Главные вкладки

    Методика исследования пространственных и временных представлений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
    методическая разработка на тему

    Ульянова Елена Анатольевна

    Методика исследования пространственных и временных представлений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методика экспериментального исследования пространственных и временных представлений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

         С целью изучения качественного своеобразия и уровня сформированности пространственно - временных представлений у детей с задержкой психического развития, нами было проведено экспериментальное исследование, которое носило сопоставительный характер.

    В эксперименте участвовали три группы детей, по 10 человек в каждой – норма и с задержкой психического развития  6 - 7 лет посещающих подготовительные группы детских садов № 50  г. Люберцы.

         У всех детей экспериментальной и контрольной групп   согласно заключению ПМПК выявлена задержка психического развития. Из анамнестических данных этих детей видно, что практически у всех отмечалась задержка раннего развития. Ряд детей имеют хронические заболевания, склонность к простудным заболеваниям. У большинства дошкольников с  данных групп имеются нарушения физического и речевого развития. У всех детей с ЗПР по заключению логопеда отмечается недоразвитие речи системного характера. Они отличаются от своих сверстников снижением познавательной активности, импульсивностью действий, низкой продуктивностью деятельности, ярко выраженными трудностями в совмещении речевой и предметной деятельности. У них отмечается низкая готовность к школьному обучению.

         Изучение понимания вербальных средств, обозначающих пространство и время, и их выражения в устной речи у дошкольников осуществлялось с помощью  шести блоков по 12 заданий в каждом, составленных О.Б. Иншаковой и О.М. Колесниковой на основе практических разработок, предлагаемых И.Н. Садовниковой и Л.С. Цветковой.

         В процессе обследования у детей пространственных представлений изучались: ориентировка в «схеме собственного тела»; ориентировка в «схеме тела» человека, стоящего напротив; понимание и употребление предлогов;  ориентировка на листе бумаги; ориентировка на листе бумаги, перевернутом на 180°.

         Методика обследования включала использование: картинок с изображением предметов в разных углах листа; рисунков кистей рук и ступней ног; листов в клетку, расчерченных на 9 квадратов, с крестиком в центральном квадрате; рисунка парка; разноцветных прямоугольников из бумаги, изображающих скамейки; рисунка дерева и животных вокруг него.

         Анализ полученных материалов оценивался с учетом следующих критериев:

    - понимание различных пространственных характеристик без самостоятельного называния (выполнение действий, показ картинок);

    - самостоятельное употребление слов, отражающих пространственные характеристики;

    - латентный период ответа;

    - точность, автоматизированность, самостоятельность выполнения действий;

    - использование помощи взрослого.

    Ребенку предлагались следующие задания:

    1 блок. Ориентировка в «схеме собственного тела».

    1.    Покажи свою левую руку.

    2.    Покажи свою правую ногу.

    3.    Покажи свой левый глаз.

    4.    Покажи своё левое ухо.

    5.    Левой рукой дотронься до правой ноги.

    6.    Правой рукой дотронься до левого уха.

    7.    Правой рукой дотронься до левого плеча.

    8.    Левую  руку  подними  вверх,   а  правую  вытяни   в сторону.

    9.    Скажи, какая это рука? (Экспериментатор дотрагивается до левой руки ребенка).

    10.  Скажи, какое это ухо? (Экспериментатор дотрагивается до правого уха ребенка).

    11.  Скажи, какая это нога? (Экспериментатор дотрагивается до правой ноги ребенка).

    12.  Встань и повернись к окну. Скажи, в какую сторону ты повернулся?

    Оценка:

    1 балл – правильный ответ с первой попытки;

    0,5 балла – правильный ответ со второй попытки (самокоррекция);

    0,25 балла – правильный ответ с третьей попытки (со стимулирующей помощью);

    0 баллов – неверный ответ с третьей попытки.

    Аналогично оценивались все последующие блоки методики.

    2 блок. Ориентировка в «схеме тела» человека, стоящего напротив.

    1.    Покажи мою левую руку.

    2.    Скажи, какой рукой я держусь за правое ухо?

