Главные вкладки

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с использованием серии обучающих дощечек "Редакция журнала"
    план-конспект на тему

    Морозова Людмила Геннадьевна

    Пошаговый конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с ОВЗ в интергации с другими образовательными областями с использованием серии обучающих дощечек, направленных на развитие моторных функций у детей с ОВЗ (Ннарушения ОДА).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 128 «Василек»

    города Чебоксары Чувашской Республики

    Конспект непрерывной образовательной деятельности

    с детьми с ОВЗ подготовительной к школе группы

    по образовательной области «Коммуникация»

    (раздел «Подготовка к обучению грамоте»)

     с интеграцией образовательных областей «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Двигательная деятельность».

    Тема:  “Редакция журнала”

    Разработала:

    учитель – дефектолог

    Морозова Л.Г.

    г. Чебоксары  2016г.

    1. Программное содержание:

    Образовательные задачи:

    1. Закрепить понятия: «Гласный звук», «Мягкий согласный звук», «Твердый согласный звук»;
    2. Совершенствовать навыки звукового анализа слов (выделения ударного гласного из середины слова, дифференциации  согласных звуков по твердости – мягкости, определения позиции звука в слове)
    3. Упражнять в выкладывании образа буквы М;
    4. Развивать диалогическую форму речи;
    5. Формировать умение задавать вопросы и отвечать на них полными предложениями;

    Коррекционно - развивающие задачи:

    1. Развивать зрительное восприятие, внимание и логическое мышление;
    2. Совершенствовать навыки зрительно – моторной координации, ручной умелости;
    3. Развивать творческое воображение.

    Воспитательные задачи:

    1. Воспитывать умение и желание работать коллективно при создании общего продукта деятельности;
    2. Воспитывать умение работать в парах, терпеливо дожидаясь своей очереди.

    Программное содержание в интеграции с образовательной областью

    «Познание»:

    • познакомить детей с журналом – как средством массовой информации, процессом его создания и профессиями людей, работающих в редакции;
    • упражнять в узнавании и назывании цифр и основных цветов.

    «Социализация»:

    • упражнять детей в выполнении ролевых действий работников редакции (роли корреспондентов, художников, редакторов);
    • воспитывать заинтересованность в ролевой игре;
    • поддерживать детскую инициативу в игре.

     «Художественное творчество»:

    • отрабатывать навык приклеивания заготовки четко по контуру.

     «Двигательная деятельность»:

    • развивать координацию речи с движениями;
    • упражнять в выполнении основных движений (бег по кругу, наклоны, потягивания вверх, прыжки на месте).

    1. Методы и приемы
    • Наглядный – показ презентации, игровых пособий;
    • Словесный – художественное слово, беседа, рассуждения, вопросы педагога и детей, хоровые и индивидуальные ответы детей, словесные игры;
    • Практический – ролевая и дидактическая игра, игровые упражнения.
    • Использование здоровьесберегающих технологий (зрительной и дыхательной гимнастики).
    1. Демонстрационный материал
    • Компьютерно – проекторная установка;
    • Электронная презентация «Откуда к нам пришел журнал?»
    • Макет создаваемого журнала;
    • Серия обучающих дощечек «Забавные паутинки», «Цифровая дощечка», «Умная гусеница»;
    • Предметные картинки;
    • Журналы для оформления помещения группы.
    1. Раздаточный материал
    • Бейджи – модули с изображением атрибутов профессий («микрофон» - корреспонденты, «краски» - художники, «фотоаппарат» - фотографы); 
    • Звуковые символы гласных звуков Т.А. Ткаченко (а,о,и,у), звука М;
    • Обучающие дощечки «Цыфровая дощечка» (6 шт.)
    • Обучающие дощечки для работы в парах «Умная гусеница» (3 шт.);
    • Д/И  «Выбери продукт для йогурта» (6 шт.);
    • Игральные фишки (6 шт.);
    • Крышки – фишки, обозначающие звуки (красные, синие, зеленые) по 3 шт.
    • Предметные картинки со звуками М- Мь;
    • Разноцветные резиночки;
    • Игрушечные микрофоны (2 шт.);
    • Фотоаппараты (2 шт.);
    • «Рисунки - фотографии» игр для журнала;
    1. Предполагаемая индивидуальная работа:
    • Дифференцированный подход к способу игры с разработкой «Звуковой калейдоскоп»: детям с достаточным уровнем сформированности фонематических процессов – самостоятельный подбор слов с заданным звуком, детям с недостаточным уровнем – дифференциация согласного звука по твердости – мягкости на основе картинного материала.
    • Дифференцированный подход к  составлению образа буквы из цветных резиночек на «Цифровой дощечке»: детям, знакомым с цифрами,  – на основе цифрового обозначения, не владеющими образом цифр – на основе цвета.
    1. Примерный ход НОД

