Статья. "Интегрированный курс изобразительного искусства и истории Санкт - Петербурга с элементами музейной педагогики в начальной школе"
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Бейлина Юлия Маратовна

   Данный интегрированный курс, дающий начальное образование по изобразительному искусству с учетом возрастных особенностей учащихся младших классов, имеет ясную структурную цельность и обеспечивает непрерывность поступательного развития учащихся. Она дает школьникам чёткие представления о взаимодействии искусства с жизнью, приобщает их к наблюдению за окружающей действительностью, учит видеть жизнь глазами художников и отражать ее при помощи различных художественных техник и материалов, решает одну из важнейших задач - формирует творческую личность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iintegrirovannyy_kurs.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель изобразительного искусства и черчения

ГОУ ЦО № 633 Санкт – Петербурга

Бейлина Ю.М.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КУРС

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА  И ИСТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

С ЭЛЕМЕНТАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

 В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

В программу развития школы заложен широкий спектр задач, входящих в организацию учебно-воспитательного процесса. Наиболее важными из них являются:

  • формирование социально направленной и творчески активной личности;
  •  создание условий для нравственного развития школьников, ориентированных на социально значимые ценности;
  • интеллектуальное и духовное развитие;
  • подготовка учащихся к творческому преобразованию реальной действительности на благо людей, к продуктивному взаимодействию с социумом;
  • интеграция гуманитарных дисциплин, использование социокультурного потенциала Санкт-Петербурга и многие другие.

Кроме того, существует реальная потребность научить детей:

•        адекватно воспринимать визуальный мир информации;

•        ориентироваться в окружающем мире информации;

•        осознавать и усваивать визуальный мир избирательно и уметь адаптировать его на себя;

•        формировать у школьников художественный зрительский вкус.

Все это предполагает:

•        накопление определенного опыта эмоционально-образного восприятия не только искусства, но и окружающего мира;

•        развитие эмоционально-чувственной сферы детей;

•        подготовку  к участию в посильном совершенствовании культуры своего народа.

Суть художественно-эстетического образования и воспитания заключается в расширении возможностей для самореализации ученика, в создании условий для разностороннего и свободного развития личности. Школа рассматривает это воспитание не как узкопрофессиональное изучение отдельных предметов художественно - культурологического циклов (как это делается в специализированных образовательных  учреждениях), а как развитие творческого потенциала каждого ученика, формирование его духовной культуры.

В настоящее время термины «интеграция» и «полихудожественный подход» прочно вошли в систему современного образования. Полихудожественное – это воспитание  школьников в процессе комплексного взаимодействия искусств. Это не замена традиционных занятий искусством, а новые условия организации занятий.

Это направление позволяет развивать художественное мышление, творческое воображение, исследовательские способности, коммуникативные формы общения, умение обобщать и переносить информацию.

Главная задача полихудожественного образования – развивать эмоционально-чувственную сферу детей и совершенствовать в комплексе данные им природой способности слышать, видеть, чувствовать, двигаться, общаться и др.

Интегрированный подход к процессу освоения искусства и предметов гуманитарно-художественного цикла необходимо рассматривать как целостный процесс, который предполагает активную деятельность разных видов художественного мышления, воображения, интуиции, фантазии учащихся. В результате такого сложного процесса, в сознании учащегося происходит перенос знаний и представлений с одного вида деятельности на другой, слияние разных видов художественного мышления и рождение нового индивидуального образа. Тем самым, происходит познание, осознание, осмысление и переосмысление происходящего.

Поэтому, основываясь на концепции, реальных возможностях и задачах, стоящих перед предметом изобразительное искусство в начальной школе, считаю целесообразным максимально интегрировать два пропедевтических курса начальной школы - Изобразительное   искусство и Историю Санкт - Петербурга с включением элементов музейной педагогики.

Одним из примеров подобной интеграции является связь школы и музея, нашедшая свое отражение в программах «Музей и школа» и «Здравствуй, музей!» (ГРМ). Естественно, что первыми школьными предметами, откликающимися на эти программы, стали Изобразительное искусство и История Санкт-Петербурга.

Специфической чертой музейной педагогики является междисциплинарность, то есть возможность существования в ее поле разных наук - педагогики, искусствоведения,   культурологии,   истории и т. д.

