Статья на тему: Использование элементов легкой атлетики, как средство развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом на уроках адаптивной физической культуры.
статья

Андреева Мария Юрьевна

развитие координации у детей мл. шк. возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Использование элементов легкой атлетики, как средство развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом на уроках адаптивной физической культуры»

Содержание

глава 1 Характеристика детей с диагнозом детский церебральный паралич.

1.1 Особенности двигательных нарушений у детей с гиперкинезом

1.2 Психофизиологические и физические особенности развития детей младшего школьного возраста с диагнозом детский церебральный паралич.

1.3 Особенности развития способностей на дальность и силу метания у детей младшего школьного возраста с диагнозом детский церебральный паралич.

Введение

В течение последних лет во всем мире увеличивается численность детей, родившихся с диагнозом ДЦП.

В России согласно официальной статистике, на 1000 новорожденных отмечается 6-8 случая заболевания ДЦП. Спастическая диплегия наиболее распространённая разновидность ДЦП (на долю данной формы заболевания приходится ¾ всех видов церебрального паралича). Об этом сообщает Министерство здравоохранения и социального развития.

Нарушения координации проявляются в неточности, несоразмерности движений (прежде всего рук). Ребенок не может точно захватить предмет и поместить его в заданное место; при выполнении этих движений он промахивается, у него наблюдается тремор (мелкое дрожание пальцев рук). Нарушена координация тонких, дифференцированных движений. В результате ребенок испытывает трудности в манипулятивной деятельности и при письме. Такие дети затрудняются бросить мяч в цель, поймать его.

Объект исследования: Статическое равновесие у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом

Предмет исследования: Использование элементов легкой атлетики, как средство развития статического равновесия с у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом на уроках адаптивной физической культуры

Цель: изучение статического равновесия у детей младшего школьного возраста с детским церебральным паралич на уроках адаптивной физической культуры и разработка 10 конспектов уроков на развитие статического равновесия

Задачи:

1. рассмотреть психофизиологические и физические особенности развития детей младшего школьного возраста с диагнозом детский церебральный паралич на уроках адаптивной физической культуры

2. выявить особенности развития статического равновесия у детей младшего школьного возраста с диагнозом детский церебральный паралич на уроках адаптивной физической культуры.

3. выявить особенности развития статического равновесия у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.  

4. подобрать средства для развития изучение статического равновесия у детей младшего школьного возраста с диагнозом детский церебральный паралич на уроках адаптивной физической культуры

5. проанализировать материально-техническое обеспечение школы-интернат №9 и проанализировать уровень статического равновесия у обучающихся 1 и 2 класса.

6. разработать 10 конспектов уроков, направленных на развитие изучение статического равновесия у детей младшего школьного возраста с диагнозом детский церебральный паралич на уроках адаптивной физической культуры

Методы исследования: изучение научной литературы, диагностирование физических качеств.

Новизна: в литературе не найдено готовых конспектов уроков для детей с диагнозом детский церебральный паралич на развитие статического равновесия.

Практическая значимость: Состоит в возможности использовать полученный материал при работе студентов и молодых специалистов с детьми с диагнозом детский церебральный паралич в младшем школьном возрасте на уроках адаптивной физической культуры.

Гипотеза: Развитие статического равновесия на уроках адаптивной физической культуры возможно при условии учета особенностей психофизиологического и физического развития детей с диагнозом детский церебральный паралич.

глава1Теоретические основы проведения уроков по адаптивной физической культуре для детей младшего школьного возраста с диагнозом детский церебральный паралич

1.1. Особенности психофизиологического развития детей младшего школьного возраста с диагнозом детский церебральный паралич.

Детский церебральный паралич — это заболевание центральной нервной системы, при котором происходит поражение одного (или нескольких) отделов головного мозга, в результате чего развиваются не прогрессирующие нарушения двигательной и мышечной активности, координации движений, функций зрения, слуха, а также речи и психики.

Спастическая диплегия или болезнь Литтла -это наиболее распространенная (40 % всех случаев ДЦП) форма заболевания, отчетливо проявляющаяся к концу первого года жизни. Возникает она преимущественно у недоношенных детей. У них развивается спастический тетрапарез (парез рук и ног), причем парез ног выражен сильнее. У таких детей ноги и руки находятся в вынужденном положении из-за постоянного тонуса и сгибательных, и разгибательных мышц. Руки прижаты к туловищу и согнуты в локтях, а ноги неестественно выпрямлены и прижаты друг к другу или даже перекрещены. Стопы часто деформируются в процессе роста. Также у этих детей часто бывают нарушения речи и слуха. Их интеллект и память снижены, им трудно сосредоточиться на каком-либо занятии.