    3.    Скажи, какой рукой я держусь за левое колено?

    4.    Скажи, какая из моих рук сверху?

    5.    Скажи, какая из моих ног сверху?

    6.    Скажи, к какому плечу я повернула голову?

    7.    Скажи, какую руку я подняла вверх?

    8.    Скажи, какую руку я положила на плечо?

    9.    То, что я буду делать правой рукой, ты точно также будешь делать своей правой рукой; то, что я буду делать левой рукой, ты точно также будешь делать своей левой рукой (экспериментатор тыльной стороной ладони правой руки касается подбородка снизу).

    10. Экспериментатор левую руку кладет себе на плечо.

    11. Экспериментатор пальцами левой руки упирается в ладонь правой руки, расположенную вертикально.

    12. Скажи, какая из моих рук сжата в кулак? (Экспериментатор правой рукой, сжатой в кулак, упирается в ладонь левой руки, расположенную вертикально).

    3 блок. Понимание предлогов (по картинке рис.1).

    Инструкция: «Покажи...»

    1.    Что ты видишь над деревом?

    2.    Что ты видишь под деревом?

    3.    Кто находится на дереве?

    4.    Кто находится перед деревом?

    5.    Кто находится за деревом?

    6.    Кто смотрит из-за дерева?

    7.    Кто двигается от дерева?

    8.    Кто двигается к дереву?

    9.    Кто вылезает из-под дерева?

    10.  Что падает с дерева?

    11. Что за отверстие в дереве?

    12.  Кто смотрит из дупла?

    4 блок. Употребление предлогов (по картинке рис.1).

     Инструкция: «Скажи...»

    1.    Где находится солнце?

    2.    Где растет гриб?

    3.    Где сидит белка?

    4.    Где находится ежик?

    5.    Где прячется лиса?

    6.    Откуда лиса выглядывает?

    7.    Куда ползет улитка?

    8.    Куда идет кот?

    9.    Откуда вылезает крот?

    10.  Откуда падают листья?

    11.  Где сидит сова?

    12.  Откуда она смотрит на нас?

    5 блок. Ориентировка на листе бумаги.

    1.    Покажи, что нарисовано в левом верхнем углу? (рис.2)

    2.    Покажи, что нарисовано в правом нижнем углу?

    3.    Покажи, что нарисовано в правом верхнем углу?

    4.    Скажи, в каком углу нарисована белка?

    5.    Покажи след от левой ноги. (рис.4)

    6.    Поставь над крестиком точку (ребенку дается лист бумаги, расчерченный на 9 квадратов, в центре стоит крестик).

    7.    Нарисуй слева от крестика кружок.

    8.    Нарисуй справа от точки треугольник.

    9.    Под кружком проведи волнистую черту.

    10.  «Прогулка в парке» (рис.3). Попросить ребенка расставить скамейки вдоль дороги по ходу его движения: «Поставь красную скамейку справа».

    11. Скажи, с какой стороны я поставила зеленую скамейку?

    12. Скажи, с какой стороны от дороги растут три елки?

    6 блок. Ориентировка на листе бумаги, перевёрнутом на 180°.

    1.    «Прогулка в парке». Мысленно иди в обратном направлении по дороге. Скажи, с какой стороны от тебя стоит зеленая скамейка?

    2.    Скажи, с какой стороны от тебя красная скамейка?

    3.    Скажи, с какой стороны от тебя синяя скамейка?

    4.    Скажи, с какой стороны от тебя оранжевая скамейка?

    5.    Ты идешь по дорожке, а я сижу на второй скамейке слева. Покажи, где я сижу?

    6.    На первой скамейке справа сидит старушка. Покажи, где эта скамейка?

    7.    Скажи, с какой стороны от дороги, по которой ты возвращаешься, сидит ежик?

    8.    Покажи третью ёлку слева от тебя.

    9.    Скажи, с какой стороны от дороги ты видишь бабочку?

    10.  Покажи след от правой ноги (рис.4).

    11. Покажи отпечаток левой руки.

    12. Покажи указательный палец правой руки.

