к улучшению когнитивных способностей.

Задержка психического развития характеризуется угнетением когнитивных способностей индивида, исходя из этого, можно сделать вывод о том, что развитие мелкой моторики рук ребенка с задержкой психического развития благоприятно скажется на становлении его в обществе.

Применение на уроках адаптивной физической культуры средств, направленных на развитие мелкой моторики рук, поможет развить такие когнитивные способности занимающихся, таких как: внимание, мышление, память, восприятие.

Упражнения на развитие тонкой моторики можно и целесообразно применять в конце урока, или в качестве отдыха во время урока. В младшем школьном возрасте целесообразно использовать игровой метод так как ребенок с задержкой психического развития испытывает сложности в концентрации внимания, а игра, являясь ведущем видом деятельности в младшем школьном возрасте, будет способствовать повышению произвольного внимания обучающихся. Возможность сконцентрировать внимание обучающегося - основополагающая задача педагога адаптивной физической культуры при работе с детьми с ЗПР.

На уроках, направленных на развитие мелкой моторки рук у детей с задержкой психического развития, следует использовать индивидуальный подход и учитывать сопутствующие заболевания.

Развивать тонкую моторику можно при помощи настольных игр, или мелких предметов. Непосредственно на уроках адаптивной физической культуры развивать тонкую моторику можно во время отдыха в основной части занятия, предложив обучающимся собрать мелкий инвентарь или собрать мозаику на заданную тему урока. В конце занятия, в качестве заминки или восстановления деятельности основных систем организма можно использовать различные приемы с введением тонкой моторики. Например, в конце занятия можно попросить обучающихся сесть на скамейку и предложить строить при помощи пальцев рук различные фигуры, для повышения интереса обучающихся можно предложить радом сидящих обучающихся составить фигуры, соединив пальцы или кисти.

Рассмотрим некоторые примеры игра на развитие мелкой моторики:

  1. Прокатывание шариков. 
    Дети катают маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали). Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони и должен прокатиться точно по дорожке. Для увеличения интереса можно произносить: «Шарики непослушные! Так и норовят убежать. А ты их не отпускай!». Шарики можно катать как ладонями (в первых играх), так и одним пальчиком (в последующих играх).
  2. Выкладывать фигуры из палочек, из разных видов мозаики.
  3. Наматывание.
    Наматывание толстой нитки на палочку, на катушку, на клубок и разматывание.
  4.  Катание карандаша между ладошками. 
    Сначала попробуйте покатать карандаш по столу ладонью. Затем покажите обучающемуся как катать карандаш между выпрямленными ладонями в руках (карандаш находится в вертикальном положении). На конец карандаша можно приклеить картинку, которая будет «плясать» — вертеться.

Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития.

  1. И.п. – сидя на гимнастической скамейке, руки согнуты в локтях.

1 – соединить большой и указательный пальцы.

2 – соединить большой и средний палец.

3 – соединить большой и безымянный палец.

4 – соединить большой палец и мизинец.

(повторить то же в обратном направлении.)

  1. И.п. – то же, лицом к сидящему справа.

1 – соединить указательные пальцы на правых руках, (упражнение выполняется в парах)

2 – то же средними пальцами

3 – то же безымянными пальцами

4 – то же мизинцами.

  1. И.п. – сидя, между указательными пальцами мяч для настольного тенниса.

1 -4 – с помощью пальцев опустить мяч до мизинцев.

5 – задержать мяч.

6-8 – поднять мяч обратно.

  1. И.п. – сидя на гимнастической скамейке.

Ученикам предлагается, опустив руку в мешок с различными предметами, на ощупь определить, что он взял. Если ученик не назвал предмет правильно, преподаватель предлагает выполнить дополнительное задание. Например, выполнить приседания или отжимание. Если предмет угадан правильно, игра продолжается.

  1. И.п. -  сидя на мате. Перед учениками разложены пуговицы разного размера и цвета. Преподаватель предлагает ученикам разложить пуговицы в зависимости от цвета или размера.
  2. И.п. – то же.

Перед учениками на специальном подносе находится песок, (рис, мелкая крупа) преподаватель ставит задачу нарисовать, при помощи пальцев рук определенный рисунок – рисунок, связанный с пройденным на уроке.

  1. И.п. – стоя у стены. Пальцами правой руки ученик прижимает мяч к стене (мяч для тенниса), задача прокатить мяч по стене при помощи только пальцев рук.

Упражнение повторяется в обе стороны.

  1. Ученикам раздается конструктор, преподаватель ставит задачу собрать определенную фигуру.
  2. Игра «слепой». Одному участнику завязывают глаза, его задача найти среди учеников определенного, выбранного преподавателем. Если ученик угадал объект, второй становится ведущим.
  3. Игра «отгадай предмет». Ученики встают в шеренгу и закрывают глаза, преподаватель по очереди подносит к каждому предмет, задача ученика отгадать, что за предмет перед ним.

Так же, к особенностям развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, можно отнести необходимость использования цветного инвентаря и целесообразность применения таких педагогических принципов, как: новизна, актуальность. Использование на занятиях одних и тех же средств заставить ребенка невольно потерять внимание и интерес к выполнению упражнений. Педагог должен обладать достаточным запасом игр и упражнений, для постоянного поддержания интереса обучающихся. Если тренер исчерпал весь запас игр, то интересным для учащихся будет самостоятельно обновить правила игры или придумать новую со своими правилами. Необходимо помнить, что дети с задержкой психического развития будут испытывать трудности в разработке игр, в данной ситуации, педагог должен подсказывать обучающимся варианты развития событий, но делать это таким образом, чтобы ученики верили в то, что сами составили правила.

При выборе игр, направленных на развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития, на уроках адаптивной физической культуры необходимо учитывать и возможное проявление агрессии со стороны занимающихся. Дети с ЗПР, как правило, не подвержены внезапным вспышкам гнева или агрессии, но педагог должен учитывать возможность возникновения данной проблемы. При выборе игр с данной точки зрения, следует обращать внимание на возможное возникновение конфликтов между учащимися или между учеником и учителем. Игры не должны содержать видимого соревновательного подтекста, использование ярко красного оттенка инвентаря так же не желательно. Ярко – красный цвет сильно раздражает глаза занимающегося, что может спровоцировать приступ агрессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

В работе названы основные особенности познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития...

Система развития мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста с дизартрией

Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук....

Развитие мелкой моторики рук для детей младшего школьного возраста

   Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребёнка?     Моторные центры речи в коре головного мозга находятся рядом с моторными центрам пальцев, поэтому,...

Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

В основе коррекционной работы дефектолога с детьми, имеющими отклонения в развитии, должно быть реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления...

Влияние школьной успеваемости на уровень самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

    Аннотация: В статье рассмотрена проблема влияния школьной успеваемости на уровень самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Авторами проанали...