Двойная гемиплегия- это одна самая тяжелая форма заболевания. Ее диагностируют в 2% случаев. Она возникает из-за длительной перинатальной гипоксии, при которой повреждается головной мозг. Заболевание проявляется уже в первые месяцы жизни ребенка. При этой форме наблюдаются парезы рук и ног с преимущественным поражением рук и неравномерным поражением сторон тела. Руки при этом согнуты в локтях и прижаты к телу, ноги согнуты в коленях и тазобедренных суставах, но могут быть и разогнуты. Речь таких детей смазанная, плохо понятная. Они говорят гнусаво, либо слишком быстро и громко, либо слишком медленно и тихо. У них очень маленький словарный запас. Интеллект и память таких детей снижены. Дети часто пребывают в эйфории или в апатии.

Выделяют три стадии детского церебрального паралича:

1) раннюю;

2) начальную хроническую;

3) конечную

В конечной стадии существует две степени – I, при которой ребенок овладевает навыками самообслуживания, и II, при которой это невозможно из-за сильных нарушений психики и моторики. Согласно современным представлениям детский церебральный паралич возникает в результате воздействия на центральную нервную систему ребенка различных повреждающих факторов, обуславливающих неправильное развитие или гибель отдельных участков головного мозга. Причем действие этих факторов происходит в перинатальном периоде, т.е. до, вовремя и непосредственно после рождения ребенка (первые 4 недели жизни). Основное патогенетическое звено в формировании детского церебрального паралича — это гипоксия, к развитию которой и приводят различные причинные факторы ДЦП. В первую очередь при гипоксии страдают те участки головного мозга, которые отвечают за поддержание равновесия и обеспечение двигательных рефлекторных механизмов. В результате возникают типичные для детского церебрального паралича расстройства мышечного тонуса, парезы и параличи, патологические двигательные акты.

Ученые сходятся на том, что основные возможные причины развития церебрального паралича следующие:

· острая гипоксия — недостаточность поступления кислорода в головной мозг ребенка, что ведет к гибели клеток головного мозга, кровоизлияниям;

· родовая травма;

· инфекции;

· травмы в период первого года жизни.

Основные факторы риска возникновения ДЦП:

· недоношенные дети, низкий вес при рождении;

· преждевременная отслойка плаценты;

· роды крупного плода;

· неправильное предлежание плода;

· анатомически и клинически узкий таз;

· стремительные роды;

· резус-фактор или групповая несовместимость плода и матери.

Психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста с диагнозом детский церебральный паралич.

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детях данного возраста, особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Указывая на это, некоторые авторы приходят к выводу, что фактически в младших классах "за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте". Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка - начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.

Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Реакция на все новое, яркое необычно сильна в этом возрасте. Ребенок не умеет еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Все внимание направляется на отдельные, бросающиеся в глаза предметы или их признаки. Возникающие в сознании детей образы, представления вызывают сильные переживания, которые оказывают тормозящее влияние на мыслительную деятельность. Поэтому если суть предмета не находится на поверхности, если она замаскирована, то младшие школьники и не замечают ее.

Выделяют ряд факторов как биологических, так и социальных, которые ведут к патологическому развитию личности ребенка с детским церебральным параличом, а соответственно и к нарушению развития эмоциональной сферы:

1) грубая органическая патология (неврологическая - параличи и гиперкинезы, психопатологическая - интеллектуальная недостаточность);

2) психотравмирующие обстоятельства;

3) реакция на осознание и переживание дефекта ребенком.

Опираясь на теорию Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта, можно фактор органической патологии отнести к фактору, определяющему первичные нарушения эмоциональных комплексов. Следовательно, второй и третий факторы формируют отклонения вторичного характера.

Психологические исследования больных с церебральными параличами подтверждают клинические данные о корреляции формы заболевания с определенными проявлениями эмоциональной и личностных нарушений.