         Изучение понимания и отражения в устной речи представлений о временных единицах осуществлялось по методике, в основе которой лежат материалы Т.Д. Рихтерман и Т.И. Тарабариной. Задания для детей сгруппированы в шесть блоков по 12 вопросов. С помощью данной методики у детей исследовались представления о частях суток, способность понимать и использовать в собственной речи понятия «вчера», «сегодня», «завтра», представления о временах года, месяцах, днях недели и способность понимать обратимые активные и пассивные конструкции.

    Методика обследования включает использование: картинок, изображающих действия людей в разное время суток; картинок, изображающих один и тот же пейзаж в разное время суток; картинок с изображением времен года; числовых карточек, обозначающих дни недели; сюжетные картинки.

    Ребенку предлагалось выполнить следующие задания и ответить на вопросы.

    7 блок. Представления о частях суток.

    1.  Выбери картинку, на которой изображена ночь (картинки с действиями людей рис. 5, 6,7).

    2. Выбери картинку, на которой изображен день.

    3.  Выбери картинку, на которой изображено утро.

    4. Выбери картинку, на которой изображен вечер.

    5.  Выбери картинку, на которой изображена ночь (картинки с природой рис.8).

    6. Выбери картинку, на которой изображен день.

    7.  Выбери картинку, на которой изображено утро.

    8.  Выбери картинку, на которой изображен вечер.

    9.  Разложи картинки по порядку, что бывает раньше, что потом. Сначала ночь, потом...

    10.  Назови соседей утра, что было раньше, а что будет потом.

    11.  Назови пропущенное слово, используя слова утро, день, вечер, ночь: «Мы завтракаем ..., а обедаем ...».

    12.  «Мы ложимся спать ..., и все уже спим ...».

    Оценка:

    1 балл – правильный ответ с первой попытки;

    0,5 балла – правильный ответ со второй попытки (самокоррекция);

    0,25 балла – правильный ответ с третьей попытки (со стимулирующей помощью);

    0 баллов – неверный ответ с третьей попытки.

    Аналогично оценивались все последующие блоки методики.

    8 блок. Представления «вчера», «сегодня», «завтра».

    1.    Ответь на вопрос, используя слова «сегодня», «вчера», «завтра»: «Как называется день, который уже прошел?»

    2.    «Как называется день, который идет?»

    3.    «Как называется день, который будет?»

    4.    Закончи предложение нужным словом — «вчера», «сегодня», «завтра»: «Мы гуляем на улице ...».

    5.    «На следующий день дети посетят музей. Это будет ...»

    6.    «Мы навещали бабушку в предыдущий день. Это было ...»

    7.    «Через полчаса мы пойдем гулять в парк. Это ...»

    8.    «На следующий день мы будем читать книгу. Это будет ...»

    9.    «Мы приехали из деревни в Москву день назад. Это было ...»

    10.  Определи, все ли правильно в этих предложениях? Исправь ошибку. «Завтра дети нарисовали дерево».

    11.  « Вчера мы поедем в цирк ».

    12.  « Вчера дети слушают музыку».

    9 блок. Представления о временах года.

    1.    Назови все времена года.

    2.    Выбери картинку, где изображена зима.

    3.    Выбери картинку, где изображено лето.

    4.    Выбери картинку, где изображена осень.

    5.    Выбери картинку, где изображена весна.

    6.    Разложи картинки с изображением времен года в правильном порядке.

    7.    Назови по порядку времена года, начиная с лета.

    8.    Скажи, что следует за осенью?

    9.    Скажи, что бывает перед летом?

    10.  Скажи, какое время года между летом и зимой?

    11.  Скажи, что бывает после весны?

    12.  Скажи, какое время года бывает до зимы?

    10 блок. Представления о месяцах.

    1.    Скажи, сколько всего месяцев в году?

    2.    Скажи, сколько месяцев в каждом времени года?

    3.    Назови зимние месяцы.

    4.    Назови летние месяцы.

    5.    Назови осенние месяцы.

    6.    Назови весенние месяцы.