    Структурные части

    Действия и слова педагога

    Предполагаемые действия и ответы детей

    Способ организации

    Приветствен - ные слова детям и гостям.

    - Добрый день ребята и уважаемые гости. Посмотрите, как много здесь интересного (показывает на журналы).

    - Что это?

    -А что такое журнал?

    Дети приветствуют гостей.

    - Журналы.

    Дети рассуждают.

    Фронтальный

    Беседа с использованием электронной презентации «Откуда к нам пришел журнал».

    По слайдам презентации рассказываем детям:

    - Журнал – это одно из средств массовой информации, через которое люди получают знания.  Оно имеет форму книги.

    Дети рассматривают слайды.

    Фронтальный

    - Детский журнал -  увлекательный и поучительный друг детей, из него можно узнать много нового и интересного. В нем могут печататься различные игры.        

    - Создание журнала – сложный процесс, в котором трудится большое количество людей.

    -  Если рассмотреть журналы, то мы видим, на его страницах и обложке размещаются фотографии.

    -Кто же делает фотографии для журнала?

    -Фотограф фотографирует окружающие предметы, явления нашей жизни и людей. Ему в работе помогают фото и видеокамеры.

    -Если полистать журнал, то увидим, что на его страницах печатаются различные статьи.

    - Над их созданием трудится корреспондент.  Так же он берет у людей интервью, т.е. опрашивает мнение окружающих по какому – либо вопросу и описывает его в журнале.

    -В своей работе ему необходим микрофон.

    В журналах имеется большое количество картинок. Кто их создает? Художник не только рисует картинки, но и оформляет журнал, красиво и правильно размещает фотографии и картинки.

    -А что ему в этом помогает?

    - Трудятся все эти люди над созданием журнала в редакции.

    - В старину редакция выглядела так, в ней находилась одна бумага и ручки. В настоящее время на помощь людям пришла техника, компьютеры, большие печатные машины – станки.  Сейчас редакция выглядит так…

     - А теперь, думаю, пора поиграть в игру «Жмурки», нашим глазкам отдохнуть. Сильно зажмурили  глазки, спрятали их на 2 – 3 сек., открыли, спокойно закрыли, подождали и открыли.

    А теперь посмотрите вверх, вниз и в стороны.

    - Сегодня я предлагаю вам самим попробовать создать свой первый журнал. Попробуем?

    - Да, попробуем.

    - Чему же мы его посвятим?

    - Вы скоро пойдете в школу.

    - Какой журнал полезен для будущего школьника?

    Рассуждения  детей

     -Я предлагаю посвятить журнал звукам и буквам. А как же мы его назовем?

    Рассуждения  детей

    Распределение ролей

     - Как вы думаете с чего следует начать работу над журналом?

    Рассуждения  детей

    Фронтальный

    - Конечно же, необходимо распределить роли, кто кем будет при создании журнала.

    Предлагаю каждому выбрать по одному бейджику и вы узнаете, кем будете работать в редакции.

    (используются эмблемы с символами: «микрофон» (2 шт.) - корреспонденты, «краски» (2 шт.) - художники,

    «фотоаппарат»  (2 шт.) - фотографы)

    Дети прикалывают  на грудь Бейджи.

    Оформление  «Странички гласных звуков», разукрашенной в красный цвет.

