Главные вкладки

    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
    статья ( класс) по теме

    Витусевич Светлана Александровна

    В данной статье более подробно раскрыты основные направления в работе по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ЗПР.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Витусевич Светлана Александровна

    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

            Дети с задержкой психического развития характеризуются как категория детей, испытывающих трудности в обучении. Связано это с нарушением познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, лежащих в основе структуры дефекта, и влияющих на познавательную активность и интеллектуальную продуктивность детей.

            Нередко, ребёнок с задержкой психического развития уже с начала первого класса становиться стойко неуспевающим, особенно при возросшей в последнее время тенденции к школьному обучению с шестилетнего возраста.  Поэтому актуальной остаётся специальная подготовка к школе детей данной категории.

             Одним из важнейших направлений в работе по подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития является развитие речи, которое включает в себя и подготовку к обучению грамоте. С помощью правильно организованного педагогического процесса возможно активизировать познавательную деятельность ребёнка, совершенствовать фонематическое восприятие, сформировать представления о звук, слове, предложении, увеличить активный словарь, совершенствовать графомоторные навыки, тем самым, подготавливая ребёнка к обучению в начальной школе.

            Анализ работ, посвященных особенностям  речевого развития детей данной категории, обусловленного своеобразием их познавательной деятельности  В.И. Лубовского, Н. Ю. Боряковой, Е.В. Мальцевой, Р. Д. Тригер и др. позволил определить основные направления в работе по подготовке обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

            Обучение грамоте детей – это процесс обучения овладения ребёнком чтением и письмом. Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста является неотъемлемой частью занятий по развитию речи в государственных дошкольных учреждениях. По мнению педагогов и психологов, старший дошкольный возраст является наиболее эффективным для освоения детьми элементарных грамматических знаний. Именно в этом возрасте дети наиболее эффективно усваивают звуковую сторону родной речи, овладевают навыками первичного фонемного и слогового анализа и синтеза, моделирования звуко-слогового состава слова и состава предложения, навыками послогового чтения.

            Успешно овладевать грамотой могут только дети дети с хорошо развитой речью. «Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, которые основываются на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает её», писал выдающийся отечественный психолог Б.Г. Ананьев [1].

            «Установлено, что на эффективность обучения детей грамоте можно рассчитывать в том случае, если у них сформировано познавательное отношение к речи, в частности, осознанное ориентирование в звуковой структуре языка и его словарном составе. Психологи (Л.С. Выготский, С.Н. Карпова, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже, Ф.А.Сохин, Д.Б. Эльконин и др.) подчёркивают, что вычленение ребёнком новой для него области объективного мира не только имеет практическое значение, обеспечивая овладение грамотой, но и является важным этапом его умственного развития. Также установлено, что обучение ребёнка возможно при условии, если он стихийно, в процессе разнообразных видов деятельности, начинает осознавать элементы языка», – отмечает Р.Д. Тригер [11].

            Таким образом, при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей, который включает развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи.

            Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития имеет ряд особенностей. Связано это с замедленным темпом речевого развития и большой распространённостью нарушений речи у детей данной категории.

            Задержка психического развития является нарушением нормального темпа психического развития ребёнка. Согласно исследованиям психологов у детей данной категории страдают предпосылки развития интеллекта: внимание, восприятие, память, мышление. Грубых нарушений в развитии этих психических процессов не наблюдается, и степень недоразвития зависит от клинического типа задержки психического развития. Также наблюдается и недоразвитие эмоционально-волевой сферы. В силу этих нарушений дети данной категории отличаются слабой познавательной активностью и сниженной учебной мотивацией, что является основной причиной непродуктивности педагогического процесса.

            По мнению ряда исследователей в области специальной педагогики и психологии (Н.Ю. Борякова, В.И. Лубовский, Е.С. Слепович, Е.Ф. Соботович, Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко, Л.Ф. Яссман), речевая деятельность детей данной категории во многом обусловлена своеобразием их мыслительной деятельности. Несформированность речевой системы и оперирование элементами речи на практическом уровне ограничивает у детей с задержкой психического развития возможность перехода к усвоению речи на более высоком уровне и к осознанию сложных языковых закономерностей (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, У.В. Ульенкова и др.) [8].