    7.    Назови второй месяц весны.

    8.    Назови последний месяц осени.

    9.    Назови, что бывает до и после сентября.

    10.  Определи, к какому времени года относятся эти месяцы? (К осени). Разложи их по       порядку.

    11.  Отбери карточки с названиями зимних месяцев и разложи их по порядку.

    12.   Отбери карточки с названиями весенних месяцев и разложи их по порядку.

    11 блок. Представления о днях недели.

    1.  Назови дни недели по порядку.

    2.  Назови дни недели по порядку, начиная со среды.

    3.  Скажи, какой сегодня день недели?

    4.  Скажи, какой день недели был вчера?

    5.  Скажи, какой день недели будет завтра?

    6.  Скажи, какой день недели между средой и пятницей?

    7.  Назови, что бывает до и после среды.

    8.   Разложи карточки, изображающие дни недели (кружочками), по порядку и покажи четверг.

    9.  Назови, какой день недели я закрыла?

    10.  Назови вчерашний день по отношению к закрытому.

    11.   Выбери из карточек день, который бывает перед вторником и день, который идет после вторника.

    12.  Разложи карточки со всеми днями недели по порядку.

    12 блок. Понимание обратимых активных и пассивных конструкций.

    Инструкция: «Что было раньше?»

    1.  Перед тем как идти гулять, я зашел к другу.

    2.  Форточка открылась, потому что подул ветер.

    3.  Прохожие раскрыли зонтики, потому что пошел дождь.

    4.  Миша посмотрел мультфильм после того как вернулся с прогулки.

    5.  Коля пошел гулять без куртки, потому что на улице стало тепло.

    6.  Папа прочел газету после того как позавтракал. Что папа сделал сначала?

    7.  Перед тем как сесть за стол, дети вымыли руки.

    8.  Мы пошли гулять перед ужином.

    9.  Маша надела кофту, потому что стало холодно.

    10.  Мы пошли гулять, когда пообедали.

    11.   Я буду играть, когда нарисую дерево.

    12.   Катя заснула, после того как мама прочитала ей сказку.

    Литература:

