Учебный проект "Честь и совесть человека". Этот проект был выполнен совместно с учениками 10-11 классов и представлен на районный конкурс учебных презентаций.
проект по литературе (10 класс) по теме

Этот проект был выполнен совместно с учениками 10-11 классов и представлен на районный конкурс учебных презентаций. Мы попробовали провести грань между понятиями "честь" и "совесть"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_chest_i_sovest_cheloveka.ppt1.08 МБ
Microsoft Office document icon chest_cheloveka.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Честь и совесть человека.

Слайд  1  (Тема проекта)

Слайд 2   ( Цель проекта)

1. Каждое слово из нашего нравственного словаря скрывает тайну. Одно из самых таинственных и, в сущности, непонятных слов для нашего современника – это слово «честь». Его привычно объединяют с другим этическим понятием – «совесть»: «честь и совесть эпохи», «нет ни совести, ни чести». А между тем «честь и «совесть» существенно различаются: «честь» - понятие коллективное, «совесть» - понятие личное.

Слайд 3  (Определение чести и совести)

Какое из этих понятий древнее? Совесть есть голос нравственного закона в душе отдельного человека. В вопросах совести человек и нравственный закон сходятся один на один, без советчиков и посредников. «Спросить свою совесть» значит «спросить самого себя»; совесть – это диалог с самим собой, вопрошание внутреннего «я». Значит, совесть требует такого нравственного самоуглубления, которое стало возможным только с распространением христианства. С христианства и начинается временной отчёт этого слова.

Слайд 4

2. Честь гораздо древнее: она уходит корнями в праисторию. Потребность в этом слове возникает с выделением из общины привилегированных групп; коллективный кодекс неписаных правил, принятых в такой группе (например, в роде, клане, фамилии), и называется честью.

 Слайд 5

Особенной сложностью отличались правила рыцарской чести. Рыцарский этикет регламентировал каждый жест, даже на поле боя, где рыцарь был скован множеством предписаний: нельзя сражаться с хуже вооружённым противником, нельзя наносить удары в спину, нельзя первым обращаться с воинским донесением к королю и так далее.

Слайд 6

3. Когда мы читаем «Перчатку» и «Рыцаря Тогенбурга» Шиллера в переводах Жуковского, мы должны помнить, что в любви рыцарь следует не столько индивидуальному чувству к даме, сколько правилам куртуазной чести – кодексу служения даме, который также был тщательным образом регламентирован – до малейшего жеста. Поэты (Шиллер и Жуковский) стилизовали рыцарское поведение в романтическом духе: в «Перчатке» - рыцарское чувство собственного достоинства, в «Рыцаре Тогенбурге» - рыцарскую беззаветность в любви, но в реальности средневекового этикета рыцарь не имел возможности выбора.

4. Вернёмся к противопоставлению чести и совести. Именно конфликт между этими понятиями становится одной из тем русской литературы.

Слайд 7

 В «маленькой трагедии» Пушкина «Скупой рыцарь» отец-рыцарь в своей скупости изменяет рыцарским правилам. Ведь богатство – это знак, свидетельствующий о доблести, щедрости, широте натуры сеньора. И высший момент в наслаждении богатством – его расточение. Сын (Альбер) из-за скупости отца не в состоянии следовать кодексу рыцарской чести. Именно честь подталкивает его к преступным мыслям, к мыслям против совести; именно это противоречие (совести и чести) заставляет Герцога воскликнуть «в какие дни надел я на себя цепь герцогов!»: «Ужасный век, ужасные сердца!»

5. Противопоставление совести и чести актуально для русской дворянской культуры, которая во многом наследует рыцарской

Слайд 8

(Ю. М. Лотман: «…как дворянин, человек сословия, которое одновременно было и социально господствующей корпорацией, и культурной элитой, он /дворянин/ подчинялся законам чести»).

Пример – дуэль Онегина и Ленского в романе Пушкина.

