Программа по самообразованию учителя истории и обществознания Лущиковой Г.С.
методическая разработка на тему

Лущикова Галина Степановна

 

Цели программы:  

·         Обеспечение непрерывного повышения квалификации как условия роста уровня профессиональной компетентности педагога;

·         выявление и развитие способностей каждого ученика,

·         обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы учеников;

·         введение в учебно - воспитательный процесс современных технологий обучения;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samoobrazovaniya.docx38.47 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Колыбельская средняя общеобразовательная школа» Лискинского района Воронежской области

                                                               ПРОГРАММА

 ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

учителя истории и обществознания

Автор: Лущикова Галина Степановна

Колыбелка- 2010

                     Информационная справка об авторе программы самообразования

1.        Фамилия, имя, отчество: Лущикова Галина Степановна

2.        Число, месяц, год рождения: 04.06. 1956 г

3.        Образование: высшее

4.        Должность: учитель истории, обществознания и географии

5.        Стаж педагогической деятельности: 28 лет

6.        Стаж работы в данном образовательном учреждении: 11 лет

7.        Награды:

  1. Почетная грамота Министерства образования и науки РФ(2010),
  2. Почетная грамота Департамента образования Воронежской области (2006)
  3.         Почетная грамота Лискинского районного отдела образования (2005)

8.        Квалификационная категория: первая

9.        Прохождение курсов повышения квалификации:

  1. Курсы повышения квалификации учителей географии при ВОИПКиПРО (2009)
  2. Курсы повышения квалификации учителей истории и обществознания при ВОИПКиПРО (2009)

Основания для разработки программы

  1. Образовательная программа школы
  2. Воспитательная программа школы

Цели программы:        

  1. Обеспечение непрерывного повышения квалификации как условия роста уровня профессиональной компетентности педагога;
  2. выявление и развитие способностей каждого ученика,
  3. обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы учеников;
  4. введение в учебно - воспитательный процесс современных технологий обучения;

Задачи программы:

•        Приобретение учителем новых педагогических знаний;

•        изучение и использование учителем в своей профессиональной деятельности современных педагогических технологий;

•        изучение и использование учителем на практике современных способов диагностики ученической успешности;

•        дальнейшее внедрение в практику работы педагога научной организации труда, активное использование возможностей компьютерной техники и ИКТ;

•        участие учителя в исследовательской и инновационной деятельности; стимулирование участия в конкурсах и проектах, творческой авторской деятельности;

•        обобщение и распространение своего педагогического опыта

Срок реализации программы:  2010 - 2015гг

Обоснование программы

«Потребность в образовании лежит в каждом человеке»

Л.Н. Толстой

              «Каждый день, в который вы не пополнили своего образования

                  хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания…считайте

                          бесплодно и невозвратно для себя погибшим».

К.С. Станиславский

Существенные изменения в социально-экономическом устройстве России затрагивают школу, которая вынуждена и должна изменяться, чтобы удовлетворять требованиям государства и общества. Как отмечается в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственнее, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Решение этой задачи во многом зависит от эффективности системы образования, которая должна ориентироваться не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Воспитание нового человека, формирование его личности - краеугольный камень педагогической работы. Продукт школы — личность. Стать личностью — значит осознать себя человеком, впитать в себя непреходящие  ценности духовной культуры, созданной многовековым народным опытом, вовлечь эти ценности в трудовую, социально значимую деятельность, в общественную жизнь, в человеческие отношения, в повседневный быт.

Особая роль в процессе формирования личности отводится школе. Именно в ней закладывается фундамент, на котором строится вся человеческая жизнь. Поэтому учитель в  ответе за каждого своего ученика, за то, каким он станет человеком. От духовной культуры учителя, от силы его убежденности, от его педагогического мастерства, человеческого таланта зависит то, что определяет направленность мыслей, интересов, стремлений его воспитан никое. Это обязывает учителя работать над собой беспрестанно и многосторонне, повышать свое педагогическое мастерство, постоянно учиться. То есть непрерывное образование педагога, систематическое повышение его квалификации становятся важнейшими условиями решения задач, стоящих перед современной школой.

Обеспечение постоянного и непрерывного обучения педагогов — главная цель методической работы, осуществляемой на разных уровнях. Системообразующим элементом методической работы является самообразование учителя.

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного самообразования. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным усовершенствованием, в том числе и профессиональным.

Самообразование — средство развития личности учителя, повышения его профессиональной компетентности. Устойчивая потребность в самообразовании, изучении новой информации и опыта, самостоятельном приобретении знаний, самоанализе и самооценке своей деятельности — важнейшее требование, которое предъявляется к работнику в современных условиях. Повышение квалификации характеризует стремление учителя к постоянному повышению своей профессиональной компетентности, его возможности для профессионального роста, саморазвития, самосовершенствования. Уровень самообразования непосредственно влияет на результаты педагогической деятельности в целом.

