Разработка метода проектов в истории и теории педагогики
статья по теме

Юрикова Екатерина Геннадьевна

Разработка метода проектов в истории и теории педагогики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_metoda_proektov_v_istorii_i_teorii_pedagogiki.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка метода проектов в истории и теории педагогики

Дяденко Е.Г.

преподаватель английского языка

ФГОУ СПО Коломенский

политехнический колледж 

Скажи мне, я забуду.

Покажи мне, я могу запомнить.

Позволь мне сделать это,

Это станет моим навсегда.

(Китайская пословица)

В настоящее время педагогами-исследователями очень активно ведется поиск и разработка методов обучения, которые способствовали бы повышению активности студентов на занятиях. Во главу угла встает самостоятельная деятельность учащихся, которую они ведут по собственной инициативе на основе тех знаний, которые они получили на занятиях. Как правило, эта деятельность носит творческий характер и позволяет обучающимся проявить свои личностные качества при выполнении работы, раскрыть свой потенциал.

В рамках компетентностного подхода при работе со студентами мы большее внимание уделяем практическим умениям, нежели теоретическим знаниям. В связи с этим в учебных заведениях активно используется метод проектов как способ активизации познавательной деятельности студентов.

В словаре метод проектов определяется как «система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. В основе метода проектов концепция прагматистской педагогики, провозгласившей «обучение посредством делания» (Д. Дьюи)» [5, c.401].

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник во второй половине XIX века в США. Его назвали так же методом проблем, и связывается он с идеальными гуманистическими направлениями в философии и образовании, которые активно разрабатывались американским философом и педагогом Дж. Дьюи и его учеником В.Х. Килпатриком. Идея Дж. Дьюи заключалась в том, чтобы вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс. При этом направленность этого процесса должна быть достаточно прагматичной, чтобы студенты знали, зачем им необходимы те или иные знания, для решения каких жизненно важных проблем они могут быть полезны. 
Надо сказать, что Дж. Дьюи и его ученики пытались организовать не просто активную познавательную деятельность учащихся, но деятельность на основе совместного труда, сотрудничества учащихся в процессе общения, коммуникации. То, что не мог бы сделать один ученик, в совместной деятельности оказывалось вполне достижимым, причем на основе собственных, самостоятельных усилий [4, c. 39].

Внимание русских педагогов метод проектов привлек в начале ХХ века, практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Получает развитие проектно-исследовательская технология, основной единицей которой является понятие «учебный проект». В учебном проекте нашли воплощение идеи У. Килпатрика об учете интереса учащихся, их самостоятельности. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в систему образования, но недостаточно продумано и последовательно. Постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось серьезных попыток возродить этот метод в практике [4, c. 51]. Вместе с тем, в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался.

Современные исследователи истории педагогики отмечают, что использование «метода проектов» в советской школе в 1920-е гг. действительно привело к недопустимому падению качества обучения. В качестве причин этого явления выделяют:

  1. отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;
  2. слабая разработанность методики проектной деятельности;
  3. гипертрофия «метода проектов» в ущерб другим методам обучения;
  4. сочетание «метода проектов» с педагогически неграмотной идеей «комплексных программ» [6, c.5-6].

На современном этапе развития образования проектная методика детально исследуется как  зарубежными (L.Fried-Booth, T. Hutchinson, D. Phillips), так и отечественными (И.Л. Бим, И. А. Зимней, Т.Е Сахаровой, О.М. Моисеевой, Е.С. Полат и другими) учеными.

Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов успешно интегрировался в структуру образовательных методов. Но суть его остается прежней – стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем. Преимуществами метода проектов являются энтузиазм в работе, заинтересованность учащихся, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность. Сущность проектной методики, рассматриваемой в контексте личностно-ориентированного обучения, состоит в том, что цель занятий и способы ее достижения должны определяться с позиции  самого учащегося, на основе его интересов, индивидуальных особенностей, потребностей, мотивов, способностей [1, c. 13-14].

Если попытаться сформулировать наиболее общие цели, которые стоят перед современной школой, то можно сказать, что главной целью является обучение проектированию как универсальному умению. Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, что требует интеграции знаний из различных предметных областей, т. е., метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой - предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания [2, c. 26]. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т. е., если это теоретическая проблема, то необходимо конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

«Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества» [3, c. 9].

Список литературы

  1. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 2. – С. 11-15.
  2. Даниленкова Г.Г. Педагогическое проектирование учебного процесса // Сб. научн. ст.  Калининград: Калинингр. ун-т. – 2000. – С. 25-27.
  3. Зимняя И.А., Сахарова Т. Е. Проектная методика обучения английскому языку / И.А. Зимняя, Т. Е. Сахарова // Иностр. языки в школе. – 1991. – № 3. – С. 9-15.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат – М.: 2000. – 272 c.
  5. Словарь иностранных слов. 17-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1988. – с. 401.
  6. Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. – 1998. – № 4. – С. 3-10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая разработка "Метод проектов - как одна из форм организации творческой деятельности учащихся"

Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в  1920-е годы нынешнего столетия в США. Русских педагогов метод проектов привлек еще в начале XXвека и активно ис...

Метод проектов по истории Нового времени.

В данном материале содержится памятка по организации проектной деятельности учащихся на уроках Нового времени, можно по данной памятке рассматривать вопросы развития стран и в других хронологических р...

Методическая разработка: «Метод проектов. Создание реляционных баз данных».

В задачи курса "Информатика и информационные технологии” входит формирование мышления, адекватного современным требованиям, поэтому необходимо учить детей самостоятельно мыслить, привлекая для этой це...

Опытно - методическая разработка «Метод проектов как способ повышения мотивации учащихся при изучении английского языка»

Технология "Метод проектов" является необходимым условием обучения школьников в рамках ФГОС. В данной работе рассматриваются теоретические основы технологии "Метод проектов", типология проектов и этап...

Методическая разработка "Метод проектов"

Методическая работа "Метод проектов"...

Методическая разработка "Метод проектов. Учебный проект"

Методическая разработка "Метод проектов. Учебный проект"...