Слайд 9

 Дуэль – установление, входящее в систему дворянской чести. Сам Пушкин не только вёл себя в соответствии с дуэльным неписаным кодексом, но и постоянно превышал его, вёл себя как «бретёр» (профессиональный дуэлянт). Тем интереснее то, как он, «невольник чести» ,по выражению  Лермонтова), которому суждено будет погибнуть на дуэли, столкнул совесть и честь в сознании Онегина. Дружеские чувства к Ленскому, снисхождение к его молодости должны были заставить Онегина отказаться от дуэли – по совести. Но честь как проявление диктата общественного мнения требует отказаться от личной воли и следовать определённым правилам. И что же? Онегин, очень гордившийся своей независимостью от общественного мнения, подчиняется, автоматически переступая через свою совесть. Такова сила механизма чести!

Механизма, погубившего и «невольника чести» Пушкина, и Лермонтова, назвавшего его «невольником чести»

6. Более сложный пример – противопоставление Пьера Безухова и Андрея Болконского в романе Толстого «Война и мир».

Слайд 10

 Конечно же, им обоим присущи и честь, и совесть. Но всё же для Пьера прежде всего – совесть, для Андрея прежде всего – честь. Честь унаследована Андреем от своего отца, человека дворянской культуры 18 века. Она придаёт его личности обаяние, но и ограниченность. Эта ограниченность становится понятна Андрею в первый раз, когда его ранили при Аустерлице, во второй раз, когда его смертельно ранили при Бородине.

Слайд 11

 То, что казалось Андрею столь важным с позиции чести (рыцарский жест со знаменем,

(слайд 12) 

рыцарская осанка при виде смертельно опасного ядра ), (слайд 13) оказалось ничтожным в сравнении с вечностью (небом Аустерлица, смертью).

Слайд 14

 Совесть же Пьера Безухова оказывается в согласии с вечностью ( вспомним хотя бы эпизод, когда Пьер смеётся философским смехом над своим пленным состоянием; разве можно пленить его бессмертную душу?)

7. Из нашего размышления закономерно следует вопрос: а есть ли совесть и честь в наше время? Совесть есть: каждый чувствует её голос, стоит только прислушаться к душе. А чести, скорее всего, нет, поскольку нет элитарных групп, способных выработать свой кодекс чести, - ни рыцарства, ни дворянства, ни сообщества джентльменов, ни цивилизованной буржуазии. Что осталось от былой чести? Осколки, остатки уже потерявших смысл привычек. Стоит ли об этом жалеть? Вряд ли: всему своё время. И всё же, как пел Высоцкий, «досадно мне, коль слово «честь» забыто». Всё же жаль.

Слайд 1     Тема проекта

Слайд 2 Цели проекта

Слайд 3

Честь – совокупность высших морально-этических принципов личности; достоинство (личное, профессиональное, военное); хорошая, незапятнанная репутация, доброе, честное имя.

                                  (Из словаря русского языка)

Совесть – чувство и сознание моральной ответственности за своё поведение и поступки перед самим собой, перед окружающими людьми, обществом, нравственные принципы, взгляды, убеждения.

                                  (Из словаря русского языка)

Слайд 4

Любой поступок должен соответствовать строгим предписаниям, вытекающим из сознания принадлежности к группе, из чувства чести, носившего не столько личный, сколько родовой характер. Обычаем «запрограммирована» жизнь каждого коллектива, обязанного следовать образцам – богам, предкам, старшим.

                                                            А. Я. Гуревич

Слайд 5

Рыцарский девиз: Жизнь - царю (королю, сюзерену), любовь - даме сердца, душу - Богу, честь - никому.


Рыцарь именно исполняет свою роль, ни на минуту не забывая о зрителях, перед которыми он «играет», будь то король или его прямой сеньор, дама или такой же рыцарь как и он сам

                                                                А. Я. Гуревич

Слайд 6 Шиллер

Слайд 7 Скупой рыцарь

Ужасный век, ужасные сердца!

Слайд 8

 …как дворянин, человек сословия, которое одновременно было и социально господствующей корпорацией, и культурной элитой, он /дворянин/ подчинялся законам чести.

                                                       Ю. М. Лотман

Слайд 9

Дуэль Онегина и Ленского

Рукою стиснув пистолет,

Глядит на Ленского Евгений

Слайд 10

Фото Пьера и Андрея

Слайд 11

Со знаменем

Чувствуя «слёзы стыда, злобы и восторга», наполнявшие его грудь, князь Андрей «бросился вперёд, чтобы исполнить то, чего от него желал Кутузов и к чему он так давно готовился»

Слайд 12

Бородино

«Неужели это смерть? – думал князь Андрей. – Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух…» - Он думал это и вместе с тем помнил о том, что на него смотрят.

