Теоретические основы темы по самообразованию учителя истории и обществознания МАОУ «СОШ № 7» города Кургана Корюкиной Т.М. (1 год). МОДУЛЬНО-РЕДУКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
опыты и эксперименты по истории на тему
Краткие теоретические основы технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_opyt_po_samoobrazovaniyu.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Теоретические основы темы по самообразованию
учителя истории и обществознания
МАОУ «СОШ № 7» города Кургана
Корюкиной Т.М. (1 год).
МОДУЛЬНО-РЕДУКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ
ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
Современная школа должна выпускать в мир образованного, творчески развитого, умеющего адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира. Если раньше ученики получали от учителя готовые знания, сейчас такой вид деятельности учеников и родителей уже не устраивает. Обучаясь в школе, дети должны учиться добывать знания, использовать их, работать в коллективе, высказывать и защищать свою точку зрения.
Современная школа должна не только подготовить и выпустить в мир образованного человека, но человека творчески развитого, умеющего адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира. Выпускника, который сможет легко организовать самостоятельную деятельность, принимать решения и нести ответственность за свои поступки.
Долгие годы в школе учебный процесс был сведен к тому, что от учителя к ученику передавались знания, умения и навыки. Но современная жизнь доказала, что этого недостаточно. Образование должно давать ответы на «вызов» современного мира, меняться, реагируя на новые социальные явления. Именно инновационные методы в обучении направлены на подготовку личности к будущей жизни.
Итак, инновация…Есть очень много трактовок этого термина , но основная мысль – это нововведение. К новшеству тянутся люди, которых не устраивает традиционная система. Многие из современных учеников уже с младших классов ставят себе четкие цели относительно своей будущей жизни. Очень радует, что их не устраивает роль пассивного участника образовательного процесса. Им неинтересно получат знания в готовом виде. Такие ученики на уроках хотят работать наряду с учителем. В данной ситуации педагог должен вовремя среагировать, а иначе ученики очень быстро станут пассивными участниками процесса. Основными инновационными методами в образовании являются: методы проблемного и проектного обучения, исследовательские методы, модульно - редуктивное обучение, игровые технологии, метод мозгового штурма, метод творческих заданий и т.д. Но нужно понимать, что есть особенности использования таких технологий для разных возрастных групп. Остановимся на модульно – редуктивном обучении. Редукция – сведение сложного к более простому, понимаемому, более доступному для анализа и решения. «В ходе редуктивного образования личное знание формируется при прямом творческом участии ( а не под силовым воздействием, как при репродуктивном обучении) чужого личного опыта тех, к кому сам учащийся обращается за содействием» (Балабан М.А. От «продуктивной» к «редуктивной» этике образования // Школьные технологии. – 2000. - №5. – С.16). Рассмотрим некоторые приемы модульно – редуктивного обучения истории, которые можно применить в среднем звене.
- Кубик Блума. На гранях кубика написаны следующие слова: «Почему», «Назови», «Объясни» и т.д. Ученик бросает кубик. Задача – сформулировать вопрос по учебному материалу, который бы начинался со слова, оказавшегося на грани кубика. Этот прием очень удобен при проверке домашнего задания. Если ученики знают материал домашнего задания, они без труда смогут составить вопрос и ответить на него.
- Ключевые слова. Можно предложить ученикам подобрать в тексте «ключевые слова» и обосновать свой выбор. Особенно полезно, когда к таким словам учащиеся будут обращаться неоднократно.
- «Задай вопрос». Когда ученик формулирует вопрос, определяется его уровень знаний (чем ниже уровень знаний, тем «проще» вопрос). Хороший вопрос оценивается очень высоко.
- Составление тестов. Этот прием позволяет проявить творческие навыки учащихся. Но ученики должны понимать разницу между альтернативным тестом и тестом на соответствие или тестом на исключение лишнего. Поэтому данный прием целесообразно использовать в классах постарше.
- Оценка текста. Ученики читают текст и оценивают содержание изучаемого параграфа. Учитель может задавать наводящие вопросы. Например, «Какие даты встречаются в данном параграфе?» и т.д.
Для старших классов можно предложить следующие приемы модульно- редуктивного обучения:
- Аналитическая работа. Эта деятельность основана на работе учеников не с учебником, а с дополнительным материалом, хрестоматией. Необходимо продумать задание таким образом, чтобы учащиеся, поработав с данным материалом, пришли к определенным выводам.
- «Шифрограммы». Ученики составляют опорный конспект изучаемой или изученной темы. Можно использовать особый язык «кодирования» информации. Задача остальных – расшифровать эту «шпаргалку».
- ПОПС – формула.
П – позиция («Я считаю, что…»)
О – объяснение, обоснование («Потому что…»)
П – пример («Я могу это доказать на примере…»)
С – следствие, суждение («Исходя из этого я делаю вывод о том, что…»)
4) Групповой метод обучения. В ходе такой деятельности возникает индивидуальная ответственность, взаимное уважение, толерантность к чужому мнению.
Вышеизложенные приемы только малая часть инновационных методов, которые могут быть использованы в современной школе. Все они предполагают: возрастание роли обучаемого в учебном процессе, усиление помощи со стороны учителя в организации индивидуального учебного процесса. Если ученики сами не достигнут успеха, настоящего желания к обучению не будет. Если ученикам задаются слишком легкие задачи, желание учиться может исчезнуть. Внедрение инновационных педагогических технологий позволяет решать проблемы развивающего, дифференцированного, личностно- ориентированного обучения. Школьники учатся думать, творить, высказывать свою точку зрения и защищать её. Всё это помогает ученикам самоутвердиться, а значит быть более подготовленным к будущей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию учителя истории и обществознания Бабаян Р.Л.
Необходимо стремиться создать комплекс условий, способствующих непрерывному обеспечению роста уровня профессиональной компетентности учителей в едином социокультурном пространстве шк...
Программа по самообразованию учителя истории и обществознания Лущиковой Г.С.
Цели программы: · Обеспечение непрерывного повышения квалификации как условия роста уровня профессиональной компетентности педагога;·...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ учителя истории и обществознания Тотровой Ларисы Казбековны.
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮучителя истории и обществознанияТотровой Ларисы Казбековны. Учитель - это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет...
Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания Крушельницкой Марины Анатольевны
Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания содержит: методическую тему, цели и задачи работы, этапы работы...
Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания Крушельницкой Марины Анатольевны
индивидуальный план самообразовыания учителя истории и обществознания содержит методическую тему, цели и задачи, этапы реализации плана (направления деятельности, мероприятия, формы и результаты, зада...
Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания "Воспитание толерантности на уроках истории и обществознания"
Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания на тему: "Воспитание толерантности на уроках истории и обществознания" данная работа предлогает ряд мероприятий по воспитанию толер...