ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
статья ( класс) по теме

Витусевич Светлана Александровна

В данной статье кратко освящены основные направления в работе по подготовке обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Витусевич СветланаАлександровна

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

                Задержка психического развития – особый вид дизонтогенеза, в основе структуры дефекта которого лежат нарушения познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы ребёнка. Такие нарушения влияют на познавательную активность и интеллектуальную продуктивность детей данной категории, что приводит к трудностям в обучении сначала в дошкольном, а затем и школьном возрастах, а также трудностям в социальной адаптации, ведущим к поведенческим и личностным проблемам.

                При возросшей последнее время тенденции к школьному обучению с шестилетнего возраста, дети с задержкой психического развития уже с начала первого класса начинают испытывать трудности в обучении. А в условиях современного интегрированного обучения, когда дети данной категории обучаются в массовых школах в обычных, а не в специальных коррекционных классах, такие дети прочно попадают в разряд учеников с затруднениями в овладении школьными навыками. Поэтому актуальной остаётся специальная подготовка к школе детей данной категории.

                 В государственных дошкольных учреждениях одной из важнейших задач в работе по подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста является развитие речи, неотъемлемую часть которого составляют занятия по подготовке к обучению грамоте. По мнению педагогов и психологов, старший дошкольный возраст является наиболее эффективным для освоения детьми элементарных грамматических знаний. Именно в этом возрасте дети наиболее полно усваивают звуковую сторону родной речи, овладевают навыками первичного фонематического и слогового анализа и синтеза, моделирования звуко-слогового состава слова и состава предложения, навыками послогового чтения, навыками печатания букв.

                Известно, что успешно овладевать грамотой могут только дети с хорошо развитой речью. «Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, которые основываются на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает её», – писал выдающийся отечественный психолог Б.Г. Ананьев [1].

        «Установлено, что на эффективность обучения детей грамоте можно рассчитывать в том случае, если у них сформировано познавательное отношение к речи, в частности, осознанное ориентирование в звуковой структуре языка и его словарном составе. Психологи (Л.С. Выготский, С.Н. Карпова, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже, Ф.А.Сохин, Д.Б. Эльконин и др.) подчёркивают, что вычленение ребёнком новой для него области объективного мира не только имеет практическое значение, обеспечивая овладение грамотой, но и является важным этапом его умственного развития. Также установлено, что обучение ребёнка возможно при условии, если он стихийно, в процессе разнообразных видов деятельности, начинает осознавать элементы языка», – отмечает Р.Д. Триггер [2]. Поэтому, при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей, который включает развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи.

                Задержка психического развития является нарушением нормального темпа психического развития ребёнка. Согласно исследованиям психологов у детей данной категории страдают предпосылки развития интеллекта: внимание, восприятие, память, мышление. Грубых нарушений в развитии этих психических процессов не наблюдается, и степень недоразвития зависит от клинического типа задержки психического развития. Также наблюдается и недоразвитие эмоционально-волевой сферы. В силу этих нарушений дети данной категории отличаются слабой познавательной активностью и сниженной учебной мотивацией, что является основной причиной непродуктивности педагогического процесса.        По мнению ряда исследователей в области специальной педагогики и психологии (Н.Ю. Борякова, В.И. Лубовский, Е.С. Слепович, Е.Ф. Соботович, Р.Д. Триггер, С.Г. Шевченко, Л.Ф. Яссман), речевая деятельность детей данной категории во многом обусловлена своеобразием их мыслительной деятельности. Несформированность речевой системы и оперирование элементами речи на практическом уровне ограничивает у детей с задержкой психического развития возможность перехода к усвоению речи на более высоком уровне и к осознанию сложных языковых закономерностей (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, У.В. Ульенкова и др.) [3].

                В исследованиях Н.Ю. Боряковой, Г.И. Жаренковой, Е.В. Мальцевой, Е.С. Слепович, Р.Д. Триггер показано, что у большинства детей данной категории имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, как устной, так и письменной речи.

                Импрессивная речь – восприятие, понимание речи; импрессивная речь устная выражается в слуховом восприятии устной речи, а импрессивная речь письменная – в зрительном восприятии текста (чтении). У дошкольников с задержкой психического развития ряд исследователей обнаруживают несформированность слухового восприятия и дифференциации звуков речи, низкий уровень развития фонематического анализа и синтеза.  Недостаточность мыслительной деятельности, низкая познавательная активность, которые свойственны детям данной категории, затрудняет приобретение ими элементарных сведений о звуковой стороне речи. Детям очень сложно установить соответствие между фонемой – минимальной единицей звукового строя языка и графемой – основной структурной единицей, входящей в систему письменного варианта данного языка, трудно установить связь между звуком и буквой. Это значительно сказывается на процессе обучения чтению и письму, затрудняет его.

