Влияние школьной успеваемости на уровень самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
статья

Зык Татьяна Александровна

      Аннотация: В статье рассмотрена проблема влияния школьной успеваемости на уровень самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Авторами проанализированы основные пути формирования и коррекции самооценки младших школьников с задержкой психического развития в начальной школе.

Ключевые слова: школьная успеваемость, самооценка, формирование, коррекция, дети младшего школьного возраста, задержка психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doroshenko_koleskina_zyk._statya.docx32.36 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 159.955                                                          Дорошенко Оксана Викторовна

Заведующий кафедрой

дефектологического образования

e-mail: doroshenko_oksan@mail.ru

Колескина Полина Сергеевна

Директор колледжа

АНО ВО «Российский новый университет»

e-mail: poli-koleskina@yandex.ru

Зык Татьяна Александровна

Магистрант АНО «Российский новый универстит»

e-mail: zykta@rambler.ru

Влияние школьной успеваемости на уровень самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

        Аннотация: В статье рассмотрена проблема влияния школьной успеваемости на уровень самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Авторами проанализированы основные пути формирования и коррекции самооценки младших школьников с задержкой психического развития в начальной школе.

Ключевые слова: школьная успеваемость, самооценка, формирование, коррекция, дети младшего школьного возраста, задержка психического развития.

Doroshenko Oksana Viktorovna

Head of the Department

of Defectological Education

e-mail: doroshenko_oksan@mail.ru

Koleskina Polina Sergeevna

College Director

ANO VO "Russian New University"

e-mail: poli-koleskina@yandex.ru

Zyk Tatiana Alexandrovna

Master's student of ANO "Russian New University"

e-mail: zykta@rambler.ru

The influence of school performance on the level of self-esteem of primary school children with mental retardation

Annotation: The article considers the problem of the influence of school performance on the level of self-esteem of primary school children with mental retardation. The authors analyzed the main ways of forming and correcting the self-esteem of younger schoolchildren with mental retardation in primary school.

 Keywords: school performance, self-esteem, formation, correction, primary school children, mental retardation.

В настоящее время проблема формирования самооценки детей с диагнозом задержка психического развития (ЗПР) приобретает особую важность. Значительная роль в жизни такого ребенка отведена осознанию себя как личности, оценке собственных качеств, пониманию причин того или иного отношения окружающих к себе. Самооценка для таких детей является средством определения успешности их интеграции в общество. Это побуждает специальную психологию рассматривать в качестве наиболее важной проблемы изучения    особенности формирования и коррекции самооценки у младших школьников с ЗПР, поскольку это нарушение встречается достаточно часто и в большинстве случаев поддается коррекции при своевременно оказанной помощи [15].

Проблема изучения развития ребенка с особенностями здоровья увеличивается с каждым годом. Это обоснованно частотой проявления различных нарушений в современном обществе.  По статистическим данным Всемирной организации здоровья, у каждого десятого человека имеются отклонения развития. Формирование личности в данном случае происходит под влиянием различных факторов: биологических, социальных, психологических и педагогических. Глубина социально-культурной дезадаптации ребенка в большой степени определяется силой воздействия этих факторов.  Это становиться причиной возникновения особой необходимости ранней комплексной помощи педагогов, психологов и врачей ребенку с ограниченными возможностями здоровья [12].

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Как известно, задержка психического развития наблюдается у детей, перенесших слабо выраженные органические повреждения центральной нервной системы или имеющих генетически обусловленную недостаточность головного мозга [10]. У таких детей психические функции, формирующиеся на ранних этапах, складываются, в зависимости от степени и глубины поражения центральной нервной системы, несколько по-иному, чем в норме: остаются недостаточными, неполноценными [15].

В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. То есть, ЗПР является синдром замедления темпа реализации потенциальных возможностей организма. Задержка психического развития (ЗПР), как правило, является педагогическим диагнозом для наиболее распространенного среди всех встречавшихся у детей отклонения в психофизическом развитии. В детских популяциях выявляется от 6 до 11% детей с ЗПР разного генеза. Начало изучению проблемы особенностей детей с задержкой психического развития в нашей стране проложили работы Т. А. Власовой, М. С. Певзнер [9].

Изучая данную проблемы, мы убедились в том, что одним из проявлений дисгармоничного развития личности детей с задержкой психического развития является формирование неадекватной самооценки. Одна из причин в том, что дети с ЗПР не умеют сравнивать себя с другими детьми, не видят, чем они лучше сверстников, в чем равен им и в чем отстает [8].

Рассмотрим, как влияет школьная успеваемость на уровень самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития...