Эта специфика   позволяет, в  определенных   программой рамках, объединить такие  родственные  предметы, как ИЗО и История СПб. Кроме того, многие их образовательные цели и  задачи  являются общими: познание окружающего мира - получение и передача  знаний о нем (стержень образования), передача и освоение социально-культурного опыта, формирование способности и его обогащению собственным вкладом, саморазвитие   и самореализация творческой активности человека и т.д. Музейная педагогика, в данном случае, является средством интеграции предметов художественно-гуманитарного цикла, она позволяет расширить образовательное пространство при их изучении на основе подлинников, а также насыщает лекционные и практические уроки в условиях школы занятиями на экспозиции музея.

Для проведения музейных занятий наиболее предпочтительными представляются музеи художественного и исторического профиля, имеющие отделы музейной педагогики,  или работающие по этой методике Эрмитаж, Русский музей, Музей политической истории, Музей этнографии, Детский Центр исторического воспитания.

Все экскурсии проводятся во внеурочное время. Так, например, урок в I классе Ш триместра "Край русской старины" может быть подкреплен занятием в Детском Центре исторического воспитания "В гостях у прошлого", уроки по   декоративно-прикладному   искусству "Символика вещи. Полотенце" - на экспозиции в Музее этнографии "Знакомство с народными промыслами России";  уроки, связанные с выполнением иллюстраций - в Музее политической истории России "Как появились книги" и т.д. Посещение музеев на различных этапах обучения искусству, как показывает практика, является логичным и целесообразным.

Данный интегрированный курс, дающий начальное образование по изобразительному искусству с учетом возрастных особенностей учащихся младших классов, имеет ясную структурную цельность и обеспечивает непрерывность поступательного развития учащихся. Она дает школьникам чёткие представления о взаимодействии искусства с жизнью, приобщает их к наблюдению за окружающей действительностью, учит видеть жизнь глазами художников и отражать ее при помощи различных художественных техник и материалов, решает одну из важнейших задач - формирует творческую личность. Он помогает формировать художественную культуру учащихся, как часть культуры духовной; создавать ценности, выработанные историей поколений и  человеческой цивилизацией; воспитывать нравственно-эстетическую  отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве.

При составлении использовались:

  1. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд»;    

акад. РАО, Б.М. Неменский.

  1. Авторская программа по Истории и культуре Санкт – Петербурга для начальной школы «Мой город – мой дом», Н.П. Большаковой, гимназия № 74,

 Выборгского р-на СПб.

  1. Программы: «Музей и школа», «Здравствуй, музей!»; Центр музейной педагогики ГРМ.
  2. Курс «Педагогика искусства: интегрированный, полихудожественный подход», «Развивающие интегрированные гуманитарные технологии освоения искусства в школе»; Савенкова Л.Г. – д.п.н., профессор РАО, зам. дир. "Института художественного образования" РАО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по курсу "Профминутки с элементами музейной педагогики"

С.С.Самарова, воспитатель высшей категории Социальная защита нужна человеку не только в период обучения в школе, но и после ее завершения. Хотя рынок создает условия для свободы выбора жизненного...

Рабочая программа (элективный курс) по культуре и истории Санкт-Петербурга.9 класс.

Этот материал разработан мной для элективного курса по истории города....

Решётки набережных Петербурга (Интегрированный урок Истории Санкт-Петербурга и Изобразительного искусства).

В презентации Проиллюстрированны решотки набережных Петербурга.Учащиеся узнают  как очертания решоток набережных может помочь сориентироваться в городе.В конце предлогается иллюстрированное задан...

Организация внеурочной деятельности в начальной школе на примере интеграции предметов изобразительное искусство и история и культура Санкт - Петербурга в контексте внедрения ФГОС

В статье речь идёт о результативности реализации Программы внеурочной деятельности на основе интеграции предметов "Изобразительное искусство", "История СПб" и элементов музейной педагогики в контексте...

Пример интеграции уроков изобразительного искусства и истории и культуры Санкт- Петербурга

     В 5 классе в программу по изобразительному искусству включены уроки – беседы. Тема одного из уроков « Виды изобразительного искусства», где учащиеся знаком...

Урок-путешествие с элементами музейной педагогики «Изобразительно-выразительная роль прилагательных».

Данный урок разработан для учащихся 6 класса. Уроку предшествовала большая  предварительная работа: посещение краеведческого музея г. Новохоперск (знакомство с флорой и фауной Новохоперского райо...


 

Комментарии

Подрезова Ирина Ивановна

Здравствуйте! У нас в школе тоже создана интегрированная программа по литературе и изобразительному искусству (5- 8 класс). Можно посмотреть у меня на сайте. Хорошая идея соединить интеграцию с музейной педагогикой. Вы создали программу только в начальной школе или есть и в средней?