                В своих работах Н.Ю. Борякова также отмечала трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических конструкций типа «Коля старше Миши», «Берёза растёт на краю поля»,  содержания рассказов со скрытым смыслом, затруднения процессов восприятия и осмысления содержания рассказов, сказок, текстов для пересказа [4].

                Экспрессивная речь детей данной категории хоть и удовлетворяет потребности повседневного общения, но отличается бедностью словарного запаса и грамматических конструкций, недостаточностью сформированности грамматического строя речи, наличием грамматических стереотипов, аграмматизмов. Грамматическому строю речи присущи нарушения словоизменений как существительных и прилагательных, так и глаголов, дети с трудом осваивают сложнейшую флексийную систему русского языка. Также отмечается затруднения, связанные со словообразовательными процессами, запаздывание периода детского словотворчества, который возникает позже, чем у детей с нормой развития и продолжается до 7-8 лет.

                Дети с задержкой психического развития испытывают трудности в грамматическом оформлении предложений. К примеру, ребёнок понимает смысловую сторону прочитанного ему рассказа, может ответить на вопросы по тексту, а воплотить мысль в развёрнутое речевое сообщение затрудняется.

                При логопедическом обследовании нередко выявляются такие речевые нарушения как дислалия и дизартрия.

                Таким образом, во многих случаях множественные речевые нарушения свидетельствуют о наличии у детей данной категории общего недоразвития речи и задержанном процессе речевого развития.  

        Занятия по подготовке к обучению грамоте в дошкольном возрасте являются начальной ступенью последующего систематического изучения русского языка в школе. Целью занятий по подготовке обучению грамоте являются развитие интереса детей к родной речи, способы превращения речи из средства общения в объект познания, развитие познавательных, а также творческих способностей детей дошкольного возраста. Учитывая сложный полиморфный характер речевых нарушений у детей с задержкой психического развития, подготовка к обучению грамоте должна идти в нескольких направлениях одновременно, т.к. при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития, т.е. развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи. Анализ работ, посвященных особенностям  речевого развития детей данной категории, обусловленного своеобразием их познавательной деятельности  В.И. Лубовского, Н.Ю. Боряковой, Е.В. Мальцевой, Е.В. Соколовой, Р.Д. Триггер и др. позволил определить основные направления в работе по подготовке обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Это:

  1. Развитие фонематического восприятия.
  2. Формирование действий звукового анализа и синтеза.
  3. Уточнение, расширение и систематизация словарного запаса.
  4. Формирование представлений о предложении, его словесным составом.
  5. Развитие мелкой моторики для подготовки к обучению технике письма.

                Занятия по подготовке к обучению грамоте начинаются еще в старшей группе дошкольного учреждения. Упражнения на развитие фонематического слуха, слухового внимания и памяти, первичного фонемного и слогового анализа и синтеза, формирования графомоторных навыков входят в структуру занятия по развитию речи. В подготовительной группе, когда ребёнок уже имеет элементарные навыки по развитию речи, упражнения по подготовке к обучению грамоте выделяются в отдельные занятия.

                Особое внимание уделяется подготовке детей старшего дошкольного возраста к письму. Здесь важно проводить работу по формированию правильной посадки и захвата карандаша; развитию ручной моторики и зрительно-моторной координации; развитию умения ориентироваться на нелинованном и линованном листах (сначала на линованном в клетку, – затем в линейку). Детей знакомят с печатными буквами, их графическим изображением.

                Учитывая структуру дефекта, занятия по подготовке к обучению грамоте детей с задержкой психического развития следует проводить с большей опорой на зрительный анализатор. Поэтому детям лучше предлагать игры по обучению грамоте с наглядным моделированием.  Также необходимо учитывать и ведущий тип деятельности для данного возраста – игровую деятельность, которая сама по себе является лучшим из методических приёмов в обучении детей. Многие психологи и педагоги рекомендуют при обучении грамоте использовать метод куклотерапии, сказкотерапии, необходимые вспомогательные средства – зрительные символы гласных и согласных букв, традиционные звуковые схемы из цветных фишек, кубики Зайцева и т. д.