Как известно, проблема самооценки является одной из центральных проблем психологии личности. Одним из первых в области изучения самооценки можно назвать У. Джемса, который раскрыл этот феномен еще в 1892 году в рамках изучения самосознания. Ученый вывел формулу, по которой самооценка прямо пропорциональна успеху и обратно пропорциональна притязаниям, то есть потенциальным успехам, которых индивид намеревался достичь. Впервые данная проблема была выявлена в начале ХХ века у умственно отсталых детей, когда французский исследователь де Греефе открыл у них «симптом», который в последствие получил его имя. «Симптом де Греефе» заключался в том, что умственно отсталые дети считали себя умнее взрослых - учителей, родителей и т.д. В дальнейших исследованиях было показано, что у детей с интеллектуальной недостаточностью самооценка качественно своеобразная, что проявляется в отставании её формирования от нормы, завышении по критерию адекватности, она отличается своей упрощённостью, нерасчленённостью, неустойчивостью, противоречивостью самооценочных суждений [4].

Дальнейшие исследования убедительно показали, что дети, имеющие аномалии в развитии, обнаруживают особенности самооценки в структуре личности, обусловленные спецификой психического развития этих детей, общением с окружающими, социальной средой развития. Сегодня усилено внимание исследователей к изучению особенностей личностного развития детей с ЗПР. Их результаты показывают, что в качестве значимого условия развития личности в целом выступает самооценка, которая в свою очередь влияет на поведение и деятельность ребенка и на его взаимоотношения с другими людьми. В работах Л.И. Божович, Л.С. Выготского выявлен основной фактор развития самооценки – это сравнение, сопоставление себя с другими, так как в ходе сравнения происходит своеобразный перенос разных свойств личности, подмеченных у других, на себя [3], [6].

Теоретический анализ показал, что в младшем школьном возрасте самооценка характеризуется неустойчивостью и, одновременно, пластичностью, точностью и полнотой представления о своих физических, интеллектуальных и личностных качествах. Поэтому основным достижением младшего школьного возраста в области развития «Я-образа» является дифференциация и интеграция представлений ребёнка о себе. Постепенно самооценка приобретает такие качества, как рефлексивность, дифференцированность, устойчивость, адекватность. Но эти качества самооценки не смогут сформироваться у детей с ЗПР в этом возрасте, в силу наложения отпечатка первичного дефекта на развитие личности [13].

По мнению исследователей, неадекватная самооценка характерна для многих детей с ЗПР младшего школьного возраста. Сам возрастной период накладывает своеобразный отпечаток, так как в этом возрасте начинается процесс обучения, оказывающий влияние на эмоциональный фон ребенка. Школьная успеваемость и оценки учителя является одним из основных факторов, оказывающих влияние на самооценку ребёнка в этот период, поэтому дети с ЗПР, имеющие трудности в усвоении школьной программы, попадают в группу риска [14].

Работа А. И. Липкиной, посвящённая изучению самооценки младших школьников с ЗПР, показала, что для школьников, обучающихся какое-то время до специальной школы в общеобразовательной, характерна низкая самооценка, неуверенность в себе. Заниженная самооценка объяснялась тем, что в результате несоответствия требований таких школ и возможностей обучающихся с ЗПР, длительные учебные неудачи, усугубляли итак неустойчивую психику ребенка, вызывая неуверенность в себе, что в свою очередь приводя к снижению самооценки, уровня притязаний, социального статуса, повышению уровня тревожности [14]. У детей с ЗПР под влиянием неудач, по мнению Н.Л. Белопольской, в учёбе терялась вера в себя, они становились пассивными, равнодушными, с ярко выраженной мотивацией избегания наказания и заниженной самооценкой [2]. В то же время Н.А. Жулидовой отмечается снижение критичности у младших школьников с ЗПР к себе, появление неадекватных, чаще завышенных самооценок [8].

        При этом, экспериментальными исследованиями под руководством Т.А. Власовой, было доказано, что, обучаясь в специальных классах под влиянием успехов в учёбе, доброжелательного отношения со стороны учителя, обучающиеся обретают уверенность, чувство собственного достоинства, самооценка приближается к адекватной [10].

А.Д. Виноградова раскрывая самооценку таких школьников, отмечает, что «в младшем возрасте отмечаются заниженная и завышенная самооценки». Автор объясняет неадекватную самооценку в младшем школьном возрасте «незрелостью личности, непониманием выдвигаемых целей деятельности, неумением анализировать и соотносить достигнутые в ходе деятельности результаты с исходными данными и др.» [4].

У младших школьников с ЗПР, как правило, отношение к себе некритичное, обобщенное, они не умеют адекватно оценить свою деятельность, проанализировать ее. Учащиеся начальных классов стремятся угадать отношение к себе других людей, они ждут только положительных оценок своих действий. Во многом это связано с упрощенностью, недифференцированностью эмоциональных переживаний.

О.А. Дудковская считает, что большинству обучающихся сложно оценить себя реально, они дают только положительные суждения о себе. Самооценка у младших школьников неустойчивая, может меняться на полярно противоположную, не мотивирована. Она опирается на «оценки взрослых или на общее представление о себе». Многие дети «находятся под властью своих впечатлений, стремятся не принимать никакой критики, заглушить ее, ощущают внутреннюю слабость, зависимость» [7].

