Главные вкладки

    ТРИЗ-педагогика на уроках истории и обществознания
    презентация к уроку на тему

    Стрижак Юлия Анатольевна

    Материал для выступления на школьном методическом объединении учителей истории и обществознания 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл triz-pedagogika_na_urokah_istorii_i_obshchestvoznaniya.pptx1.54 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ТРИЗ-педагогика Особенности использования на уроках истории и обществознания

    Слайд 2

    Генрих Саулович Альтшуллер Разработанная Г.С.Альтшуллером т еория р ешения и зобретательских з адач (ТРИЗ) – одна из инновационных технологий.

    Слайд 3

    методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ – развитие творческого воображения ); методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ – общая теория сильного мышления ); воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ). В основе ТРИЗ – педагогики:

    Слайд 4

    Актуальность Потребность общества в раннем развитии творческих способностей детей Восстребованность педагогами знаний о возможностях современных педагогических технологий Необходимость формирования творческих компетентностей Формирование умения изобретать

    Слайд 5

    Основная цель: Воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

    Слайд 6

    Педагогические задачи: Воспитательные : формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности; развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи.

    Слайд 7

    Образовательные : повышение уровня общей образованности учащихся; формирование положительного отношения детей к учебному процессу; умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи; целенаправленное развитие системно-диалектического мышления. Педагогические задачи:

    Слайд 8

    Развивающие : развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом; развитие творческих способностей мышления; развитие пространственного мышления; развитие речи; умение анализировать, синтезировать, комбинировать; развитие творческого воображения. Педагогические задачи:

    Слайд 9

    Принципы: принцип свободы выбора принцип открытости принцип деятельности принцип обратной связи принцип идеальности (высокого КПД)

    Слайд 10

    Конструктор урока С использованием ТРИЗ-технологии

    Слайд 11

    Проверка домашнего задания

    Слайд 12

    Приемы интеллектуальная разминка « да-нет-ка » взаимоопрос идеальный опрос «игра в случайность»

    Слайд 13

    Игра « Да-нет-ка » Я задумала животное, на которое охотились древние люди У этого животного есть рога? Оно большое? Оно волосатое? и т.д. …. Это мамонт.

    Слайд 14

    Идеальный опрос Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. Учитель задает вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Ученики поднимают руки.) На «4»? На «3»? Такой опрос применяют, конечно, не очень часто.

    Слайд 15

    Игры в случайность Игры: «Что? Где? Когда?», «Ромашка», « Хронолеты »

    Слайд 16

    « Хронолеты » Делаются бумажные самолетики для “полетов во времени”. Учитель на самолетиках пишет даты, места событий, которые изучили ранее Запускаются “ хронолеты ” учителем, а отвечать должны те, к кому самолет “сядет” на парту. Причем, главные условия ответа: “Представьте, что вы попали в другое время, расскажите, что вы видите вокруг”.

    Слайд 17

    Объяснение нового материала

    Слайд 18

    привлекательная цель удивляй практичность теории определи ошибку театрализация деловая игра «Точка зрения» доклад, сообщение презентация Приемы:

    Слайд 19

    Деловая игра «Точка зрения» Оппоненты – группа участников, отстаивающих ту или иную точку зрения; наблюдатели – учитель с несколькими помощниками. Две группы участников доказывают правильность противоположной точки зрения. Так могут моделироваться столкновения мнений людей из разных социальных слоев, противоборствующих лагерей, партий; ученых различных эпох. До игры участники подбирают необходимые цитаты, критическую литературу, письма, статьи. Во время игры: Группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противников; Группы вступают в диспут; Группа наблюдателей оценивает качество ответов и выносит решение.

    Слайд 20

    « Хронолеты » Предлагается слетать в прошлое Каждый ряд “летит в гости” к разным представителям общества. (например – Древний Египет - первый – к земледельцу, второй – к ремесленнику, третий – к вельможе.) Перед детьми поставлена задача: путешествуя во времени, посмотреть, как жили люди и нарисовать увиденное.

    Слайд 21

    Закрепление темы, отработка умений и навыков

    Слайд 22

    Приемы определи ошибку учебный мозговой штурм игра-тренинг « да-нет-ка » проверочная работа, тестирование взаимоопрос составление синквейнов

    Слайд 23

    «Лови ошибку!» Ученикам раздаются тексты с ошибками, которые они ищут группой. Задание такого вида эффективно при первичном повторении и закреплении нового материала, его систематизации и обобщении и при проверке знаний.