Принято выделять четыре уровня самообразования:

•        высший — самообразование становится постоянной  жизненной потребностью человека, непрерывным процессом исследовательского характера;

•        высокий — систематическое, целенаправленное самообразование на основе овладения технологией данного вида деятельности;

•        средний — ситуативное самообразование на фоне  интереса к знанию, удовлетворения возникшей познавательной потребности;

•        низкий — спонтанное (внесистемное) самообразование, часто под воздействием внешних обстоятельств  при отсутствии развитой должным образом познавательной культуры.

Продвижение учителя вверх по этой лестнице характеризует эффективность процесса его самообразования, является залогом успеха осуществления педагогической деятельности.

Становление профессионализма — процесс длительный. На протяжении всей своей педагогической деятельности учителю приходится постоянно учиться, повышать квалификацию, совершенствовать свою методическую базу. Достижение высокого уровня педагогического мастерства, педагогической культуры возможно только в результате упорного труда. Однако этот процесс должен носить не стихийный и ситуативный, а непрерывный и планомерный характер. Для успешной работы в этом направлении необходимо применение системного подхода, реализация которого предусматривает создание и осуществление долгосрочной программы самообразования, определяющей его цели, задачи и основные направления. Применение такого подхода способствует осознанию учителем перспектив дальнейшей деятельности, концентрации усилий для достижения поставленных целей, повышению эффективности работы.

Принципы реализации программы

Программа реализуется в соответствии со следующими принципами:

•        всеобщность;

•        непрерывность;

•        целенаправленность;

•        интегративность;

•        единство общей и профессиональной культуры;

•        индивидуализированное;

•        взаимосвязь и преемственность;

•        доступность;

•        опережающий характер;

•        вариативность.

Направления, содержание и формы реализации программы

Профессиональное самообразование осуществляется по следующим направлениям;

•        систематическое обучение;

•        профессиональное общение;

•        практика;

•        индивидуальная работа.

Формы самообразования по направлениям

Направление

Формы

Систематическое обучение

•        Обучение на проблемных или квалификационных курсах.

•        Обучение на методических семинарах

Педагогическое общение

•        Участие в работе школьных и районных методических  объединений;

•        Проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий.

•        Посещение уроков коллег

•        Проведение методических семинаров для педагогов школы.

•        Участие в конкурсах профессионального мастерства

Практика

•Разработка программ и методических материалов.

• Работа по новым УМК.

•Внедрение в практику современных педагогических технологий.

•Обобщение и оформление опыта экспериментальной работы.

•Обобщение опыта педагогической деятельности

Индивидуальная работа

•        Изучение новейшей методической литературы, передового педагогического опыта,

•        Знакомство с опытом работы коллег.

•        Работа над индивидуальными методическими темами: «Проектно – исследовательская деятельность по краеведению», «Использование инновационных технологий при изучении истории и обществознания», «Создание классной воспитательной системы «Зажги свою звезду»

Примерный план реализации программы

Направления

Планируемые мероприятия

Сроки

Систематическое обучение

Обучение на курсах повышения квалификации

Обучение на методических семинарах:

•        школьных

•        районных

•        областных

2013-2014 гг

В соответствии с планом методической работы

Руководство школьным методическим объединением

Педагогическое общение

  1. Презентация методики «Задачный подход как система методических приемов» учителям района
  2. Выступление на районном МО учителей истории и обществознания с темами «Модульное изучение истории Отечества в 10-11 классах», «Формирование ценности толерантности на уроках истории и обществознания»
  3. Мастер – класс на тему «Использование поэтических викторин на уроках истории»
  4. Участие в областной конференции по теме «Реализация регионального компонента исторического образования  через деятельность школьного музея и проектную деятельность»
  5. Участие в межвузовских краеведческих конференциях «Воронежское краеведение: традиции и современность»
  6. Выступление на школьном МО учителей гуманитарного цикла с темами «Работа с одаренными детьми: готовимся к олимпиаде по истории», «Использование блочно – модульных технологий на уроках истории и обществознания»; «Применение ИКТ на уроках истории» и др.
  7. Выступление на школьном МО классных руководителей: «Новые формы работы с родителями», «Использование системного подхода в деятельности классного руководителя», « Кто он, классный руководитель-воспитатель или дежурный по детям?», «Из опыта работы по решению конфликтных ситуаций»
  8. Проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий
  9. Посещение уроков коллег
  10. Руководство научно-исследовательской деятельностью школьников по истории и обществознанию;
  11. Консультирование педагогов по вопросам организации научно-исследовательской  и проектной деятельности школьников
  12. Руководство школьным музеем

2010 г

2011-2012 гг

2012 г

2013 г

2011-2014 гг

2012-2013 гг

2011-2013 гг

Практика

•        Участие в опытно-экспериментальной работе школы по созданию системы предпрофильной подготовки и профильного обучения        

•        Разработка программ элективных и факультативных курсов по выбору для учащихся 9-х классов        

•        Реализация программ курсов по выбору для учащихся 9-х классов        

•        Разработка программ элективных предметов для учащихся 10-11-х классов        .  