Слайд 13

Аустерлиц

Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел…

Слайд 14

Пьер Безухов. Плен.

Жизнь Пьера «как будто началась с того вечера, как он, вслушиваясь во мраке балагана в слова своего соседа, начал чувствовать значение того Божьего суда, который руководил человеческим умом…»

                                                                                                   Михайлова А.

Слайд  1  (Тема проекта)

Слайд 2   ( Цель проекта)

1. Каждое слово из нашего нравственного словаря скрывает тайну. Одно из самых таинственных и, в сущности, непонятных слов для нашего современника – это слово «честь». Его привычно объединяют с другим этическим понятием – «совесть»: «честь и совесть эпохи», «нет ни совести, ни чести». А между тем «честь и «совесть» существенно различаются: «честь» - понятие коллективное, «совесть» - понятие личное.

Слайд 3  (Определение чести и совести)

Какое из этих понятий древнее? Совесть есть голос нравственного закона в душе отдельного человека. В вопросах совести человек и нравственный закон сходятся один на один, без советчиков и посредников. «Спросить свою совесть» значит «спросить самого себя»; совесть – это диалог с самим собой, вопрошание внутреннего «я». Значит, совесть требует такого нравственного самоуглубления, которое стало возможным только с распространением христианства. С христианства и начинается временной отчёт этого слова.

5. Противопоставление совести и чести актуально для русской дворянской культуры, которая во многом наследует рыцарской

Слайд 8

(Ю. М. Лотман: «…как дворянин, человек сословия, которое одновременно было и социально господствующей корпорацией, и культурной элитой, он /дворянин/ подчинялся законам чести»).

Пример – дуэль Онегина и Ленского в романе Пушкина.

Слайд 9

 Дуэль – установление, входящее в систему дворянской чести. Сам Пушкин не только вёл себя в соответствии с дуэльным неписаным кодексом, но и постоянно превышал его, вёл себя как «бретёр» (профессиональный дуэлянт). Тем интереснее то, как он, «невольник чести» ,по выражению  Лермонтова), которому суждено будет погибнуть на дуэли, столкнул совесть и честь в сознании Онегина. Дружеские чувства к Ленскому, снисхождение к его молодости должны были заставить Онегина отказаться от дуэли – по совести. Но честь как проявление диктата общественного мнения требует отказаться от личной воли и следовать определённым правилам. И что же? Онегин, очень гордившийся своей независимостью от общественного мнения, подчиняется, автоматически переступая через свою совесть. Такова сила механизма чести!

Механизма, погубившего и «невольника чести» Пушкина, и Лермонтова, назвавшего его «невольником чести»

                                                                                                    Звонарёв А.

Тема нашего проекта «Честь и совесть человека».

Мы поставили для себя цель:

- выявить различия между понятиями «честь и «совесть» на литературном и жизненном материале

2. Честь гораздо древнее: она уходит корнями в праисторию. Потребность в этом слове возникает с выделением из общины привилегированных групп; коллективный кодекс неписаных правил, принятых в такой группе (например, в роде, клане, фамилии), и называется честью.

 Слайд 5

Особенной сложностью отличались правила рыцарской чести. Рыцарский этикет регламентировал каждый жест, даже на поле боя, где рыцарь был скован множеством предписаний: нельзя сражаться с хуже вооружённым противником, нельзя наносить удары в спину, нельзя первым обращаться с воинским донесением к королю и так далее.

Слайд 6

7. Из нашего размышления закономерно следует вопрос: //а есть ли совесть и честь в наше время? Совесть есть: //каждый чувствует её голос, стоит только прислушаться к душе. А чести,// скорее всего//, нет, поскольку нет элитарных групп, способных выработать свой кодекс чести, - ни рыцарства, ни дворянства, ни сообщества джентльменов, ни цивилизованной буржуазии. Что осталось от былой чести?// Осколки, остатки уже потерявших смысл привычек. Стоит ли об этом жалеть? /Вряд ли: /всему своё время. И всё же, как пел Высоцкий, «досадно мне, коль слово «честь» забыто». Всё же жаль.