            По данным исследований, которые проводили В.А. Ковшиков и Ю.Г. Демьянов – учённые РГПУ им. Герцена, среди детей с задержкой психического развития в возрасте 7-9 лет из 40 детей у 38 (95%) выявлены разнообразные нарушения речи. Также учёный Gwerder отмечал, что нарушения речи чаще наблюдаются у мальчиков (44, 5%), чем у девочек (28,3%) [6].

            В исследованиях Н.Ю. Боряковой, Г.И. Жаренковой, Е.В. Мальцевой, Е.С. Слепович, Р.Д. Тригер показано, что у большинства детей данной категории имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, как устной, так и письменной речи.

            Импрессивная речь – восприятие, понимание речи; импрессивная речь устная выражается в слуховом восприятии устной речи, а импрессивная речь письменная – в зрительном восприятии текста (чтении). У дошкольников с задержкой психического развития ряд исследователей обнаруживают несформированность слухового восприятия и дифференциации звуков речи, низкий уровень развития фонематического анализа и синтеза. По данным Е.В. Мальцевой недостаточность мыслительной деятельности, низкая познавательная активность, свойственные детям данной категории, затрудняет приобретение ими элементарных сведений о звуковой действительности речи. Таким детям  сложно установить соответствие между фонемой, являющейся минимальной единицей звукового строя языка и графемой – основной структурной единицей, входящей в систему письменного варианта данного языка. Они с трудом определяют связь между звуком и буквой. Это значительно сказывается на процессе обучения чтению и письму, затрудняет его.

            В своих работах Н.Ю. Борякова также отмечала трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических конструкций типа «Коля старше Миши», «Берёза растёт на краю поля». Дети плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом, затруднён процесс восприятия и осмысления содержания рассказов, сказок, текстов для пересказа.

            Экспрессивная речь детей данной категории характеризуется нарушениями звукопроизношения, бедностью словарного запаса, недостаточностью сформированности грамматического строя речи, наличием грамматических стереотипов, аграмматизмов.

            Нарушения звукопроизношения у детей с задержкой психического развития встречаются довольно часто и носят характер дислалии. Много детей с таким речевым нарушением как дизартрия.

            Что касается развития словаря у детей с задержкой психического развития, то здесь можно отметить ограниченный словарный запас, недостаточное употребление в речи прилагательных, наречий.        Грамматическому строю речи детей с задержкой психического развития также характерен ряд особенностей. Исследования Н.Ю. Боряковой, С.В. Зориной, Е.В, Мальцевой, Г.Н. Рахмаковой, А.А. Хохловой показали, что у детей с задержкой в дошкольном возрасте особенно отмечаются нарушения словоизменений как существительных и прилагательных, так и глаголов [8]. Дети с трудом осваивают флексийную систему русского языка. Также отмечается затруднения, связанные со словообразовательными процессами, запаздывание периода детского словотворчества, который возникает позже, чем у детей с нормой развития и продолжается до 7-8 лет.

            Дети с задержкой психического развития испытывают трудности в грамматическом оформлении предложений. К примеру, ребёнок понимает смысловую сторону прочитанного ему рассказа, может ответить на вопросы по тексту, а воплотить мысль в развёрнутое речевое сообщение затрудняется.

            Таким образом, во многих случаях множественные речевые нарушения свидетельствуют о наличии у детей данной категории общего недоразвития речи и задержанном процессе речевого развития.        Учитывая сложный полиморфный характер речевых нарушений у детей с задержкой психического развития можно определить основные направления в работе по подготовке к обучению грамоте:

    1. Развитие фонематического восприятия.
    2. Формирование действий звукового анализа и синтеза.
    3. Уточнение, расширение и систематизация словарного запаса.
    4. Формирование представлений о предложении, его словесным составом.
    5. Развитие мелкой моторики для подготовки к обучению технике письма.

            Следует отметить, что при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития, т.е. развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи.

            Занятия по подготовке к обучению грамоте начинаются еще в старшей группе. Упражнения на развитие фонематического слуха, слухового внимания и памяти, первичного фонемного и слогового анализа и синтеза, формирования графомоторных навыков входят в структуру занятия по развитию речи. В подготовительной группе упражнения по подготовке к обучению грамоте выделяются в отдельные занятия.

            Особое внимание уделяется подготовке детей старшего дошкольного возраста к письму. Здесь важно проводить работу по формированию правильной посадки и захвата карандаша; развитию ручной моторики и зрительно-моторной координации; развитию умения ориентироваться на нелинованном и линованном листах (сначала на линованном в клетку, – затем в линейку). Детей знакомят с печатными буквами, их графическим изображением, техникой написания элементов прописных букв.