     - Теперь журнал мы открываем и на страницу попадаем.

    А красный цвет подскажет нам, какие звуки живут там.

    (в случае затруднения педагог задает уточняющие вопросы:                                  

    -какие звуки мы обозначаем красным цветом,

    -красными фишками).

    Показ звуковых символов, сопровождающийся движениями со словами:

    -А, ротик нам открыть пора,

    О – стал наш рот как колесо,

    У – губки хоботом тяну

    И – ты улыбку всем дари!!!

     - Гласные звуки. Это а,о,у,и.

    Фронтальный

     - Предлагаю поиграть в игру «Забавные паутинки», вам необходимо определить, какой гласный звук спрятался в каждом слове и соединить эту картинку с символом нужного звука.  

    Используется обучающая дощечка «Забавные паутинки».

    Дети выделяют гласный звук из слова и соединяют его с нужным звуковым символом резиночкой

    Индивидуальные ответы детей

    - Пора за дело браться нашим фотографам.

    Раздаем детям фотоаппараты и предлагаем им «готовое фото» - рисунок игры.

    - Наши художники сейчас разместят «картинку – фотографию»  этой игры на страничке «Гласных звуков».

    Дети – фотографы «делают»  снимок.

    Дети – художники  приклеивают заготовку дидактического пособия на страничку.

    В микрогруппе

    Оформление «Странички согласных звуков», разукрашенной в синий и зеленый  цвета.

    - Журнал мы дальше полистаем

    И на страничку попадаем.

    Зеленый, синий здесь ковер.

    О чем же нам расскажет он?

    (в случае затруднения педагог задает уточняющие вопросы:                                  

    -какие звуки мы обозначаем синим цветом, зеленым,

    -синими, зелеными фишками).

    - Какие согласные звуки вы знаете?

    Показ звукового символа звука  М

    -Звук М может быть разным – в некоторых словах он произносится твердо, а в некоторых- мягко.

    Ответы детей

    Фронтально

    - Предлагаю поиграть в игру «Выбери продукт для йогурта». Для этого вам необходимо определить, какой звук М встречается в каждом слове – твердый М или мягкий Мь и поставить свою фишку на кружок нужного цвета. Так вы сможете дойти до продукта и сказать, какой йогурт будете готовить.

    Используется игра из методической разработки  «Звуковой калейдоскоп».

    Дети называют По-очереди картинки и определяют какой звук М в данном слове – мягкий или твердый.

    Может использоваться усложнение: самостоятельно подбирают слова с твердым М или мягким звуком Мь, чтобы дойти до определенного продукта.

    - Пора за дело браться нашим фотографам.

    Раздаем детям фотоаппараты и предлагаем им «готовое фото» - рисунок игры.

    - Наши художники сейчас разместят «картинку – фотографию»  этой игры на страничке «Согласных звуков».

    Дети – фотографы «делают»  снимок.

    Дети – художники  приклеивают заготовку дидактического пособия на страничку.

    В микрогруппе

    Динамическая пауза

    - Мы работали, играли.

    Думаю, что мы устали.

    Сейчас немножко отдохнем,

    Потом работу мы начнем.

    Взявшись за руки, мы  встали

    И немножко поскакали.

    Побежали,  все нагнулись

    Кверху дружно потянулись…

    Воздух носом мы вдыхаем,

    А потом все пропеваем:

    Ма, мо, му, ми.

    Встали парами, друзья
    И сказали: “Ты да я –
    Это мы”
    Между тем
    Получилась буква М.

    Дети выполняют движения физминутки с речевым сопровождением

    Фронтально

    Оформление «Буквенной странички»

     - Мы со звуками играли,

    Дружно М мы повторяли.

    Чтобы звук нам увидать

    Пора букву изучать…

    Педагог раздает каждому ребенку  обучающую «Цифровую дощечку» и просит выложить букву М из разноцветных резиночек по образцу.

    Работа с обучающей дощечкой.

    Детям необходимо соединить цифры, которые задействованы  при создании образа буквы М (по образцу).