                Таким образом, работа по подготовке к обучению грамоте является неотъемлемой частью общего речевого развития ребёнка и должна проводиться системно, поэтапно, предусматривать целый комплекс занятий, куда входят развитие фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи и т.д., а также упражнений по обучению детей элементарным навыкам письма и чтения. Также необходимо показывать детям своё доброжелательное отношение к ним, говорить мягким тоном, поощрять за малейшие успехи, формируя тем самым интерес к занятиям, а также сопровождать предлагаемую деятельность хорошим настроением и эмоциональным подъёмом.

                С помощью правильно организованного педагогического процесса возможно активизировать познавательную деятельность ребёнка, совершенствовать фонематическое восприятие, сформировать представления о звуке, слове, предложении, увеличить активный словарь, совершенствовать графомоторные навыки, тем самым, формируя у ребёнка определённый фундамент успешности, необходимый для эффективного обучения в начальной школе.

        

Литература

  1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.; 20 см. – 10000 экз. – ISBN 978-5-7695-0521-8.
  2. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] : Учеб. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 136 с.; 22 см. – Библиогр.: с. 131-133.– 3000 экз. – ISBN 5-93196-066-Х.
  3. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие  – М.: Гном-Пресс, 2002 – 64 с. - Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0487/1_0487-1.shtml. – Загл. с экрана.
  4. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста [Текст] : научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 336 с.; 22 см. – 2000 экз. – ISBN 978-5-9925-0125-4.
  5. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития [Текст] : учебное пособие: хрестоматия; – Изд. 2-е, испр. и доп. – СПб.: Речь, 2007. – 168 с.; 21 см. – Библиогр.: с. 163-165. – 3000 экз. – ISBN 5-9268-0630-5.
  6. Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Лалаева. Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 303 с.; 22 см. – (Коррекционная педагогика). – Библиогр.: с. 301-303. – 10000 экз. – ISBN 5-691-01076-Х.
  7. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребёнку с задержкой психического развития [Текст] : научно-практическое руководство. – СПб.: Речь, 2006. – 352 с.; 21 см. – Библиогр. с. 340-346. – 2000 экз. – ISBN 5-9268-0298-9.
  8. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития [Текст] : Книга первая. / Под общей редакцией С.Г. Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2007. – 96 с. («Воспитание и обучение детей с нарушением развития. Библиотека журнала»; Вып. 12);  20 см. – 3000 экз. – ISBN 5-9219-0309-4.
  9. Соколова Е.В. Психология детей с задержкой психического развития [Текст]. Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 320 с.; 20 см. – 3000 экз. – ISBN 978-5-9949-0100-7.
  10. Специальная психология [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / [В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.] ; под ред. В.И. Лубовского. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.; 22 см. – 4000 экз. – ISBN 978-5-7695-3781-3.
  11. Триггер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте [Электронный ресурс] : Пособие для учителя. – Смоленск: ООО Изд-во «Ассоциация XXI век», 2000. – 80 с.: ил. – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/2/0084/2_0084-1.shtml. – Загл. с экрана.


[1]Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 371.

[2] Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте [Электронный ресурс] : Пособие для учителя. – Смоленск: ООО Изд-во «Ассоциация XXI век», 2000. URL: http://www.pedlib.ru/Books/2/0084/2_0084-1.shtml (дата обращения 20.11.2010).

[3] Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребёнку с задержкой психического развития : научно-практическое руководство. – СПб.: Речь, 2006.

[4] Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие  – М.: Гном-Пресс, 2002 – 64 с. URL: http://www.pedlib.ru/Books/1/0487/1_0487-1.shtml (дата обращения 20.11.2010)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Пишичитай-ка».

Данная рабочая  программа представляет систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических ка...

Методика исследования пространственных и временных представлений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Методика исследования пространственных и временных представлений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В данной статье более подробно раскрыты основные направления в работе по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ЗПР....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с использованием серии обучающих дощечек "Редакция журнала"

Пошаговый конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с ОВЗ в интергации с другими образовательными областями с использованием серии обучающ...

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством песочной арт-терапии

   Одним из методов развития коммуникативных навыков является песочная арт-терапия. Она включает в себя систему игр с песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, на...

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством песочной арт-терапии

 У детей с задержкой психического развития умение общаться не возникает само собой. Наблюдения показывают, что большинство воспитанников на момент зачисления в группу в разной степени испы...

Проект «Мультстудия» как инновационный метод развития познавательного интереса и социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

 Современные дети живут в век информационных технологий и находятся в разнообразной медиасреде. Они хорошо ладят со всевозможными гаджетами, легко разбираются, как пользоваться компьютером...