            Занятия по подготовке к обучению грамоте детей с задержкой психического развития следует проводить с большей опорой на зрительный анализатор, учитывая структуру дефекта. Поэтому детям лучше предлагать игры по обучению грамоте с наглядным моделированием.  Также необходимо учитывать и ведущий тип деятельности для данного возраста – игровую деятельность, что обеспечивает эффективность обучения. Многие психологи и педагоги рекомендуют при обучении грамоте использовать метод куклотерапии, сказкотерапии, необходимые вспомогательные средства – зрительные символы гласных и согласных букв, традиционные звуковые схемы из цветных фишек и т.д.

            Таким образом, работа по подготовке к обучению грамоте является неотъемлемой частью общего речевого развития ребёнка и должна проводиться системно, поэтапно, предусматривать целый комплекс занятий, куда входят развитие фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи и т.д., а также упражнений по обучению детей элементарным навыкам письма и чтения.

            Занятия по подготовке к обучению грамоте в дошкольном возрасте являются начальной ступенью последующего систематического изучения русского языка в школе. Также целью занятий по подготовке обучению грамоте являются развитие интереса детей к родной речи, способы превращения речи из средства общения в объект познания, развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста.

    Литература

    1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.; 20 см. – 10000. – ISBN 978-5-7695-0521-8.
    2. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] : Учеб. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 136 с.; 22 см. – Библиогр.: с. 131-133.– 3000 экз. – ISBN 5-93196-066-Х.
    3. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие  – М.: Гном-Пресс, 2002 – 64 с. - Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0487/1_0487-1.shtml. – Загл. с экрана.
    4. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста [Текст] : научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 336 с.; 22 см. – 2000 экз. – ISBN 978-5-9925-0125-4.
    5. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития [Текст] : учебное пособие: хрестоматия; – Изд. 2-е, испр. и доп. – СПб.: Речь, 2007. – 168 с.; 21 см. – Библиогр.: с. 163-165. – 3000 экз. – ISBN 5-9268-0630-5.
    6. Лалаева Р.И. нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Лалаева. Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 303 с.; 22 см. – (Коррекционная педагогика). – Библиогр.: с. 301-303. – 10000 экз. – ISBN 5-691-01076-Х.
    7. Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с ЗПР [Электронный ресурс]. // Дефектология. – 1990. – № 6. – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0120/1_0120-1.shtml. – Загл. с экрана.
    8. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребёнку с задержкой психического развития [Текст] : научно-практическое руководство. – СПб.: Речь, 2006. – 352 с.; 21 см. – Библиогр. с. 340-346. – 2000 экз. – ISBN 5-9268-0298-9.
    9. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития [Текст] : Книга первая. / Под общей редакцией С.Г. Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2007. – 96 с. («Воспитание и обучение детей с нарушением развития. Библиотека журнала»; Вып. 12);  20 см. – 3000 экз. – ISBN 5-9219-0309-4.
    10. Специальная психология [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / [В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.] ; под ред. В.И. Лубовского. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.; 22 см. – 4000 экз. – ISBN 978-5-7695-3781-3.
    11. Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте [Электронный ресурс] : Пособие для учителя. – Смоленск: ООО Изд-во «Ассоциация XXI век», 2000. – 80 с.: ил. – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/2/0084/2_0084-1.shtml. – Загл. с экрана.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Пишичитай-ка».

    Данная рабочая  программа представляет систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических ка...

    Методика исследования пространственных и временных представлений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

    Методика исследования пространственных и временных представлений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР...

    «Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития».

    Письменная речь - одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Для различных форм языковой деятел...

    ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    В данной статье кратко освящены основные направления в работе по подготовке обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ЗПР....

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с использованием серии обучающих дощечек "Редакция журнала"

    Пошаговый конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с ОВЗ в интергации с другими образовательными областями с использованием серии обучающ...

    Консультация для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

    Работа с детьми с задержкой психического развития должна быть динамичной, эмоционально-приятной, не утомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных так и не трад...

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

    Тема:    Гласные звуки и буквы: А,О,У,И,Э,Ы.Задачи:Познакомить с гласными звуками и буквами: А,О,У,И,Ы,Э.Учить читать сочетания гласных букв.Закреплять умение составлять предложения с п...