    Слайд 24

    «Повторяем с контролем» Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу. Затем одни ученики раздают свои вопросы, другие по вызову учителя или ученика на них отвечают.

    Слайд 25

    Мозговой штурм Метод коллективного поиска оригинальных идей. Правила мозгового штурма: 1)исключение всякой критики; 2) поощрение самых невероятных идей; 3) большое количество ответов, предложений; 4) чужие идеи можно улучшать.

    Слайд 26

    Рефлексия урока

    Слайд 27

    рефлексия настроения и эмоционального состояния рефлексия деятельности рефлексия содержания учебного материала Направления:

    Слайд 29

    Домашнее задание

    Слайд 30

    Типы: три уровня домашнего задания особое задание опережающее задание идеальное задание

    Слайд 31

    «Идеальное домашнее задание» Учащимся предлагается выполнить дома работу по своему усмотрению, выбрать любую форму и способ выполнения. Дается перечень заданий разного уровня сложности. В результате учащимися заранее оцениваются собственные возможности, а затем проверяется уровень самооценки.

    Слайд 32

    «Обсуждаем домашнее задание» Учитель в конце урока задает детям вопрос: “Каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен?” Ребята предлагают варианты

    Слайд 33

    Преимущества: ТРИЗ-педагогика дает учителю безграничные возможности для работы. Помогает сделать историю самым интересным предметом школьного курса. Формируются умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца, помогают активному усвоению новых знаний и закреплению материала.

    Слайд 34

    Эта система обучения убеждает в возможности организовать эффективное занятие, целью которого будет не простое углубление и конкретизация исторических знаний, а главное - формирование всестороннего представления учащихся о фактах прошлого, критического отношения к источникам и их интерпретациям, развитие умения самостоятельно анализировать и оценивать факты, вырабатывать собственный взгляд на события и их последствия. Преимущества:

    Слайд 35

    Творческих успехов!

    Слайд 36

    Источники: Современные педагогические технологии на современном уроке - http://www.pandia.ru/text/77/150/8928.php Игры и упражнения для тренингов - http:// www.psyoffice.ru/4-0-357.htm Практико-ориентированные технологии и их использование - http://festival.1september.ru/articles/615655 / Использование активных методов обучения в процессе развития связной речи дошкольников - http:// www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-aktivnyh-metodov-obuchenija-v-procese-razvitija-svjaznoi-rechi-doshkolnikov.html Опрос - как средство обучения - http://www.edu.cap.ru/? t=speech&eduid=5763&speech=6263 Применение триз-педагогики на уроках истории// История. Все для учителя, - № 3, 2015 Применение методов развивающего обучения на уроках истории - http://festival.1september.ru/articles/566613 / Развивающие технологии – технология ТРИЗ - http:// ped-kopilka.ru/blogs/irina-kotova/razvivayuschie-tehnologi-tehnologija-triz.html ТРИЗ - технология выработки правильных решений - http:// practiceducation.com/triz00 Методы ТРИЗ технологии. Особенности использования ТРИЗ технологии в начальной школе - http://www.myshared.ru/slide/846026 /


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектные технологии на уроках истории и обществознания (Выступление на РМО учителей истории и обществознания).

    В методической разработке рассматривается возможность внедрения проектных технологий на уроках истории и обществознания: требования, предъявляемые к проектам, их типология и практическое применение. М...

    Обобщение педагогического опыта учителя истории и обществознания Левашко Галины Анатольевны по теме: «Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»

    Обобщение педагогического опытаучителя истории и обществознанияЛевашко Галины Анатольевныпо теме:«Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»...

    Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания в школе. Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня

    Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня рождения Н.В. Андреевс...

    Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания "Воспитание толерантности на уроках истории и обществознания"

    Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания на тему: "Воспитание толерантности на уроках истории и обществознания" данная работа предлогает ряд мероприятий по воспитанию толер...

    «Использование различных форм работы в рамках технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания». Из опыта работы учителя истории и обществознания Шуваловой И.А.

    Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личност...

    Семинар РМО учителей истории и обществознания тема "Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания"

    В современном обществе цель учителя  выпустить из школы выпускника, умеющего активно мыслить, идти в ногу с новым информационным обществом!!!!...