    1. Борякова Н. Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний детьми 6-7 лет с задержкой психического развития при опоре на сюжетную картинку // Дефектология. – 1982. - №5.
    2. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Учебно-методическое пособие. – М.: Гном-Пресс, 2000.
    3.  Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. М., 1994.
    4. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.
    5. Дунаева З. М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития. – М.: Советский спорт, 2006.
    6.  Дунаева З.М. Психологическое изучение и некоторые виды коррекции недоразвития пространственной функции у детей с задержкой психического развития // Проблемы диагностики задержки психического развития. – М.: Педагогика, 1985.
    7. Елецкая О. В. Горбачевскаяа Н. Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени: Методическое пособие / Научн. Ред. О. В. Защиринская. – СПб.: «Речь», 2006.
    8.  Елецкая О.В. Горбачева Н.Ю. Развитие и уточнение пространственно – временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста: Логопедическая тетрадь. – М.: Школьная Пресса, 2003.
    9. Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю. Путешествие по времени и пространству. СПб., 2002.
    10.  Жаренкова Г.И. Действия детей с задержкой психического развития  по образцу и словесной инструкции // Дефектология. 1972. №4.
    11.  Иншакова О. Б. Колесникова А. М. Пространственно-временные представления: обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией. Учебно-методическое пособие. – М.: В. Секачев, 2006.
    12.  Ковалец И. В., «Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток»: учебное пособие для детей – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
    13.  Кукушкина О.И. События жизни. Комплект рабочих тетрадей по развитию речи для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений I, II, IV, V, VI, VII, VIII видов, с кратким методическим руководством.  – М.: Просвещение, 2004.
    14.  Лалаева Р. И., Серебряковой Н. В., Зориной С. В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития  – М.: Владос, 2004.
    15.  Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985.
    16.  Левченко И.Ю. Патопсихология. Теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
    17.  Лурия А. Р. Речь и мышление. – М., 1975.
    18.  Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов. – М., 1956.
    19.  Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 1990. - №6.
    20.  Павлова Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. – М., «Школьная пресса», 2004.
    21.  Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПб., 2001.
    22.  Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. Задержка психического развития: вопросы дифференциальной диагностики // Вопросы психологии. 1989. №1.
    23.  Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Рабочая тетрадь. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 112 с.: ил. – (Серия «Детскому психологу»).
    24.  Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста.  – М.: просвещение, 1991.
    25.  Семаго М. М., Семаго Н. Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. – М., Аркти, 2005.
    26.  Семаго М.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2000.
    27.  Семаго Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. – М., Айрс-пресс, 2007.
    28.  Семаго Н.Я. Пространственные  представления в речи. Демонстрационный материал. – М., Айрис-пресс, 2006.
    29.  Семаго Н.Я. Пространство языка (лингвистическое пространство). Демонстрационный материал. – М., Айрис-пресс, 2006.
    30.  Семаго Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей, как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы. // Дефектология. №1, М.: Школа-пресс, 2000.
    31.  Семаго Н.Я. Формирование представлений о схеме тела. Дошкольный младший возраст. Демонстрационный материал. – М., Айрис-пресс, 2006.
    32.  Семаго Н.Я. Формирование пространственно-временных и элементарных математических представлений. Демонстрационный материал. – М., Айрис-пресс, 2006.
    33.  Семаго Н.Я. Элементарные пространственные  представления в речи. Демонстрационный материал. – М., Айрис-пресс, 2006.
    34.  Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Генезис, 2008.
    35.  Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
    36.  Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. Учебное пособие. – 2-е изд., – М.: Генезис, 2008.
    37.  Серебрякова Т.А. Общение с взрослыми как важнейшее условие развития познавательной активности у старших дошкольников // Шестилетние дети: Проблемы и исследования. – Н.Новгород, 1998.
    38.  Слепович Е.С. Особенности активной речи дошкольников, отстающих в развитии: Автореферат дис. канд. пед. Наук. – М., 1978.
    39.  Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: книга для учителя. Минск, 1989.
    40.  Сукач Л.М. Дидактический материал для устранения недостатков произношения, чтения и письма у младших школьников. М.: Просвещение. 1985.
    41.  Сунцова А., Курдюкова С.»Учимся ориентироваться в пространстве» рабочая тетрадь. – СПб: Питер, 2008. – 48 с.: ил. – (Серия «Детскому психологу»).
    42.  Титова О.В. Справа-слева. Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП. – М.: «Издательство «гном и Д», 2004.
    43.  Ульенкова У. В., Дети с задержкой психического развития. Изд. Второе, исп. И доп. – Н. Новгород: НГПУ,  1994.
    44.  Ульенкова У. В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. 2-е издание. – М., Академия, 2005.
    45.  Ульенкова У.В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе // Вопросы психологии. – 1983. - №4.
    46.  Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.,2007
    47.  Фотекова Т.А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. – М., Айрис-пресс, 2007.
    48.  Цветкова Л.С., Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Методика оценки речи при афазии. М., 1979
    49.  Шевченко С. Г. Особенности освоения элементарных общих понятий у детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 1987. - №5.
    50.  Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития. – М., 1990.
    51.  Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 1999.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Анализ результатов исследований особенностей игровой деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

    Игра занимает важное место в жизни ребёнка дошкольного возраста, являясь ведущим видом их деятельности. Все дети живут в мире игры, она их мир и бытие…Часто произнося эти фразы, задаются вопросом: «А ...

    «Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития».

    Письменная речь - одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Для различных форм языковой деятел...

    ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    В данной статье кратко освящены основные направления в работе по подготовке обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ЗПР....

    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    В данной статье более подробно раскрыты основные направления в работе по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ЗПР....

    Консультация для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

    Работа с детьми с задержкой психического развития должна быть динамичной, эмоционально-приятной, не утомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных так и не трад...

    «Использование дидактических игр для развития умственных способностей детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

    Особая роль дидактической игры в коррекционно-развивающем процессе определяется тем, что игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребёнку приобрести собственный жизненный...