    Если ребенок не знает цифр – работа осуществляется на основе цветных гвоздиков.

    Фронтально

    - Пора за дело браться нашим фотографам.

    Раздаем детям фотоаппараты и предлагаем им «готовое фото» - рисунок игры.

    - Наши художники сейчас разместят «картинку – фотографию»  этой игры на страничке.

    Дети – фотографы «делают»  снимок.

    Дети – художники  приклеивают заготовку дидактического пособия на страничку.

    В микрогруппе

    Оформление странички «Звуковых пряток»

     - Пришла пора журнал листать

    И место звука и буквы  в слове определять.

    - Предлагаю поиграть в игру «Умная гусеница» (используется аналогичная дощечка) и определить место звука М в слове на картинке и закрутить нужную крышку в нужное место.

    Предлагается 2 картинки для каждого ребенка в паре.

    Каждая пара детей работает с обучающей дощечкой

    В парах

    - Пора за дело браться нашим фотографам.

    Раздаем детям фотоаппараты и предлагаем им «готовое фото» - рисунок игры.

    - Наши художники сейчас разместят «картинку – фотографию»  этой игры на страничке

    Дети – фотографы «делают»  снимок.

    Дети – художники  приклеивают заготовку дидактического пособия на страничку.

    В микрогруппе

    Интервьюиро - вание

    Детям – корреспондентам  предлагаются игрушечные микрофоны с символикой телеканалов.

    - Настало время поработать нашим корреспондентам и  взять интервью у создателей журнала.

    -О чем вы хотели бы задать вопросы?

    Может быть спросим:

     - Скажите пожалуйста, вам понравился журнал?

     - Какая игра  понравилась больше всего?

    - Что было труднее всего?

    Возьмите интервью, пожалуйста, у наших гостей. Спросите, хотели бы они сами создать свой собственный журнал, чему бы его посвятили?

    - Дети – корреспонденты «берут интервью» друг у друга и гостей.

    В микрогруппах

    Обобщение материала, Анализирова - ние деятельности детей

    - Все ребята сегодня  прекрасно справились с ролью корреспондентов, фотографов и художников, работали дружно, ответственно, в результате чего получился прекрасный детской журнал – подарок. Кому же мы можем его подарить?

    - Нашим воспитателям. Мы будем его читать и играть в игры со звуками и буквами.

    Фронтальный

    Прощальные слова педагога

     - Теперь скажу вам на прощанье:

    «До новой встречи или до свидания»,

    Добавлю так же: «Будьте вы здоровы,

    Надеюсь, в следующий раз мы поиграем снова!»

    Прощаются с педагогом и гостями

    Фронтальный


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Пишичитай-ка».

    Данная рабочая  программа представляет систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических ка...

    "В горнице" Логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

    Логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....

    Конспект проведения непрерывной образовательной деятельности. Область коммуникация «Развитие речи» для детей старшего/подготовительного возраста с современными (адаптированными) элементами ТРИЗ «Сочиняем сказку сами»

    Данный конспект представляет собой модель, вариант сочинения сказки. Дети сочиняют сказку сами, воспитатель лишь направляет детей, и выступает в роли помощника, если это потребуется.Данная НОД отвечае...

    Конспект проведения непрерывной образовательной деятельности. Область коммуникация «Развитие речи» для детей старшего/подготовительного возраста с современными (адаптированными) элементами ТРИЗ «Сочиняем сказку сами»

    Даннй конспект представляет собой модель, вариант сочинения сказки. Дети сочиняют сказку сами, воспитатель лишь нарвляет, и выступает в роли помощника, если это требуется. Данная НОД отвечает всем сов...

    ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    В данной статье кратко освящены основные направления в работе по подготовке обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ЗПР....

    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    В данной статье более подробно раскрыты основные направления в работе по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ЗПР....

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

    Тема:    Гласные звуки и буквы: А,О,У,И,Э,Ы.Задачи:Познакомить с гласными звуками и буквами: А,О,У,И,Ы,Э.Учить читать сочетания гласных букв.Закреплять умение составлять предложения с п...