К психотравмирующим обстоятельствам, влияющим на развивающуюся личность ребенка, относятся:

1) переживание недоброжелательного отношения сверстников, положение отвергнутого или ситуация «мишень для насмешек», чрезмерного внимания окружающих;

2) условия социальной депривации в связи с изменением межличностных отношений в детском коллективе и ограничением контактов, а также явлениями госпитализма, так как большинство больных находятся в больницах и санаториях длительный период;

3) условия эмоциональной депривации из-за разлуки с матерью или ввиду неполной семьи, так как в 25% отцы оставляют семьи;

4) психическая травматизация, связанная с лечебными процедурами (гипсованием, операциями на конечностях), после которых у некоторых детей возникают реактивные состояния, поскольку они надеются на непосредственный результат, быстрое излечение, тогда как им предстоят длительное лечение, выработка нового двигательного стереотипа;

5) затруднения в процессе обучения в связи с параличами, гиперкинезами и пространственными нарушениями;

6) условия сенсорной депривации из-за дефектов слуха, зрения.

Одним из специфических неблагоприятных факторов для детей с церебральными параличами являются длительное пребывание в условиях частичной изоляции, невозможность полноценно передвигаться, общаться со сверстниками, участвовать в их играх.

Эмоции детей с детским церебральным параличом качественно отличаются от эмоций детей с нормальным развитием. И это, в первую очередь, обусловлено поражением головного мозга при данной патологии. Как уже отмечалось, в возникновении эмоциональных состояний главнейшую роль играет центральная нервная система. Так как детский церебральный паралич возникает в результате раннего поражения определенных структур головного мозга, то соответственно, сам механизм эмоционального реагирования изначально нарушен. И процесс развития и формирования эмоциональной сферы, у ребенка с детским церебральным параличом должен иметь отличия от аналогичного механизма нормального развития эмоций.

У детей со спастической диплегией наблюдаются психогенные реакции астено-невротического типа. При длительном наблюдении за этими детьми удается выявить у них достаточную дифференцированность эмоций. Уже в раннем детстве их эмоционально-волевая сфера отличается повышенной чувствительностью к различным внешним раздражителям (яркому свету, громкому звуку). Дети пугливы, эмоционально лабильны, склонны к различным страхам

Чёткого и полного комплекса данных о причинах этого заболевания нет. Церебральным параличом нельзя заразиться и заболеть

1.2 Особенности физического развития детей младшего школьного возраста с диагнозом детский церебральный паралич.

При детском церебральном параличе страдают самые важные для человека функции: движение, психика и речь. Ведущими в клинической картине детского церебрального паралича являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожны ми припадками. Степень тяжести двигательных нарушений варьирует в широких пределах, где на одном полюсе находятся грубейшие двигательные нарушения, на другом — минимальные. Психические и речевые расстройства, так же, как и двигательные, варьируют в широком диапазоне и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний. Например, при грубых двигательных нарушениях психические и речевые расстройства могут отсутствовать или быть минимальными и, наоборот, при легких двигательных нарушениях наблюдаются грубые психические и речевые расстройства

Ранняя и систематическая коррекция двигательных нарушений, осуществляемая в едином комплексе лечебно-педагогических мероприятий, способствует предупреждению и преодолению многих осложняющих нарушений и выявлению компенсаторных возможностей детского мозга. Неправильное двигательное развитие ребенка начинается с неправильного положения его головы, шеи и спины. Поэтому при развитии двигательных функций у ребенка необходимо, прежде всего осуществлять контроль за положением общих частей тела. Ребенок с церебральным параличом во время бодрствования не должен более 20 минут оставаться в одной и той же позе. Ребенок не должен сидеть в течение длительного времени с опущенной головой, согнутой спиной и согнутыми ногами. В течение дня полезно несколько раз выкладывать его на живот, добиваясь в этом положении разгибания головы, рук, спины и ног. С целью формирования предпосылок произвольных движений у детей первых лет жизни крайне важным является использование специальных приспособлений в виде больших пляжных мячей, валиков, качалок, поручней и так далее.

Положительное влияние на развитие двигательных функций оказывает использование комплексных афферентных стимулов: зрительных (большинство упражнений проводится перед зеркалом), тактильных (поглаживание конечностей; опора ног и рук на поверхность, покрытую различными видами материи, что усиливает тактильные ощущения; ходьба босиком по песку и так далее), проприоцептивных (специальные упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми и закрытыми глазами). При выполнении упражнений широко используются звуковые и речевые стимулы. Многие упражнения, особенно при наличие насильственных движений, полезно проводить под музыку. Особо важное значение имеет четкая речевая инструкция, которая нормализует психическую деятельность ребенка, развивает целенаправленность, улучшает понимание речи, обогащает словарь. Таким путем у ребенка формируются различные связи с двигательным анализатором, что является мощным фактором всего психического развития.

