Главные вкладки

    Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
    презентация к уроку

    Воеводина Ксения Максимовна

    В основе коррекционной работы дефектолога с детьми, имеющими отклонения в развитии, должно быть реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления. В данном возрасте тесно взаимодействуют три основных формы: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Данные формы мышления образуют тот единый процесс познания реального мира, в котором может преобладать то одна, то другая форма мышления, и в связи с этим познавательной процесс реального мира приобретает особый характер и развивается в осмысленных, целенаправленных предметных действия.

    Систематическая коррекционная работа вызывает у детей интерес к окружающему, ведет к самостоятельности их мышления, дети перестают ждать решения всех вопросов от взрослого. У детей формируется более обобщенное восприятие окружающей действительности, они начинают осмыслять собственные действия, прогнозировать ход простейших явлений, понимать простейшие временные и причинные зависимости.

    Дидактические игры и упражнения являются важным компонентом коррекционно-развивающей работы. Дидактические игры – это специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры.

    Этим обусловлено то, что коррекционная работа по развитию наглядно-образного мышления  с задержкой психического развития может происходить посредством дидактической игры.

    Развитие наглядно-образного мышления происходит в процессе обучения и достижения определенных дидактических целей, поэтому мной  было составлено планирование дидактических игр и упражнений. Данные игры могут быть включены в содержание непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим миром.

    Взяв за основу систему коррекционно-педагогической работы по формированию наглядно-образного мышления, разработанную Стребелевой Е.А., предложенная в данном исследовании коррекционная работа может включать в себя три этапа:

    1.      Формирование целостного восприятия ситуаций, изображенных на картинках.

    2.      Формирование обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов, овладение действиями замещения и моделирования.

    3.      Формирование соотношения между словом и образом.

    Предполагается, что на первом этапе игры и упражнения могут быть разделены на 5 серий:

    Серия 1. Задания на формирование предпосылок для перехода от решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно-образному мышлению.

    Серия 2. Задания на формирование понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов.

    Серия 3. Задания, направленные на формирование у детей понимания явлений, связанных между собой причинно-следственными зависимостями.

    Серия 4. Задания на формирование понимания последовательности событий, изображенных на картинках.

    Серия 5. Задания на формирование умений выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках, рассуждать, делать выводы, анализировать сюжеты со врытым смыслом.

    На втором этапе необходимо будет научить детей ориентироваться в пространстве и создавать новые образы предметов и ситуаций, а также комбинировать отдельные образы, выстраивать целостные сюжеты в наглядном и словесном плане.

    Подобранные игры и упражнения могут быть условно разделены на 3 серии:

    1. Игры на формирование обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов.
    2. Игры, направленные на овладение детьми действиями замещения.
    3. Игры-упражнения на развитие ориентировки в пространстве.

    На третьем этапе необходимо будет научить правильно представить ситуация по ее словесному описанию, что является необходимой предпосылкой развития образных форм мышления ребенка. Оно лежит в основе формирования механизма мысленного оперирования образами воссоздающего воображения. В дальнейшем это позволяет совершать адекватные действия по инструкции, решать интеллектуальные задачи, планировать. Это умение составляет фундамент качественной, целенаправленной произвольной деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kartoteka_igr.pptx2.9 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Картотека игр и упражнений для развития наглядно – образного мышления младшего школьного возраста с задержкой психического развития

    Слайд 2

    «Полей цветок»

    Слайд 3

    МОЛОДЕЦ «Разложи по порядку» 1 вариант

    Слайд 4

    МОЛОДЕЦ «Разложи по порядку» 2 вариант

    Слайд 5

    МОЛОДЕЦ «Разложи по порядку» 3 вариант

    Слайд 6

    «Вопрос – ответ»

    Слайд 7

    «Вопрос – ответ»

    Слайд 8

    «Вопрос – ответ»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

    В работе названы основные особенности познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития...

    Особенности мыслительных процессов и некоторые приемы их формирования у детей школьного возраста с задержкой психического развития

    В работе прослеживаются особенности мыслмтельных процессрв у детей с задержкой психического развития. Данная работа полезна педагогам общеобразовательных школ, работающих в коррекционных классах и кла...

    Реферат на тему: "Формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития на логопедических занятиях."

    Реферат на тему:"Формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития на логопедических занятиях"Сегодня наиболее о...

    Презентация к реферату "Формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития на логопедических занятиях."

    Представляю свою презентацию к реферату  "Формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития на логопедическ...

    «Использование дидактических игр для развития умственных способностей детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

    Особая роль дидактической игры в коррекционно-развивающем процессе определяется тем, что игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребёнку приобрести собственный жизненный...