Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
презентация к уроку

Воеводина Ксения Максимовна

В основе коррекционной работы дефектолога с детьми, имеющими отклонения в развитии, должно быть реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления. В данном возрасте тесно взаимодействуют три основных формы: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Данные формы мышления образуют тот единый процесс познания реального мира, в котором может преобладать то одна, то другая форма мышления, и в связи с этим познавательной процесс реального мира приобретает особый характер и развивается в осмысленных, целенаправленных предметных действия.

Систематическая коррекционная работа вызывает у детей интерес к окружающему, ведет к самостоятельности их мышления, дети перестают ждать решения всех вопросов от взрослого. У детей формируется более обобщенное восприятие окружающей действительности, они начинают осмыслять собственные действия, прогнозировать ход простейших явлений, понимать простейшие временные и причинные зависимости.

Дидактические игры и упражнения являются важным компонентом коррекционно-развивающей работы. Дидактические игры – это специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры.

Этим обусловлено то, что коррекционная работа по развитию наглядно-образного мышления  с задержкой психического развития может происходить посредством дидактической игры.

Развитие наглядно-образного мышления происходит в процессе обучения и достижения определенных дидактических целей, поэтому мной  было составлено планирование дидактических игр и упражнений. Данные игры могут быть включены в содержание непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим миром.

Взяв за основу систему коррекционно-педагогической работы по формированию наглядно-образного мышления, разработанную Стребелевой Е.А., предложенная в данном исследовании коррекционная работа может включать в себя три этапа:

1.      Формирование целостного восприятия ситуаций, изображенных на картинках.

2.      Формирование обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов, овладение действиями замещения и моделирования.

3.      Формирование соотношения между словом и образом.

Предполагается, что на первом этапе игры и упражнения могут быть разделены на 5 серий:

Серия 1. Задания на формирование предпосылок для перехода от решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно-образному мышлению.

Серия 2. Задания на формирование понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов.

Серия 3. Задания, направленные на формирование у детей понимания явлений, связанных между собой причинно-следственными зависимостями.

Серия 4. Задания на формирование понимания последовательности событий, изображенных на картинках.

Серия 5. Задания на формирование умений выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках, рассуждать, делать выводы, анализировать сюжеты со врытым смыслом.

На втором этапе необходимо будет научить детей ориентироваться в пространстве и создавать новые образы предметов и ситуаций, а также комбинировать отдельные образы, выстраивать целостные сюжеты в наглядном и словесном плане.

Подобранные игры и упражнения могут быть условно разделены на 3 серии:

  1. Игры на формирование обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов.
  2. Игры, направленные на овладение детьми действиями замещения.
  3. Игры-упражнения на развитие ориентировки в пространстве.

На третьем этапе необходимо будет научить правильно представить ситуация по ее словесному описанию, что является необходимой предпосылкой развития образных форм мышления ребенка. Оно лежит в основе формирования механизма мысленного оперирования образами воссоздающего воображения. В дальнейшем это позволяет совершать адекватные действия по инструкции, решать интеллектуальные задачи, планировать. Это умение составляет фундамент качественной, целенаправленной произвольной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr.pptx2.9 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Картотека игр и упражнений для развития наглядно – образного мышления младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Слайд 2

«Полей цветок»

Слайд 3

МОЛОДЕЦ «Разложи по порядку» 1 вариант

Слайд 4

МОЛОДЕЦ «Разложи по порядку» 2 вариант

Слайд 5

МОЛОДЕЦ «Разложи по порядку» 3 вариант

Слайд 6

«Вопрос – ответ»

Слайд 7

«Вопрос – ответ»

Слайд 8

«Вопрос – ответ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

В работе названы основные особенности познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития...

Реферат на тему: "Формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития на логопедических занятиях."

Реферат на тему:"Формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития на логопедических занятиях"Сегодня наиболее о...

Презентация к реферату "Формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития на логопедических занятиях."

Представляю свою презентацию к реферату  "Формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития на логопедическ...

«Использование дидактических игр для развития умственных способностей детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Особая роль дидактической игры в коррекционно-развивающем процессе определяется тем, что игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребёнку приобрести собственный жизненный...

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках адаптивной физической культуры

В настоящее время процент детей с задержкой психического развития растет, а данная патология предполагает последующее выравнивание или незначительное отставание. Необходимо большее внимание уделять да...

Влияние школьной успеваемости на уровень самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

    Аннотация: В статье рассмотрена проблема влияния школьной успеваемости на уровень самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Авторами проанали...