Методическая разработка "Метод проектов. Учебный проект"
методическая разработка (11 класс) на тему

Методическая разработка "Метод проектов. Учебный проект"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov._uchebnyy_proekt.docx390.34 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов. Учебный проект.

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологии), которая должна завершиться практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приемов, действий обучаемых в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи.

Учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучаемых - партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы достижения результата.

Учебный проект – организационная форма работы, которая ориентирована на более глубокое изучение учебной темы или учебного раздела, позволяющая реализовать подход к обучению через опыт, через действие и предполагающая использование исследовательских и поисковых методов.

Ученые говорят: «проект – это пять «П»:

  1. Проблема.
  2. Проектирование (планирование).
  3. Поиск информации.
  4. Продукт (создание проектного продукта).
  5. Презентация проектного продукта.

Можно выделить и шестое «П» проекта – это его портфолио (папка документов),  в котором собраны все рабочие материалы.

Разработка учебного проекта включает несколько этапов:

  1. Подготовительный (мотивация, выбор темы, постановка цели проекта).
  2. Проектировочный (общее планирование, построение конкретного плана деятельности).
  3. Практический (исследование проблемы, сбор и обработка данных, оформление документации).
  4. Аналитический (сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы).
  5. Контрольно-корректировочный (анализ успехов и ошибок, исправление проекта в соответствии с реальным состоянием дел).
  6. Заключительный (предоставление содержания работы, обоснование выводов, защита проекта).

Примерный перечень возможных выходов проектной деятельности.

- Учебная мультимедийная  презентация определенной темы по учебной дисциплине, профессиональному модулю.

- Рекламный буклет (специальность).

- Сценарий телепередачи (например, здоровый образ жизни).

- Сценарий внеурочного занятия по определенной малоизученной теме.

- Сценарий внеклассного мероприятия.

- Тематическая экскурсия.

- Видеофильм.

- Проект действующей или будущей фирмы.

- Web-сайт.

- Коллекция (например, трудных интересных задач, связанных с приобретаемой специальностью).

- Модель, макет.

- Оформление кабинета (например, проект стендов).

- Справочник, словарь.

Использование метода проектов дает основание утверждать, что он является:

- деятельностным (учение через деятельность) методом;

- методом, обучающим групповой деятельности;

- методом, построенным на принципах проблемного обучения;

- методом, развивающим умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии;

- методом, формирующим навыки самостоятельности;

- методом, воспитывающим целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность, творческое отношение к делу.

Классификация проектов
 по доминирующей деятельности учащихся

Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна - от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Интернет.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

 

  Приложение 1

ПОЛОЖЕНИЕ

о конкурсе учебно-методических проектов с использованием информационно-коммуникационных технологий

1. Общие положения

1.1 Конкурс учебно-методических проектов с использованием информационно-коммуникационных технологий (далее конкурс) проводится с целью повышения профессионального мастерства педагогов в области использования ИКТ в профессиональной деятельности.

1.2 Задачи конкурса:

- представление успешного опыта организации и проведения учебно-методических проектов с использованием информационно-коммуникационных технологий;

- развитие и популяризация новых результативных форм и методов учебной работы педагогов, которые активно используют информационные технологии и учебные проекты;

- обмен опытом, обсуждение вопросов и проблем, возникающих в связи с внедрением в образовательный процесс новых педагогических и информационно-коммуникационных технологий;

- организация профессионального взаимодействия образовательных учреждений для формирования инновационного образовательного пространства Свердловской области.

2. Участники конкурса

2.1. В конкурсе могут принять участие руководители и педагоги образовательного учреждения, которые активно используют информационные технологии и учебные проекты.

2.2. Обязательным условием участия в конкурсе является разработка и реализация учебно-методического проекта с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Под учебно-методическим проектом в настоящем положении понимается педагогическая разработка, которая содержит комплекс информационных, дидактических и методических материалов и предусматривает комплексный характер деятельности всех его участников по достижению образовательных целей и созданию продукта за определенный промежуток времени.

Учебно-методический проект оценивается по следующим критериям:

1. Наличие комплекса авторских компонентов учебно-методического проекта: информационных, дидактических и методических материалов, созданных на основе информационно-коммуникационных технологий,

2. Педагогическая целесообразность выбора темы и использования ИКТ,

3. Наличие и корректность формулировок целей, задач проекта, их связь между собой,

4. Целесообразность применение офисных технологий, сетевых сервисов, цифровых образовательных ресурсов,

5. Обеспеченность деятельности учащихся дидактическими материалами,

6. Планирование, отражение хода проведения проекта,

7. Наличие критериев оценивания достижений учащихся,

8. Качественное оформление работы, демонстрирующее умения участников эффективно использовать ИКТ,

9. Представление учебно-методического проекта

- качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов, убедительность, чувство времени, удержание внимания аудитории,

- Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.

