Главные вкладки

    Развитие интереса к истории и культуре родного края у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами музейной педагогики
    статья по краеведению на тему

    Десятникова  Марина Александровна

    Представлен опыт работы по проведению зантяий с дошкольниками  в  школьном комплексно-краеведческом музее. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл muzeynaya_pedagogika.docx21.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие  интереса  к истории  и культуре  родного  края у детей  дошкольного и младшего  школьного возраста    средствами  музейной   педагогики

                                                                                                             

                                          Сведения  об  авторах:  

    Десятникова М.А.- учитель  истории, руководитель  школьного  комплексно-краеведческого  музея  МБОУ  Лаишевская  СОШ г.Ульяновска,

                                                           

                       Горина  Ирина  Евгеньевна-  воспитатель  дошкольного  отделения МБОУ                  

                                    Лаишевская  СОШ г.Ульяновска, член  Совета  музея.

     

                         

         Музейная педагогика – это научная дисциплина , которая возникла  на стыке музееведения, педагогики и психологии. В школе и дошкольных учреждениях  образовательный процесс строится на основе учебных программ , предметом же музейной педагогики являются культурно-образовательные аспекты. Знакомство детей  с музейными коллекциями  через активные формы познания  стимулирует  сопереживание, эмоции-онально обогащает духовный  мир детей , дает больше  возможностей для  формирования  нравственно-патриотических  ценностей.

        В  результате  включения в 2011 году  в состав  МБОУ Лаишевской  СОШ  детского сада как  дошкольного отделения, возникла необходимость  в формировании единого  образовательного и воспитательного пространства нашего ОУ.  Школьный  копмлексно -краеведческий  музей «История  села  Лаишевка»  имеет  достаточно  хорошую базу  для  реализации музейно-педагогической  деятельности в этом  направлении, обеспечивая  преемственность  между  дошкольной ступенью образования и воспитания  и начальной школой. Задачей для  нас, педагогов,  стала выработка  единства    в определении   задач, методов, приемов и  форм  работы по  формированию   уважительного отношения к исторической памяти малой родины.   

       Мы  решили  занятия  в музее  для  дошкольников 5-6 лет  объединить  в цикл , который  назвали «Родная старина». Вот  темы  этих  занятий :    «Здравствуй,музей!»,  «Счастливая зыбка»,  «История куклы-закрутки»,  «Легенда  о птице  счастья»,  «Привычные  и необычные  вещи» и  д.р.  Периодичность проведения - 1 раз в месяц.

    Занятия  решают следующие  задачи :

    - развивать  интерес к  образовательному пространству музея;

    - научить ребенка видеть  историко-культурный контекст окружающих  вещей, т.е. развивать навык их  оценки  с точки зрения  развития истории и культуры;

    -  формирование  представления о своей причастности к иному  времени , другой культуре, посредством общения с  предметами  музейного значения;

    - формировать навыки общения с  предметами из коллекции музея и  его экспозициями;

    - развивать способность  к  эстетическому созерцанию  и сопереживанию.

       Содержание  занятий  строится таким образом , чтобы они  помогли  ребенку  создать в своем  представлении  цельную картину  окружающего мира, совершать свои маленькие открытия, ощущать себя наследником предыдущих поколений. Это и есть тот фундамент,  без которого невозможно формирование нравственно-патриотических ценностей.  Учитывая  особенности  восприятия  дошкольников, материал преподносится в доступной,  занимательной  форме с использованием музейно -педагоических методов и приемов. В качестве  ведущего  приема   мы используем  манипулирование с  предметами.

    Критерии  отбора   предметов из  фонда музея  определяются степенью  его соответствия  рассматриваемым  проблемам, доступностью  восприятия  их дошкольниками.

    На конкретном материале и доступных  примерах  детям  предоставляется возможность  размышлять  над следующими проблемами:

    -  что такое предмет  и его свойства;

    - какова эстетика вещи, ее особое  значение  как старинного  предмета;

    - в чем  выражается взаимосвязь  между временем, вещью  и человеком.

    Конечно, затрагиваемые  проблемы достаточно сложны для  понимания детей старшего дошкольного возраста, но игровая форма  занятий  не только делает материал доступным, но и вызывает большой интерес у ребенка.

     Преемственность  в  занятиях  с дошкольниками и младшими школьниками  выражается в том, что   предполагается  возвращение  к одним и тем же вопросам , рассматривая их с разной степени  глубины и сложности. Осмысливая вместе с педагогом  на каждом этапе те или  иные  проблемы , ребенок как бы поднимается  по «лестнице»  ценностного освоения мира.

     Так постепенно  в сознании ребенка  формируется  связь между понятиями: время – культура - вещь- Я.