Важное значение для развития и нормализации движений у детей с детским церебральным параличом имеет проведение физических упражнений в воде – гидрокинезотерапия. Особенно полезна лечебная гимнастика в воде в период начального формирования активных движений. С помощью водолечения нормализуются процессы возбуждения и торможения, снижается мышечный тонус, улучшается кровоснабжение органов и тканей. Обычно лечебные ванны сочетаются с пассивными и активными движениями.

1.3 Средства и методы развития статического равновесия у детей младшего школьного возраста с диагнозом детский церебральный паралич.

Равновесие- это способность поддерживать контролируемое положение тела во время выполнения задания.

Статическое равновесие-это способность сохранять и контролировать неподвижное положение тела.

Сохранение равновесия как в статике, так и в динамике, - одно из важнейших условий активного взаимодействия человека с внешней средой. Низкий уровень статокинетической устойчивости сопровождается ухудшением общего самочувствия, головокружением, тошнотой, рвотой и даже обморочными состояниями. Недостаточное развитие статокинетической устойчивости препятствует освоению техники движений, снижает степень проявления других физических способностей.

Для развития статического равновесия применяются так называемые «упражнения на равновесие», при выполнении которых затруднено достижение устойчивости позы тела. В качестве таковых используются упражнения связанные: с балансированием в позах, отличающихся невыгодным для устойчивости взаиморасположением звеньев тела, с сохранением позы тела в статических положениях и в сочетании с перемещением человека на повышенной, на уменьшенной подвижной наклонной опоре, затрудняющей сохранение равновесия (передвижение на носках с различным положением рук.

Упражнения в равновесии способствуют улучшению координированных движений. Формированию правильной осанки. Выработке многих двигательных навыков, тренировке и нормализации функций вестибулярного аппарата. Также упражнения в равновесии способствуют в нормализации опороспособности. Развитию реакции равновесия в различных условиях.

С целью повышения статокинетической устойчивости, особенно с детьми школь­ного возраста, следует применять разнообразные подвижные и элементарно-спортивные игры. Скажем, такие как: "Совушка", "Бой петухов" и др.

Вывод: Несмотря на различие тяжести и клинических проявлений общими для всех описанных вариантов ДЦП являются выраженные нарушения мышечного тонуса по типу спастичности. У некоторых детей с ДЦП осуществление произвольных движений затруднено в первую очередь за счет насильственных движений (гиперкинезов). При этом также имеют место нарушения мышечного тонуса, но, в отличие от спастичности, они характеризуются непостоянством — дистонией, переходом от низкого тонуса к выраженным тоническим спазмам в определенных группах мышц.  Наличие у них насильственных движений и тонических спазмов в мышцах верхних конечностей резко затрудняет развитие манипулятивной деятельности.

Двигательные нарушения. ограничивающие предметно-практическую деятельность, затрудняющие развитие самостоятельного передвижения и навыков самообслуживания, ставят ребенка в почти полную зависимость от окружающих. Это способствует у него формированию пассивности и нарушает становление мотивации. Поэтому ранняя и систематическая коррекция двигательных нарушений способствует предупреждению многих нарушений. Особую роль в этом процессе играет физической воспитание.

Основной задачей физического воспитания детей с детским церебральным параличом является развитие и нормализация движений.

Необходимо отметить, что упражнение на равновесие следует включать во все части урока. Их целесообразно чередовать другими упражнениями, чтобы развитие статокинетической устойчивости осуществлялось наряду с развитием всех остальных способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятии в мастерской "Сувенир"

В данной презентации представлена работа детского объединения "Сувенир"....

методическая разработка "Методика развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста"

Задачи данной разработки - изучить координационные способности, как вид физических способностей человека; проанализировать методы развития координационных способностей у детей младшего школьного возра...

развитие координационных способностей у детей старшего школьного возраста

Школьной программой предусматриваются обеспечение широкого фонда новых двигательных умений и навыков и на этой основе развитие у учащихся координационных способностей, проявляющихся в циклически...

Методика развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста.

СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕГЛАВА I. ПОНЯТИЕ О СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЯХформы проявления силовых способностей.факторы, определяющие уровень развития силовых способностей.сенситивные периоды для развития силовы...

«Особенности развития координационных способностей у учащихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры средствами гимнастики»

Развитие координационных способностей у обучающихся, особенно у детей младшего школьного возраста, имеет неоспоримое значение в освоении нового двигательного действия и анализу движений. В младшем шко...

Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста.

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У НЕСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА .……......1.1.Характеристика психофизического развития детей с нарушением слуха &helli...