•        Реализация программ элективных предметов для учащихся 10-11-х классов        

•        Разработка рабочих учебных программ и календарно-тематического планирования  для старшей школы:

   - профильный уровень — по обществознанию, праву; экономике

     -базовый уровень — по истории, обществознанию,     географии

                                       

•        Реализация программ профильного обучения в старшей школе по обществознанию, праву, экономике

•        Корректировка рабочих учебных программ и календарно-тематического планирования для старшей школы

•        Разработка рабочей учебной программы по истории края и села для 8, 10-11 классов      

•         Реализация рабочей учебной программы по истори края и села для 8, 10-11 классов  

•        Освоение новых УМК для старшей школы:

        Л.Н. Боголюбова (обществознание);

        Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева и др. (право)

        В.С. Автономова (экономика)

        Н.В. Загладина , С.И. Козленко, С.Т. Минакова,

Ю.А. Петрова (история)

•        Изучение и внедрение в практику работы современных педагогических технологий:

        метода проектов;

        технологии КТД;

        технологии «Дебаты»

        блочно – модульных технологий

        метода «Портфолио»

        личностно - ориентированных технологий

        разноуровневого обучения

•        Разработка воспитательной системы и программы класса

•        Реализация воспитательной системы и программы класса

•        Разработка программы развития музея ;

            Реализация программы       развития музея

2011-2012 уч.год

2012-2014 гг.

2012-2013 гг

2013-2014 уч. г.

Ежегодно

2010-2013 гг

2011 – 2014 гг

Ежегодно

Участие в разработке и реализации программы

по формированию среды толерантного общения в образовательном учреждении

«Я, ты, он, она – вместе дружная семья.»

Обобщение опыта по направлениям:

•        профильное обучение

•        современные педагогические технологии

•        подготовка учащихся к ЕГЭ по обществознанию

•        программно-целевой подход в преподавании курса истории

2012-2013 гг

2011 – 2014 гг

•        Оформление подписки на профессиональные методические журналы

•        Подготовка к выступлениям на методических совещаниях, семинарах, заседаниях ШМО

•        Разработка собственных сценариев уроков, наглядных пособий, компьютерных презентаций, дидактических материалов        

•        Формирование и пополнение банка данных по педагогике, психологии, методике,  

•         Рефлексия, анализ собственной педагогической деятельности                                        

•        Изучение нормативно-правовых документов федерального уровня и уровня субъекта РФ по организации системы образования, локальных нормативных правовых актов муниципалитета и школы      

•        Приобретение новейшей методической литературы  

  1. Информирование коллег о своих достижениях через собственный сайт на образовательном портале

постоянно

Поскольку программа определяет перспективы самообразования на довольно длительный период, она уточняется, корректируется в ежегодном индивидуальном плане самообразования.

Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации программы

Ожидаемые результаты:

•        приобретение умений и навыков самоопределения в ценностном пространстве современной педагогической действительности;

•        приобретение знаний и умений, необходимых для  осуществления профессиональной деятельности по  педагогическому проектированию;

•        осознание самообразования как постоянной жизненной потребности педагога, готовности к дальнейшему  самообразованию и самосовершенствованию.

Эффективность реализации программы оценивается с по¬мощью следующих методов и методик:

•        самоанализ;

•        педагогическое самонаблюдение;

•        самодиагностика с использованием следующих методик:

  1. «Лист самооценки педагога» (В.М. Лизинский);
  2. «Программа изучения трудностей в работе»(Л.П. Ромадина);
  3. «Самоанализ исследовательской новаторской пе¬дагогической деятельности» (Н.С. Корнакова);

•        анкетирование учителей, учащихся и их родителей

•        собеседование с администрацией, учителя ми, коллегами, учащимися, родителями;

•        анализ результатов учебно-воспитательной работы,

        Управление реализацией программы

            Управление программой осуществляет учитель, который:

•        разрабатывает программу и вносит в нее необходимые коррективы;

•        определяет содержание и формы самообразования;

•        обеспечивает своевременное исполнение программных мероприятий;

•        несет ответственность за своевременную и качественную реализацию программы;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания. Выступление на МО учителей истории и обществознания.

Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 5 - 9 класса, базовый уровень, МО учителей истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 5 - 9  класса, базовый уровень, МО учителей истории и обществознания...

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»» для 10 - 11 класса. базовый уровень, МО учителей истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»» для 10 - 11  класса. базовый уровень, МО учителей истории и обществознания...

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень) Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень)  Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания...

Программа наставничества учителя истории и обществознания с молодым специалистом

I.Пояснительная запискаСкажи мне – и я забуду;Покажи мне – и я запомню:Дай сделать – и я пойму.Китайская притча.Проблема профессионального становления личности приобретает все большу...