Главные вкладки

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
    план-конспект по русскому языку

    Тема:    Гласные звуки и буквы: А,О,У,И,Э,Ы.

    Задачи:

    1. Познакомить с гласными звуками и буквами: А,О,У,И,Ы,Э.
    2. Учить читать сочетания гласных букв.
    3. Закреплять умение составлять предложения с предлогами по схемам.
    4. Упражнять в делении слов на части.
    5. Продолжать формировать фиксированный выдох.
    6. Развивать общую и артикуляционную моторику, графо-моторные навыки.
    7. Воспитывать навыки организованного поведения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_znakomstvo_s_glasnymi.docx18.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

    Тема:    Гласные звуки и буквы: А,О,У,И,Э,Ы.

    Задачи: 

    1. Познакомить с гласными звуками и буквами: А,О,У,И,Ы,Э.
    2. Учить читать сочетания гласных букв.
    3. Закреплять умение составлять предложения с предлогами по схемам.
    4. Упражнять в делении слов на части.
    5. Продолжать формировать фиксированный выдох.
    6. Развивать общую и артикуляционную моторику, графо-моторные навыки.
    7. Воспитывать навыки организованного поведения.

    Материалы: схемы предложений, символы: «ухо», «рот», «глаз», «рука»; символы гласных звуков; карточки с гласными буквами: А,О,У,И,Ы,Э; изображения «Звукарика» и «Букварика»; фишки красного цвета, тетради; карточки с «зашумленными» гласными буквами; карандаши красного цвета; кассы букв с гласными буквами.

    Ход:

    1.Организационный момент.

    - На место сядет тот, кто составит предложение по схеме. (Схемы предложений с предлогами).

    2. Дыхательная гимнастика.

    • Вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыт, язык на нижних зубах – как греют руки) сначала без голоса, затем – с голосом (а-а-а…).
    • Вдох носом. Плавный выдох через неплотно сомкнутые губы (ф…).

    3. Артикуляционная гимнастика: «Трубочка», «Воронка», «Барабанщик», «Футбол»

    4. Упражнение «Вспомни и ответь».

    - Что такое звук? (Выставляет символы: «ухо», «рот»).

    - Правильно, то, что мы произносим и слышим.

    - Какие бывают звуки?  (Речевые и неречевые).

    - Вспомните, какие звуки называют неречевыми.

    - Кто живет в нашем речевом уголке и знает все о звуках? (Звукарик).

    - О чем подсказывает нам Звукарик? (Что звуки мы слышим и произносим).

    - Кто догадался, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? (О звуках).

    5. Сказка

    - Послушайте сказку.

    Давным-давно жили-были звуки. Их было шесть. У каждого звука был свой характер: А – радостный и веселый, У – угрюмый, О – очень любил всему удивляться, И – игривый, улыбчивый, Э – медлительный, рассудительный, Ы – самый упрямый.

    Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко. Пели звуки по одному: А,О,У,И,Э,Ы; (дети пропевают отдельные звуки и цепочки звуков вместе с логопедом); парами (дуэтом): АУ,ОИ,ЭЫ…; по трое (трио): АУО,ИЭЫ… и даже хором: АУОИЭЫ!

    Ходили звуки по свету. Голосисто пели. За этот их стали называть гласными и красные рубашки подарили.

    - Когда мы произносим гласные звуки. звук идет из горлышка и не встречает на своем пути никаких преград, ему ничего не мешает: ни зубы, ни губы, ни язычок.

    Но однажды задумались звуки:

    - Как же так? – говорит А. – У всех есть дома, а у нас нет.

    - У зверей – у кого дупло, у кого берлога, - поддержал У.

    - О, и у каждой птички есть гнездо! – подхватил О.

    - И люди в домах живут, - тихонько заметил И.

    -Это что же получается? Одни мы без постоянного места жительства! – возмутились Э и Ы.

    Подумали-подумали, да и начали дома строить. А да И нашли по три палочки (по ходу повествования. На доску выставляются соответствующие буквы). А сделал шалаш с перекладиной, И к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался очень доволен. У и Ы взяли по две палочки. У смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком. Ы к одной палочке пристроил половинку маленького колесика, вторую палочку поставил рядом для надежности. О увидел колесо, оно ему и подошло. Э долго смотрел на треснутый ободок колеса, потом приделал к нему палочку и устроился. Домики появились у всех!

    Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали: у звука А – домик-буква А, у звука У – домик-буква У, у звука О – О, у И – И, у Э – Э, у Ы – Ы.

    С тех пор, глядя на домики-буквы, все узнают, какие звуки в них живут.

    - Кто запомнил, как одним словом называются все звуки, о которых я вам рассказала? (Гласные).

    - Какого цвета у них рубашки?

    - Гласные звуки мы будем обозначать фишками красного цвета. Найдите их в своих пеналах и покажите мне.

    6. Упражнение «Раздели слово на части»

    Логопед предлагает детям разделить на части слова: КАША, МОЛОКО, ДЫМ, КНИГИ, СТУЛ, ЭХО. (Дети делят слова хлопками).

    - Сколько слогов в слове КАША?

    - Выложите на стол столько красных фишек, сколько в этом слове гласных звуков?

    - Запомните правило: «Сколько в слове гласных звуков, столько в нем и слогов».

    7. Физкультминутка

    Логопед показывает буквы, дети выполняют упражнения.

    А – поднять руки вверх, У – вытянуть руки вперед, И – разводят руки в стороны, Э – руки к плечам, О – сделать большой круг перед собой.

    1. Упражнение «Обведи буквы»

    - Если звуки мы произносим и слышим, то буквы … (выставляет на доску символы «глаз», «рука»).

    - Правильно, видим и пишем.

    - О буквах все знает Букварик. Теперь и он поселяется в нашем речевом уголке.

    Дети обводят контуры гласных букв в тетрадях.

    1. Упражнение «Раскрась только гласные буквы»

    Логопед раздает детям карточки с «зашумленными» буквами и предлагает раскрасить только гласные буквы, с которыми познакомились сегодня.

    1. Упражнение «Прочитай»

    - Я буду произносить звуки, а вы подбирайте буквы.

    Логопед произносит звукосочетания: «АУ», «ОИ», «АУИ», «ЭОЫ» и т.п. Задает вопросы:

    - Сколько звуков я произнесла?

    - Какой первый (второй, третий) звук?

    После каждого анализа дети выкладывают сочетания из букв и читают их.

    1. Итог.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Пишичитай-ка».

    Данная рабочая  программа представляет систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических ка...

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Звуки П-Пь»

    Занятие по теме "Звуки П-Пь" в старшей группе компенсирующей направленности с персонажем Почтальон Печкин. Материал, включённый в задания способствует уточнению характеристики звуков П-Пь, а также диф...

    "В горнице" Логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

    Логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....

    ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    В данной статье кратко освящены основные направления в работе по подготовке обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ЗПР....

    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    В данной статье более подробно раскрыты основные направления в работе по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ЗПР....

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с использованием серии обучающих дощечек "Редакция журнала"

    Пошаговый конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с ОВЗ в интергации с другими образовательными областями с использованием серии обучающ...

    Конспект занятия по английскому языку "Пикник" (для детей старшего дошкольного возраста)

    Занятие направлено на формирование умения осуществлять диалогическое общение на элементарном уровне в пределах ситуации общения; умения активно включать освоенную лексику и речевые образцы в устную ре...