    Результативность  этой работы  оценивается с позиции сформированности  у  воспитанников основ  музейной  культуры, а именно в уровне  сформированности  у них таких  умений  и навыков  как:

    - видеть в предметах окружающей  действительности  широкий культурно-исторический  контекст;

    - проявлять устойчивый интерес к музею, как к уникальному  феномену  культуры;

    -  владеть навыками особого образного языка музейной  экспозиции;

    - эмоционально воспринимать культурное  наследие в  в различных  формах  его существования;

    - обладать навыками общения с культурным наследием: уметь вести  себя в  музее, иметь навык  пристально  разглядывать  объект, вещь.

     

      Для  детей  младшего  школьного  возраста  мы  предлагаем  проведение  « Посиделок  в музее» ,как  одну  из  эффективных форм  работы  по нравственно-патриотическому воспитанию.Ведущим  методом  в работе с детьми дошкольного и младшего  школьного возраста  является  игра. Именно в игре, моделируя разнообразные  ситуации, ребенок  познает окружающий  мир, приобретает собственный  опыт.Воображение и фантазия  помогают  ребенку  проникнуться  духом  того или  иного  исторического времени, а значит,  и осваивать  накопленные историко-культурные ценности.

      «Посиделки»  проводятся  в  форме  коллективно-творческих праздников  по годовому  циклу  крестьянского  земледельческого  календаря. Эта  форма  внеклассного  мероприятия  позволяет  удачно  сочетать такие методы музейной педагогики как:

    - метод познавательных  игр. Этот метод предусматривает создание специальных  ситуаций, моделирующий  реальность, из которых детям  предлагается  найти выход. В таких ситуациях  для ребенка главным моментом   для самого ребенка  выступают игровые  действия и достижение игровой  цели, но одновременно , он овладевает новыми  знаниями и навыками. Достоинства  этого метода в том, что игра  вызывает повышенный  интерес к детей, они действуют  с эмоциональным подъемом. Условия  игры  требуют   преобразования , трансформации знаний, поэтому при  их воспроизведении активизируется  творческая  деятельность  детей .Они учатся оперировать знаниями, изменять представления  в соответствии с  новыми  обстоятельствами.  

    -  метод  театрализации. Является  важным  фактором при создании  образцов  поведения при проведении  народных  праздников, бытовых сцен предыдущих  исторических  эпох. Исполнение  той или иной роли означает подчинение системе правил, действие  по правилам, которым  следует ребенок, играя тот или иной образ.  Этот  метод  может принимать различные  формы:

    - заранее  подготовленный диалог,

    - инсценированное исполнение народной песни,

    - театрализованное воспроизведение событий и др.

    «Посиделки в музее» позволяют  развивать  эмоционально- познавательную  сферу  ребенка. Ведь  через  включение каждого члена классного коллектива  в творческую  деятельность создаются  условия , при которых,  ребенок   воспринимает разнообразные явления и факты культуры , исторического наследия, соотнося их с собственной жизнью  и накопленным опытом.

      Использование  методов и приемов  музейной педагогики позволяет  успешно  решать  следующие  задачи:

     - формировать способность к воссозданию образа соответствующей  эпохи на основе общения с культурным  наследием ;

    - формировать понимание взаимосвязи исторических эпох ;

    - развивать  устойчивую  потребность в   посещении музея;

    -   развивать  потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия  предыдущих эпох.

    Участие в подготовке и проведении  коллективно-творческих  праздников помогает осознать ребенку  те  многообразные связи, которые  есть  между  нами и нашими предками. Проведение  таких мероприятий в музее способствует усвоению  детьми  историко-культурного  опыта, накопленного предыдущими поколениями и оставленными нам в наследство, что в свою  очередь является  условием  формирования исторической памяти и  музейной культуры.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья. "Интегрированный курс изобразительного искусства и истории Санкт - Петербурга с элементами музейной педагогики в начальной школе"

    Данный интегрированный курс, дающий начальное образование по изобразительному искусству с учетом возрастных особенностей учащихся младших классов, имеет ясную структурную цельность и обес...

    Использование технологий здоровьесберегающей педагогики на уроках истории и географии»

    Использование технологий здоровьесберегающей педагогики на уроках истории и географии»...

    Разработка метода проектов в истории и теории педагогики

    Разработка метода проектов в истории и теории педагогики...

    «Технология мыследеятельностной педагогики. Реализация в преподавании истории »

    Курсовая работа по теме «Технология мыследеятельностной педагогики. Реализация в преподавании истории » может быть использована учителями истории при выполнении зачетной работы по окончании курсов пов...

    Доклад для участия в международной научно-практической конференции уроки истории: школа, общество, жизнь (в рамках реализации ФГОС ООО) Секция 8. Родной край в историческом ракурсе: вопросы исторического краеведения, музейной педагогики и исследовательс

    Академик Д. С. Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, справедливо отмечает, что чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость и если не будет кор...

    ТРИЗ-педагогика на уроках истории и обществознания

    Материал для выступления на школьном методическом объединении учителей истории и обществознания...