2.3. Для участия в конкурсе необходимо представить в оргкомитет заявку по форме (приложение 2). Заявка подается по электронной почте.

2.4. Участник конкурса готовит соответствующие информационные и раздаточные материалы (буклеты, плакаты и т.п.), а также представляет в электронном виде материал, раскрывающий суть учебно-методического проекта.

3. Проведение конкурса

3.1. Конкурс проводится в два тура:

I тур - заочный. Представление проектов на конкурс и их предварительная экспертиза, отбор лучших работ для участия во втором этапе.

II тур - очный. Защита лучших работ, выбранных в заочном туре.

3.2. Номинации конкурса:

- учебные проекты предметной и межпредметной направленности (под учебным проектом понимается организационная форма работы с учащимися, которая (в отличие от занятия или др. учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта[1]).

- сетевые проекты со школьниками (под сетевым проектом понимается совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата[2]).

- проекты социально-педагогической направленности с использованием ИКТ (под проектом социально-педагогической направленности понимается педагогическая разработка, целью которой является инициирование с помощью педагогически организованных действий процесса, способного привести к позитивным изменениям в социальной среде[3]).

- учебно-методические проекты с использованием сетевых сервисов (Веб 2.0) для организации взаимодействия участников (учащихся, родителей), визуализации информации, формирования мышления учащихся и умений 21 века (если проект является учебным) и др. (под Веб 2.0 понимается сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповое взаимодействие).

3.3. Лучшие материалы из числа представленных на конкурсе войдут в сборники ИРО и компакт-диски.

3.4. В состав жюри конкурса входят не менее 5 человек из утвержденного списка (приложение 3), в том числе: представители ИРО, высших учебных заведений, педагоги, имеющие высшую квалификационную категорию. Отбор кандидатур в состав жюри осуществляет рабочая группа конкурса.

3.5. Рабочая группа осуществляет следующие функции: рассматривает заявки на участие в конкурсе и направляет авторам приглашение к участию, либо мотивированный отказ; проводит организационную работу по подготовке и проведению конкурса.

3.6. Подведение итогов и награждение победителей конкурса грамотами и призами проводится рабочей группой.

Приложение 2

ЗАЯВКА

педагога на участие в конкурсе учебно-методических проектов

1. Полное название ОУ

2. Адрес ОУ, тел., e-mail

3. Фамилия, имя, отчество, должность, предмет

4. Участники проекта (класс, кол-во)

5. Сроки проведения проекта

6. Паспорт проекта

6.1. Тема проекта (творческое название)

проект социально-педагогической направленности с использованием ИКТ)

6.2. Номинация (учебный проект предметной или межпредметной направленности, сетевой проект со школьниками,

6.3. Цель и задачи проекта

6.4. Проблемное поле

6.5. Продукт(ы) проекта

6.6. Деятельность учащихся, количество групп (можно оформить в виде таблицы)

6.7. Оценка работ учащихся

6.8. Развитие проекта

6.9. Оценка эффективности использования ИКТ

7. Перечень материалов учебно-методического комплекта (информационные, дидактические и методические материалы, созданные на основе информационно-коммуникационных технологий), комментарии для навигации, ссылка на работу в Опенклассе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сетевого учебного проекта "Недаром помнит вся Россия" (математика + история)

Методическая разработка сетевого учебного проекта "Недаром помнит вся Россия" (математика + история) Методическая разработка сетевого учебного проекта «Недаром помнит вся Рос...

Учебный проект "Честь и совесть человека". Этот проект был выполнен совместно с учениками 10-11 классов и представлен на районный конкурс учебных презентаций.

Этот проект был выполнен совместно с учениками 10-11 классов и представлен на районный конкурс учебных презентаций. Мы попробовали провести грань между понятиями "честь" и "совесть"...

Методическая разработка «Учебный проект: от « школы знаний» к «школе деятельности», проект по технологии "Фитодизайн интерьера"

Учебный прикладной проект по предмету как способ формирования умений и навыков проектной деятельности обучающихся 5-7 классов...

Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6, 9 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Береза – душа России»

Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6, 9 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Береза – душа России»...

Учебно-методическое пособие "Учебный проект как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся"

В методическом пособии представлен опыт учителя физики высшей категории МАОУ лицея № 11 им. В.В. Рассохина города Армавира Мкртычян Елены Георгиевны по формированию универсальных учебных действий в хо...