                                                                                                              Сухоруков С.

3. Когда мы читаем «Перчатку» и «Рыцаря Тогенбурга» Шиллера в переводах Жуковского, мы должны помнить, что в любви рыцарь следует не столько индивидуальному чувству к даме, сколько правилам куртуазной чести – кодексу служения даме, который также был тщательным образом регламентирован – до малейшего жеста. Поэты (Шиллер и Жуковский) стилизовали рыцарское поведение в романтическом духе: в «Перчатке» - рыцарское чувство собственного достоинства, в «Рыцаре Тогенбурге» - рыцарскую беззаветность в любви, но в реальности средневекового этикета рыцарь не имел возможности выбора.

6. Более сложный пример – противопоставление Пьера Безухова и Андрея Болконского в романе Толстого «Война и мир».

Слайд 10

 Конечно же, им обоим присущи и честь, и совесть. Но всё же для Пьера прежде всего – совесть, для Андрея прежде всего – честь. Честь унаследована Андреем от своего отца, человека дворянской культуры 18 века. Она придаёт его личности обаяние, но и ограниченность. Эта ограниченность становится понятна Андрею в первый раз, когда его ранили при Аустерлице, во второй раз, когда его смертельно ранили при Бородине.

Слайд 11

 То, что казалось Андрею столь важным с позиции чести (рыцарский жест со знаменем, (ПАУЗА)

(слайд 12) 

рыцарская осанка при виде смертельно опасного ядра ), (ПАУЗА)

 (слайд 13) оказалось ничтожным в сравнении с вечностью (небом Аустерлица, смертью). (ПАУЗА)

Слайд 14

 Совесть же Пьера Безухова оказывается в согласии с вечностью ( вспомним хотя бы эпизод, когда Пьер смеётся философским смехом над своим пленным состоянием; разве можно пленить его бессмертную душу?)

                                                                                                                    Булавин А.

4. Вернёмся к противопоставлению чести и совести. Именно конфликт между этими понятиями становится одной из тем русской литературы.

Слайд 7

 В «маленькой трагедии» Пушкина «Скупой рыцарь» отец-рыцарь в своей скупости изменяет рыцарским правилам. Ведь богатство – это знак, свидетельствующий о доблести, щедрости, широте натуры сеньора. И высший момент в наслаждении богатством – его расточение. Сын (Альбер) из-за скупости отца не в состоянии следовать кодексу рыцарской чести. Именно честь подталкивает его к преступным мыслям, к мыслям против совести; именно это противоречие (совести и чести) заставляет Герцога воскликнуть «в какие дни надел я на себя цепь герцогов!»: «Ужасный век, ужасные сердца!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к районному конкурсу учебно-методических разработок по проблеме международного гуманитарного права

Цели урока: Добиться понимания необходимости ответственности за выбор средств и методов для достижения поставленной цели применительно к ситуации вооруженного конфликта;Познакомить учащихся с осн...

Материалы по презентации учащихся - Класс-отряд "Прометеи" - победители районного конкурса "Орлята 2006", "Орлята 2007""

Презентация "В зоне пионерского действия" - на конкурс "Орлята"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3520925","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"316","style":"border-w...

Мини-проект "Мир вокруг нас" выполнен Гущиным Данилой, учеником 2 "в" класса ГБОУ СОШ № 2038

Учащиеся начальной школы ГБОУ СОШ № 2038 выполнили мини-проекты по теме "Мир вокруг нас"....

Итоги заочного районного конкурса компьютерных презентаций по методу проектов

Итоги конкурса подведены в двух возрастных категориях 6-8 класс и 9-11 класс....

Протокол районного конкурса электронных презентаций

Судейство проводилось в 2-х возрастных категориях: 5-7 класс и 8-11 класс....

Мастер-класс Душа" В рамках районного конкурса специалистов образовательных организаций " Воспитать человека"

Поговорим?- О чем?- О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень. Ведь что-то знаешь ты, а что-то мне известно. Поговорим?- Поговорим, вдруг будет интересно....

Представление на районный конкурс "Педагогический дебют"

Представление на конкурс "Педагогический дебют"...