И.В. Коротенко констатирует, что у младших школьников с ЗПР, получающих «положительные оценки в свой адрес» обнаруживается явное стремление несколько переоценивать себя. Это положение объясняется тем, что собственная малоценность ребёнка с ЗПР компенсируется «искусственной» переоценкой своей личности, скорее всего неосознаваемой ребёнком. Такие психозащитные тенденции у младших школьников с ЗПР обусловлены, по мнению И. В. Коротенко, в определённой степени прессингом детей со стороны значимых взрослых, а также особенностями их личностного развития [10].

Н. А. Жулидова в своём исследовании приходит к выводу, что чем сильнее выражена задержка психического развития у младших школьников, тем в большей степени школьники завышают свои возможности, тем менее критичны они к себе [8].

В настоящее время существуют исследования, которые показывают также связь между оценками педагогов, самооценками младших школьников и межличностными отношениями детей. Б.Г. Ананьев отмечал, что межличностные отношения являются сильнейшим средством формирования отношения к самому себе, это источник развития самооценки. В процессе межличностного взаимодействия ребёнок не только познаёт другого человека, но и познаёт самого себя, создаёт свой собственный образ как отражение, преобразование образа другого человека [1].

Таким образом, существующие исследования самооценки у детей с ЗПР показывают её определённое своеобразие, что обусловлено, по мнению многих исследователей, спецификой психического дефекта, а также негативным влиянием микросоциальных факторов. Чаще всего она неадекватна, в сторону завышения, и полностью зависит от внешних оценок, у них не сформированы правильные представления о своих личных и физических качествах, возможностях и способностях.

Литература

  1. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. II /Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова и Н.В. Кузьминой. М.: Педагогика, 1980. - с. 103-287.
  2. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития / Н.Л. Белопольская. - М. Изд-во УРАО. - 2017. - 147 с.
  3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.Режим доступа: https://sdo.mgaps.ru/books/K4/M5/file/4.pdf
  4. Виноградова А. Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка / А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова; Сост. А.Д. Виноградова. – М:Просвещение. – 2012. – 144 с.
  5. Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей / Т.А. Власова, К.С. Лебединская // Дефектология. - 1975. - № 6. - С. 8-17.
  6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - М.: Союз, 2004. - С. 257-321.
  7. Дудковская О.А. Особенности самооценки детей с легкой степенью умственной отсталости младшего школьного возраста / О.А. Дудковская, Н.Н. Шельшакова. - М.: Речь, 2005. - 324 с.
  8. Жулидова Н.А. Некоторые особенности прогностической самооценки и уровня притязаний младших школьников с ЗПР // Дефектология. 1984. - № 4.-с. 17-23.
  9. Захарова А. В. Психология формирования самооценки / А. В. Захарова. – М. – 2015.– 312 с.
  10. Коротенко И.В. Особенности личностной дезадаптации у первоклассников с ЗПР. Дисс.канд.псих.наук. Н.Новгород, 2005. 177 с.
  11. Липкина А.И. Самооценка школьника. - М., 1976.  Режим доступа: https://studopedia.ru/5_47018_lipkina-ai-samootsenka-shkolnika-m--s-.html
  12. Мамайчук И. И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития: научно-практическое руководство / И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина. - СПб.: Речь. - 2016. – 180 с.
  13. Манухина Я. А. Особенности проявления феномена я-концепции у детей с задержкой психического развития как условие учебной адаптации / Я. А. Манухина, Д. Ю. Шигашов, В. А. Худик // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2014. - №2. –С. 32-36.
  14. Прохоренко Л.И. Психологические особенности проявления самооценки у младших школьников с задержкой психического развития / Л.И. Прохоренко // Научно-исследовательские публикации. – М.: 2014. - № 1 (5). –С. 76-85.
  15. Соколова, Е. В. Психология детей с задержкой психического развития / Е. В. Соколова. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 320 с. Режим доступа https://fb2lib.ru/detskaya-spetsialnaya-pedagogika/psikhologiya-detey-s-zaderzhkoy-psikhicheskogo-razvitiya/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика исследования пространственных и временных представлений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Методика исследования пространственных и временных представлений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР...

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В данной статье кратко освящены основные направления в работе по подготовке обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ЗПР....

«Использование дидактических игр для развития умственных способностей детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Особая роль дидактической игры в коррекционно-развивающем процессе определяется тем, что игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребёнку приобрести собственный жизненный...

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством песочной арт-терапии

   Одним из методов развития коммуникативных навыков является песочная арт-терапия. Она включает в себя систему игр с песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, на...

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством песочной арт-терапии

 У детей с задержкой психического развития умение общаться не возникает само собой. Наблюдения показывают, что большинство воспитанников на момент зачисления в группу в разной степени испы...

Проект «Мультстудия» как инновационный метод развития познавательного интереса и социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

 Современные дети живут в век информационных технологий и находятся в разнообразной медиасреде. Они хорошо ладят со всевозможными гаджетами, легко разбираются, как пользоваться компьютером...